Педагогическое сопровождение и коррекция поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Екатерина Семенова
Педагогическое сопровождение и коррекция поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

В педагогике и психологии отмечается большое число исследований, посвященных нарушениям поведения, проявляющимся в школьном возрасте. Нарушения в поведении у детей дошкольного возраста изучены явно недостаточно. Это отчасти объясняется тем, что процесс формирования личности в дошкольном возрасте только начинается, проявляющиеся поведенческие нарушения вариативны, не являются стойкими, в значительной степени обратимы.

Среди характерных для дошкольного возраста психологических синдромов выделяют следующие: социальная дезориентация, негативное самопредъявление, семейная изоляция, хроническая неуспешность, уход от деятельности, вербализм. Под психологическим синдромом при этом понимается комплекс взаимосвязанных симптомов (проявлений). Он характеризуется определенными условиями своего происхождения, высокой устойчивостью и специфическим направлением развития, в ходе которого одни симптомы закономерно сменяются другими.

Поскольку именно в период дошкольного детства закладываются предпосылки всех этих отклонений, то в этот период жизни ребенка наиболее эффективны профилактические и коррекционные меры, которые состоят в нормализации системы отношений ребенка с его социальным окружением.

При СДВГ проявления могут быть распределены на три основные группы. Это нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, а также симптомы статико-локомоторной недостаточности. К нарушениям внимания относят трудности его удержания.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав. Импульсивность приводит к крайней нетерпеливости, изменений активности в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования родителей и педагогов, что нередко создает конфликтные ситуации.

Избыточная двигательная активность детей с СДВГ бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки.

При этом, выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьирует, и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. Наряду с гиперактивностью, в двигательной сфере у детей с СДВГ обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса.

В 82% случаев при СДВГ наблюдаются нарушения сна.

В последние годы учеными отмечается, что у детей с СДВГ недостаточно

сформированы так называемые «прагматические речевые функции». В частности, нарушены способность к речевому общению с окружающими, пониманию выраженных в речи эмоций, инструкций, юмора.

Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребенка син-дром дефицита внимания с гиперактивностью, проверены и проанализированы сотни тысяч больных, однако сказать, что картина очевидна до конца, пока нельзя. Но врачи и в Европе, и в Америке работают над решением проблемы, работают успешно, и многие причины уже можно назвать:

1. Наследственность. По данным некоторых специалистов, у 57% родителей, чьи дети страдают этим заболеванием, в детстве отмечались такие же симптомы.

2. Беременность и роды. По одной из теорий считается, что СДВГ связано с органическим поражением головного мозга, которое может возникнуть во время беременности, родов, а также в первые дни жизни ребенка.

3. Опасности первых лет жизни. Мозг человека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни. Любые, казалось бы, малозначительные, удары, ушибы могут впоследствии сказаться на здоровье ребенка.

4. Дефицит питательных элементов. Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки совершенно определенных витаминов, микроэлементов и основных жирных кислот.

5. Окружающая среда. Ухудшающаяся с каждым годом экологическая обстановка ведет к различным нарушениям здоровья, психического в том числе.

Оказание помощи детям с СДВГ должно быть своевременным, носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе методы модификации поведения (специальные воспитательные приемы для родителей и педагогов, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение.

Чтобы помочь ребенку с СДВГ в усвоении правил поведения, знаний и навыков, необходимо особым образом организовать его образ жизни, деятельность и окружение. При выборе воспитательной стратегии, стратегии педагогического сопровождения следует учитывать следующие положения.

Дети с гиперактивностью остро нуждаются в четкой организации своей жизни Такая организация должна не подавлять активность ребенка, а помочь ему управлять этой активностью на пользу себе и окружающим.

Гиперактивные дети нуждаются в ясных границах, определяющих допустимое поведение. Нельзя идти у них «на поводу» - это приведет только к усилению хаоса. В то же время нельзя требовать того, что им не под силу - это закономерно приведет к непослушанию, протесту, а самое неприятное - к отношению ребенка к самому себе как плохому, непослушному. Правила, предлагаемые гиперактивному ребенку, должны быть простыми, ясными, насколько это возможно, немногочисленными. Если что-то нельзя, то запрет должен соблюдаться всегда, а не зависить от настойчивости ребенка или настроения взрослого.

Ребенку необходим четкий режим дня, надо стремиться не нарушать обычный распорядок. Гиперактивные дети часто страдают так называемой дизритмией - у них с трудом устанавливается суточный биоритм.

Следует избегать чрезмерной стимуляции и перенапряжения ребенка. Идея «утомить его как следует» приведет скорее к перевозбуждению, чем к расслаблению и хорошему сну. Обязательно должно отводиться время на отдых после игры, особенно если она связанна с повышенной физической активностью.

Беспорядок, раскиданное вещи - очень характерная черта жизненного пространства гиперактивного ребенка. В то же время, беспорядок сильно дезорганизует внимание, мешает сосредоточиться. Необходимо поддерживать порядок, однако, метод поучений и нотаций в этом случае совершенно не годится. Лучше убирать игрушки вместе, при этом те поручения, которые даются ребенку, должны быть небольшими по объему.

Маленьким детям с гиперактивностью необходимо ограничивать сильные впечатления, будь то цирк, гости, длительные походы по магазинам.

Для гиперактивных детей недопустима вседозволенность, они нуждаются в четком определении правил поведения и твердом пресечении недопустимого поведения. Следует избегать бессмысленных «воззваний к совести» и угроз страшными наказаниями, необходимо просто принять руководство поведением ребенка на себя: взять его за руку или на руки, отвести в спокойное место, дать остыть и после этого продолжить или прекратить деятельность, которой был занят ребенок. Главное условие успеха таких педагогических мероприятий - не пойти «на поводу» у ребенка, не опускать руки от собственного бессилия и не впадать в отчаяние.

Необходимо поощрять каждый, даже самый незначительный успех ребенка, всякую его попытку изменить свое поведение и достичь цели. Занятия с ребенком необходимо строить так, чтобы его деятельность оказывалась успешной, а поставленная цель - достигнутой.

Свободное творчество в любой деятельности - прекрасное занятие, однако гиперактивному ребенку необходимо также делать что-то по образцу, повторять при необходимости уже проделанные действия. Помогая ребенку в какой-либо деятельности, оставляйте ему самый радостный - завершающий этап. Важно похвалить его за полученный результат.

Необходимо постоянно тренировать внимание ребенка. Строить занятие таким образом, чтобы он понимал последовательность необходимых действий, видел цель, к которой надо стремиться. Результат должен быть достижим во время этого занятия, а не откладываться до следующего раза.

Если ребенок не выдерживает больше 5-7 минут сосредоточенных занятий — поставьте цель попроще, чтобы она обязательно была достигнута.

Не стоит ограничивать подвижность ребенка во время занятий: он может делать что-то стоя, сидя на полу, вскакивая время от времени, лишь бы его внимание находилось в поле производимого действия.

При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебного материала реальным возможностям ребенка. Гиперактивного ребенка необходимо готовить к школе. Но не только учить читать и писать. Его надо научить слушать, выполнять определенные инструкции, быть внимательным, разъяснить ему необходимость выполнения правил поведения в школе. Именно это гиперактивным детям дается труднее всего.

В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:

1. В отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели». Хвалить его, когда он этого заслужил, подчеркивать успехи.

2. Избегать повторений слов «нет» и «нельзя».

3. Разговаривать с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.

4. Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

6. Поддерживать дома четкий распорядок дня.

7. Избегать, по возможности, скопления людей.

8. Во время игр ограничивать ребенка одним партнером. Избегать беспокойных, шумных приятелей.

9. Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

10. Предоставить ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.

11. Постоянно учитывайте особенности ребенка.

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и учителя должны позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка.

В результате воспитание, сопровождение и оздоровление беспокойного или гиперактивного ребёнка, проводимое комплексно, при участии как специалистов, так и родителей поможет детям решить многие проблемы и помочь им принять социальные нормы и развить коммуникативные навыки.

Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Ссылки. Гиперактивные дети .

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Педагогическое сопровождение и коррекция поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Опубликовано: 2 октября 2013 в 11:10
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Шоу световых картин в гостях у дошколят. Фоторепортаж
Шоу световых картин в гостях у дошколят «Театр – место, где сбывается то, о чём зритель и не мечтает в своих снах. » ( ПЕТЕР ЦАДЕК) И это...
День милосердия и добра (фото-отчёт)
Международный день инвалидов в этом году отмечался 3 декабря . В этот день все общественные объединения проводят благотворительные акции, концерты,...
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Новогоднее уличное оформление 2017 год.
Здравствуйте. В продолжении новогодней темы , мне бы хотелось немного показать и рассказать о украшении нашего двора. Вот так мы постарались. Как я и...
Командные гонки по биатлону. Фото отчет.
Ежегодно с 1958 года проводится чемпионаты мира по биатлону, кроме тех лет, когда проводятся зимние Олимпийские игры. В этом зимнем сезоне Кубок мира по...