Получи документы

Педагогический эксперимент «Развитие логического мышления дошкольников через реализацию технологии блоков Дьенеша»

Елена Кононова
Педагогический эксперимент «Развитие логического мышления дошкольников через реализацию технологии блоков Дьенеша»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша».

Актуальность: На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая форма работы, как занятие, теряет свою актуальность. Возрастает роль игры. Играя, ребёнок овладевает определёнными качествами личности. Он становится эмоционально отзывчивым, любознательным и активным.

Публикация «Педагогический эксперимент „Развитие логического мышления дошкольников через реализацию технологии блоков Дьенеша“» размещена в разделах

Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.

Важнейшим дидактическим пособием логико-математического развития дошкольников являются – логические блоки Дьенеша.

Цель технологии - развитие интеллектуальных способностей детей.

Цель достигается с помощью комплекса задач:

- формирование познавательных интересов;

- развитие наблюдательности;

- исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей

действительности;

- развитие творческого мышления, эмоциональной сферы;

- формирование базисных представлений об окружающем и

коммуникативных способностей.

Гипотеза: Логические блоки Дьенеша универсальная технология, которая является одновременно и орудием профессионального труда педагога, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка.

Цель эксперимента : создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дьенеша.

Задачи эксперимента :

Для педагогов :

1. Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта и новаторских идей.

2. Обновление содержания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с использованием блоков Дьенеша.

3. Организация образовательного игрового пространства, через обновление развивающей предметно-пространственной среды игровыми комплексами Дьенеша.

4. Отработка механизмов мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта.

5. Создание специально подобранной системы занятий, игр-упражнений, игровых заданий с дидактическим содержанием

Для дошкольников :

6. Формирование познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

7. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;

8. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

Для родителей:

11. Повышение информированности и заинтересованности родителей, как потребителей образовательных услуг.

База для проведения педагогического эксперимента : МБДОУ детский сад «Белочка» п. Мотыгино.

Участники эксперимента : воспитанники 1-ой и 2-ой старшей групп МБДОУ д/с «Белочка», педагоги учреждения, родители 2-ой старшей группы.

Контрольная группа: 2-ая старшая группа (20 детей).

Экспериментальная группа : 1-ая старшая группа (20 детей).

Срок реализации эксперимента : 2 года (2016-2017гг).

Этапы эксперимента :

1 этап подготовительный.

На подготовительном этапе необходимо: выявить уровень

- сформированности первичных понятий: логические действия, кодировки информации, структура и алгоритмы выполнения действий у детей старшего дошкольного возраста

- разработать систему занятий по математике с использованием дидактического материала — блоков Дьенеша, которая способствует активизации мыслительной деятельности дошкольников, формированию элементарных основ логического мышления, повышению интереса детей к занятиям.

- развитие у детей основы математических способностей, элементы логического мышления, формировать интерес к учебной деятельности средствами использования дидактического материала — блоков Дьенеша.

- Комплектование пакета диагностических методик и методов мониторинга эффективности эксперимента, критериев оценивания.

- Разработка перспективного планирования педагогической работы с дошкольниками.

- Проведение первичной психолого-педагогической диагностики.

- Создание условий для коллективных и индивидуальных игр.

- Проведение круглого стола для родителей и презентация педагогического эксперимента «Интенсивное интеллектуальное развитие через технологию блоков Дьенеша».

2 этап проведение психолого-педагогического эксперимента

Этапы

Эксперементальная группа

1 старшая группа

Контрольная группа

2 старшая группа

I этап

Начальный

(констатирующий)

2016г. Диагностика по Л. А. Венгеру

-1 критерий определяет степень овладения ребенком перцептивными действиями моделирующего характеры (методика «Перцептивное моделирования»); ребенку предлагается сложить фигуру из деталей геометрической формы, в соответствии с заданным образцом. Цель методики перцептивного моделирования – выявить уровень развития перцептивных действий ребенка.

-2 критерий определяет степень овладения действиями идентификации; ребенку предлагается лист, на котором определенном образом расположен квадраты пяти цветов, каждый имеет пять оттенков. По очереди педагог предъявляет квадрат и ребенок на своем листе должен найти такой же квадрат, а именно такого же цвета. Цель методики научить ребенка видеть тонкие различия.

-3 критерий определяет степень овладения действия, отнесения свойств предметов к заданным эталонам. Ребенку предлагаются предметные картинки и карточки или коробочки с нарисованными геометрическими фигурами. ребенок определяет на какую геометрическую фигуру поход конкретный объект и откладывает его на нужную карточку или коробочку.

-4 критерий определяет степень сформированности действий логического мышления. Ребенку предлагается таблица с геометрическими фигурами, расположенными в определенной последовательности, некоторые клеточки пустые, их нужно заполнить, выявив закономерности логического ряда.

Результаты

Результаты: среднее значение диагностики сформированности интеллектуального развития :

Н (низкий уровень разв.) -11%

С (средний у. р) – 69%

В (высокий у. р) – 20% Результаты: среднее значение диагностики сформированности интеллектуального развития :

Н (низкий уровень разв.) -9%

С (средний у. р) – 68%

В (высокий у. р) – 23%

Выводы:

Средние значения результатов диагностики сформированности интеллектуального развития дошкольников старших групп практически одинаковы на начало эксперимента

II этап

Основной

(формирующий)

2016-2017гг.

Работа по основной образовательной программе ДОУ + система занятий по математике с использованием дидактического материала — блоков Дьенеша. Работа по основной образовательной программе ДОУ.

III этап

Заключительный

(контрольный)

2017г.

Диагностика по Л. А. Венгеру

-1 критерий определяет степень овладения ребенком перцептивными действиями моделирующего характеры (методика «Перцептивное моделирования»); ребенку предлагается сложить фигуру из деталей геометрической формы, в соответствии с заданным образцом. Цель методики перцептивного моделирования – выявить уровень развития перцептивных действий ребенка.

-2 критерий определяет степень овладения действиями идентификации; ребенку предлагается лист, на котором определенном образом расположен квадраты пяти цветов, каждый имеет пять оттенков. По очереди педагог предъявляет квадрат и ребенок на своем листе должен найти такой же квадрат, а именно такого же цвета. Цель методики научить ребенка видеть тонкие различия.

-3 критерий определяет степень овладения действия, отнесения свойств предметов к заданным эталонам. Ребенку предлагаются предметные картинки и карточки или коробочки с нарисованными геометрическими фигурами. ребенок определяет на какую геометрическую фигуру поход конкретный объект и откладывает его на нужную карточку или коробочку.

-4 критерий определяет степень сформированности действий логического мышления. Ребенку предлагается таблица с геометрическими фигурами, расположенными в определенной последовательности, некоторые клеточки пустые, их нужно заполнить, выявив закономерности логического ряда.

Результаты

(предпологаемые)

Результаты: среднее значение диагностики сформированности интеллектуального развития :

Н (низкий уровень разв.) -0%

С (средний у. р) – 24%

В (высокий у. р) – 76% Результаты: среднее значение диагностики сформированности интеллектуального развития :

Н (низкий уровень разв.) -5%

С (средний у. р) – 65%

В (высокий у. р) – 30%

Вывод

(предпологаемый) В результате использования системы занятий по математике с использованием дидактического материала — блоков Дьенеша, экспериментальная группа должна показать высокие результаты интеллектуального развития дошкольников.

3 этап заключительный:

Предполагаемые результаты от реализации педагогического эксперимента :

Для детей:

1. Высокий уровень интеллектуального развития у детей;

2. Высокий уровень творческого воображения как основ креативности;

3. Высокий уровень овладения логико-математической, дидактической игрой;

4. Рост умственного потенциала (% прирост ежегодно);

5. Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, активности.

Для педагогов ДОУ :

1. Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.

2. Повышение уровня профессионализма педагогов в реализации развивающих технологий.

3. Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по познавательной деятельности дошкольников.

4. Презентация педагогического опыта среди коллег.

Для родителей:

1. Повышение уровня заинтересованности родителей в применении игровых технологий дома;

2. Удовлетворенность социальным заказом со стороны родителей на интеллектуальное развитие дошкольника.

Для ДОУ:

1. Повышения эффективности и качества образовательного процесса.

2. Обеспечение современных требований подготовки ребенка к школьному обучению на основе развивающих подходов.

3. Реализация инновационных технологий. Обобщение передового педагогического опыта. Создание положительного имиджа ДОУ.

Заключение

Анализ работы с дошкольниками показал, что у детей сформированы

такие первичные понятия, как логические действия, кодировка информации,

структура и алгоритмы выполнения действий. Дети умеют не только думать,

следить за координацией движений, но и использовать более сложные

грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений и

сочетаний однородных предметов, строить высказывания с союзами «и»,

«или», понимать суть отрицания и частицы «не».

Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая

очевидна при многоразовом использовании логических операций,

утверждаю, что:

1. Дети ознакомились с приемом сравнения, анализа, синтеза,

классификации. Могут установить определенную последовательность

некоторых событий.

2. Примерно детей испытывает устойчивый интерес к развивающим

играм.

3. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

Работа по развитию мышления дошкольников при использовании

блоков Дьенеша принесла свои плоды.

4. Дети с легкостью усвоили знания о геометрических фигурах,

научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине.

5. Заметно развились мыслительные процессы, способность к

моделированию и замещению свойств, умение кодировать и

декодировать информацию.

6. Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.

Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень

необходима.

7. Ребенок умеет объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не

стесняется этого.

8. Дошкольники, которые логически мыслят стал наиболее

раскрепощё нными: у них хорошо развиты познавательные процессы и

мыслительные операции, они составляют алгоритмы, кодируют и

декодируют информацию, обобщают предметы по одному, двум, трем

сходствам и различиям.

Все это послужит успешной подготовке их к школе.

Таким образом, система работы по развитию логического мышления

дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша способствует

более успешному формированию у детей основных приёмов логического

мышления. Разработанная система занятий математического цикла с использование данных дидактических средств позволила добиться высоких результатов.

Публикации по теме:

«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша» Актуальность. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Педагогический опыт работы «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» Видео Педагогический опыт работы Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Итоговое занятие по развитию логического мышления детей при помощи логических блоков Дьенеша «Грузовик»Итоговое занятие по развитию логического мышления детей при помощи логических блоков Дьенеша «Грузовик» Конспект НОД по теме: «Грузовик» Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, закреплять.

НОД по формированию логического мышления в старшей группе с использованием блоков Дьенеша «Путешествие по Черному морю»НОД по формированию логического мышления в старшей группе с использованием блоков Дьенеша «Путешествие по Черному морю» КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЧЕРНОМУ МОРЮ». ЦЕЛЬ.

Презентация «Развитие логического мышления через дидактические игры: палочки Кюизенера и блоки Дьенеша» Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком.

Развитие логического мышления у старших дошкольников Одной из важных задач при подготовке ребенка к школе является развитие логического мышления. Что необходимо знать взрослым (педагогам, родителям).

Развитие логического мышления у старших дошкольников Консультация для родителей Развиваем логическое мышление у детей Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью логических блоков Дьенеша Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации. Дети с умственной отсталостью,.

Самообразование в ДОУ «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Тема по самообразованию в ДОУ: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Актуальность:.

Планирование по самообразованию «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Тема по самообразованию в ДОУ: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Задачи на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический эксперимент «Развитие логического мышления дошкольников через реализацию технологии блоков Дьенеша»
Опубликовано: 11 января 2018 в 19:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД