Папки-передвижки

Педагогичское эссе «Горжусь профессией своей»

Светлана Отто
Педагогичское эссе «Горжусь профессией своей»

Речь человека - основное средство выражения его мыслей. В слове наши чувства, настроение, отношение к миру. Слово - связующая нить в общении людей. Развивая речь, мы развиваем личность. Работая вот уже более 30 лет в детском саду, я не перестаю радоваться, что выбрала самую гуманную профессию, которая гармонично сочетает в себе милосердие и знания медицины (по первому образованию я медик, мудрость педагогики и прозорливость психолога. Итак, я логопед, что в переводе с греческого «логос» - слово, «пайдео» - учить, воспитывать. И вот мы учим, учим, воспитываем и воспитываем на протяжении десятилетий, но, к сожалению, речевых нарушений из года в год, по данным статистики и по нашим наблюдениям, становится все больше и больше. А почему, собственно? Причин, как известно, великое множество.

Публикация «Педагогичское эссе „Горжусь профессией своей“» размещена в разделах

И вот одна из них, на мой взгляд, немаловажная. Итак, всем известно, что в раннем возрасте, в первые три года, в так называемый сензитивный период, у детей интенсивно развиваются различные психические функции, в том числе и речь. Но благодаря «заботе» нашего государства, многие дети просиживают этот самый период дома с любящими их родителями, которые не имеют ни малейшего представления, как общаться с любимым чадом. Поэтому в последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в детский сад с диагнозом задержка речевого развития. А ведь еще Л. С. Выготский отмечал, что трехлетнему ребенку гораздо сложнее обучаться речи, чем полуторагодовалому. И всему-то виной любящие мамочки, понимающие дитя с полувзгляда, удовлетворяющие все его требования: на любое «У» -- это и пописать, и покушать, и поиграть и т. д. Потакая, таким образом, всем его желаниям, они невольно тормозят речевое развитие своего ребенка : ведь малышу даже не надо напрягаться, чтобы словесно выразить свои потребности. В возникшем противоречии между необходимостью оказания ранней логопедической помощи и невозможностью ее оказания (кроме консультации, конечно, виноват стрелочник-логодед, который ежегодно хватается за подготовительные группы (у меня их почему-то по две каждый год, а это примерно человек 50, и у 40 из них выявляются разного рода речевые нарушения, дабы хоть как-то подготовить ребят к школе. Ведь, как известно, речевые отклонения в разной степени отрицательно влияют на все составляющие психического развития, затрудняют построение отношений в социуме, затрагивают процесс формирования высших уровней познавательной деятельности, что в итоге скажется на качестве школьного обучения. И тут-то не помешала бы помощь психолога, но таковой специалист не предусмотрен штатом детского сада. И ты хватаешься за всех, пытаясь поставить нарушенные звуки и по мере возможности ввести их в речь, рассчитывая на активное участие родителей и воспитателей в процессе автоматизации звуков в самостоятельной речи у ребенка, но не тут-то было. Утомленные добыванием денег некоторые родители настаивают на том, что это прямая обязанность профессионала- логопеда, а они вроде и не специалисты и ничем своему ребенку помочь не могут и не обязаны. Многие воспитатели также не считают возможным оказание помощи логопеду (а по сути, их же ребенку, т. к. у них свои программные задачи и, видимо, развитие речи детей в эти самые задачи не входит, а еще у них большое количество детей (25 и более, и им за дополнительный труд никто не доплачивает. Вот тут и вспоминается мне ясельная группа с огромными манежами, в которых «общаются» 10-12 младенцев, калякают на своем, постоянно взаимодействуя друг с другом, а между ними там же снует медсестричка: кого с ложки покормит, кого перепеленает, а с кем и «побибикает» или «помычит». Вот где активное физическое, а главное, речевое развитие. Верните нам ясельки, господа!

Огромный интерес для логопедии также представляет билингвизм, особенно у нас в районе Крайнего Севера, где собраны все возможные национальности. Для ребенка овладеть на высоком уровне русским языком в условиях двуязычия – совсем не простая задача, при том, что в семье все разговаривают на родном языке. А в детском саду такого ребеночка воспитывает якуточка, которая говорит малышам: «Беритися здеся за штанишки и паравозика наша поехала так ту-ту» или «гарна пани» с западной Украины учит подготовишек делить слова на слоги: в слове тигр у нее два слога: первый - ти, второй – гар. А в начальной школе первая учительница – татарочка и тоже по-своему преподает первоклашкам русский язык. Тогда о какой фонетической системе и лексико-грамматическом строе русского языка можно вообще говорить?

Далее, мы живем в 21 веке научно и технически продвинутом, говорим о повышении эффективности коррекционно-образовательного процесса с использованием компьютерной технологии. Мы знаем о множестве компьютерных программ, позволяющих в интересной, занимательной форме закреплять с детьми правильное произношение автоматизируемого звука в словах, корригировать нарушения слоговой структуры слова, формировать лексико-грамматические представления и связную речь, обогащать словарь, поддерживая положительную мотивацию к посещению логопедических занятий, не имея для этого даже самого застарелого компьютера. Мы могли бы отказаться от старой формы использования домашних тетрадей для работы родителей с детьми по закреплению навыков и выполнению заданий. Мы могли бы в более интересной форме проводить родительские собрания, создавая электронные презентации по необходимым и интересующим родителей темам. Но в арсенале у нас, по-прежнему, тетрадь, ручка, клей, ножницы. Мы вклеиваем в них различные артикуляционные, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, записываем различного рода словарный материал и другие задания.

И несмотря ни на что, я считаю, что моя профессия для многих детей луч надежды. Развивая речь, мы развиваем личность. Осознавая всю значимость своего долга, я горжусь своей профессией, горжусь тем, что выбрала самую правильную специальность и с большой любовью отдаю ей все свои силы, знания и сердце. Чего и вам желаю, господа!

Публикации по теме:

Моя педагогическая философия (эссе) «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова…но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей,.

Эссе «Мои первые шаги в профессии» «Что значит и что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора! Буду постоянно следить за.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогичское эссе «Горжусь профессией своей»
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 04:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД