Педсовет «Серьезно о несерьезном»

Людмила Миронычева
Педсовет «Серьезно о несерьезном»

ПЛАН ПЕДСОВЕТА:

I. 1 Игра «Волшебная палочка»

Палочка передается участникам друг другу, один называет сюжетно-ролевую игру и передает палочку соседке, который в свою очередь называет все роли, входящие в игру, а затем называет другу игру и передает палочку следующему участнику

2 Вступление

Мы взрослые, вчерашние дети, а дети сегодняшние – это завтрашние взрослые.

Мы, когда были маленькими, играли в «дочки-матери», «машинки», «школу», «магазин». А во что играют современные дети? В «черепашек Нинзя», «Человека-паука», «Пакемонов», а также в машинки, дочки-матери, школу, магазин.

Т. е. современные дети играют несколько иначе, чем мы с вами. По сути в играх соседних поколений образовалась существенная яма. Можно ли преодолеть эту яму? Можно ли навести мосты, до каких бы размеров эта яма не возросла? И что может служить этим мостом? /таким мостом может стать – игра/

Игра – это отражение того мира, который мы, взрослые, им подарили.

Но нам не нравится как и во что, порой, играют наши дети. Но есть народная мудрость: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая»

Так может быть и не надо ничего делать, пусть играют как хотят и во что хотят, жизнь меняется, диктует свои приоритеты. Жизнь другая, дети другие, так и игры должны быть другими. В этом есть своя логика? Есть. Так может игра и должна быть целиком самостоятельной и свободной…

II. 1 У нас с вами, как видно, вполне определенное мнение на этот счет, наверное потому, что мы педагоги и нас в свое время учили, да и сейчас учат, что игра должна развиваться, а значит должны быть определенные условия для этого, взрослый должен уметь оперировать разнообразными приемами руководства и развития игры.

Однако во всем мире роль взрослого в игре – это создание условий для игры: игрушки, место, время, но ни в коем случае не руководство игрой.

- А каково Ваше мнение, должен ли педагог включаться в игру ребенка?

- На каких условиях должно быть это включение? (партнерство)

2 Партнерство – это замечательно, но даже участвуя в игре на таких условиях мы продолжаем «целенаправленно формировать», постоянно что-то улучшать, направлять в педагогическое русло. А некоторые специалисты говорят, ч то ребенку в игре прежде всего необходимо выплеснуть то, что у него накопилось: его переживания, свой план игры, замысел. А тут мы в виде партнера начинаем диктовать свои правила, а это уже не игра.

Обсудим эту позицию.

- Безусловно одно, со своим уставом в чужой монастырь не ходят – это тоже народная мудрость.

3 – Так что же делать?

Есть мнение кандидата педагогических наук, одного из авторов программы «Радуга» и руководителя программы «Наследие» Елены Соловьевой:

«Оставить детей в покое, решительно и твердо. Пусть играют как хотят. А мы внимательно посмотрим и поймем: что мы должны изменить в своей жизни и работе.

Дать им возможность самим выбирать игрушки. Что покупать? То, что попросят. Ибо запрет – не способ уйти от проблемы и не решение её. Если ребенок просит монстров – значит, в его душе уже дали ростки семян этого мира чудовищ. Но это мир чудовищ создан взрослыми.»

Автор этой позиции совершенно справедливо предлагает:

- разговаривать с детьми серьезно

- не покупать эти дикие м/фильмы и к/фильмы

- прежде всего самим не смотреть эти фильмы и другие гадости по ТВ. Заменить их другой деятельностью: наблюдением за живой природой, осмысленным коллекционированием и др. деятельностью. А наше участие в игре в качестве партнера – только если дети этого захотят.

Эта позиция, конечно же, правильная, идеальная, что ли.

Т. е. можно выдвинуть лозунг:

«Взрослый измени свою жизнь, изменится игра ребенка»

или

«Не нравятся игры ребенка – измени свою жизнь»

это со стороны родителей: изменят жизнь родители и ребенок в д/сад будет приходить с иными игровыми замыслами и будет играть не в монстров, а в Зоопарк, не в войну, а в театр или полет в космос.

Вот тогда и нам педагогам не придется вмешиваться в игры, а предоставить им самостоятельность и обеспечивать только условия

4 Современный ребенок знает то, что мы никогда не знали, умеет то, что мы никогда не умели. Вот вам ребенок предлагает поиграть с ним в неизвестно во что /вам неизвестно/ и быть неизвестно кем. И что делать в этом случае взрослому?

Варианта, как минимум, три:

- научить детей играть по-нашему (это мы в основном и делаем)

- научиться играть как они (это делаем редко)

- По-возможности, сделать и то и другое, и посмотреть что получится (это мы делаем крайне редко)

А это, похоже, должно стать основным вариантом.

Дети – это продукт своего времени. А значит и игры современные. Так уже множество людей осуществляют покупки товаров, билетов через Интернет, а там в первую очередь, понадобится не умение общаться с продавцом, а способность быстро сориентироваться в пространстве электронного текста.

Однако вежливое общение необходимо, человек живет в социуме, и поэтому ребенок с удовольствием может играть в традиционную игру в магазин, и даже если взрослый предложит её сам, то тут ребенок может внести свои усложнения, включив в игру новые сюжеты: зажавшие в магазин грабители, залетевшие инопланетяне. И тут взрослому придется решать как ему соответствовать этому новому уровню.

5 Понятно, что жизнь вносит свои коррективы во все, в том числе и жизнь детей, а значит и их игры.

Народная мудрость гласит:

«Если хочешь что-то изменить в других, изменись сам»

Но, ведь, мы понимаем, что все родители, дети которых посещают детские сады, организовать свою жизнь правильно, так как бы нам хотелось, не смогут. И еще очень длительное время и большая часть семей будут жить так как живут сейчас.

- И что же делать?

Предоставить детям самостоятельность, создать условия и наблюдать со стороны?

6 Педагог должен участвовать в играх детей, помогать играм развиваться, обогащать игровой опыт.

Педагоги делятся на две группы, каждая отвечает на вопросы /вопросы в лототроне – кому какой достанется/

Вопросы: - Почему дети играют мало?

- Что такое «игровой опыт»?

- Какова роль игры в образовательном процессе?

- Что является центральным компонентом, «единицей» игры? /роль/

III Домашнее задание:

Воспитатели зачитывают роли и игровые действия сюжетно-ролевой игры, художественную литературу, представляют иллюстрации, все то, что направлено на обогащение представлений детей для развития данной игры.

IY Вопрос воспитателям: - Чему способствует участие взрослого в игре? /обогащению ролевого поведения, игрового опыта, сюжета игры, ролевого взаимодействия и т. д. /

По сути это обеспечивает постепенный переход от совместной игры к самостоятельной.

Рассмотрим игровые умения, развитию которых способствует педагог:

Ранний возраст /от 2 до 3 лет/

Игровые умения: - условные игровые действия

Задача педагога: - сформировать у ребенка умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем, воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку.

Младший возраст /от3 до 4 лет/

Игровые умения: - овладение ролью

Задача педагога: - развитие ролевого поведения

Средний возраст /от 4 до 5 лет/

Игровые умения: ролевое взаимодействие

Задача педагога: - формировать умение менять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров по игре, менять игровую роль в процессе развертывания игры.

Старший возраст /от 5 до 7 лет/

Игровые умения: - построение новых сюжетов

Задача педагога: - развитие сюжетосложения, согласованности в общем сюжете индивидуальных замыслов.

Y. Мы говорили о развитии игровых умений в процессе взросления ребенка. А теперь обратимся к динамике развития содержания сюжета

/выставляется схема-пирамида/

ОТ 2-х ДО 3-х ЛЕТ

ОДНОТЕМНЫЕ ОДНОПЕРСОНАЖНЫЕ СЮЖЕТЫ, ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ

ОТ 3-Х ДО 4-Х ЛЕТ

МНОГОПЕРСОНАЖНЫЙ. ОДНОТЕМНЫЙ СЮЖЕТ,ПОВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЯТОЙ РОЛЬЮ

ОТ 4-Х ДО 5- ТИ ЛЕТ

РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ + РОЛЕВОЙ ДИАЛОГ В РАМКАХ МНОГОПЕРСОНАЖНОГО ОДНОТЕМНОГО СЮЖЕТА

ОТ 5-ТИ ДО 6-ТИ ЛЕТ

КОМБИНИРОВАНИЕ РАЗНЫХ СЮЖЕТОВ В ОДИН С РОЛЕВЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ В РАМКАХ МНОГОТЕМНОГО, МНОГОПЕРСОНАЖНОГО СЮЖЕТА

YI. В процессе детских игр возникают разные ситуации, попробуем их проанализировать

Каждой подгруппе педагогов предлагается ситуация

1. Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие»

«Чур, я капитан корабля», - говорит Ваня.

«Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», - запротестовали Маша и Кирилл

Вопросы: - Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

- Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли

имели и другие участники игры?

2. Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», - сказали ребята.

Вопросы:

1. Как поступить воспитателю в данной ситуации?

2. Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

YII. Мы говорили о необходимости участия взрослого в целях развития игры.

- Какие приемы может использовать воспитатель для развития игры, если игра стоит на месте, чтобы оказать детям реальную помощь:

• Внести что – то:

- Введение новых ролей

- Введение новых игровых действий

- Внесение нового оборудования

- Включиться воспитателю, взяв на себя второстепенную роль, например, взяв на себя роль покупателя, спросить: «А деньги платить вам или в кассу?» или «Нельзя ли в вашем магазине где-нибудь попить чая или кофе?» это должно послужить толчком для нового витка игры. Однако, если этот прием не сработал, о чем это говорит?

(нет достаточного игрового или бытового опыта, или неумелость педагога)

YIII. Сейчас уже нет нужды доказывать, что игра имеет важное значение для развития ребенка-дошкольника.

Для ребенка игра – это способ взаимодействия с миром, это форма освоения социального опыта, это организация жизни и деятельности ребенка.

Не играющий ребенок, ребенок не прошедший школу игры не может быть успешным учеником.

Игра – это уникальный вид деятельности, позволяющий реализовывать свои ресурсы, самовыражаться, именно игре принадлежит роль формирования своего «Я».

Игра – это отражательная деятельность, т. к. отражает окружающую действительность, отражает субъективный опыт, отражает собственную индивидуальность

Педсовет «Серьезно о несерьезном»
Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми старшей группы «Звери в лесу» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 общеразвивающего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Ритуалы начала занятия Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом,чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение,отличали эти занятия.

Автор публикации:
Педсовет «Серьезно о несерьезном»
Опубликовано: 10 января 2014 в 21:44
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...