Педагогическое представление «Мое педагогическое открытие»

Полина Цивнель
Педагогическое представление «Мое педагогическое открытие»

Вся вселенная – единый механизм, работающий по закону ритма.

Ритм – это жизнь, переодетая в движение.

Движение – есть смысл жизни.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Одной из главных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является создание условий для гармоничного развития личности воспитанника. Занятие ритмопластикой и танцем непосредственно помогают решению этой задачи, так как с одной стороны они способствуют эмоциональному раскрепощению, с другой стороны развивают произвольное внимание, память, формируют внутреннюю дисциплину, повышают двигательную активность, улучшают осанку, укрепляют опорно-двигательный аппарат, дают возможность в движении выразить свои индивидуальные способности.

Я работаю в детском саду не так давно, но открытием стало для меня, что дети под музыку могут фантазировать. Причем даже самые маленькие могут выразить через движения свое отношение к музыке, а может и предать свое эмоциональное состояние. Приходя в хореографический класс, иногда бывает очень сложно настроить детей на работу, но как только начинает звучать музыка, у них как будто появляется внутренний настрой и желание двигаться, подражать, они меняются на глазах. С этого момента начинается творческий процесс, который позволяет раскрыть индивидуальные особенности каждого. Но как направить этот процесс в нужное русло? Как помочь раскрыться каждому малышу? Для этого необходимо было разработать систему мероприятий, которая позволила бы решить данные проблемы.

Музыка, как действенное средство художественно – эстетического воспитания, формирует «творчество» детей как качество личности.

"Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ввиду этого, воспитание в музыке надо считать главным, благодаря Ритму и Гармонии, которые глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным и с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт" (Платон).

У философов Древней Греции, по мнению которых основой прекрасного является Гармония, было не мало последователей. Идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским педагогом и музыкантом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950 гг., который разработал на его основе систему музыкально-ритмического воспитания детей.

Заслуга Э. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению "с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать развитие в нём "мышечного чувства", то, в свою очередь, способствует. более живой и успешной работе мозга".

Сам процесс занятий должен "приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены". Швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней заложен идеальный образец организованного движения; музыка регулирует движение и даёт чёткие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Дальнейшее развитие система Э. Далькроза получила в работах его учеников и последователей. Члены московской ассоциации ритмистов (Н. Г. Александрова, В. А. Гринер, Е. В. Конорова и др.) справедливо считали, что кем бы ни вырос ребёнок, ему необходим тренинг танцевальных движений, оказывающих на него благотворное влияние во всех планах.

Александрова Н. Г. характеризовала танец, как одно из средств биосоциального воспитания и ставила его в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, художественного развития и т. д.

Все эти идеи и изыскания легли в основу разработанной мной программы «Ритмопластика и танец». Программа направлена на развитие физических данных детей, обучение танцу, навыкам эмоционального раскрепощения и разностороннего воздействия на опорно-двигательный аппарат.

Истинный танец это не сумма различных поз и па. Танцующий должен прислушиваться к своему сердцу, его танец опирается на ритмы глубоких эмоций. Очень важно именно в детстве привить ребенку любовь к движению, к танцу, поскольку это раннее выражение его творчества может быть использовано для развития и сохранения его творческих импульсов, чтобы они в более зрелом возрасте проявились с еще большей силой.

Особенность программы – это разностороннее воздействие на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервные системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Воспитание детей на образцах хореографического искусства развивает у них высокий художественный вкус и иммунитет против примитивного восприятия искусства. В процессе обучения развиваются физические данные детей, формируются необходимые технические навыки, накапливается определенный запас лексики.

Материал программы включает два раздела: танцевально-ритмическую гимнастику и танцевальную азбуку. Данные разделы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, которые должны получить дети в процессе обучения (знания танцевальной азбуки, методики исполнения и выразительности языка танца, знание танцевального этикета). В практическую часть программы входит перечень умений и навыков, упражнений, движений и танцев.

Цель – создание условий для раскрытия творческого потенциала личности ребенка посредством занятий ритмо-пластикой и танцем.

Задачи

1. Развитие эстетических способностей, сферы чувств, соучастия, сопереживания.

2. Физическое развитие и здоровьесбережение.

3. Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса.

4. Развитие эмоционально-волевой сферы.

5. Формирование навыков социального взаимодействия.

Учитывая, что способности детей индивидуальны, создаю наилучшие условия для самовыражения каждому своему воспитаннику, поддерживаю неуверенного в себе, останавливаю тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если танцевальная импровизация получилась не очень яркой и зрелищной, стремлюсь заверить маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать, и придёт успех.

На мой взгляд, чем раньше мы научим детей понимать музыку, владеть своим телом, как выразительным инструментом, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности и возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, вниманием, памятью, мышлением, формированием правильной осанки.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «инициатива исходит от того, что школа – это важный инструмент достижения индивидуального успеха, что необходимо культивировать в ней особую креативную среду, «где таланты будут сами прорастать».

Дошкольная ступень является основой образования, поэтому эту «креативную среду» начинаем формировать именно мы, педагоги!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Детские писатели
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Педагогическое представление «Мое педагогическое открытие»
Опубликовано: 17 марта 2014 в 14:58
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...