Педагогический совет «Здоровье ребенка и педагога в наших руках»

Мария Давиденко
Педагогический совет «Здоровье ребенка и педагога в наших руках»

Цель: Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Ход педагогического совета сопровождается слайдовой презентацией.

Уважаемые коллеги! Здоровье дошкольников – наше общее дело. (Анализ заболеваемости дошкольников ДОУ представляет старшая медицинская сестра).

Мы сегодня будем работать в малых группах (при входе педагоги получают карточки разного цвета и рассаживаются за столы по цветовому признаку, поэтому обратите внимание на правила работы в группах:

*искренность в общении

* взаимоуважение

*обязательное участие в работе группы в течении всего времени

* не давать оценок и не критиковать

Рассуждения в малых группах: подумайте и ответьте на вопросы:

1. «Что мешает ребенку в нашем детском саду быть здоровым

2. «От чего зависит здоровье ребенка

Представление схемы «Здоровый ребенок».

Здоровье ребенка зависит от здоровья родителей, здоровья (психологического и физического) педагога и от среды проживания (дом и детский сад). Как сказал Жан де Лабрюйер «Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут»

Одним из факторов, влияющих на комфортное пребывание ребенка в детском саду, является психологическое здоровье педагога, то есть его настроение. Вот на этом факторе мы и остановимся.

Психологическое здоровье педагога: от чего оно зависит? Определите факторы, влияющие на психологическое здоровье педагога (работа в малых группах

Далее представление схемы (можно добавить со слов педагогов):

- микроклимат в коллективе и в группе

- политическая обстановка в обществе

- физическое здоровье педагога

- семейная обстановка

Мы не ошибёмся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы - говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного – здоровья», - говорят наши близкие. По большому счёту здоровье было и остаётся дороже власти и богатства.

В последнее время проблема сохранения психологического здоровья педагога образовательного учреждения стала особенно острой. Основная причина этому - повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения работника сферы образования, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Перегрузки в педагогической деятельности - привычное дело. После напряженного рабочего дня надо полноценно восстановить свои силы. Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправить и сохранить свое здоровье? Согласитесь, что иной раз к концу дня сил уже ни на что не хватает. Но давайте задумаемся вместе, раз мы уже так устаем сейчас, то что будет с нами через год-два? Надо что-то делать уже сегодня!

Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане. Но есть в его деятельности своя специфика:

во-первых, педагогическая профессия – здоровьеразрушающая

во-второых, мы наблюдаем кризис педагогической профессии, воспитатели «постарели», так как молодёжь всё реже идёт в педагогику, хотя на сегодняшний день наблюдается и небольшой всплеск. И отсюда возникают ряд проблем.

Давайте с вами, согласно Методике "Типовое состояние" проведем тестирование (раздаточный материал). Адаптированная методика Э. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого.

Постарайтесь сделать следующее: вспомните чувства, с которыми Вы переступаете порог образовательного учреждения! Припомните чувство, с которым вспоминаете рабочие дела дома, на отдыхе. Как Вы себя чувствуете в детском саду чаще всего? Попробуйте мысленно «окунуться» в мир чувств, овладевающих Вами в стенах ДОУ.

Оцените выраженность того или иного чувства в баллах от «0» до «7», притом, что признаки, разместившиеся в левой колонке, соответствуют оценке «0», а в правой — «7». Итак, какой Вы себя чувствуете в ОУ чаще всего?

Довольным 0 1 2 3 4 5 6 7 Недовольным У)

Спокойным 0 1 2 3 4 5 6 7 Встревоженным (Т)

Расслабленным 0 1 2 3 4 5 6 7 Напряженным (Н)

Нужным 0 1 2 3 4 5 6 7 Лишним Т)

Отдохнувшим 0 1 2 3 4 5 6 7 Усталым Н)

Здоровым 0 1 2 3 4 5 6 7 Больным (У)

Смелым 0 1 2 3 4 5 6 7 Робким (Т)

Беззаботным 0 1 2 3 4 5 6 7 Озабоченным (Н)

Хорошим 0 1 2 3 4 5 6 7 Плохим (У)

Ловким 0 1 2 3 4 5 6 7 Неуклюжим (Т)

Уверенным 0 1 2 3 4 5 6 7 Неуверенным (Н)

Радостны 0 1 2 3 4 5 6 7 Огорченным (У)

После заполнения бланка методики, приступайте к обработке результатов. Посчитайте сумму баллов по шкалам, обозначенным одинаковым индексом (индекс указан в конце каждой строки в скобках - (У, (Т, (Н).

Запишите полученные результаты:

1. Сумма баллов по шкале с индексом (У) = ___

2. Сумма баллов по шкале с индексом (Т) = ___

3. Сумма баллов по шкале с индексом (Н) = ___

Интерпретация результатов:

Лишь теперь считаем возможным объяснить цель настоящей методики. С ее помощью Вы определили уровень профессионально обусловленных состояний:

общей неудовлетворенности (У,

нервно-психического напряжения (Н)

тревожности (Т).

Указанные состояния констатируются, если сумма оценок по четырем субшкалам превышает или равна по (У) 26 баллам; по (Т) — 26 баллам; по (Н) — 27 баллам. Заметим также, что показатель больше 14 баллов — выше среднего.

Обратитесь еще раз к заполненному Вами бланку методики. Какие признаки, перечисленные в правой его части, набрали наибольший балл? Попытайтесь самостоятельно разобраться в причинах большей, по сравнению с другими, выраженности этих признаков для того, чтобы постараться устранить их.

Хочется предложить Вам, уважаемые педагоги, результаты исследований: Примерно после 12 лет работы становится менее критичным отношение к профессии. После этого срока профессионал часто перестаёт беспристрастно анализировать свою работу. Но после этих же 12 лет набирается самый ценный опыт, человек находится в расцвете своих профессиональных возможностей. Однако педагог начинает мыслить штампами, возникают эгоистические мотивы в обучении и развитии детей, менторство, даже иногда брюзжание. В методах воспитания всё чаще встречается излишняя строгость, «наведение страха». Создаётся психологическая напряжённость во взаимоотношениях с детьми и коллегами. Это вредно и для самого педагога, и для окружающих. Кроме всего прочего, недостаточная заработная плата не позволяет полноценно восстанавливать здоровье – приобретать качественные продукты, выезжать летом на отдых в пансионаты или санатории.

Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановиться. Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправить и сохранить своё здоровье? Будем реалистами – в ближайшие двадцать лет вряд ли можно ожидать значительных благоприятных изменений в нашей жизни. Нас не будут бесплатно посылать в дома отдыха, не увеличат зарплату настолько, что бы мы могли позволить себе лучшее питание и абонементы в бассейн. Не снизят нагрузку настолько, что мы могли полноценно восстановиться после рабочего дня. Следовательно, никто, кроме нас самих, не решит этих проблем (привлекая к этому, по возможности, врачей). Но и врачи не будут заставлять делать по утрам зарядку, следить за соблюдением режима дня. К тому же мы часто не хотим ничего делать для себя! Стандартный ответ: «Я устала после работы». Разумеется, после напряжённого рабочего дня сил уже ни на что не хватает.

А всё-таки, с чего начинается здоровье?

Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни. Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса:

1. Ради чего я живу? В чём смысл жизни?

2. Зачем я родился? Что я должен совершить?

3. Зачем мне быть здоровым?

4. Быть здоровым – это мой долг перед обществом или моё личное дело?

Если человек воспринимает своё здоровье как «долг» перед кем-то, если смысл своего здоровья он видит в возможности осуществить какое-то важное дело, он сможет стать значительно здоровее, чем тот, для кого здоровье – его «личное дело».

Педагог в России, что бы ни говорили про него сегодня, всегда был и остаётся особенным, в чём-то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни, для которого слово «долг» является ключевым.

Вопросов к себе может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.

Послушайте сказку «Про чувства».

Жили-были на свете разные чувства: Жалость, Внимание, Доверие, Долг, Забота, Страх, Злость, Радость. Поспорили они однажды о том, кто из них нужнее людям. Особенно горячились те чувства, которые люди считают хорошими, добрыми: Внимание (мама часто говорит: надо быть внимательным к другим людям, Забота (надо заботиться о людях, Доверие, Радость.

- Мы всем нужны, - говорят,- с нами хорошо.

- Вот я! – говорит Внимание. – Я помогаю людям внимать, то есть интересоваться друг другом, помогать друг другу. Я очень полезное чувство.

- А я? – говорит Забота. – Я прямо за ботинки хватаюсь, чтобы с человеком ничего не случилось, вот как забочусь.

- А я-то, а я-то! – говорит Доверие. – Я помогаю людям верить, а это самое главное.

- А уж про меня и говорить нечего, - отозвалась Радость. – Я же рай даю на земле. Так что все мы нужны, а от Жалости, Долга, Страха никакой пользы, только вред! Вот ты, Жалость, ты жалишь и жалишь, как пчела. А ты, Долг, только и твердишь: «Должен, должен». Тяжело ведь. А от тебя, Страх, одни неприятности. Всё «боюсь, да боюсь». А про тебя, Злость, и говорить нечего. Ты вся аж дрожишь, когда что-то не так. Не нужны вы никому – ни взрослым, ни детям. Уходите!

- О, беда! – сказали отрицательные чувства, обиделись и ушли. Остались положительные чувства одни. Поначалу им хорошо было, никто не мешает. Внимание всё внемлет кому-нибудь, всё растворилось в нём, его самого уже и не видно. Исчезло уже совсем:

- Эх, была бы Жалость со мной, хоть бы ужалила, я бы огляделось и само собой осталось.

Забота всё заботится, за ботинки держит, не отпускает. Устала, надоело всё. Чувствует, сил уже у неё нет заботиться. Взяла да отпустила того, кого держала за ботинки, и тот свалился в пропасть. Тут она совсем расстроилась.

- Эх, - говорит, - был бы сейчас со мной Долг. Я тогда могла бы долго заботиться.

Тут Доверие и говорит:

- А я всему верю, всему доверяю. Пойду купаться. Я верю, что здесь неглубоко, ничего не случится. И прыг в воду. А там глубоко… Воды нахлебалось – не продохнуть. Доверие чуть не утонуло, еле выскочило.

- Эх, был бы сейчас Страх со мной, посторожил бы, предостерёг, я бы сломя голову не полезло в воду.

- А у меня всё хорошо, - говорит Радость. – Я всему радуюсь, всем рай даю. Ветер подул – она стоит и радуется. Потом дождь пошёл – она всё радуется. Затем град посыпал, пурга началась. Радость простыла, кашляет, чихает. температура поднялась.

- Эх, - говорит, - была бы со мной Злость, хотя бы задрожала, предупредила, что не так. Я бы тогда от ветра-дождя укрылась и была бы здорова.

- Да, ребята, что-то у нас без наших друзей-приятелей – отрицательных чувств ничего не выходит. Давайте-ка их обратно позовём.

И пошли они к отрицательным чувствам. Те сидят дома, горюют.

- Никому мы не нужны, и зачем нас только природа создала. Всем без нас хорошо, да ещё говорят, что мы плохие.

Тут дверь открывается, заходят положительные чувства и говорят:

- Возвращайтесь к нам, давайте вместе жить, людям служить, а то дело без вас не идёт, плохо без вас всем.

Согласились отрицательные чувства, и стали все чувства жить вместе. Жалость и Внимание под руку ходят. Следят, чтобы всё в меру было – не много и не мало. Долг с заботой подружился, Забота помогает долгу заботиться. Страх Доверие предупреждает об опасности. А Злость разочек вздрогнет, чтобы Радость знала, если что не так, и о себе позаботилась.

Так и живут по сей день они вместе, потому что людям нужны и положительные, и отрицательные чувства, без них никак нельзя. И называются они не плохие и хорошие, а положительные и отрицательные.

Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведёт к здоровью или болезни. Надо научиться, в сущности, понятным вещам:

- жить с положительными эмоциями;

- противодействовать изобилию отрицательных эмоций.

Основные причины заболеваний педагогов: конфликт собственного «я» с окружающей действительностью, а также некоторые проблемы психогенного и мировоззренческого характера.

Мировоззренческая причина и факторы, ее формирующие:

- неумение принимать жизнь, такой «какова она есть» без критики и внутреннего протеста;

- неумение жить настоящим днем, считая его для себя самым важным в жизни;

- наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих собственным возможностям;

- неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта собственного существования, своей профессии, вос-требованности и тем самым сохранить свое здоровье;

- неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас своего рода творец истории;

- неумение достойно принимать свой статус и пребывать в нем;

- непонимание того, что каждый из нас очень нужен на своем месте.

Психогенная причина и факторы, ее формирующие:

- неумение противостоять стрессам;

- отсутствие навыка управления своими эмоциями;

- частое превышение своих псиxичecкиx возможностей;

- неумение взрастить в себе и освоить эмоцию радости;

- неспособность с иронией относиться к жизненным неудачам.

Необходимо проводить ряд мероприятий, позволяющих эффективно воздействовать на устранение мировоззренческой и психогенной причин, о которых мы поговорим позже

Одним из средств снятия психологического напряжения являются психологические зарядки, которые помогают овладеть приемом релаксации и концентрации, способствуют повышению энергетического потенциала. Для достижения желаемого результата зарядку рекомендуется проводить по 15-20 минут каждый день, повторяя каждое упpaжнeниe от 3 до 5 раз. Вот некоторые из них. (Зарядка выполняется всеми педагогами)

1. Сжать руки в кулаки, прижать их к талии. Делать движение локтями вперед-назад, повторяя вслух фразу: «Я снимаю напряжение».

2. Вытянуть руки вперед и поочередно написать ими в воздухе слово «счастье».

3. Ладонь правой руки положить на живот и, напрягая и расслабляя мышцы живота, повторять: «Радость. Любовь. Здоровье». То же самое проделать с ладонью левой руки.

4. Делать махи правой ногой вперед-назад, повторять: «Я действую мудро».

5. Совершать махи левой ногой вперед-назад со словами: «Я довольна собой».

Для этого также можно воспользоваться памяткой (раздаточный материал). В ходе таких занятий педагогам необходимо вызвать желательную эмоцию, опираясь на протекание индивидуальных психических процессов, таких как память, воображение, образное и предвосхищающее мышление.

ПАМЯТКА:

1. Вспомните и опишите самыe чудесные переживания вашей жизни, мгновения восторга, радости, счастья.

2. Представьте себе, что эта ситуация повторилась, и вы сейчас находитесь в этом состоянии счастья, радости.

3. Вообразите себе, что зрительные, слуховые, кинестетические образы сопровождают это состояние, как и в прошлый раз.

4. Улыбнитесь.

5. Почувствуйте это состояние всем телом: примите энергичную позу, пройдитесь уверенной походкой, сделайте какие-нибудь выразительные жесты.

6. Постарайтесь запомнить эти физические проявления радости и счастья, чтобы затем в любой момент воспроизвести их по собственному желанию.

В арсенале психологических находок есть несколько советов, которыми можно тоже воспользоваться:

Чтобы чувствовать себя психологически уверенно, надо стараться почаще пребывать в «крепости своего состояния». Что это значит? Представьте, что вы играете определенную роль, которая вам нравится. Это конкретное эмоциональное состояние и тембр голоса, причем вы постоянно наблюдаете за собой. Надо хорошо выглядеть, быть вообще приятным человеком во всех отношениях. Человеком, который мудр, спокоен и рассудителен. Представьте, что это вы! Сначала дома попробуйте примерить к себе этот образ, а затем перенесите его в реальную жизнь и постарайтесь реже «выходить» из своей «крепости».

Как же избавляться от отрицательных эмоций? Один из способов это метод «перевертыша», т. е. умение находить позитив в негативе. Давайте мы с вами попробуем. Для этого каждой группе дана будет та или иная негативная ситуация. Задача: найти как можно больше позитива.

Задания:

1. На планерке Вам сказали о предстоящем контроле по разделу «Развитие речи».

2. По результатам диагностики у детей Вашей группы самые низкие показатели по продуктивным видам деятельности, в частности по аппликации.

3. На педагогическом совете Ваша фамилия прозвучала в списке педагогов недобросовестно выполняющих свои должностные обязанности.

4. На Ваше обращение к родителю «почистить снег на участке» он ответил грубым отказом.

5. С января 2014 года вступают в силу новые требования при прохождении аттестационных испытаний.

Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

* чтобы не болеть;

* чтобы принимать правильные решения.

Для того чтобы быть более уверенным в своих действиях, необходимо реально оценивать свои возможности, свои умения, давать себе правильную оценку. А еще нам нужно знать, как нас оценивают окружающие.

Упражнение «Ладонь»: обведите свою ладонь, в центре напишите имя, а на каждом пальчике ваши соседи напишут какое-либо ваше качество. Когда Вам станет грустно, посмотрите на эту ладонь и скажите «Ах, какая я хорошая!»

В заключение педагогического совета нам хочется прочитать Вам притчу:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Поэтому, уважаемые коллеги: ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ

Желаем быть всегда мудрыми и здоровыми!

Приложение: Презентация, памятка

Прикреплённые файлы:

zdorove-rebenka-v-nashih-rukah_8gfnk.ppt | 1278 Кб | Скачан: 261
 
Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей первой младшей группы детского сада посредством здоровьесберегающих технологий .

Презентация в помощь старшим воспитателям: педагогический совет №2 Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своим небольшим опытом. Представляю для вас презентацию, которую составила для проведения педагогического.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Фразеология
  • Фразеология
Автор публикации:
Педагогический совет «Здоровье ребенка и педагога в наших руках»
Опубликовано: 24 апреля 2013 в 21:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....