МААМ-картинки

Педагогическое проектирование как основа профессиональной деятельности педагога дошкольного образования

Анастасия Сергеевна Фокина
Педагогическое проектирование как основа профессиональной деятельности педагога дошкольного образования

Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, личностных, интеллектуальных и физических качеств, составляющих готовность личности к саморазвитию. Потребность в самоизменении, саморазвитии возникает у человека в ситуациях затруднений, которые дают возможность выйти на новую ступеньку развития. Метод рефлексивной самоорганизации (метод рефлексии)известен как наиболее короткий и эффективный путь достижения результата в ситуации саморазвития. Сущностью этого метода является последовательное выполнение действий:

Публикация «Педагогическое проектирование как основа профессиональной деятельности педагога дошкольного образования» размещена в разделах

1)возникшее затруднение необходимо зафиксировать (понять, что именно не получается) и назвать конкретное действие, которое не получилось;

2)осмыслить не получившееся действие, а не продолжать что-то делать наобум;

3)проанализировать выполненное действие и определить место затруднения;

4)понять причину затруднения;

5)спроектировать преодоление затруднения: поставить цель, найти способ и средства ее достижения;

6)реализовать построенный проект.

Основная идея технологии деятельностного метода (метод рефлексивной самоорганизации,разработанного Л. Г. Петерсон для использования в школьном обучении, заключается в управлении самостоятельной познавательной деятельностью детей с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Адаптированный для дошкольников вариант технологии деятельностного метода назван учеными (Л. Г. Петерсон, А. И. Буренина, Е. Ю. Протасова) технологией «Ситуация».

Целостная структура технологии «Ситуация» представлена шестью этапами: 1) введение в ситуацию; 2) актуализация; 3) затруднение в ситуации; 4) открытие детьми нового знания (способа действия); 5) включение нового знания; 6) осмысление (итог).

Задачей педагога, работающего в технологии «Ситуация», является не объяснение новых знаний, а создание такой ситуации, в которой дети сами «откроют» их для себя, а также приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. У педагога дошкольной образовательной организации изменяются функции: он перестает быть информатором, транслятором знания, он становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей. Технология «Ситуация» дает педагогу алгоритм управления процессом самостоятельной познавательной деятельности детей.

1 этап. Введение в ситуацию. Целью этого этапа является создание условий для возникновения у дошкольников потребности включения в деятельность (мотивация). Установка на достижение результата требует от детей разработки «детской цели» (что я хочу сделать).

Важным условием реализации технологии «Ситуация» является учет личного опыта ребенка, его потребностей и интересов. Беседы на темы, вызывающие у детей интерес, позволяют педагогу организовать эмоциональное включение детей в исследование проблемы. Грамотно подобранные для беседы темы позволяют интегрировать различные образовательные области.

На первом этапе осуществляется постановка детьми цели. «Детская» цель не имеет ничего общего с целью образовательной, но она свидетельствует о принятии ребенком ситуации, его желании работать над решением проблемы.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»

Первым вопросом («Хотите?») педагог обеспечивает свободу выбора деятельности. Благодаря мастерству педагога, у каждого ребенка возникает уверенность в том, что он сам принял решение об участии в деятельности. Эта уверенность оказывает влияние на активность ребенка.

На вопрос «Сможете?» дети, как правило, уверенно отвечают: «Да! Сможем!». Вопросы в указанной последовательности оказывают влияние на уверенность ребенка в собственных силах, он получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!»

Таким образом, на первом этапе (введения в ситуацию) включается механизм мотивации («надо»-«хочу»-«могу», осуществляется содержательная интеграция образовательных областей, формируются важнейших качества личности.

2. Актуализация

На втором этапе педагог организует предметную деятельность детей средствами дидактической игры, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр., знания и опыт детей, обеспечивающие самостоятельность построения нового способа действия. При косвенном участии педагога дети движутся к своей «детской» цели.

На этом этапе педагог много внимания уделяет тренировке мыслительных операций и актуализации опыта детей; формированию умения слушать взрослого, выполнять его инструкции, работать по правилу и образцу, находить и исправлять свои ошибки; а также развитию коммуникативных навыков: дети учатся слушать друг друга, договариваться, достигать совместного результата, выполняя задания в парах или в команде.

3. Затруднение в ситуации

Этот этап - ключевой, он представлен основными компонентами структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющими определить верный путь преодоления затруднений.

Педагогом моделируется ситуация столкновения детей с затруднением в индивидуальной деятельности. Система вопросов («Смогли?» - «Почему не смогли?») помогает детям зафиксировать затруднения и выявить их причины.

На этом этапе у детей формируется умение видеть свои ошибки и стремление «добыть» новые знания, чтобы преодолеть затруднения здесь и сейчас, и избежать ошибок в будущем. У детей изживается страх неудачи, так как они осваивают алгоритм, правильное поведение в случае затруднения, необходимым для них становится поиск причины затруднения и ее устранение.

4. Открытие детьми нового знания (способа действия)

Вовлечение педагогом детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний с помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» способствует формированию у них навыков выбора способа преодоления затруднения. Для младших дошкольников основными способами решения проблемы являются: «придумаю сам» и «спрошу того, кто знает». Малышам предпочтительнее догадаться, выдвинуть свои версии.

Педагогу необходимо поддерживать стремление ребенка узнавать новое с помощью вопросов, помогать формулировать их грамотно. Круг людей, которым можно задать вопрос должен постоянно расширяться (родители, педагоги, другие сотрудники детского сада, доктора и др.).

Приобретенный детьми опыт преодоления затруднений позволяет в старшем дошкольном возрасте добавить еще один способ добывания знания: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог) позволяют педагогу организовать самостоятельное построение детьми нового знания (способа действия, его фиксирование в речи и знаках. Дети начинают действовать осмысленно, оценивать результаты своих действий, осознавать путь приобретения новых знаний.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

На этапе «Включение нового знания» педагог создает ситуации, демонстрирующие недостаточность ранее освоенных способов и необходимость использования нового знания (построенного способа) для решения проблемы. Особое внимание педагог уделяет умению детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность.

Эффективность технологии на данном этапе оценивается по уровню развития:

1)умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач, преобразовывать способы их решения;

2)умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников;

3)коммуникативных умений при работе в парах или малых группах на общий результат.

6. Осмысление (итог)

Итоговый этап «Осмысление» - необходимый элемент в структуре рефлексивной самоорганизации, он позволяет зафиксировать достижение цели и определить условия, которые позволили этой цели добиться.

Система вопросов «Где были?» - «Чем занимались?» - «Кому помогли?» помогает детям осмыслить собственную деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.

Осмысление качества собственной деятельности достигается с помощью вопроса «Почему вам это удалось?». Здесь важно дать понять детям, что они достигли «детскую» цель благодаря новому знанию или умению. Педагог объединяет «детскую» и учебную цели и акцентирует внимание на ситуации успеха: «Вам удалось. потому что вы узнали (научились)

Целостную структуру технологии «Ситуация» нецелесообразно осуществлять во всех образовательных областях. Оптимально целостная структура технологии («проживание» детьми всего пути преодоления затруднения через выявление и устранение его причины, т. е. всех шести этапов)вписывается в образовательную область «Познавательное развитие».

В образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», предполагается использование отдельных компонентов технологии (создание ситуаций наблюдения, общения, эмоционального восприятия, обдумывания и выполнения мыслительных операций, выражения в речи, действий по правилу и т. д.)В каждой образовательной области выделяется тот культурный опыт, который должен быть сформирован у детей для обеспечения возможности полноценного освоения программного содержания на следующих образовательных ступенях.

Наиболее эффективны в образовательном процессе ситуации, возникающие спонтанно, по инициативе детей, в которых педагог подхватывает «детскую идею», наполняя ситуацию важным для развития детей содержанием. Планируемые педагогом ситуации должны отвечать детским интересам и потребностям, тогда идея педагога присваивается ребенком, и решение проблемы становится лично значимым для него достижением.

Публикации по теме:

Реализация ФГОС дошкольного образования в практической деятельности педагога ДОО «Формы, методы и средства реализации содержания ОО «художественно - эстетическое развитие» основной образовательной программы дошкольного.

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. II.Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

Информационный проспект для аттестующихся педагогов «Критерии оценивания профессиональной деятельности педагога ДОО» "Критерии оценивания профессиональной деятельности педагога ДОО в ходе аттестации" Виды педагогической деятельности/Характеристика деятельности.

Моделирование системы деятельности педагога по музыкальному воспитанию, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах,в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. По проблеме восприятия и понимания детьми.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности В ФГОС предусматривается развитие дошкольников.

Портфолио профессиональной деятельности педагога. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад комбинированного вида № 40 Гатчинский муниципальный район.

Проблема здоровьесбережения в образовании и профессиональной деятельности педагога детского сада Вопросы сохранения здоровья детей и молодежи были актуальны во все периоды становления и развития образования на разных исторических этапах.

Проект «Саморазвитие профессиональной деятельности педагога» Актуальность Сложившаяся к настоящему времени подготовка педагога в системе высшего педагогического образования не может полностью соответствовать.

Программа формирования профессиональной мотивации будущих специалистов дошкольного образования Целью формирующего эксперимента я определила проверку гипотезы о том, что при условиях проявления индивидуальных, оригинальных, креативных.

Семинар-практикум «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ» Человек образованный — тот,  кто знает, где найти то, чего он не знает               Георг ЗиммельИспользование информационно-коммуникационных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое проектирование как основа профессиональной деятельности педагога дошкольного образования
Опубликовано: 16 июля 2015 в 09:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД