МААМ-картинки

Перспектива обновления системной работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

Ирина Банникова
Перспектива обновления системной работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

В настоящее время одной из самых важных проблем современного общества является состояние здоровья народонаселения страны. Под ним подразумевается комплекс медико-генетических и социально-психологических характеристик жизни людей : их физическое и психическое здоровье, уровень интеллектуального развития, психофизиологический комфорт жизни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества.

Основные пути решения этой проблемы можно представить следующим образом :

Публикация «Перспектива обновления системной работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» размещена в разделах

• воспитание с раннего детства разумного отношения к своему здоровью, создание правильного режима жизни, труда и отдыха;

• рациональное, сбалансированное по основным ингредиентам питание;

• оптимальная двигательная активность, развитие физической культуры;

• закаливание и профилактика организма;

• использование здоровьесберегающих технологий и проведение общеоздоровительных мероприятий.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. представляет одну из задач реализации основной образовательной программы как «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия)».

В условиях ДОУ компенсированного вида для детей с нарушением речи проблема здоровьесбережения наиболее актуальна : помимо речевого дефекта у них имеются хронические заболевания различных систем организма.

Поэтому в нашем МКДОУ № 9 приоритетными задачами в педагогической работе в реализации направления физического развития становится создание условий, при которых дети могут научиться:

• понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья;

• осознавать особенности функционирования своего организма, правила охраны органов чувств и ухода за ними;

• взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания безопасна (жилище, улица);

• научиться приёмам самомассажа, различным оздоровительным гимнастикам;

• усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья; правильно вести себя в обществе в случае заболевания.

Работа по сохранению психофизического здоровья у дошкольников осуществляется в соответствии с общедидактическими принципами, разработанными в отечественной педагогике. Это является основополагающим фактором в осуществлении правильного подхода к реализации направления «Физическое развитие детей» содержательного раздела основной образовательной программы, грамотной её организации, что определяет эффективность и успешность деятельности педагогов.

Основные направления в работе :

• вооружить детей старшего дошкольного возраста знаниями по вопросам физической культуры здоровья, воспитывать желание вести здоровый образ жизни;

• осуществлять вместе с медицинскими работниками и родителями закаливание организма детей, повышая его адаптационные возможности;

• развивать у детей двигательные качества и выносливость;

• способствовать психо-эмоциональному развитию каждого ребёнка;

формировать творческое взаимодействие с педагогами, способствовать развитию нестандартного мышления;

• привлечь особое внимание родителей к проблеме физического воспитания и оздоровления детей, ориентировать их самих на ведение здорового образа жизни.

Для реализации этих задач в МКДОУ № 9 создаются определённые условия :

• интеграция здоровьесберегающих технологий с содержанием основной образовательной программы ДОУ;

• наличие теоретических и практических знаний у педагогов;

• накопление и систематизация знаний по здоровьесберегающим технологиям и создание здоровьесберегающей среды в ДОУ;

• активное сотрудничество с семьёй и социумом.

Основные методики, используемые педагогами ДОУ:

- оздоровление и воспитание ослабленных детей Е. А. Аркина;

- формирование двигательных навыков и умений М. А. Васильевой;

- оздоровительно-воспитательная работа в детском саду Ю. Ф. Змановского;

- включение родителей в процесс воспитания, оздоровления, образования

детей Т. Д. Дороновой, Е. В. Соловьёвой, А. Е. Жигиной, С. И. Мусненко;

- пальчикового массажа В. И,Дубровской;

- школы малого мяча Е. Н. Вавиловой, В. Г. Гришиной;

- сюжетно-ритмической гимнастики Н. А. Фимина.

Концепция коррекционно-оздоровительной работы строится на интеграции следующих направлений - физическое развитие, оздоровительная и коррекционная работа, воспитательная работа, основной целью которой является формирование у детей потребности быть здоровыми. Цель конкретизируется в оздоровительных, образовательных и воспитательных задачах.

Ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста, снижение уровня их физической и двигательной активности создаёт необходимость коренного изменения физического воспитания детей на основе переосмысления некоторых аспектов построения педагогического процесса и определение перспектив развития современной системы физического воспитания и формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, её основных составляющих и главных ориентиров по совершенствованию.

Формы организации и содержания работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников (далее ЗОЖ).

Суть инициативы состоит в воспитании здорового ребёнка. Значимость заключается в актуализации задач воспитания положительного отношения к ЗОЖ, на стабилизацию уровня физического и психического здоровья детей через взаимодействие «педагог - ребёнок – родитель». Ожидаемые результаты: снижение заболеваемости детей, повышение уровня физической подготовленности, формирование у детей и их родителей желания заботиться о своём здоровье.

Поэтому задачами перспективного проектирования деятельности по озвученной проблеме можно считать:

- вооружение детей теоретическими сведениями по вопросам здоровья, физической культуры, основ гигиены и правил психологического сосуществования, воспитывать желание вести ЗОЖ;

- закаливание детей, психо-эмоциональное развитие каждого ребёнка;

- привлечение родителей к вопросам физического воспитания и формирования здоровья дошкольников, приобщение их к ЗОЖ.

Для реализации поставленных целей в ДОУ создаются определённые условия :

- интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием основной образовательной программы ДОУ;

- наличие теоретических и практических знаний у педагогов ДОУ;

- накопление и систематизация методических материалов и создание здоровьесберегающей среды в ДОУ;

- активное сотрудничество с семьёй и социумом.

Содержание системной работы :

- анкетирование педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ и на предмет представлений их о здоровье детей и ЗОЖ;

- диагностика представлений детей о ЗОЖ;

- рациональная организация деятельности по формированию ценности здорового образа жизни, её место в нагрузке и режиме дня, формы и методы реализации;

- планирование мероприятий совместно с другими педагогами ДОУ;

- работа с родителями.

В соответствии с письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения от 14.03.2000г. №65/23-16» учебно-воспитательная работа выглядит следующим образом :

- беседы, игры, экскурсии и походы, валеологические досуги;

- беседы о правильном питании;

- мероприятия по предупреждению травматизма;

- интегрированная образовательная деятельность.

Модель работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о здоровом образе жизни включает в себя три этапа – подготовительный (диагностическое и организационное направление, внедренческий (внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в педагогический процесс, контрольно-оценочный (итоги, перспектива).

Взаимодействие детского сада и семьи осуществляется посредством:

- анкетирования, наблюдения, тестирования, бесед;

- наглядной агитации по формированию представлений о ЗОЖ;

- встречи со специалистами ДОУ, родительские консультации, собрания,

Дни открытых дверей, досуги и праздники, индивидуальный запрос;

- знакомство с опытом семейного воспитания (газета, детское портфолио).

Комплексная система физического воспитания в ДОУ:

- занятия физической культурой в зале и на воздухе;

- ежедневная утренняя гимнастика, коррегирующая гимнастика, гимнастика пробуждения после дневного сна, закаливающие мероприятия первого уровня;

- музыкально-ритмическая активность, динамические паузы и физкультминутки;

- пальчиковые игры и артикуляционная гимнастика;

- релаксационные упражнения;

- самостоятельная двигательная деятельность;

- физкультурные и валеологические праздники, развлечения, досуги;

-образовательная деятельность в направлении «Физическое развитие».

Гигиена, режим, питание:

- подбор мебели согласно ростовым показателям;

- закаливающие мероприятия второго порядка с медперсоналом;

- поддержание температурно-воздушного режима;

- контроль за качеством приготовления пищи с учётом пожеланий детей и родителей;

-щадящий режим в группах на период адаптации;

- гигиенические и водные процедуры;

- медико-психологические услуги;

-аэроаквагенерация (пузырьковые ванны для ног, плавание в бассейне, гидромассаж, общеукрепляющий ручной массаж.

Физкультурно-оздоровительная досуговая деятельность способствует совершенствованию детского организма, формирует положительную самооценку детей, воспитывает потребность в здоровом образе жизни. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления, одно только ожидание праздника может вызвать у ребёнка позитивные эмоции. Организованный досуг является незаменимым средством профилактики и лечения многих расстройств, решаются различные виды оздоровительных задач – закрепление навыков диафрагмального речевого дыхания, развитие координационных способностей, кистевого праксиса, чувства ритма и темпа, формируется навык правильной осанки, оптико-пространственный праксис, речевые навыки, воспитывается адекватная оценка и позитивное мировосприятие.

Таким образом, из вышесказанного хочется сделать вывод о том, что задача нашего детского сада – не только сохранить здоровье малышей, но и укрепить его, научить детей самих заботиться о своём здоровье – успешно решается на протяжении многих лет и в дальнейшем вся деятельность ориентирована на развитие и многообразие применения различных методик и технологий здоровье сбережения.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» Формирование здорового образа жизни у человека – одна из центральных проблем современности. В последние годы наблюдается тенденция увеличения.

«Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни» Пример аналитической справки по итогам тематического контроля В ДОУ «___» в период с ___ по ___ год был проведен тематический контроль по теме: «Формирование у детей представлений.

«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию потребности в здоровом образе жизни» Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию потребности в здоровом образе жизни. Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста 1 слайд. Актуальность темы определяется социальной значимостью рассматриваемой проблемы. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей шестого года жизни с ОНРКонспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей шестого года жизни с ОНР тема «Путешествие в страну Математика"ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Упражнять составлять арифметические задачи. Совершенствовать умение ориентироваться.

Конспект занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни «Путешествие в страну «Здоровей-ка» Конспект занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни в средней группе «Путешествие в страну «Здоровей-ка». Цель:.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в кружковой работе Выступление на тему «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста через работу кружка.

Опыт работыТема опыта: «Формирование представлений о здорово образе жизни у старших дошкольников». Опыт работы Тема опыта: «Формирование представлений о здорово образе жизни у старших дошкольников». Условия возникновения опыта В настоящее.

Сказки о здоровом образе жизни Сказка про то, как белка всех зверей приучила к зарядке. В одном большом и красивом лесу жили звери. Все они были заняты своими делами:.

Сообщение «Развитие мелкой моторики и речи детей при формировании представлений о здоровом образе жизни» Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспектива обновления системной работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
Опубликовано: 1 октября 2015 в 19:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД