Педсовет по экологическому воспитанию дошкольников «Край ты наш казачий»

Людмила Погорелова
Педсовет по экологическому воспитанию дошкольников «Край ты наш казачий»

Педсовет

по теме экологического воспитания дошкольников

«Край ты наш казачий»

Цель: обеспечение качества работы педагогов по экологическому

образованию с использованием регионального компонента

1. Дискуссия «Что означает термин «экология»?

Вступительное слово старшего воспитателя:

Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики началось в 90 годы прошлого столетия. Появились парциальные авторские программы, отдельные разделы в комплексных программах «Детство», «Радуга», «Развитие» и других.

В ряде официальных документов подчеркивается необходимость формирование системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольного возраста:

- постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» (1994,

- «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях РФ» (1994,

- проект «Стратегия экологического образования в РФ» (2000, в котором дошкольному экологическому образованию посвящается отдельный раздел.

Педагогами нашего учреждения используется программа «Мы» Н. Н. Кондратьевой по экологическому образованию дошкольников, в которой решаются следующие задачи:

- развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

- накопление детьми эмоционально-позитивного опыта обращения с природой;

- формирование умений разнообразной деятельности в природе.

Реализация данных задач возможна при грамотном подходе к планированию деятельности педагогов и при знании материала самим педагогом. Поэтому знания педагоговпо экологическому воспитанию дошкольников и этнокультурной составляющей содержания образования мы оценим в рамках деловой игры.

Воспитатели разделяются на две группы:

- группа воспитателей младшего дошкольного возраста;

- группа воспитателей старшего дошкольного возраста.

Каждая команда занимает свой игровой стол, где лежат листы бумаги, ручки, карандаши. Ведущий (старший воспитатель) заранее оговаривает правила:

- задания даются не все сразу, а по мере выполнения;

- на выполнение каждого задания дается строго ограниченное время;

- участники команд дают устные ответы на поставленные вопросы;

- ответы выносятся на суд всех участников;

- после обсуждения формулируется правильный ответ на вопрос задания.

Жюри, в состав которого вошли:

- заведующая ДОУ;

- старший воспитатель;

- педагог дополнительного образования,

вынесет окончательный результат и назовет победителей.

Само слово «экология» образовано от греческого «экос» - дом и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом, а в современном понимании – о взаимоотношении человека с природой.

1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

Цель экологического воспитания – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром:

- формирование осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни;

- изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомление с окружающим миром;

- познание живого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

2. Через какие виды деятельности можно вести экологическую работу с детьми? Закончите, пожалуйста, предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесли наибольший эффект и пользу в развитии детей…»:

- достаточно НОД по экологии;

- экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, конструирование, коллективный труд, непосредственно образовательную деятельность по РЭМП и коммуникации, прогулки, режимные моменты, игры.

3. Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе?

4. Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести в занятия по физической культуре, музыке, в непосредственно образовательную деятельность познавательного цикла?

5. Для бесед с детьми на разные темы можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно предложить детям следующие вопросы:

- Назови и покажи деревья и кустарники, растущие на улице, на участке.

- Назови и покажи части деревьев.

- Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.

- Как и откуда деревья получают питательные вещества?

- Зачем дереву ствол, ветки, листья?

- Чем дерево отличается от кустарника?

- Какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?

- Как человек помогает деревьям и кустарникам?

- Для каких обитателей живого мира дерево является их домом?

Как Вы считаете, достаточно ли полным является этот перечень вопросов?Чтобы Вы добавили в него или, наоборот, исключили?

Попробуйте составить аналогичные вопросы по темам;

- «Овощи», «Фрукты и ягоды»;

- «Дикие животные»;

- «Домашние животные»;

- «Времена года».

6. Попробуйте сформулировать для детей;

- правила безопасного поведения при наблюдении за животными и растениями;

- правила безопасного труда в природе;

- правила безопасности при проведении опытов с природными объектами;

- правила безопасной игры в природе.

2. Конкурс «Экологическая викторина»

Цель: активизироватьмыслительно-поисковую деятельность педагогов;

формировать профессиональную компетентность.

1. Разминка: старший воспитатель предлагает разгадать кроссворд.

- В нашем детском саду развивающая среда способствует воспитанию, развитию, обогащению мыслительной, игровой, трудовой деятельности дошкольников. Много внимания уделяется среде, которая образует экологическое пространство.

В этом кроссворде записаны названия растений, которые есть в уголках природы возрастных групп учреждения. Все они Вам знакомы, только будьте внимательны, и Вы их легко отгадаете. (выставляется кроссворд «Растения рядом с нами»).

1. В слове «ФОКУС» букву О

Замени в мгновение –

И узнаешь ты его.

Назови растение (фикус).

2. Хотели детишки от мамы удрать,

Но мама сумела их удержать.

Вот так и висят те пучки-малолетки

На нитях зеленых растения-детки (хлорофитум).

3. Среди листьев-огоньки, ваньки мокрого цветки.

Так прозвал его народ: много он водички пьет,

А как правильно назвать, постарайся отгадать (бальзамин).

4. У меня растет лиана в кадке около дивана.

Листья у нее резные, в них окошечки сквозные (монстера).

5. Из листка, на удивленье, можно вырастить растенье.

Я сорву цветок, не жалко, будет новая… (фиалка).

6. Весь в колючках, некрасивый,

Но однажды всем на диво летом начал он цвести

Так, что глаз не отвести (кактус).

7. В нашей комнате растет, листья у него как перья,

А в народе есть поверье –

Где в лесу он зацветет, человек там клад найдет (папоротник).

8. Стебли древовидные, листья мечевидные.

Может, он живет сто лет?

Что вы скажете в ответ? (алоэ).

9. Пахнут стебли и цветочки, опушенные листочки.

Ты пораньше утром встань и полей свою (герань).

В выделенных клеточках появилось слово «КОМНАТНОЕ».

- Это все растения комнатные, за ними ухаживают дети возрастных групп вместе с педагогами.

III. Интеллектуальная игра с использованием регионального компонента

Старший воспитатель:

- Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется малой Родиной. Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань-родная земля!», «Кубань-жемчужина России!»

Кубань, как юг России, занимает территорию по площади 80 тыс. км. Северная и центральные части региона равнинные. А на юге расположены горы Западного Кавказа. Ландшафты Кубани представлены степями, лесостепями и горным поясом, подразделяющимся на лесную, субальпийскую и альпийскую зоны.

Сложные физико-географические условия, разнообразие ландшафтов, близость незамерзающих морей и наличие системы высоких хребтов Кавказа обуславливают разнообразие климата на территории края. Своеобразие климата и рельефа определяет и многообразие животного и растительного мира Кубани.

Но, к сожалению, в последнее время многие виды исчезают. И чтобы этого не произошло в ближайшем будущем, необходимо с дошкольного возраста воспитывать у детей желание беречь и охранять окружающий их мир, дать им знания о богатой флоре и фауне Краснодарского края.

Игра «Эти забавные животные»

1/ Назовите домашних животных и объясните, почему их одомашнили (отвечает каждая команда по очереди).

2/ Как называются:

- книга рекордов природы (красная книга,

- самый длинный язык у (хамелеона).

-самые умные животные (дельфины,

- лучше всех слышит (сова,

- самое сильное обоняние у (бабочки,

- самые зубастые (акулы,

- чемпионы по долгожительству (черепахи).

3/ Объясните название известных животных:

- пескарь – (живет в песке,

- синица – (поет зинь-зинь,

- кулик – (кричит «куик»,

- стрекоза – (стрекочет,

- козодой – (так и вьется вокруг пасущихся стад,

- волк – (тащит добычу волоком,

- насекомое – (насечки на туловище,

- слепень – (кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь).

4/ Назовите дикорастущие растения Краснодарского края:

(пырей ползучий, лютик дикий, полынь горькая, подорожник, лопух, лебеда, осот полевой, зверобой, ромашка, щавель конский, алтей лекарственный и др., в плавнях и лиманах (камыш, рогоз, осока, желтые кувшинки, водяные лилии, водяной орех и др.).

5/ Назовите животных и растения Краснодарского края, вошедших в Красную книгу:

- Эти животные и растения находятся на грани исчезновения и требуют заботы человека. В детском саду педагоги должны воспитывать у детей бережное отношение к животным и растениям, а к редким в особенности.

На территории нашего учреждения, в лесной зоне, Вы вместе с детьми и родителями посадили фиалки, подснежники, цикламен, самшит и, тем самым, имеете возможность ухаживать за ними, вести наблюдение за ростом. В повседневной заботе об исчезающих видах растений у дошкольников развивается чувство ответственности и бережного отношения к растительному миру, который их окружает.

(черноморское побережье, р-н Таманского полуострова – борбея, полынь солянковидная, самшит колхидский, колокольчик Комарова, колокольчик Отрана, хурма обыкновенная, жимолость этрусская, шафран долинный, шафран прекрасный, лилия кавказская, ковыль красивейший, цикламен кавказский; в верховьях реки кубани, в междуречье Большой и Млойлабы, в Успенском районе – тюльпан Липского, тюльпан Шренка, инжир, касатик ненастоящий, касатик карликовый, валериана лекарственная, мак восточный;

Мыши летучие: большой и малый подковонос, остроухая ночница, гигантская вечерница;

Рысь, выдра кавказская, серна, зубр, дельфин – черноморская афалина;

Кудрявый пеликан, черный аист, дрофа, кавказский тетерев, скопа, беркут, черноголовая чайка, красноголовый королек;

Средняя ящерица, кавказская гадюка;

Жуки: отшельник, жужелица кавказская; шмель глинистый;

Бабочки: медведица Гера, медведица-госпожа, махаон, Апполон Норманна, бражник олеандровский.

6/ Как вы думаете, почему в нашей стране принят закон об охране природы, который обязывает всех нас охранять природные богатства, правильно их использовать?

Красива и разнообразна природа нашего края. Большое значение для развития хозяйства имеют природные богатства, к которым относятся поля и леса, плодородные почвы, полезные ископаемые, животный мир, воды рек, морей и многое другое. В природе все взаимосвязано, и нарушение равновесия в ней оборачивается против людей. Отсюда следует вывод: природные богатства необходимо беречь и использовать так, чтобы они приносили нам пользу в течение многих лет. Человек должен разумно эксплуатировать землю: давать ей отдыхать, вносить питание в виде органических удобрений, там, где возможно, не использовать тяжелые гусеничные машины.

Огромное значение для сохранности почв имеют лесополосы. Они не дают горячим ветрам выдувать и высушивать почвы, сохраняют водный баланс почв. Наши реки, озера, пруды часто загрязняются нечистотами и особенно отработанными водами заводов и фабрик. Такая вода вредна как для человека, так и для всего животного и растительного мира. Нельзя бросать мусор и выливать отходы в водоемы. Ловить рыбу запрещенными способами, а на заводах должны стоять мощные очистительные системы.

В нашем крае есть заповедники и заказники. Это участки местности, где природа сохраняется в первозданном виде. В заповеднике нельзя вырубать деревья, жечь костры, охотиться на животных и птиц.

Все мы должна помнить слова М. М. Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину!»

IV. Решение педагогических ситуаций.

1. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами сирени, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мама была занята своими собственными мыслями.

– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала свою руку из маминой руки.

– Это еще что за капризы? – вспыхнула мама и, сломав веточку сирени, пригрозила ею дочери, а затем зло бросила:

- Кому нужны твои хлопоты? Это же просто детская игра, без тебя хватит охранников природы.

2. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит:

- Давай поймаем бабочку и подожжем ей крылья!

Мужчина, который проходил мимо, слышал детский призыв. Он остановил мальчика и спросил:

- Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?

Тот немного помолчал и ответил:

- Просто так!

Вопрос: Чем можно объяснить такую жестокость людей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

V.Деловая игра «Художественная литература природоведческого содержания в воспитании детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть в популярную игру «Поле чудес». Вы должны будете вспомнить произведения различных писателей и поэтов, в которых описывается природа, животные, растения. Вспомните фамилии писателей, название стихов и рассказов. Эти произведения входят в круг детского чтения.

I тур. В 1914 году в детском журнале «Мирок» было опубликовано стихотворение молодого поэта С. Есенина. В стихотворении особенно много внимания уделено красоте родной природы в зимнее время. Как называется это стихотворение? («Береза»)

2 тур. Перу этого писателя принадлежат очень известные произведения для детей, такие как «Лесная газета», «Синичкин календарь», «Как муравьишка домой спешил». В его рассказах природные явления просты и легко объяснимы, животные и растения добры и доверчивы. Одна из задач, которые ставит перед собой этот писатель – воспитать в ребенке чувство сопричастности с природой и землей. Как фамилия у этого писателя? (Бианки).

Заключительный тур. Многие поэты разных веков обращали свое внимание на красоту природы, воспевали и восхваляли ее в своих поэтических произведениях. Назовите фамилии этих поэтов (Э. Мошковская, Саша Черный, В. Жуковский, а. Блок, А. Плещеев, И. Бунин, Н. Рубцов, а. Майков. О. Высотская и др.).

Суперигра. Каждому человеку известно имя М. М. Пришвина. Все его произведения проникнуты восхищением перед красотой природы. Он очень подробно описывает все элементы природной жизни. Когда дети подрастут, они обязательно познакомятся с его повестью «Кладовая солнца», прочитают рассказ «Золотой луг», а в детском саду им читают совсем короткий рассказ. Какой? («Лисичкин хлеб»).

Определяется команда победителей. Педагогам вручаются подарки из природного материала, сделанные детьми.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Педсовет в ДОУПедсовет в ДОУ Педсовет - постоянно действующий орган коллегиального решения основных вопросов воспитательной работы. Педсовет является основной формой.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Этикет
  • Птицы
Автор публикации:
Педсовет по экологическому воспитанию дошкольников «Край ты наш казачий»
Опубликовано: 18 мая 2013 в 19:19
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Содержание Введение 1. Оснащение предметно развивающего пространства по...