Получи документы

Педсовет «Развитие духовно-нравственных ценностей у дошкольников»

Лилия Федоровна Огородник
Педсовет «Развитие духовно-нравственных ценностей у дошкольников»

«Организация работы ДОУ по формированию у детей интереса к познанию истории и культуры Донского народа через знакомство с народно-декоративным искусством, фольклором, казачьими праздниками и традициями».

Цель: рассмотреть пути и способы совершенствования работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Задачи:

• изучить сложившуюся в ДОУ систему работы по данному направлению;

• повышать уровень профессиональной компетентности педагогов;

Публикация «Педсовет „Развитие духовно-нравственных ценностей у дошкольников“» размещена в разделах

• обновить содержание и формы работы по духовно-нравственному воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.

Повестка дня:

1. Вступительное слово по теме педсовета «Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников» (заведующий).

2. Выполнение решений предыдущего педсовета (ст. воспитатель Л. Ф. Огородник).

3. Итоги тематической проверки «Планирование и организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей» (ст. воспитатель).

4. Сообщение «Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста». Деловая игра. Педагогический тренинг (ст. воспитатель Л. Ф. Огородник).

5. Сообщение Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи при формировании у дошкольников целостной картины мира, духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей Малой Родине» (воспитатели)

6. Практическая часть «Ситуативный подход и личностно-развивающие ситуации, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников» (воспитатель)

7. Практическая часть «Роль фольклора, казачьих праздников и традиций при формировании у детей интереса к познанию истории и культуры Донского народа (муз. руководитель)

8. Рефлексия.

9. Решение педсовета.

Форма проведения: КТД

ПЛАН - ГРАФИК ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

ТЕМА: «Планирование и организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей»

с 22.03.2017 по 27.03.2017 г.

п/п Содержание контроля Методика организации контроля Дата Ответственный

1. Планирование работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей Анализ календарного планирования воспитателей 22.03-23.03 Старший воспитатель

2. Условия, созданные для детей по духовно-нравственному развитию и воспитанию (РППС, программно-методическое обеспечение). Обзорное изучение РППС в группах 22.03-27.03 Заведующий

Старший воспитатель

3. Оценка эффективности проводимых мероприятий по воспитанию у детей духовно-нравственных ценностей Просмотр запланированных мероприятий в течение уч. года Заведующий

Старший воспитатель

4. Работа с семьёй по организации духовно-нравственного развития и воспитания детей Анализ планирования по работе с семьей 22.03-23.03 Старший воспитатель

5. Оценка положительных и отрицательных тенденций в работе по духовно-нравственному воспитанию детей Опрос педагогов ДОУ в течение уч. года Заведующий

Старший воспитатель

График осуществления тематического контроля

«Родничок» «Казачок» «Светлячок» «Солнышко» «Ромашка» «Теремок»

22.03

Анализ календарного планирования воспитателей

Обзорное изучение РППС в группах 22.03 22.03 23.03 23.03 24.03 24.03

23.03

Анализ планирования по работе с семьей

Ход проведения педагогического совета.

Вед.

Уважаемые педагоги, предлагаю начать работу Педагогического совет № 5 по теме «Организация работы ДОУ по формированию у детей интереса к познанию истории и культуры Донского народа через знакомство с народно-декоративным искусством, фольклором, казачьими праздниками и традициями». Вступительное слово по теме Педсовета предоставляется заведующему.

1 Вопрос «Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников» (.)

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

Воспитание детей без духовно - нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка - питании его души.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

В этом учебном году помимо Общеобразовательной программы ДОУ, мы работу в этом направлении строим и на основе дополнительной Муниципальной программы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в Багаевском районе на 2016-2018 гг.», а в подготовительной группе педагоги в своей работе используют учебно-методический комплект «Добрый мир» Л. Л. Шевченко.

И, сегодня на заседании Педсовета, мы с вами постараемся рассмотреть пути и способы совершенствования работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, а также решить такие задачи, как:

1. Изучить сложившуюся в ДОУ систему работы по данному направлению;

2. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов;

3. Обновить содержание и формы работы по духовно-нравственному воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.

Вед.

Спасибо, Елена Григорьевна. Итак, цели и задачи определены. Поехали!

2 вопрос.

Напомню, что по итогам Педсовета № 3 педагогический коллектив принял решение продолжать повышать профессиональную компетентность в области применения ИКТ в образовательном процессе. Решение Педсовета постепенно выполняется.

3вопрос.

А теперь - Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Планирование и организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей».

Тематическая проверка в ДОУ проводилась в соответствии с годовым планом. Тематическая проверка была проведена в форме посещения. Посещения осуществлялось в течение учебного года.

Цель проверки: определение уровня развития нравственных качеств, способностей детей; анализ эффективности использования традиционных и нетрадиционных приемов работы с детьми.

Задачи:

1. Планирование работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей

2. Условия, созданные для детей по духовно-нравственному развитию и воспитанию (РППС, программно-методическое обеспечение).

3. Оценка эффективности проводимых мероприятий по воспитанию у детей духовно-нравственных ценностей.

4. Работа с семьёй по организации духовно-нравственного развития и воспитания детей.

4. Оценка положительных и отрицательных тенденций в работе по духовно-нравственному воспитанию детей.

Основные формы и методы контроля

1. Анализ календарного планирования воспитателей.

2. Просмотр запланированных мероприятий.

3. Обзорное изучение развивающей среды в группах

Оценочный инструментарий

1. Грамотность написания планов работы.

2. Грамотность оформления и наполняемости РППС.

3. Творческое построение работы с родителями.

Выводы:

В результате проведё нного посещения было установлено: все группы детского сада организуют работу по духовно-нравственному воспитанию детей в соответствии с Общеобразовательной программой ДОУ. Педагоги опираются на следующие нормативные документы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к условиям реализации общеобразовательной программы.

2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений

3. Перспективное и календарно-тематическое планирование.

Анализ календарно-тематического планирования работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. В утренний промежуток времени педагоги планируют беседы, разучивание стихотворений, песенок, потешек, игр, направленные на расширение и активизацию словаря детей, кругозора, знакомства с элементами фольклорного жанра. Для проявления детьми творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, народные игры, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность. В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по нравственному развитию и воспитанию детей.

В каждой группе создан патриотический уголо, где дети знакомятся с Государственными символами России и Президентом РФ. Имеется большое количество дидактических игр. Оформлен книжный уголок, где на полках расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателями грамотно, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Воспитатели старших групп периодически организуют выставки книг одного писателя. В средней группе в марте проведена «Книжкина неделя». Дети имеют возможность рисовать, лепить, вести наблюдения, заниматься исследовательской деятельностью. В старшей группе № 2 и Подготовительной группе созданы уголки Православия, которые помогают развить у ребёнка уважение к религии, обществу, традициям семьи, казачеству, родного края, Отечества. Созданная в детском саду РППС, способствует всестороннему развитию. Она построена с учетом требований ФГОС ДО.

Приобщая детей к культуре Дона, педагоги рассказывают Донские легенды, сказки, а дети слушают и поют казачьи песни, заучивают пословицы и поговорки, разучивают народные игры и хороводы. Также педагоги знакомят детей с предметами народно-прикладного искусства.

Воспитатели, работая с детьми, не забывают о том, что на формирование и развитие личности, духовно-нравственных ценностей оказывают влияние народные традиции, обряды, устное народное творчество и принципиально важные условия: - непосредственное участие в процессе и взрослых, и детей.

В течение года в детском саду проводились праздники, конкурсы, тематические досуги, акции, развлечения с детьми. Перечислять их не стану, но отмечу, что все они направлены на развитие духовно-нравственных ценностей у дошкольников.

Педагоги активно привлекают родителей к участию в конкурсах и мероприятиях. Также родителям предлагаются консультации на тему духовно-нравственного развития и воспитания, проводятся тематические беседы и консультации по вопросам семейного воспитания.

Тематический контроль показал, что духовно-нравственное развитие и воспитание в детском саду соответствует требованиям программы и возрастным особенностям. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Наши дошкольники обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живет; знакомы с произведениями детской литературы, обладают элементарными представлениями о национальностях, о традициях донского казачества, их быте и их культуре.

4. Сообщение «Нормативная база, цели, методы, приёмы, формы духовно-нравственного воспитания». (Л. Ф. Огородник)

А теперь о нормативной базе, целях, методах, приёмах и формах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Документы, ориентирующие современного педагога в вопросах выбора содержания духовно-нравственного воспитания детей : «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный Закон «Об образовании», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

Цели духовно-нравственного воспитания. Вот выдержки из Концепции «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

«Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся, осуществляется на основе:

• нравственного примера педагога;

• социально-педагогического партнёрства;

• индивидуально-личностного развития;

• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

• социальной востребованности воспитания.»

Теперь о методах, приемах и формах работы.

Для успешной работы в данном направлении используются разнообразные методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

-чтения воспитателем произведений устного народного творчества;

-наблюдений;

-показа сказок и других произведений как педагогом, так и детьми;

-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

-проведения дидактических игр;

-целевых прогулок, экскурсий;

-моделирования сказок.

Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:

-рассказа воспитателя;

-чтения произведений воспитателем;

-заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;

-рассказывания произведений устного народного творчества детьми;

-бесед с элементами диалога;

-обобщающих рассказов воспитателя;

-ответы на вопросы воспитателя, детей;

-проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);

-сообщение дополнительного материала воспитателем;

-загадывания загадок;

-рассматривания наглядного материала;

-рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

-разбора житейских ситуаций;

-проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников;

-чтение родителями сказок, былин и др.

Важное значение имеет практический метод, который используется, когда необходимо:

-изготовить с детьми наглядные пособия;

-организовать вечера с родителями;

-провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);

-приготовить с детьми различные блюда народной кухни;

-изготовить поделки на выставки;

-организовать постановку сказок;

-провести экскурсии различной направленности;

-нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

Следует отметить, что в методике используются разнообразные формы с детьми, назовем важнейшие:

-НОД чтение произведений, беседы, игры;

-творческая художественная деятельность детей;

-проведение совместных праздников;

-прослушивание аудиозаписей;

-просмотр мультфильмов;

-экскурсии;

-тематические вечера;

-организация выставок;

-постановка сказок духовно- нравственного содержания;

-творческие вечера.

Опыт воспитателей убеждает в том, что особое внимание необходимо уделить работе с семьей. В работе с родителями можно выделить такие формы:

-собрания на духовно-нравственные темы;

-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;

-лектории для родителей;

-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;

-вечера вопросов и ответов;

-проведение совместных мероприятий;

-собеседования на диалоговой основе;

-анкетирование и тестирование;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);

-визиты домой;

-экскурсии;

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;

-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;

-выставки совместного творчества.

Также педагогический опыт убеждает в том, что для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.

Деловая игра:

Все участники разбиваются на 2 команды и выбирают себе названия. Под сопровождение народной музыки они входят в зал и приветствуют друг друга в фольклорной форме. Затем садятся за столы.

Задание для команды - узнать по мимике, жестам, театральной композиции название фольклорного произведения (сказка или песня, (одна команда задумала, другая отгадала, по 2-3 произведения).

Тренинг:

1. Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности?

2. От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный творческий патриотизм?

3. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к культуре донского казачества.

4. Какие качества формируют окружающие предметы, характерные для казачьего быта, декоративно-прикладного искусства.

5. Сообщение «Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи при формировании у дошкольников целостной картины мира, духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей Малой Родине» (воспитатели)

6. Практическая часть «Ситуативный подход и личностно-развивающие ситуации, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников» (воспитатель)

7. Практическая часть «Роль фольклора, казачьих праздников и традиций при формировании у детей интереса к познанию истории и культуры Донского народа» (муз. руководитель)

8. Рефлексия.

Упражнение «Клад» – педагоги посредством игры «Холодно – горячо» находят «заветный сундучок», а открыв его, отвечают на вопрос: «Что полезного я взял для себя сегодня и что мне не понятно»

9. Решение педсовета.

1. Признать работу педагогов во всех дошкольных группах положительной.

2. Продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровьесбережение и др.).

Ответственные: воспитатели групп.

Срок: постоянно.

3. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.

Ответственные: воспитатели групп.

Срок: постоянно.

4. Разместить материалы педсовета на сайте ДОУ.

Ответственные: старший воспитатель.

Срок: до 1 апреля.

Публикации по теме:

Семья как основа воспитания духовно-нравственных ценностей ребенка Семья как социальный институт в последние десятилетия в большинстве стран претерпела серьезные изменения, которые обусловливают падение.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников в тесном сотрудничестве педагогов и родителей В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на  основе духовно нравственных ценностей МКДОУ Евстратовский детский сад Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на  основе духовно нравственных ценностей Подготовил:.

Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях Реферат «Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях» Наше.

Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе семейных ценностей» Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе семейных ценностей» Проблема: Воспитанием ребенка, как правило,.

Приобщение дошкольников к возрождению народных традиций, как источник формирования у детей нравственных ценностей Байдаулетов Корлан Серикбаевна, воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №112» Приобщение дошкольников к возрождению народных традиций,.

Проект: «Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание» Духовно-нравственное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие.

Рассуждение «Воспитатель — транслятор духовно-нравственных ценностей» «Воспитатель – транслятор духовно-нравственных ценностей» «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Семинар-практикум «Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников»Семинар-практикум «Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников» Cамым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Взаимодействие ДОУ с семьёй при формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является: «объединение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Развитие духовно-нравственных ценностей у дошкольников»
Опубликовано: 28 марта 2017 в 17:26
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД