Лучший педагог года

Пересказ литературных произведений

Татьяна Зеленская
Пересказ литературных произведений

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

Публикация «Пересказ литературных произведений» размещена в разделах

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.

Произведения для пересказа.

Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:

1. они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;

2. иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом; должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь.

Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть.

Существуют разные виды пересказа : подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями. В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоения логики и структуры образца, его языка.

Требования к пересказам детей таковы :

· Осмысленность, т. е. полное понимание текста, является главным в обучении.

· Полнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.

· Последовательность и связность пересказа.

· Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.

· Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.

В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед что?»«Репку». – «Выросла репка какая?»).

Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка», тоже с помощью воспитателя. Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению.

Успех обучения зависит прежде всего от подготовительной работы, проведенной перед занятием. Подготовка воспитателя состоит: а) в выборе произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения; б) в анализе произведения и работе над выразительностью исполнения; в) в отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения.

Подготовка детей к пересказам предполагает : а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста); б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения; в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.

Типичная структура образовательной деятельности по пересказу :

1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.

2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения.

3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

5. Пересказы детей.

6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.

Во всех группах используются разные методические приемы обучения пересказыванию. Условно их можно разделить на приемы, обеспечивающие: а) осмысленное восприятие произведения; б) педагогическое руководство самим процессом пересказывания; в) анализ и оценку речевой деятельности детей.

В средней группе детей учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей.

В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки. Как и в средней группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. В случаях затруднения детей, как и в предыдущей группе, используются вспомогательные вопросы.

В подготовительной к школе группе значительно усложняется литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить и несложные описания.

Публикации по теме:

Консультация «Анализ литературных произведений с дошкольниками» Анализ литературных произведений с детьми. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и.

Анализ литературных произведений в подготовительной группе Анализ произведений для подготовительной группы (от 6 до 7 лет) Анализ произведения (книги). Педагогическая ценность произведения.

Что читать детям о Великой Отечественной войне. Список литературных произведений для дошкольников Вот уже прошло 72 года с момента начала самой кровопролитной войны в истории нашего народа, войны унесшей миллионы жизней ни в чем не повинных.

Конспект литературных источников «Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников» Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников. Серебрякова Татьяна Александровна подчеркивала, что.

Закрепление и систематизация знаний о литературных произведениях, прочитанных за год. Литературная викторина Ересек тобыны йымдастырылан оу іс- рекетіні технологиялы картасы.

Особенности драматизации литературных произведений в детском саду Для детей создано много пьес, их ставят на сценах кукольных театров и ТЮЗов. Небольшие пьесы-инсценировки могут создавать и воспитатели.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведенийПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Сценарии литературных вечеров «Путешествие в страну Чуконаду» 1. Путешествие в страну Чуконаду Ведущий: Я приглашаю вас в необычное путешествие в неизвестную страну Чуконаду. А человека, который создал.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в пересказывании литературных произведений Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся.

Рекомендации для педагога по организации обучения детей пересказыванию литературных произведений в средней группе Разработала: студентка ГБПОУ РО "ВПК" Бондарева Елена Дмитриевна Связная монологическая речь детей успешноразвивается на занятиях по пересказу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пересказ литературных произведений
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 14:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД