Лучший педагог года

Педагогика Марии Монтессори

Лариса Южакова
Педагогика Марии Монтессори

Мария Монтессори

Родилась 31 августа 1870 года в Италии в гоpоде Чиаpавалле.

Она была первой женщиной-врачом в Италии, психологом, педагогом, ученой.

В 1896 году Мария работала в детской клинике, и ее внимание привлекли несчастные умственно отсталые дети.

Наблюдая за их поведением, Мария сделала вывод, что каждый ребенок нуждается в специальной развивающей среде.

Целенаправленно и углубленно занимаясь психологией и педагогикой, Мария пробовала разрабатывать собственные методики воспитания и развития детей.

Публикация «Педагогика Марии Монтессори» размещена в разделах

6 января 1907 года Мария Монтессори открыла в Риме «Дом ребенка», где впервые была использована её педагогическая система.

С 1909 года книги Монтессори начали распространяться по миру, в 1913 году они дошли и до России. В 1914 году начали открываться первые детские сады по системе Марии Монтессори, но с приходом к власти большевиков они были закрыты. Возвращение методики Монтессори в нашу страну состоялось лишь в 1992 году.

Опираясь на знания развития физиологического, умственного и психического развития детей, Мария Монтессори пришла к выводу, что образование является естественным процессом развития малыша.

Суть методики Монтессори

Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей.

Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, а также на воспитание самостоятельности в ребенке.

Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться.

Основные положения системы Монтессори

• Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.

• Свобода действий и выбора ребенка.

• Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из ребят разного возраста.

• Решения ребенок принимает самостоятельно.

• Занятия проводятся в специально подготовленной среде.

• Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.

• Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.

• Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.

• Недопустима критика, недопустимы запреты.

• Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.

• Система Монтессори стимулирует в ребенке стремление к развитию заложенного в нем потенциала, к самообучению и самовоспитанию. На плечи воспитателя ложится обязанность организовывать деятельность малышей, предлагая при этом помощь ровно в той мере, которая необходима для появления у ребенка заинтересованности. Основными составляющими педагогики Монтессори, позволяющими малышам реализовывать собственный путь развития, являются:

• Воспитатель.

• Специально подготовленная среда.

• Дидактический материал.

• Роль взрослого в системе

• Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.

Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственные знания о мире взрослые не передают. Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок.

• При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.

• Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться.

• Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом, будучи максимально немногословным.

• После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал.

• Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори, позволяет ему совершать великие открытия.

• Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

• Роль развивающей среды в системе Монтессори

• Важнейшим элементом в педагогике Монтессори является развивающая среда. Без нее методика не может существовать.

• Правильно подготовленная среда помогает малышу самостоятельно развиваться без воспитательской опеки, учит его быть независимым.

• Дети испытывают большую потребность в познании окружающего мира, им хочется нюхать все вокруг, щупать, пробовать на вкус.

• Путь ребенка к интеллекту лежит через органы чувств, поэтому ощущение и познание сливаются для него воедино.

• Правильная среда – это среда, соответствующая потребностям ребенка.

• Процесс развития детей не следует ускорять, но также нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить потери интереса у ребенка к тому или иному занятию.

Развивающая среда выстраивается согласно строго определенной логике. Традиционно в ней выделяются 5 зон:

1. Зона упражнений в повседневной жизни. Здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой.

2. Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов.

3. Зона сенсорного воспитания. Развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов.

4. Зона Космоса. Знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики.

5. Математическая зона. Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению.

Столы в комнате отсутствуют, есть только небольшие столики и стульчики, передвигаемые на свое усмотрение, а также коврики. Дети могут расстилать их там, где им удобно.

Роль дидактического материала в системе Монтессори

Обучение ребенка тесно связано с предметной средой. При этом в качестве игрушек могут выступать практически любые предметы: тазик, вода, ситечко для чая, салфетки, крупа, ложка или губка.

Также существуют специальные «Монтессори–материалы» : «Розовая башня», формочки-вкладыши, «Коричневая лестница» и другие. Пособия разрабатывались с особенной тщательностью и должны были нести обучающую задачу, а также способствовать всестороннему развитию воспитанников.

Любые занятия с дидактическими материалами преследуют прямую и косвенную цель. Прямая цель актуализирует движение ребенка, косвенная развивает слух, зрение, координацию движений.

Взрослый или педагог являются наблюдателями за деятельностью ребенка. Они направляют его, терпеливо ждут исходящей от ребенка инициативы.

Так малыш обучается предупреждать ошибки. Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать.

Правила работы с дидактическим материалом

Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)

К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.

При работе детей с материалом следует придерживаться следующей последовательности: выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.

Запрещается передавать пособие из рук в руки во время групповых занятий.

Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.

Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.

Работа постепенно должна усложняться.

Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.

Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.

Мария Монтессори отмечает, что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.

Минусы методики Монтессори

Как и любая педагогическая система, методика Монтессори имеет ряд недостатков.

Система развивает только интеллект и практические навыки.

Подвижные и ролевые игры отсутствуют.

Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка (хотя психологические исследования утверждают обратное). Впрочем, в Монтессори - садах есть специальные игровые комнаты, да и ребенок не все время проводит в садике. Это позволяет частично компенсировать два последних недостатка.

Система Монтессори достаточно демократична. После нее детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ.

Мария Монтессори сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей. Если хотя бы раз в год перечитывать этот список, то взаимоотношения с детьми могут выйти на качественно новый уровень, а ребенок вырастет более развитой и гармоничной личностью:

Детей учит то, что их окружает.

Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.

Если с ребенком честны – он учится справедливости.

Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

Если к ребенку часто бывают, снисходительны взрослые – он учится быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.

Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.

Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому, не будет оставаться места.

Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Педагогическая система Марии Монтессори» "Педагогическая система Марии Монтессори" Мария Монтессори (1870-1952) - итальянский педагог, врач. Первая женщина в Италии - доктор медицинских.

Презентация пособия «География Монтессори» Использование пособия «География Монтессори» в интеллектуально – познавательном развитии детей дошкольного возраста. Природа создала свое.

Метод Марии Монтессори «Раскрываем потенциал» Мария Монтессори считала, что без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс эпохи, ни принять в нм.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Педагогическая деятельность М. Монтессори Педагогическая история о воспитание и развитие детей сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся.

Педагогическое просвещение родителей по теме «Методика Марии Монтессори»Педагогическое просвещение родителей по теме «Методика Марии Монтессори» Педагогическое просвещение родителей по актуальной теме. «Методика Марии Монтессори» Мария Монтессори и ее методика Впервые была применена.

Пять зон в Монтессори-группе Монтессори-группа охватывает ряд зон: Первая «Зона практической жизни», где дети приобретают важные практические умения. Здесь находятся.

Психология и педагогика: сходство и различие Давайте для начала раскроем понятие, что такое «психология» и педагогика». Как они взаимосвязаны между собой? Психология – это наука, изучающая.

Развивающая доска МонтессориРазвивающая доска Монтессори Бизиборд для наших малышей! Цель: Развитие логического мышления, внимания и мелкой моторики. Возрастная группа: 2-3 года Уважаемые коллеги,.

Музейная педагогика в детском саду Музейная педагогика в детском саду. Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогика Марии Монтессори
Опубликовано: 11 декабря 2019 в 20:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД