Получи документы

Педагогический эксперимент «Социокультурный аспект музыкального воспитания»

Людмила Семистенова
Педагогический эксперимент «Социокультурный аспект музыкального воспитания»

Семистенова Людмила Викторовна,

музыкальный руководитель

ГБОУ СОШ № 4 СП "Детский сад № 1"

г. о. Чапаевск Самарской области

Тема «Социокультурного развития детей в процессе музыкального воспитания» является темой моего самообразования с 2009 года. Данная проблема меня заинтересовала потому, что в настоящее время:

- у современной педагогики существует потребность в поисках действенных механизмов музыкального воспитания;

Публикация «Педагогический эксперимент „Социокультурный аспект музыкального воспитания“» размещена в разделах

• доминирует новая парадигма воспитания, в которой особую значимость приобретает усиление социокультурной компоненты;

• состояние отечественного музыкального воспитания требует современного осмысления;

• возникла потребность в инновационных авторских методиках музыкального образования и воспитания для более целостного социокультурного развития детей.

В течении 2009 – 2011 году в детском саду апробировалась программа музыкального воспитания «Ожидание чуда». Программа «Ожидание чуда» это - педагогическая технология, система музыкальных занятий в детском саду для детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп, созданная музыкальным руководителем детского сада № 1745 Южного округа Москвы Л. В. Гераскиной.

Программа была рассчитана на весь учебный год. В неё входят занятия различного типа – традиционные, доминантные, тематические, комплексные, выстроенные в систему с учетом возрастных особенностей детей, на сюжетно-игровой основе. Акцент делается не на механическое воспроизведение песни или танца, а на творческое раскрытие характера, заложенного в детях. В основу конспектов музыкальных занятий положены наглядный, словесный, практические методы. Задачи и тематика музыкальных занятий связаны с задачами и тематикой, представленными на других занятиях, которые проводятся с данной возрастной группой. Это необходимо для того, чтобы осуществить целостный подход к изучаемому предмету будь то явление природы, знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и т. д.

Цель настоящей статьи: представить результаты эффективности данной программы.

Апробация данной программы осуществлялась в форме поисково-педагогического эксперимента. Он проводился на СП «Детский сад № 1 ГБОУ СОШ № 4 г. о. Чапаевск Самарской области» В эксперименте приняло участие 60 детей: 20 человек - 4-х-, 20 человек - 5-ти- и 20 человек - 6-тилетнего возраста.

Методологически ориентиром в его проведения послужило теоретическое положение, высказанное Б. Т. Лихачевым о том, что "личность ребенка представляет собой социально-психологическую систему качеств и свойств, существующих как целостность" .

Содержательную основу и целевую направленность эксперимента со-ставили выдвижение и проверка гипотезы о том, что культурному развитию и социализации дошкольников в значительной степени способствует музыкальное воспитание.

В соответствии с обозначенной гипотезой целями эксперимента стали :

• Разработка и проверка эффективности интегративных форм музыкального воспитания;

• Выработка и апробация авторской методики и программы музыкального обучения детей.

Исходя из гипотезы и названных целей педагогического эксперимента, были сформулированы основные задачи по их реализации:

• Выявить формы музыкальных занятий, интегрирующих в себе эле-менты социокультурного развития и художественного воспитания;

• Отработать навыки и приемы художественно-образного проведения занятий;

• Использовать в образовательном процессе дидактический и иллюстративный материал четко выраженной музыкально-эстетической направленности;

• Определить виды занятий, органично сочетающих в себе элементы музыки, ритмики, театрализации и игры, несущие в себе элементы воспитания, художественности, образности в их целостности;

• Выработать и апробировать авторскую методику и программу музыкального обучения и воспитания, которые активизируют социо-культурное и творческое развитие дошкольников.

В процессе осмысления условий проведения эксперимента в качестве основных экспериментальных факторов были выделены факторы, способствующие выявлению художественно-педагогического влияния музыки, раскрытию личностных качеств и творческого потенциала дошкольников, и факторы оптимизации процесса их обучения. Исходя из логики доказательств гипотезы, наш эксперимент относится к типу линейных.

В отличие от параллельного (когда берутся две группы - контрольная и экспериментальная, в линейном эксперименте анализу подвергалась одна и та же группа детей. В начале эксперимента эта группа выступала в качестве контрольной. На этом этапе эксперимента фиксировалось первоначальное состояние: контрольные факторы и другие позитивные ее характеристики.

Затем эта же группа выступала в качестве экспериментальной, когда фиксировалось ее состояние после изменений каких-либо ее характеристик. Экспериментальная группа как наиболее типичная представляла собой минимодель совокупности других учебных групп по своим позитивным и совокупным характеристикам.

Педагогический поиск велся без четко разработанного проекта, на основе стержневой идеи и намеченного общего контура. В этом случае принципиально новые элементы практической деятельности вызревали в процессе обучения игре в детском музыкальном театре.

Эксперимент осуществлялся в процессе обучения игре на музыкальных инструментах, пения, ритмики, прослушивания музыки, исполнения детских музыкальных спектаклей. В ходе эксперимента выявлялись причинно-следственные связи между прослушиванием и занятиями музыкой, обозначались наиболее существенные из них, выявлялись взаимосвязи между этими факторами.

В качестве ведущих идей эксперимента выступали :

• Построение воспитательно-образовательного процесса, максимально ориентированного на знание индивидуальных особенностей до-школьников;

• Ориентация на построение отношений и деятельности на основе собственных успехов, возможностей саморазвития детей, совершенствования профессионального мастерства педагогов;

• Целенаправленная и целесообразная совместная деятельность детей и педагога, в основе которой лежит диагностика психолого-педагогических особенностей и степени социальной адаптации дошкольников;

• Самокритическое осмысление собственных успехов и недостатков в процессе самореализации и творческого развития;

• Проверка действующих и установление новых взаимосвязей между различными художественно-педагогическими воздействиями музыки и условиями обучения, воспитания и социализации.

В эксперименте использовались два метода исследования: метод наблюдения, который нам дал возможность зафиксировать результаты детей на начало и конец учебного года и метод опроса среди детей, родителей и педагогов детского сада, куда ходили дети. Результаты опроса показали, что:

• У 98% детей занятия музыкой вызывают интерес;

• 85% детей хорошо усваивают музыкальную программу данного возраста;

• 64% детей ведут беседы в детском саду о музыкальных постановках, в которых они сами участвуют;

• 78% детей рассказывают в семье и пытаются изобразить то, что они делают с педагогом;

• У 82% детей развивается творческое начало, дети увлекаются художественным образом;

• 29% детей пытаются научить своих кукол тому, чему их учит педагог, имитируя интонацию и жесты педагога;

• 98% родителей удовлетворены результатами своих детей, а также участием детей в культурно-досуговых программах;

• 100% воспитателей детского сада утверждают, что ребенок стал более общительным, раскрепощенным, лучше стал контактировать со своими ровесниками;

• 72% детей изъявляют желание учиться в новых художественных студиях: хореографической студии, студии гармонического развития, изобразительного искусства;

• 47% детей, по утверждению родителей, после занятий в музыкальной студии стали более общительными, стали активно откликаться на музыкальные произведения, лучше усваивать программу детского сада.

В результате опытно-экспериментального обучения мы пришли к следующим выводам:

• Занятия музыкой активизируют процесс социальной адаптации детей дошкольного возраста;

• Занятия музыкой способствуют расширению общения ребенка со сверстниками и взрослыми, а также общей коммуникативной потребности, выражающейся в стремлении ребенка к самопознанию и самооценке посредством окружающих людей;

Музыкально-исполнительская деятельность не только облегчает усвоение знаний ребенком, но и создает потребность в них, стимулирует овладение ими, вырабатывает умение или пользоваться;

• В процессе освоения музыкальной программы у ребенка интенсивно развиваются сенсорно-моторные и музыкальные способности (слух, память, чувство метроритма, а также интерес к музыкальной куль-туре (песенной, инструментальной, танцевальной);

Музыка, как один из важных факторов социализации личности, оказывает влияние на формирование национального самосознания детей и пути их самоутверждения в окружающем социуме.

На основе проведенного эксперимента стало возможным обозначение ключевых факторов и фактов, позитивно влияющих на музыкальное воспитание и социокультурное развитие детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

План по самообразованию. 2013. План по самообразованию. Музыкальный руководитель Кибкало Оксана Юрьевна. 2013. Тема: Развитие творческих способностей в процессе восприятие.

Подарки мамам. Поделки из соленого тестаПодарки мамам. Поделки из соленого теста Подарки на 8 марта воспитанников группы «Колосок» СП «Детский сад «Крепыш»» ГБОУ СОШ №3 г. Похвистнево Самарской области Для любимой мамочки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический эксперимент «Социокультурный аспект музыкального воспитания»
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 14:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД