Педсовет с элементами деловой игры «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Ольга Шитикова
Педсовет с элементами деловой игры «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Задачи:

1. Формировать знания о понятии «культура познания»;

2. Способствовать умению педагогов использовать методы познания, умея делить их на группы: эмпирические, теоретические, общенаучные;

3. Закреплять знания педагогов в деловой игре «Особенности познавательного развития у детей дошкольного возраста»;

4. Организовать обмен опытом в образовательной области «познание»;

5. Способствовать объединению коллектива для работы над единой целью – воспитание детей

Предварительная работа

1. Консультация «Воспитание познавательных интересов и любознательности у дошкольников в ФЭМП.

2. Открытые мероприятия:

- обр. область «Познание» - «Чудесная сила магнита» - под. гр.

- обр. обл. «Познание» - «Играем в математику» - средняя гр.

- обр. обл. «Познание» - Моделирование сказки «Теремок»

3. Подборка вопросов для деловой игры «Особенности познавательного развития»

1. Главные задачи познавательного развития:

развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы собственной деятельности и т. д.

Формирование культуры познания

Освоение языка, развитие речи и познание окружающего мира наиболее активно происходит в процессе овладения культурой как совокупностью объектов, которые представляют ценность для ребенка и возникают в результате деятельности. Именно культура обеспечивает получение новых знаний о мире, является средством включения ребенка в социальную жизнь, усвоения им социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу.

Понятие «Культура познания» стало применяться сравнительно недавно в философии, психологии, педагогике. В науке чаще употребляются сходные, но более узкие или более широкие понятия «культура мышления», «культура учебно-познавательной деятельности и др. Тем не менее, культура познания представляет собой важное качество познавательной деятельности, которое характеризуется единством сознательно поставленной цели, целесообразных способов, средств познания и результата, адекватно отражающего предмет познания. Культура познания как качества личности формируется эффективно, если учитываются познавательные потребности ребенка и его мотивы, личностные смыслы, его эмоциональное отношение к предмету, процессу, результату познания и способность личности к произвольному управлению познавательной деятельности.

Модель культуры познания (по Е. Ю. Гончаровой) представлена как совокупность компонентов: побудительного, технологического, эмоционально-оценочного, управленческого и смыслового (кн. Дети-билингвы в детском саду под ред. Н. В. Микляевой).

Методы познания:

- наблюдение (качественное, активное);

- описание наблюдаемого (точное, полное, логичное);

- экспериментирование (Результативное, знания соотносит с жизнью; пользуется зрительным соотнесением; не делает ошибок.);

- обследование (активное, дифференцирует основные и второстепенные признаки;. находит скрытые признаки и свойства предмета.);

- измерение (самостоятельно использует разные приемы измерения);

- абстрагирование (успешное абстрагирование предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечения от других);

- мыслительный эксперимент (наличие логики, учитывает признаки предмета);

- формализация (активная, результативная, разнообразная; находит нужный символ, умеет найти точное слово; может проводить исследование новых свойств чисто формальным путем, оперируя чисто символами, без непосредственного обращения к объекту);

- аксиоматический (на основе утверждений делает логические выводы; строит определения на основе исходных положений);

- гипотеза (в гипотезе имеются условие, логика выполнения и предполагаемый результат);

- анализ (осуществляет анализ в соответствии с поставленной целью);

- синтез (объединяет составные части в одно целое, осмысленно употребляет полученный результат в речи);

- индукция (самостоятельно делает содержательный вывод на основе частного);

- дедукция (делает частный вывод на основе общих знаний);

- аналогия (быстрая, правильная);

- моделирование (активно преобразует материал, достигая разнообразия вариантов).

2. Деловая игра «Особенности познавательного развития» /закрепление знаний/

-Какой математический знак можно поставить между словами «воспитание»

и «образование»?

/Знак =, так как, воспитывая ребенка, мы его обучаем, а обучая ребенка, занимаемся и его воспитанием/

-Дать определение слову «познание».

/Это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира/

-Что является объектом познания детей ясельного возраста?

/Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы/

-Формы работы с детьми ясельного возраста по познавательному развитию.

/Наблюдения, исследования и экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, встречи с природой, рассказы взрослых/

-Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

/Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает, мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов/

-Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

/Наблюдение за объектами и предметами непосредственного окружения, привлекающих их внимание/

-Перечислите познавательные аспекты на занятиях физической культурой.

/Знакомство с движениями и их влиянием на организм, знание того, где эти движения пригодятся в жизни; познание своего тела и его функций, правила ухода за своим телом; знакомство с техникой выживания в критических условиях/

-Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет.

/Вижу – действую с предметами ближайшего окружения и знакомыми явлениями/

-Новая форма познания у детей 4-5 лет.

/Способны понимать слово воспитателя без наглядности/

-Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

/Самостоятельность в познании, воспитатель создает условия и руководит процессом познания/

-Назовите формы работы по познавательной деятельности у детей 5-6 лет.

/Беседы педагога с детьми, познавательные рассказы педагога, чтение познавательной литературы, разбор проблемных ситуаций и их решение, разгадывание загадок, просмотр телефильмов и телепередач познавательного характера/

-Формы работы по развитию познавательной деятельности 6-7 лет.

/Информационные занятия, познавательные практикумы, игровые мероприятия, самостоятельная поисковая деятельность вне занятий/

-Что дает для развития детей освоение причинно-следственных связей?

/Обогащение и становление познавательной сферы, умственное развитие/

-Какой вид деятельности становится ведущим в 3 года?

/Ролевая игра/

-В каком возрасте ребенок наиболее интенсивно осваивает родной словарь?

/3-4 года/

-В каком возрасте в словаре ребенка появляются абстрактные понятия?

/5-6 лет/

-В каком возрасте ребенок может применить свои понятия в играх, выдумывая сюжет сам?

/6 лет/

-Назовите три главных момента подготовки ребенка к школе.

/Общее развитие, воспитание умения произвольно управлять собой, формирование познавательной мотивации/

-В каком возрасте у детей появляется юмор? И какие формы работы способствуют его развитию?

/В 4-5 лет. Картинки-путаницы, рассказывание небылиц/

-Основные пути работы воспитателя по познавательной мотивации.

/Стимулирование познавательной активности, любознательности, стимулирование и оценка/

- Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности?

/игра/

- Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности?

/воспитание, социальная и природная среда, наследственность/

Публикации по теме:

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Автор публикации:
Педсовет с элементами деловой игры «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 апреля 2013 в 14:07
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...