Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Лидия Новоселова
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова.

(Предполагаемые ответы воспитателей)

Заглянем в Толковый словарь русского языка. Это слово имеет несколько значений: 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. 2. Работа, занятие. 3. Усилие, направленное на достижение чего-нибудь. 4. Результат деятельности. Можно дать общее определение: труд — это деятельность человека, направленная на созидание чего-либо.

Когда труд интересен и по силам, он приносит радость. Мне нравится высказывание В. Гаршина о трудовой деятельности человека: «В пустой и бесцельной толчее, которую мы все называем жизнью, есть только одно истинное безотносительное счастье: удовлетворение работника, когда он, погруженный в свой труд, забывает все мелочи жизни и потом, окончив его, может сказать себе с гордостью: "Да, сегодня я создал благое". Не менее интересно высказывание Ф. Вольтера: «Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды». Гомер говорил о том, что труд побеждает все.

Ф. Ларошфуко утверждал, что физический труд помогает забывать нравственные страдания, а Стендаль называл труд отцом удовольствия. Д. Беллерс писал: «Труд подлипает масло в лампаду жизни», а Эзоп: «Истинное сокровище для людей — умение трудиться». Как видим, труд играет огромную роль в жизни человека: дает наслаждение, лечит от горя, рождает мудрость, утоляет голод, продлевает жизнь, облагораживает человека, является его совестью и радостью.

Великая радость — работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета.

Все счастье земли — за трудом!

В. Я. Брюсов

Но почему получается так, что кто-то вырастает трудолюбивым, а кто-то лентяем?

(Предполагаемые ответы воспитателей)

Возможно влияние генов, а может детям не привил и навыки к трудовой деятельности в семье, детском саду.

Содержание образовательной области «Труд» в дошкольном учреждении направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение таких задач:

• развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

• формирование привычных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Труд всегда был основанием для человеческой жизни, создания благополучия человеческого бытия и культуры в целом. Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться с игры. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за сохранность игрушек, чистоту и порядок в том месте, где находятся его игрушки и где он играет. И это потом закрепляется в детском саду. В дошкольном возрасте начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает в общении со взрослыми и сверстниками первые жизненные ориентиры. В силу возрастных особенностей ребенок не создает, а потребляет ценности. Возможность реализоваться в труде у ребенка ограничена. Но дети дошкольного возраста любознательны, эмоцио-нальны и подражательны, для них характерно стремление к деятельности. Поэтому воспитание отношения к труду как первостепенной человеческой ценности в этом возрасте особенно важно.

В системе совместной деятельности большое место отводится взаимодействию детей и взрослых в трудовой деятельности. Выдающийся философ Кант говорил о том, что рука — это выдвинутый вперед мозг человека. Чем больше будет развиваться рука ребенка, тем успешнее будет осуществляться его развитое. Поэтому трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей детей дошкольного возраста. Трудовая деятельность способствует формированию культуры межличностных отношении.

Очень важно сформировать у ребенка положительное отношение к труду и чрезвычайно важно, чтобы в дальнейшем он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребенка должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению

Таким образом, формирование предпосылок трудовой деятельности и положительного отношения к ней осуществляется в процессе занятий с детьми различными видами продуктивной деятельности:

— в бытовом труде;

— при занятиях рукоделием;

— в конструктивной деятельности.

Бытовой труд менее интересен для ребенка, так как в нем ребенок не видит ощутимых результатов момента созидания. Он не может использовать результаты такого труда в дальнейшей деятельности. Но этот труд подготавливает ребенка к жизни в социуме.

При занятиях другими видами трудовой деятельности ребенок видит результаты своего труда. Формирование у ребенка определенной позиции «Я сделал это сам» важно для его развития. Получение результата труда становится для ребенка важным критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. В то же время постоянные неудачи не только огорчают его, но и постепенно формируют негативное отношение к данной деятельности, разочарование в собственных силах.

Трудовое воспитание детей начинается с младшего возраста и осуществляется педагогами последовательно и систематично. Его цель — воспитание у детей желания трудиться. Трудовое воспитание включает в себя:

- самообслуживание:

- хозяйственно-бытовой труд;

- труд в природе.

В каждой возрастной группе используются эти виды труда и задачи, которые решаются в процессе трудовой деятельности, разные методы и приемы. В процессе любого вида труда решаются задачи всестороннего развития: умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями труда, что способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз; вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результатов труда.

Чтобы у детей возникало желание трудиться, учитываем следующие моменты при организации трудовой деятельности:

- продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к этому виду труда. Ребенок сам должен захотеть выполнить эту работу и обратиться к вам за помощью или советом;

- данный труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка. Предлагаемый вид труда должен немного опережать возможности ребенка, чтобы он мог овладеть новыми способами или же основываться на уже приобретенных навыках и умениях;

- педагог должен бы и, внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять И поощрять проявление настойчивости, терпение, желание довести работу до конца;

- усилия детей направлять на выполнение настоящего дела и получение практического результата.

Деятельность по формированию культурно-гигиенических навыков

Начинается с раннего возраста путем индивидуального обучения. Происходит в течение всего дня. Особенности возрастного взаимодействия взрослого и ребенка при обучении этим навыкам:

• 2—3 года — терпеливое обучение;

• 3—4 года — продолжать знакомить, разъясни I ь:

• 4—5 лет — добиваться качества выполнения;

• 5—6 лет — совершенствовать навыки и закреплять;

• 6-7 лет — создавать ситуации для провокации навыков («Сегодня мы не будем мыть руки перед обедом»).

Трудовые навыки формируются при привлечении детей к совместной деятельности, где идет коллективная работа.

Привлечение детей к участию в деятельности

Данная задача решается во второй младшей группе. Но развитие этого вида совместной деятельности происходит тогда, когда развиваются активные отношения ребенка со сверстниками. Все это происходит в продуктивной деятельности, когда ребенок учится работать коллективно. Главная задача педагога: создать атмосферу совместной работы, ее общего обсуждения и планирования, увлечь детей перспективой получения совместного продукта.

Учитываются такие требования к организации совместной работы:

результат работы каждого ребенка должен быть виден;

- ребенок сам выбирает объем и вид работы в общем деле;

воспитатель оказывает прямое или косвенное влияние на организацию совместной деятельности детей: распределение работы, координацию действий, выработку общего плана.

Существует несколько видов коллективной работы.

1. Подготовка праздников.

2. Изготовление икебан

3. Изготовление кукол

4. Изготовление масок и костюмов на Новый год.

5. Изготовление игрушек из бросового материала для малышей.

6. Подготовка к спектаклям.

7. Организация празднования дней рождения.

8. Изготовление панно и украшений для интерьера детского сада или групп малышей.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группе «Исследование слова» ТЕМА: «Исследование слова» ЦЕЛЬ: 1. Учить делать умозаключения и выводы по заданной информации; 2. Развивать у детей исследовательские.

Сказка как средство развития речи Презентация предназначена для использования воспитателями и учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений. Сказка - это:.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 октября 2013 в 11:54
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...