Педсовет «Организация и система работы в мини-музее детского сада»

Людмила Миронычева
Педсовет «Организация и система работы в мини-музее детского сада»

1. Что такое «музей»?

Музей— учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью

2. Вопрос: - Почему о музее в детском саду мы говорим «мини-музей»?

(в детском саду, в группе невозможно создать музей, отвечающий профессиональным музейным канонам, требованиям)

- Почему?

- возрастные особенности таковы, что дети не могут воспринимать окружающее как взрослый, а музей все-таки рассчитан на взрослых, даже, например, музей игрушки, т. е. восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого.

- жизненный опыт ребенка также крайне недостаточен, что тоже мешает ребенку понять музейное окружение

Поэтому слово «мини» и отражает и возрастные особенности, и размер экспозиции, и определенную ограниченность тематики, и своеобразие методов работы музея.

- Какова еще особенность мини-музея?

- профессиональный музей создается взрослыми профессионалами, а мы приходим туда «гостями». А музей в группе создается кем?

Детьми, родителями при участии педагога. Это крайне важно для нас – педагогов.

- Существует еще одна особенность мини-музея. В настоящем музее (если это не интерактивный музей) ничего руками трогать нельзя, там выставляются редкости, раритеты, крайне дорогие предметы, их надо сохранять.

А в наших музеях наоборот, все можно и нужно трогать, с отдельными экспонатами – поиграть. И только небольшая часть является неприкосновенной, например, письма с фронта, их может в крайнем случае взять в руки воспитатель и развернув, показать детям.

- Еще одна особенность - такой музей можно посещать каждый день, или он вообще находится в группе и дети в него «заходят» в любую минуту, а в настоящий музей ходишь на выставку 1 раз

- И еще одна особенность – в настоящем музее мы с вами пассивные созерцатели, а в мини-музее – участники, соучастники и создатели, т. е. дети соавторы, творцы экспозиции, причем вместе с семьей.

Мини-музей – это территория совместного общения детей и педагога, совместной деятельности семьи и ребенка.

Так что же такое «музей в детском саду»?

- Это особое, специальное организованное пространство ДО, способствующее расширению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

3. Не понимая значения музея в работе с дошкольниками, нельзя полноценно организовать эту работу, каково же оно?

Музей в условиях детского сада:

- Позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы

- Является действенным модулем развивающей интерактивной предметной среды

- Выступает средством индивидуализации образовательного процесса

- Способствует воспитанию основ музейной культуры

- Расширяя кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности

- Обеспечивает интегрированность образовательных областей

- Обеспечивает деятельностный подход в работе с детьми

- дети + родители собирают экспонаты

- готовятся дети-экскурсоводы

- совместная художественно-творческая деятельность в музее

- Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями и представителями социума за пределами д/сада

Какова цель создания мини-музея?

- Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и родителями

Чтобы достичь этой цели необходимо решить определенные задачи:

- Обогащение предметно-развивающей среды

- Развитие познавательной активности и творческих способностей

- Формирование активной жизненной позиции

- Вовлечение родителей в педпроцесс и жизнь детского сада

- Систематизация и анализ полученных знаний

- Формирование проектно-исследовательских умений

Музейная деятельность в условиях детского сада является нетрадиционной образовательной технологией, а значит отвечает требованиям ФГОС, в разделе «Требования к условиям реализации ООП ДО» говорится: условия, необходимые для создания ситуации развития детей предполагают построение вариативного развивающего образования. А если читать внимательно Стандарты, то почти все положения подходят к музейной педагогике, а точнее работа в музее соответствует требованиям. стандартов.

4. Как должна проходить организация мини-музея в группе? (поэтапно)

1 этап включает в себя:

• Родительское собрание (зачем нужен мини-музей в группе, каково их участие)

• Консультации

• Индивидуальная работа

• Выбор места расположения

2 этап - оформление музея, которое требует соблюдения ряда условий

1) Гигиенические требования и требования безопасности и расположения и экспонатов

2) Эстетика оформления

3 этап – разработка тематики выставок на учебный год и содержание её, т. е. разделы выставки или номинации

например: выставка чашек - самая большая чашка

- самая красивая чашка

- самая старинная чашка

- самая интересная чашка (история появления в семье)

- С какими направлениями в работе группы могут быть связаны темы выставок в музее?

• С темами календарного плана

• С проектной деятельностью

• С юбилейными датами

• С праздниками: народными, государственными

• С работой по методической теме

Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривается:

- занятия по теме экспозиции - творческая д-ть с детьми (художественный труд)

- мероприятия с родителями: буклеты, консультации, анкетирование

- развлечения или досуги детские с участием родителей

- фоторепортажи с мероприятий

4 этап - сбор и оформление экспонатов

5 этап – работа с экскурсоводами (подготовка детей-экскурсоводов)

6 этап - непосредственная работа с детьми, включающая разные формы

7 этап – обобщение материала о работе мини-музея (по конкретной теме и в целом за год)

5. В наших группах, где дети играют и обедают и занимаются при крайне небольшой площади, крайне трудно выбрать место расположения мини-музея.

- Что же делать?

- название «мини-музей» говорит само за себя: мини – не требует очень много места, но все-таки такое место должно быть

- Как оно может выглядеть? Где могут располагаться экспонаты, на чем?

Предложить просмотр фотоматериалов с вариантами оформления и расположения мини-музеев в группах

- Такой музей может быть, что называется, «передвижным».

- Как это может выглядеть на практике?

- Выставка в группе не может и не должна быть на протяжении длительного времени. Поэтому на 1-2 недели можно в группе свернуть какой-либо тематический уголок и отдать его под выставку.

- Выставки могут располагаться в разных местах группы, это определяет объем предстоящей выставки, сколько она займет места, какого размера экспонаты.

Конечно, идеальный вариант, когда музею отведено постоянное место, но как вариант – он может быть передвижным.

Организуя музей в группе, необходимо придерживаться определенных требований к организации экспозиции:

1) Все выставки должны отвечать возрастным особенностям детей

2) Экспозиция должна быть эстетически оформлена

3) Должна быть доступна взгляду ребенка (на уровне глаз)

4) Организация музея должна решать триединые задачи: - образовательные, развивающие, воспитательные и обеспечивать работу во всех образовательных областях

5) Должны быть задействованы все виды детской деятельности: игровая, трудовая, исследовательская, творческая

6. Что делает посетитель вообще, придя в музей?

- рассматривает экспонаты самостоятельно, читая подписи и краткую информацию под ними

- либо заказывает экскурсовода

И у того и у другого есть положительные и отрицательные стороны.

в 1 варианте

положительное: посетитель ходит по музею столько времени, сколько ему надо

отрицательное:

- читать быстро надоедает и ходишь в основном созерцая красоту и необычность экспонатов

во 2 варианте:

положительное:

- получаешь довольно глубокую интересную, научную, профессиональную информацию

- можешь задать дополнительный вопрос

отрицательное:

- экскурсовод ведет в своем темпе и довольно быстро

экскурсовод не обо всех экспонатах рассказывает, выборочно, обо всех невозможно

- иногда сам экскурсовод сам неинтересен, рассказывает монотонно

- экскурсовод проводит обзорные экскурсии, это тяжело даже взрослым за короткое время-максимум информации)

В нашем случае все гораздо проще, т. к. опять по причине мини-музея. Выставка действует определенное время и ребенок в любое время может подойти к ней, еще раз рассмотреть или подействовать с экспонатами. К выставке дети с воспитателем возвращаются несколько раз, т. к. предусматриваются разные формы работы.

- Но будет ли ребенку интересно, если он сразу самостоятельно будет воспринимать данные экспонаты в музее?

Поэтому он должен получить информацию о выставке в целом и конкретных экспонатах

7. Экскурсионная работа. Она проводится в 2-х вариантах. Каких?

- экскурсовод им может быть воспитатель

- экскурсоводом могут быть дети

В каких случаях экскурсовод- воспитатель? (дать какую-то общую информацию о выставке в целом, элементарную научную информацию надо донести детям, и наоборот – обобщить все знания)

А конкретную информацию о конкретном экспонате дают дети- экскурсоводы.

Большое место отводится подготовке детей-экскурсоводов. Они проводят экскурсии для детей другой группы, для своей группы, для родителей.

В первую очередь дети-экскурсоводы должны обладать чем? (хорошей речью)

Однако и дети с нарушением речи могут привлекаться к ведению экскурсии. Каких? (если он будет рассказывать об экспонате из своей семьи)

- Что же дает детям экскурсионная работа?

• Развитие определенной стороны речи: речь-объяснение

• Сочетание речи и показа

• У детей, которые слушают, развивается умение слушать своего товарища, развивается выдержка и ребенка-экскурсовода дети воспринимают несколько иначе, с большим уважением, ведь он знает о выставке больше чем они

- Но только ли к рассказыванию об экспонатах сводится экскурсия?

Во время экскурсии может проводится и другая работа. Какая? (детям могут быть предложены загадки, пословицы, мини-викторины)

8. Что дает музей детям мы говорили много, а что дает работа мини-музея педагогу и родителям?

(Воспитатели по подгруппам самостоятельно определяют что кому дает музей)

Педагогам:

- повышает профессиональную компетентность

- возможность лучше узнать семью и самого воспитанника

- обогащение РППС

- обогащение самой образовательной деятельности

- ачественно улучшить педпроцесс

- реализовать свои потенциальные возможности, творческие способности

- повысить свой профессиональный уровень (аттестоваться на более высокую категорию)

родителям:

- участие в жизни д/сада и группы, а значит шанс лучше узнать педагогическую деятельность, повысить свою компетенцию в деле образования

- шанс лишний раз пообщаться со своим ребенком, выполняя совместные задания

- повышение самооценки, самоудовлетворение

- возможность применения своих творческих способностей

- возможность представить свою семью с разных сторон: традиции, успехи, достижения членов семьи

- реализовать активную жизненную позицию

9. Какие критерии могут служить положительным результатом работы музея?

- Вопросы детей к взрослым по теме выставки и отдельным экспонатам. Это значит, что у ребенка активизировался познавательный интерес – одна из основных целей музея

Вернемся к этапам создания музея. Какой этап для вас наиболее трудный и какие трудности встречаются вообще при создании музея?

• Недостаточная материальная база

• Недостаточная компетенция педагогов о музейной педагогике

• Недостаточные знания об отдельных экспонатов

• Трудоемкость организации музея

• Трудность взаимодействия с семьями

Публикации по теме:

«Наши уроки плетения».  Рекомендации из опыта работы в мини-музее группы«Наши уроки плетения».  Рекомендации из опыта работы в мини-музее группы Предлагаю вашему вниманию рекомендации по организации работы в мини - музее группы. " НАШИ УРОКИ ПЛЕТЕНИЯ. " Создание мини - музеев в детском.

«Эти знакомые незнакомцы…» Рекомендации по организации работы в мини-музее группы«Эти знакомые незнакомцы…» Рекомендации по организации работы в мини-музее группы Уважаемые коллеги! Продолжаю знакомить вас с организацией работы в мини - музее группы. Наш музей называется " Деревянное чудо". Если вы.

Доклад на семинар «Организация воспитательной работы детского сада по экологии на традициях народной культуры» Экологическое воспитание является одним из самых важных направлений воспитательно – образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее» Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально.

Консультация для педагогов «Формы работы в мини-музее» Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются.

Организация работы по социализации и коррекции детей с ограниченными возможностями в интегрированной среде детского сада В настоящее время государственная политика в области инклюзивного образования даёт дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение.

Перспективный план работы в мини-музее «Русская изба»Перспективный план работы в мини-музее «Русская изба» Младшая группаСентябрьЗнакомство с русской избой Программные задачи:знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа (мини-музеем.

План работы в мини-музее «Русская изба» (вторая младшая группа) Сентябрь «Испеки – ко мне, старая, колобок…» Цель: Познакомить детей с русской кухней, домашней утварью: мукосейкой, решетом, сковородой,.

Система работы по оздоровлению детей дошкольного возраста в условиях детского сада общеразвивающего вида Задачи: адаптация детей с различными заболеваниями и отклонениями в развитии: косоглазие, задержка речевого развития, врожденный порок сердца,.

Сообщение из опыта работы «Организация работы с отцами в условиях детского сада» 1 слайд Учитывая свой многолетний опыт, работая в рамках ресурсной площадки по теме «Развитие социально-педагогической культуры родителей»,.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Весна
  • Дикие животные
Автор публикации:
Педсовет «Организация и система работы в мини-музее детского сада»
Опубликовано: 24 марта 2016 в 12:42
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Наблюдение за майским жуком в средней группе
Наблюдение за майским жуком. Цель: Расширить представление о внешнем виде жука. Познакомить с особенностями жука. Воспитывать любовь и бережное отношение ко...
Проект «Сказка в гости к нам пришла» в первой младшей группе
Тип проекта : познавательно - творческий По числу участников: групповой По продолжительности: краткосрочный Сроки реализации: с 19 февраля - по 2...
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Юные звездочёты»
Цель: закрепить полученные знания детей за год. Программные задачи: *Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры ( круг, квадрат,...
Фотоотчет «Великий праздник — День Победы!»
Как и все патриоты, мы чтим память нашим прадедам, благодаря которым над нами чистое и мирное небо. В нашем детском саду прошел открытый урок, посвященный...
Театр теней в старшей группе
Театр теней - это вид театра из Китая. Теневой театр является очень интересным и зрелищным видом театра, с помощью которого можно устроить волшебное...