Папки-передвижки

«Планирование и подготовка к проведению народных праздников». Педчас в русской народной комнате «Светёлочка»

Алексеева Светлана Анатольевна
«Планирование и подготовка к проведению народных праздников». Педчас в русской народной комнате «Светёлочка»

Планирование и подготовка к проведению народных праздников.

Народные праздники – наиболее эффективное средство приобщения к истокам национальной культуры, воспитания любви к своему народу. Праздник – не просто отдых от труда. Это свободное творческое общение людей, самовыражение каждого из них, это укрепление или подтверждение своего социального статуса и демонстрация способностей и талантов. Для детей – праздник большая, яркая, глубоко содержательная игра!

Публикация «„Планирование и подготовка к проведению народных праздников“, Педчас в русской народной комнате „Светёлочка“» размещена в разделах

Изучив накопленный в отечественной педагогике опыт, мы составили свой план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре при помощи народных праздников.

Задачи:

• воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре, прививать любовь к Родине, своему дому, друг к другу;

• расширять кругозор, углубляя и обогащая представления о народных традициях, обычаях, обрядах;

• развивать эмоционально-нравственную сферу, обогащать жизнь радостными переживаниями;

• способствовать саморазвитию каждого ребёнка, раскрытию его творческого потенциала.

Перспективный план позволил объединить образовательные области, виды деятельности детей, формы и методы работы. В соответствии с потребностями, предпочтениями, интересами детей и воспитателей мы подобрали темы и содержание мероприятий.

Темы:

сентябрь – «Осенины»;

октябрь – «Ярмарка русских потех»;

ноябрь – «Посиделки»

декабрь – «Игры, потехи»;

январь – «Рождественские чудеса»;

февраль – «Масленица»;

март – «Сороки. Встреча птиц»;

апрель – «Пасха»;

май – «Веснянка»;

июнь – «Троица».

В связи с этим мы очень ответственно подходим к подбору доступных для детей музыкальных, драматических и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора.

Готовиться к празднику мы начинаем с того, что дети вместе с нами в организованной совместной деятельности узнают об особенностях каждого народного праздника, его традициях и обычаях. Помогаем детям установить его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, трудом людей в прошлом и настоящем, а также с важными датами, событиями в общественной жизни страны. Ведь в основе любого праздника лежит определённая идея, которая должна быть донесена до каждого ребёнка. Эта идея проходит через всё содержание праздника. Её раскрытию служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

При подготовке к праздникам мы придумываем и изготовляем с детьми атрибуты, декорации, костюмы, оформляем интерьер предметами старины, изготавливаем открытки-приглашения, подарки-сюрпризы.

Важный элемент мероприятия – традиционный народный костюм. Он помогает ребёнку войти в образ, и тогда действие становиться более выразительным. Отдельные элементы русского костюма находятся в уголке ряженья и используются детьми в самостоятельной творческой деятельности (платочки, косыночки, ленточки, кокошники, фартуки и т. д.)

Атмосферу народности создают «живые» наглядные предметы русского быта. В нашем детском саду создан уголок «Русской избы», где находятся предметы посуды, домашнего обихода, народные игрушки, которые мы используем при проведении праздников.

В атмосфере народного быта, национальных костюмах дети с огромным интересом и увлечением осваивают старинные народные игры и забавы, разучивают обрядовые песни, пляски, хороводы. Им очень нравятся русские народные игры : «Золотые ворота», «Ручеёк», «Фанты», «Заря-заряница», «У дядюшки Трифона», «Горелки», «Ворон», «Жмурки» и др. Они способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Большое внимание мы уделяем играм-драматизациям, театрализованным представлениям, инсценированию песен, стихов, хороводов. Дети любят такие хороводы, песни, инсценировки, как: «Как на тоненький ледок», «Калина», «Дрёма», «Как у наших у ворот», «Веснянка», «Как пошли наши подружки» и др. При этом стараемся обеспечить творческую активность детей, создаём условия для исполнительского самовыражения, развитию пластики движений, выразительности жестов, интонации.

Органично вплетается в народный праздник устное народное творчество, в котором заключается мудрость, переданная нашими предками. Мы знакомим детей с разными жанрами фольклора (пословицами, поговорками, частушками) о труде, о Родине, о матери, о дружбе. (См. Приложение 1, 2, 3)

Герои русского фольклора – неотъемлемый элемент народного праздника : Петрушка, Скоморохи, Баба-Яга, Леший, Весна-красна и др. Они обязательно играют с детьми, активизируют их внимание шутками, загадками, сюрпризами. Это усиливает интерес, впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие.

При проведении праздников стараемся обеспечить творческую активность каждого ребёнка, создаём условия для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей детей. Кто-то – лучший плясун, кто-то – запевала, у кого-то замечательные актёрские способности, кто-то отличился в соревновательных играх, кто-то первым отгадал загадку, а чьи-то таланты раскроются на празднике. С этой целью включаем индивидуальные выступления, хороводы, песни, танцы, игры, разученные как с небольшими подгруппами детей, так и со всей группой.

Заканчиваются праздники в лучших традициях русского хлебосольства – совместной трапезой с угощением, традиционным праздничным блюдом : на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д., что способствует привитию детям русской народной культуры.

Родители – активные участники педагогического процесса: они изготавливают атрибуты, костюмы, украшают группу к праздникам, изготавливают поделки совместно с детьми для выставок, готовят угощение для детей, а также активно участвуют в проведении самих праздников : играют, поют, водят хороводы. Это помогает нам объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием, способствует единению педагогов, родителей и детей.

В ходе бесед, консультаций, родительских собраний, с помощью наглядной агитации мы доносим до сознания родителей то, что они – носители великой русской культуры – должны воспитывать детей в семье с учётом национальных традиций.

Таким образом, наша работа помогает осуществить преемственность духовной жизни разных поколений, способствует формированию семейных ценностей.

Мы понимаем, что каждая эпоха оставляет свой след, и сегодня другие ценности, идеалы и правила. Но мы надеемся, что тот отклик в сердцах детей, который вызывает народный праздник, помогает им прочувствовать любовь к ближнему, широту и щедрость русской души, воспитывает национальную гордость, честь и достоинство. На этой основе формируются собственно национальный характер наших детей, их взгляды, идеалы и ценности.

Публикации по теме:

Народный праздник «Христос воскресе»Народный праздник «Христос воскресе» Дошкольный возраст- благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить приемственность поколений,.

Неделя татарской народной сказкиНеделя татарской народной сказки Неделя татарской народной сказки Цель: обогащение детского развития посредством приобщения к истокам татарской национальной культуры; развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Планирование и подготовка к проведению народных праздников». Педчас в русской народной комнате «Светёлочка»
Опубликовано: 28 ноября 2014 в 13:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД