Педсовет «Серьезно о несерьезном»

Людмила Миронычева
Педсовет «Серьезно о несерьезном»

ПЛАН ПЕДСОВЕТА:

I. 1 Игра «Волшебная палочка»

Палочка передается участникам друг другу, один называет сюжетно-ролевую игру и передает палочку соседке, который в свою очередь называет все роли, входящие в игру, а затем называет другу игру и передает палочку следующему участнику

2 Вступление

Мы взрослые, вчерашние дети, а дети сегодняшние – это завтрашние взрослые.

Мы, когда были маленькими, играли в «дочки-матери», «машинки», «школу», «магазин». А во что играют современные дети? В «черепашек Нинзя», «Человека-паука», «Пакемонов», а также в машинки, дочки-матери, школу, магазин.

Т. е. современные дети играют несколько иначе, чем мы с вами. По сути в играх соседних поколений образовалась существенная яма. Можно ли преодолеть эту яму? Можно ли навести мосты, до каких бы размеров эта яма не возросла? И что может служить этим мостом? /таким мостом может стать – игра/

Игра – это отражение того мира, который мы, взрослые, им подарили.

Но нам не нравится как и во что, порой, играют наши дети. Но есть народная мудрость: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая»

Так может быть и не надо ничего делать, пусть играют как хотят и во что хотят, жизнь меняется, диктует свои приоритеты. Жизнь другая, дети другие, так и игры должны быть другими. В этом есть своя логика? Есть. Так может игра и должна быть целиком самостоятельной и свободной…

II. 1 У нас с вами, как видно, вполне определенное мнение на этот счет, наверное потому, что мы педагоги и нас в свое время учили, да и сейчас учат, что игра должна развиваться, а значит должны быть определенные условия для этого, взрослый должен уметь оперировать разнообразными приемами руководства и развития игры.

Однако во всем мире роль взрослого в игре – это создание условий для игры: игрушки, место, время, но ни в коем случае не руководство игрой.

- А каково Ваше мнение, должен ли педагог включаться в игру ребенка?

- На каких условиях должно быть это включение? (партнерство)

2 Партнерство – это замечательно, но даже участвуя в игре на таких условиях мы продолжаем «целенаправленно формировать», постоянно что-то улучшать, направлять в педагогическое русло. А некоторые специалисты говорят, ч то ребенку в игре прежде всего необходимо выплеснуть то, что у него накопилось: его переживания, свой план игры, замысел. А тут мы в виде партнера начинаем диктовать свои правила, а это уже не игра.

Обсудим эту позицию.

- Безусловно одно, со своим уставом в чужой монастырь не ходят – это тоже народная мудрость.

3 – Так что же делать?

Есть мнение кандидата педагогических наук, одного из авторов программы «Радуга» и руководителя программы «Наследие» Елены Соловьевой:

«Оставить детей в покое, решительно и твердо. Пусть играют как хотят. А мы внимательно посмотрим и поймем: что мы должны изменить в своей жизни и работе.

Дать им возможность самим выбирать игрушки. Что покупать? То, что попросят. Ибо запрет – не способ уйти от проблемы и не решение её. Если ребенок просит монстров – значит, в его душе уже дали ростки семян этого мира чудовищ. Но это мир чудовищ создан взрослыми.»

Автор этой позиции совершенно справедливо предлагает:

- разговаривать с детьми серьезно

- не покупать эти дикие м/фильмы и к/фильмы

- прежде всего самим не смотреть эти фильмы и другие гадости по ТВ. Заменить их другой деятельностью: наблюдением за живой природой, осмысленным коллекционированием и др. деятельностью. А наше участие в игре в качестве партнера – только если дети этого захотят.

Эта позиция, конечно же, правильная, идеальная, что ли.

Т. е. можно выдвинуть лозунг:

«Взрослый измени свою жизнь, изменится игра ребенка»

или

«Не нравятся игры ребенка – измени свою жизнь»

это со стороны родителей: изменят жизнь родители и ребенок в д/сад будет приходить с иными игровыми замыслами и будет играть не в монстров, а в Зоопарк, не в войну, а в театр или полет в космос.

Вот тогда и нам педагогам не придется вмешиваться в игры, а предоставить им самостоятельность и обеспечивать только условия

4 Современный ребенок знает то, что мы никогда не знали, умеет то, что мы никогда не умели. Вот вам ребенок предлагает поиграть с ним в неизвестно во что /вам неизвестно/ и быть неизвестно кем. И что делать в этом случае взрослому?

Варианта, как минимум, три:

- научить детей играть по-нашему (это мы в основном и делаем)

- научиться играть как они (это делаем редко)

- По-возможности, сделать и то и другое, и посмотреть что получится (это мы делаем крайне редко)

А это, похоже, должно стать основным вариантом.

Дети – это продукт своего времени. А значит и игры современные. Так уже множество людей осуществляют покупки товаров, билетов через Интернет, а там в первую очередь, понадобится не умение общаться с продавцом, а способность быстро сориентироваться в пространстве электронного текста.

Однако вежливое общение необходимо, человек живет в социуме, и поэтому ребенок с удовольствием может играть в традиционную игру в магазин, и даже если взрослый предложит её сам, то тут ребенок может внести свои усложнения, включив в игру новые сюжеты: зажавшие в магазин грабители, залетевшие инопланетяне. И тут взрослому придется решать как ему соответствовать этому новому уровню.

5 Понятно, что жизнь вносит свои коррективы во все, в том числе и жизнь детей, а значит и их игры.

Народная мудрость гласит:

«Если хочешь что-то изменить в других, изменись сам»

Но, ведь, мы понимаем, что все родители, дети которых посещают детские сады, организовать свою жизнь правильно, так как бы нам хотелось, не смогут. И еще очень длительное время и большая часть семей будут жить так как живут сейчас.

- И что же делать?

Предоставить детям самостоятельность, создать условия и наблюдать со стороны?

6 Педагог должен участвовать в играх детей, помогать играм развиваться, обогащать игровой опыт.

Педагоги делятся на две группы, каждая отвечает на вопросы /вопросы в лототроне – кому какой достанется/

Вопросы: - Почему дети играют мало?

- Что такое «игровой опыт»?

- Какова роль игры в образовательном процессе?

- Что является центральным компонентом, «единицей» игры? /роль/

III Домашнее задание:

Воспитатели зачитывают роли и игровые действия сюжетно-ролевой игры, художественную литературу, представляют иллюстрации, все то, что направлено на обогащение представлений детей для развития данной игры.

IY Вопрос воспитателям: - Чему способствует участие взрослого в игре? /обогащению ролевого поведения, игрового опыта, сюжета игры, ролевого взаимодействия и т. д. /

По сути это обеспечивает постепенный переход от совместной игры к самостоятельной.

Рассмотрим игровые умения, развитию которых способствует педагог:

Ранний возраст /от 2 до 3 лет/

Игровые умения: - условные игровые действия

Задача педагога: - сформировать у ребенка умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем, воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку.

Младший возраст /от3 до 4 лет/

Игровые умения: - овладение ролью

Задача педагога: - развитие ролевого поведения

Средний возраст /от 4 до 5 лет/

Игровые умения: ролевое взаимодействие

Задача педагога: - формировать умение менять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров по игре, менять игровую роль в процессе развертывания игры.

Старший возраст /от 5 до 7 лет/

Игровые умения: - построение новых сюжетов

Задача педагога: - развитие сюжетосложения, согласованности в общем сюжете индивидуальных замыслов.

Y. Мы говорили о развитии игровых умений в процессе взросления ребенка. А теперь обратимся к динамике развития содержания сюжета

/выставляется схема-пирамида/

ОТ 2-х ДО 3-х ЛЕТ

ОДНОТЕМНЫЕ ОДНОПЕРСОНАЖНЫЕ СЮЖЕТЫ, ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ

ОТ 3-Х ДО 4-Х ЛЕТ

МНОГОПЕРСОНАЖНЫЙ. ОДНОТЕМНЫЙ СЮЖЕТ,ПОВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЯТОЙ РОЛЬЮ

ОТ 4-Х ДО 5- ТИ ЛЕТ

РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ + РОЛЕВОЙ ДИАЛОГ В РАМКАХ МНОГОПЕРСОНАЖНОГО ОДНОТЕМНОГО СЮЖЕТА

ОТ 5-ТИ ДО 6-ТИ ЛЕТ

КОМБИНИРОВАНИЕ РАЗНЫХ СЮЖЕТОВ В ОДИН С РОЛЕВЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ В РАМКАХ МНОГОТЕМНОГО, МНОГОПЕРСОНАЖНОГО СЮЖЕТА

YI. В процессе детских игр возникают разные ситуации, попробуем их проанализировать

Каждой подгруппе педагогов предлагается ситуация

1. Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие»

«Чур, я капитан корабля», - говорит Ваня.

«Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», - запротестовали Маша и Кирилл

Вопросы: - Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

- Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли

имели и другие участники игры?

2. Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», - сказали ребята.

Вопросы:

1. Как поступить воспитателю в данной ситуации?

2. Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

YII. Мы говорили о необходимости участия взрослого в целях развития игры.

- Какие приемы может использовать воспитатель для развития игры, если игра стоит на месте, чтобы оказать детям реальную помощь:

• Внести что – то:

- Введение новых ролей

- Введение новых игровых действий

- Внесение нового оборудования

- Включиться воспитателю, взяв на себя второстепенную роль, например, взяв на себя роль покупателя, спросить: «А деньги платить вам или в кассу?» или «Нельзя ли в вашем магазине где-нибудь попить чая или кофе?» это должно послужить толчком для нового витка игры. Однако, если этот прием не сработал, о чем это говорит?

(нет достаточного игрового или бытового опыта, или неумелость педагога)

YIII. Сейчас уже нет нужды доказывать, что игра имеет важное значение для развития ребенка-дошкольника.

Для ребенка игра – это способ взаимодействия с миром, это форма освоения социального опыта, это организация жизни и деятельности ребенка.

Не играющий ребенок, ребенок не прошедший школу игры не может быть успешным учеником.

Игра – это уникальный вид деятельности, позволяющий реализовывать свои ресурсы, самовыражаться, именно игре принадлежит роль формирования своего «Я».

Игра – это отражательная деятельность, т. к. отражает окружающую действительность, отражает субъективный опыт, отражает собственную индивидуальность

Педсовет «Серьезно о несерьезном»
Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми старшей группы «Звери в лесу» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 общеразвивающего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Ритуалы начала занятия Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом,чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение,отличали эти занятия.

Автор публикации:
Педсовет «Серьезно о несерьезном»
Опубликовано: 10 января 2014 в 21:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий праздника «Общероссийский день библиотек»
27 мая - Общероссийский день библиотек. Важность профессии библиотекаря продиктована временем. Сотрудникам библиотеки им А. Пешкова адресованы теплые слова...
Фотоотчёт продуктивной деятельности детей по художественному творчеству «Мы рисуем!»
"Каждый смело нарисует Всё, что его интересует Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес Цветы, машины, сказки, пляски. Всё нарисуем! Были б краски,...
Спортивно-музыкальное мероприятие «Будущие защитники» во второй младшей группе
В преддверии празднования 72 годовщины Великой Победы, у детей второй младшей группы прошло праздничное, спортивно-музыкальное мероприятие «Будущие...
Просто весенняя прогулка. Фотоотчет
Просто весенняя прогулка. Фотоотчет Уважаемые коллеги и друзья, доброе время суток! В центре социальной помощи семье и детям воспитанники находятся с...
Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от...
Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа. Составитель Горбатовская Т. В. Программное...