Папки-передвижки

Педсовет «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГТ»

Татьяна Сурьянинова
Педсовет «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГТ»

Цель: повысить уровень компетентности педагогов МБОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федеральных государственных требований.

Задачи:

1. углубление знаний воспитателей ДОУ о современных подходах к организации образовательной деятельности детей в соответствии с ФГТ;

2. развитие личностных качеств воспитателей, таких как: профессиональная мобильность (способность к изменениям, креативность;

3. Разработать и коллективно обсудить примерный вариант календарного

Публикация «Педсовет „Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГТ“» размещена в разделах

планирования с учетом ФГТ /интеграции образовательных областей, совместной и самостоятельной деятельности с детьми и родителями/

Предварительная работа:

1. Практические семинары: «Переход ДОУ на ФГТ», «Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Особенности планирования в рамках ФГТ».

2. Разработка календарно- тематического планирования образовательного процесса и внедрение его в практическую деятельность.

3. Анализ календарных планов педагогов всех возрастных групп.

4. Тематическая выставка литературы в методическом кабинете.

Оборудование: муляж микрофона, тематические планы по возрастам, чистые листочки А4 – белые, красные (по 3 на каждого педагога, магнитная доска, компьютерная презентация, лепестки цветика-семицветика.

ПОВЕСТКА:

1. Обоснование необходимости проведения педагогического совета, его актуальность, современность и своевременность. Завед. МБДОУ д/с № 94 Н. А. Демченко.

2. Особенности планирования воспитательно - образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ, утверждение комплексно-тематического плана. Ст. воспитатель Т. А. Сурьянинова.

3. «Модель комплексно-тематического планирования: особенности и результативность». Учитель-логопед И. А. Сарафанова.

4. Обозначение трудностей при переходе к новой форме планирования и пути их преодоления: обмен мнениями. Педагоги и специалисты ДОУ.

5. Аналитическая справка по проверке планов воспитательно- образовательного процесса, утверждение структуры планирования. Ст. воспитатель Т. А. Сурьянинова.

6. Интегративный подход к организации образовательного процесса. -инструкторы по физ. Культуре Князькова С. Н., Нарыжная С. П, пед. доп. образования Торрес Лабрада Е. В., музыкальные рук. Попова В. М., Мельникова В. Б., Соколова Г. А.

7. Работа педагогов в группах.

8. Проект решения педагогического совета. Рефлексия.

9. Разное.

Ход педсовета:

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодняшний наш педсовет посвящён актуальной теме – «Организация образовательной деятельности с детьми

в современных условиях реализации ФГТ»

Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли на педагогический совет? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце заседания. Расскажите о ваших личных ожиданиях.

«Интервью «Ваши ожидания» - педагоги по кругу передают микрофон, коротко отвечая на вопрос.

Далее заведующий знакомит педагогов с целью педагогического совета, его задачами и актуальностью.

Во вступительном слове заместителя заведующего МБДОУ д/с № 94 говорится о периоде перемен, который переживает сейчас дошкольное образование России. Приказ № 655 – это документ, который с момента его появления изучили и прочитали все педагоги, имеющие отношение к современному образованию. С введением ФГТ детский сад возрождает свои добрые традиции, прежде всего, в образовательную деятельность возвращается игра как ведущий вид деятельности. В чем же новизна? Изменяются подходы к организации воспитательно-образовательного процесса : решение задач образовательной деятельности должно происходить через доступные и интересные формы работы.

Содержание режима дня в соответствии с ФГТ должно претерпевать существенные изменения, и это, прежде всего, связано с формированием интегративных качеств воспитанников, с необходимостью учета четырех линий развития ребенка и решением задач 10 ОО. В режиме дня должно быть рационально распределено время на НОД, ОД в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей. Бесспорно, он должен соответствовать СанПиН 2.4.1.26660-10 от 22.07.2010 г.

ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, т. е. объем и соотношение частей, чего ранее не было.

Во-вторых, содержание дошкольного образования в соответствии с ФГТ включает в себя 4 направления развития детей – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. Конкретная наполняемость направлений представлена 10 образовательными областями : / «Физическая культура», «Здоровье», Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»/.

В-третьих, каждую образовательную область характеризуют основные задачи психолого-педагогической работы, например, принцип интеграции ОО, согласно которому решение задач психолого-педагогической работы каждой из них должно осуществляться в ходе реализации и других ОО.

Среди важных концептуальных положений ФГТ можно назвать комплексно-тематический принцип построения образовательных программ, принцип развивающего образования, сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости и др.

Об особенности планирования воспитательно - образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ нам расскажет ст. воспитатель Т. А. Сурьянинова.

Хочу ещё раз напомнить нормативные документы, регламентирующие педагогический процесс в детском саду (слайд № 2) в первую очередь – это Закон об образовании РФ, СанПиН, Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Приказ № 2151 от 20.07.2011 г.

Важнейшим положением Федеральных государственных требований является следующее: «Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса».

В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса

• Учебный,

• Предметно-средовой,

• Комплексно-тематический.

На сегодняшний день доминирует учебный принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, и другим «разделам программы». Организация специальных занятий по разделам программы - не тождественна организации различных видов детской деятельности, а деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях - не является совместной деятельностью взрослого и детей, т. к. главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребёнка, а главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие, сотрудничество.

В предметно-средовом принципе построения образовательного процесса (ярким примером является система М. Монтессори) главной составляющей является дидактический материал, действие с которым, по мнению авторов, автоматически развивает ребёнка, соответственно, взрослому отводится второстепенная роль, опосредованная в зависимости от направленности дидактического материала.

Главная задача комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. Используется более органичная организация образовательных содержаний : тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере действительности, представлена в эмоционально-образной, а не в абстрактно-логической форме. Построение образовательного процесса вокруг одной центральной темы даёт большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Предварительный подбор взрослым основных тем придает систематичность и культуросообразность образовательному процессу. В то же время, проекция «темы» на разные виды детской активности, («проживание» ее ребенком в игре, рисовании, конструировании) и возможность их выбора самим ребенком делают эту модель менее жесткой, обеспечивают развитие инициативности детей.

Отвечая психологическим особенностям дошкольного возраста, комплексно-тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности как бы вынуждает взрослого к более свободной позиции, нежели учительская; ее можно обозначить как позицию партнера, сотрудника. Более гибкой в этой модели становится и организация предметной среды, постоянно подстраиваемой под развивающие задачи и инициативу детей.

Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей - игры, рисования, лепки, конструирования, а также предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги, художественные альбомы, материалы для дидактических упражнений.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике. В логопедических группах, на логопунктах в течение года изучается несколько лексических тем, это является наиболее эффективным способом преодоления лексической недостаточности детей имеющих тяжёлые нарушения речи.

Сегодня наш учитель - логопед поделятся своим опытом работы по данному направлению. Выступление из опыта работы учителя – логопеда «Модель комплексно-тематического планирования: особенности и результативность». – И. А. Сарафанова.

Подводя итог сказанному, я предлагаю высказаться каждому из вас. Подумайте и напишите на листах положительные и отрицательные стороны тематического планирования образовательной деятельности. (Педагоги помещают записки на магнитную доску, объясняя свою точку зрения).

+ -

Систематичность и культуроссобразность педагогического процесса Очень высокие требования к культуре педагога, гибкости, творчеству

Отвечает психологическим особенностям дошкольников Достаточно короткий срок для реализации 1 темы

Вынуждает взрослых быть партнёрами для детей Содержание деятельности при раскрытии темы не исчерпывает всей полноты образовательной работы

Вовлекает родителей в педагогический процесс

Цикличность

Необходимость подстраивать ПРС под тему

С начала учебного года мы начали реализацию комплекскно-тематического планирования, предлагаю ещё раз пробежать глазами свои комплексно-тематические планы и подумать, какие изменения вы хотели бы в них внести?

(Ст. воспитатель предлагает обратиться к комплексно – тематическим планам, еще раз просмотреть темы и предлагает утвердить.)

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод:

- доминирующая на сегодняшний день учебная модель построения образовательного процесса противоречит теоретико-методологическим принципам ФГТ;

- в основе должен лежать комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Принцип комплексно -тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности;

- учебный блок в прежнем его понимании не может и не должен присутствовать в практике ДО. Проведение занятий как основной формы организации образовательного процесса целесообразно в возрасте не ранее 6 лет.

Однако из данных положений вовсе не следует, что процесс обучения отменяется. Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования, наряду с воспитанием и развитием. В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие» не потому, что Министерство образования и науки РФ перешло на позиции «свободного воспитания» - отсутствие термина «занятие» обусловлено главной причиной : не спровоцировать понимание термина «образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности» в качестве той самой учебной деятельности, основной формой которой и являлось в прежней дидактике специально организованное занятие. На вопрос: «Что же, теперь занятия в детском саду отменяются?», авторы разработчики проекта ФГТ отвечают: «Вовсе нет, просто в само понятие «занятие» вкладывается иной смысл – увлекательное, занимательное дело, без отожествления с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

- А сейчас я предлагаю педагогам высказаться о трудностях, которые возникли при написании планов и их преодолении. (высказывания педагогов и специалистов ДОУ)

Далее ст. воспитатель зачитывает аналитическую справку проверки планов воспитательно- образовательной работы, указывает положительные стороны, ошибки. Предлагает выработать и утвердить форму написания плана.

- Реализация комплексно - тематического принципа планирования образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции.

Как известно из детской психологии, чем младше ребёнок, тем менее дифференцировано его развитие, поэтому, наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Интеграцию мы понимаем как состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Она должна охватывать все виды детской деятельности. Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах. Важно, что педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному контакту всех специалистов (методист, воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, педагог дополнительного образования и др.)- выступление специалистов ДОУ.

Работа педагогов в подгруппах.

Теоретический блок.

Старший воспитатель предлагает педагогам выполнить задания по подгруппам.

1. Задание «Вставьте пропущенное словосочетание».

«ФГТ фиксируют структуру ООП ДО, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности :

«Программа должна основываться на (комплексно-тематическом принципе) построения образовательного процесса….»;

«Программа должна предусматривать решение образовательных задач в (совместной деятельности) взрослого и детей и (самостоятельной деятельности) детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов….»;

«Программа должна …. предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является …. (игра)».

2. Задание «Укажите виды деятельности с учетом ФГТ».

«В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребенка дошкольного возраста: кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, художественная, познавательно-исследовательская, изобразительная, трудовая, музыкально-художественная, театрализованная, чтение (восприятие) художественной литературы.»

3. Задание «Представьте правильную последовательность развития любого вида деятельности образовательного процесса».

«При планировании необходимо учитывать схему развития любого вида деятельности в соответствии с культурно-исторической концепцией Л. С. Выготского:

1. (3.) сначала деятельность – осуществляется в совместной деятельности со взрослым;

2. (1.) затем в совместной деятельности со сверстниками;

3. (2) затем деятельность – становится самостоятельной деятельностью ребенка».

4. Задание «Укажите три основных принципа построения образовательного процесса».

Укажите три основных принципа построения образовательного процесса :

учебный;

наглядный;

последовательный;

комплексно-тематический;

системный;

предметно-игровой;

дифференцированный.

5. Задание «Допишите фразу».

1. Совместная деятельность – это…. (основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

2. Самостоятельная деятельность – это….(одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально).

3. Главной составляющей занятия является (воздействие взрослого на ребенка).

5. Главной составляющей совместной деятельности является (взаимодействие, сотрудничество).

Практический блок:

1. «Образовательная область в ходе реализации режимного момента»

1. 1Материал: карточки –

- «Образовательная область» / «Познание», «Труд», «Безопасность», «Социализация». «Коммуникация», «Здоровье» и др. /

-«Режимный момент» / «Утренний прием», «Подготовка к завтраку», «Завтрак», «Подготовка к НОД», «Прогулка» и др. /,

- «Возрастная группа» / «Вторая младшая группа», «Средняя группа», «Старшая группа», «Подготовительная группа»/

Капитанам команд предложены по очереди карточки с «Образовательной областью», «Режимным моментом» и «Возрастной группой».

1.2. Задание: Работа в команде. Предложить вариант, в котором все эти 3 условия должны быть органично и методически правильно взаимосвязаны. Как данная «ОО» реализуется в данной возрастной группе, в конкретный режимный момент. Например, ОО «Познание», 2-ая младшая, подготовка к прогулке. Или, ОО «Социализация», средняя группа, утренний прием.

1.3. Время: 3 минуты.

1.4. Критерий оценки: 5 баллов – полный, развернутый правильный ответ;

3 балла – ответ частично правильный, но неполный;

0 баллов – нет ответа на вопрос.

1.5. Форма презентации: устное сообщение одного из членов команды.

1.6. Время презентации: 1 минута.

2. «Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми и взаимодействии с родителями»

2.1. Материал: карточки-

- «Образовательная область» / «Познание», «Труд», «Безопасность», «Социализация». «Коммуникация», «Здоровье» и др. /

-«Формы образовательной деятельности» / «Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах», «Совместная деятельность педагога с детьми – НОД», «Самостоятельная деятельность детей», «Взаимодействие с семьей»/

2.2. Задание: Капитанам команд на выбор предложены 3 карточки «ОО» и карточка «Форма ОД». Работа в команде. Как в данной форме ОД могут быть интегрированы данные образовательные области? Например, «Познание», «Безопасность» и «Коммуникация» в совместной деятельности с детьми с режимный момент

2.3. Время: 3 минуты

2.4. Критерий оценки: 5 баллов – полный, развернутый правильный ответ;

3 балла – ответ частично правильный, но неполный;

0 баллов – нет ответа на вопрос.

2.5. Форма презентации: устное сообщение одного из членов команды.

Капитаны команд по очереди берут карточки с 3-мя ОО и формой организации образовательной деятельности с детьми и родителями.

Например, как «Познание», «Безопасность» и «Коммуникация» могут быть интегрированы в ходе совместной с детьми деятельности, осуществляемой в режимный момент. В какой режимный момент? Ответ команды: организованный во вторую половину дня досуг по правилам дорожного движения.

Или, как «Познание», «Здоровье», «Социализация» могут быть интегрированы в ходе взаимодействия с семьей.

Ответ команды: в рамках проектной деятельности с родителями и детьми по проекту «Я здоровым быть хочу!»

2.6. Время презентации: 1 минута.

3. «Моделирование календарного планирования в свете ФГТ»

1. Материал: ватман, фломастеры

2. Задание: Работа в команде. Смоделировать вариант организации режима пребывания детей в ДОУ на один день с учетом ФГТ /режимные моменты, ОО, формы ОД, работа с семьей и др. /

3. Время: 5 минут

4. Критерий оценки: 5 баллов – в таблицу /модель/ включены все режимные моменты, формы ОД, образовательные области, взаимодействие с семьей, организация развивающей среды. Команда уверенно и грамотно обосновывает необходимость планирования по данной таблице.

3 балла – в таблице упущены некоторые положения ФГТ. Команда не смогла обосновать необходимость включения того или иного пункта.

0 баллов – командой не смогла предложить вариант календарного планирования.

5. Форма презентации: устный доклад с опорой на таблицу /схему/.

6. Время презентации: 3 минуты.

4. Музыкальный конкурс

«Музыкальные импровизации на тему интеграции»

Капитаны команд достают карточку с определенной «Образовательной областью», и команда за 3 минуты подбирает как можно больше музыкальных отрывков из песен на тему этой области. Побеждает команда, предоставившая зрителям и жюри самое большое количество музыкальных отрывков.

Публикации по теме:

Анализ выполнения образовательной программы Анализ методической работы по реализации образовательной программы на 2011 – 2012 учебный год С момента утверждения приказом Минобрнауки.

Презентация «Интегративный подход при организации образовательного процесса в ДОУ»Презентация «Интегративный подход при организации образовательного процесса в ДОУ» 25 сентября в нашем саду состоялся семинар для старших воспитателей Орехово - Зуевского района Московской области. На нём я представила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГТ»
Опубликовано: 17 февраля 2013 в 17:20
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД