Психологическое здоровье педагога — залог успешной творческой педагогической деятельности

Лилия Хатыпова
Психологическое здоровье педагога — залог успешной творческой педагогической деятельности

Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования»

Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Р. Т.

МБДОУ Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей

№ 75 «Алсу»

Педсовет

На тему: «Психологическое здоровье педагога – залог успешной творческой педагогической деятельности

Подготовила: Хатыпова Л. Р.

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно - образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.

В дошкольном образовании, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме здоровья педагогов уделено недостаточное внимание.

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и эмоционально напряженных. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входят воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение и воспитанников. Педагоги как профессиональная группа находится на I – м месте по нервно - психическим расстройствам, отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показания снижаются по мере увеличения стажа работы. Это обусловлено психоэмоциональными перегрузками, перегрузками речевого аппарата. Эти проблемы усугубляются недостаточным уровнем развития коммуникативных способностей и навыков саморегуляции у значительной части педагогов. Отсюда излишняя нервозность, апатия и депрессия.

От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической – техникой (речь, педагогический такт). К сожалению, под влиянием больших нагрузок и требований, предъявляемых профессией, педагог зачастую не использует психологические знания на практике, поэтому в стрессовых ситуациях педагог становится, эмоционально неуравновешен. Страдают дети, попадая в неблагоприятную среду, страдает и педагог, расплачивающийся за все психосоматическими и нервно – психическими заболеваниями.

Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, так как главным инструментом педагога выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, а личность педагога является стержневым факторам труда воспитателя, определяющим профессиональную позицию педагогической деятельности и педагогического общения. Психологическая некомпетентность педагога может привести к нарушению психического здоровья ребенка, и сведены на нет его естественные познавательные потребности. Ведь работа с детьми требует больших эмоциональных затрат. Молодые специалисты, сталкиваются с непростыми профессиональными буднями. Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования). Каждый из этих этапов сопряжен с определенными проблемами профессионального становления педагогов. На этапе адаптации к своей профессии возникают, трудности методического, психологического или социального характера. Этап самоактуализации в профессии связан с кризисами компетентности, с состоянием дискомфорта, тревожности, страха перед решениями новых задач, несоответствием своего профессионального уровня уровню ожиданий окружающих, различных групп. Кризис компетентности может приводить: к бегству от профессиональных проблем; к консервации состояния дискомфорта и отчуждения; к творческой реконструкции модели профессионального поведения. Эмоциональные ресурсы человека, оказавшего в такой ситуации, могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывает механизмы защиты. «Синдром эмоционального выгорания» - один из механизмов защиты, который проявляется приобретенным стереотипом поведения, чаще всего в профессиональном поведении. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной опустошенности личности. Эмоциональное неблагополучие педагогов говорит об их постоянной психической напряженности, что, конечно, отрицательно сказывается на продуктивности их работы, взаимоотношениях с детьми и коллегами, порождает синдром «эмоционального выгорания».

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Залог успеха педагогической деятельности воспитателя зависит от того, в каком образовательном учреждении проходили профессиональную подготовку, по какой специальности, повышают ли уровень квалификации, какой стаж работы в сфере педагогической деятельности, разряд.

Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению квалификации, профессиональному развитию. Успешность профессиональной деятельности педагога определяется постановкой целей и задач воспитательно-образовательной работы с детьми адекватно современным запросам, подбором наиболее эффективных методов и приемов для их реализации, и главное, достижением тех результатов, которые были запланированы. Качество достигаемых результатов зависит от личностных характеристик педагога, его педагогических умений и навыков и от стажа работы.

Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям, следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Педагог должен постоянно всесторонне развиваться, ибо педагог живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает педагог. Каков педагог, таковы его воспитанники, поэтому результативность профессиональной деятельности напрямую зависит от личностных особенностей педагога. Подлинная интеллектуальность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими, способность найти верное применение своим силам и возможностям в коллективном педагогическом творчестве. Умение строить доверительные отношения с детьми, их родителями и коллегами по работе. Умение правильно заранее спланировать все виды деятельности, начиная с режимных моментов и заканчивая занятиями, праздниками, а главное – творчески, интересно и необычно. Такую профессиональную деятельность можно считать успешной. Так как от такой работы получаешь удовольствие, продуктивность работы лучше, получаешь хорошие результаты, отсюда и обратная связь с детьми. И об эмоциональном перегорании речь идти не может. Если же у педагога не достаточно сформированы личностные качества те ли иные педагогические умения, навыки, неумения и нежелание применить их правильно, на практике. Не знание психологических и физиологических особенностей каждого ребенка приводит к определенным трудностям в работе: либо воспитатель испытывает трудности в общении с детьми, либо возникают сложности при построении и организации воспитательно-образовательного процесса, возникают трудности в работе и организации с родителями, коллегами по работе.

Поэтому необходимой рекомендацией таким воспитателям будет только одно – совершенствовать свои умения и личностные качества, заниматься самообразованием, с постоянной работой над собой, над своим самосовершенствованием и развитием как человека и профессионала. Повышать свое педагогическое мастерство и компетентность на протяжении всей профессиональной деятельности, и тогда есть реальный шанс стать хорошим, грамотным педагогом.

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию оттиском ладошки в средней группе «Синичка»Конспект занятия по рисованию оттиском ладошки в средней группе «Синичка» Муниципальное Бюджетное Учреждение «Управление Дошкольного Образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ.

Мои достижения. Заболотнова Елена Маевна, социальный педагог, инструктор по физической культуре. Образование: среднее специальное, закончила Политехнический.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Психологическое здоровье педагога — залог успешной творческой педагогической деятельности
Опубликовано: 8 марта 2014 в 21:56
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Методическая разработка занятия с презентацией «Имя твое неизвестно, память твоя...
b]Цель:[/b] формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством рассказа о воинской доблести и бессмертном подвиге воинов, погибших в...
Мастер Класс «Объемная игрушка для украшения»
ождались… наконец-то наступил самый плодотворно-чудотворный период подготовки к Новому году. Каждый год администрация города объявляет о проведении...
«Где-то есть город…» (фото отчет о прогулке в Зеленогорске)
Предложила я подругам отдохнуть несколько дней за городом в пансионате. Куда ехать? Споров не было! Все решили единогласно — Зеленогорск. У каждого...
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...