Перспективно-тематическое планирование занятий с детьми старшего возраста по программе «Азбука здорового ребёнка»

Галина Орехова
Перспективно-тематическое планирование занятий с детьми старшего возраста по программе «Азбука здорового ребёнка»

Важнейшей характеристикой работы дошкольного образовательного учреждения является состояние здоровья детей. За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, неуклонно возрастает. Таким образом, проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна.

В этих условиях особенно важной становится для меня задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания. Эта задача я считаю должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения способов и средств профилактики заболеваний.

Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья, и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т. е. уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.

Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в рамках валеологии детства наиболее актуальной я считаю задачу развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. Опираясь на актуальность наличия у дошкольников валеологических знаний и изученные мною программы по валеологии «Школа здорового человека» Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н., Гаврюгина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», Терпугова Е. А. «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста» мною была составлена рабочая учебная программа «Азбука здорового ребёнка» (по валеологическому образованию).

Цели программы: сформировать у ребенка мотивы самосохранения, воспитать привычку думать и заботиться о своем здоровье.

Для достижения поставленных целей необходимо:

• Сформировать навыки ухода за телом;

• Создать условия для закаливания, дав ребенку возможность самому решать, как закаливать организм;

• Выработать стойкую привычку к самомассажу;

• Создать проблемную ситуацию, которая наглядно демонстрирует значимость правильного отношения к здоровью;

• Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;

• Дать основные представления о строении и функциях тела;

• Формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих;

• Ознакомить детей с возможными травмирующими ситуациями;

• Научить некоторым приемам первой медицинской помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина, вызов «неотложки»);

• Дать представление о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).

Принципы работы программы:

1. Доступность:

• Учет возрастных особенностей детей;

• Адаптированность материала к возрасту.

2. Систематичность и последовательность:

• Постепенная подача материала от простого к сложному;

• Частое повторение усвоенных правил и норм.

3. Наглядность:

• Учет особенностей мышления.

4. Динамичность:

• Интеграция программы в разные виды деятельности.

5. Дифференциация:

• Учет возрастных особенностей;

• Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Средства реализации программы:

1. Совместная деятельность педагога с детьми по перспективно-тематическому плану, интегрированная в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

2. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию вариантов здорового образа жизни.

3. Работа с родителями. Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог для развития культуры здоровья и включает разные формы работы.

4. Диагностика. Разработаны и апробированы критерии диагностики усвоения материала валеологического образования.

Методы реализации плана работы

Практические:

1. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ.

Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.

2. Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность.

3. Закаливание по схеме.

4. Создание центра Правил дорожного движения.

Словесные:

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Заучивание стихотворений.

4. Дидактические игры.

5. Сюжетно-ролевые игры.

6. Подвижные игры.

7. Развлечения.

8. Моделирование ситуаций.

9. Консультации.

10. Наблюдения.

Наглядные:

1. Организация выставок, конкурсов.

2. Сбор фотоматериалов.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Аудиовизуальная техника.

5. Информационно-агитационные стенды.

6. Театрализованная деятельность.

7. Личный пример взрослых.

Ожидаемые результаты

1. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Перспективно - тематическое планирование занятий по программе «Азбука здорового ребёнка» по валеологии со старшим возрастом детей

Сентябрь

Тема: «Как я устроен»

Цели: Познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма. Углублять представления о себе, своих индивидуальных особенностях; формировать положительную оценку и образ себя

Оборудование: Силуэт тела человека; изображения девочки и мальчика (на каждого ребенка); фотографии детей разного возраста и членов их семей; фломастеры, цветные карандаши

Методические приемы:

1. Просмотр альбома с фотографиями.

2. Беседа.

3. Физкультминутка. Ведущий, в быстром темпе называет разные части тела и лица, дети показывают их на себе.

4. Дидактическое упражнение «Создай свой портрет».

Литература: «Мое тело» А. Пиль, Атлас «Организм человека и охрана здоровья» Е. Б. Катинас, «Как мы устроены» Э. Дами

Рекомендации родителям: Беседовать с детьми о строении и функционировании человеческого тела

Октябрь

Тема: «Научись себя охранять и здоровье сохранять»

Цели: Рассказать о правилах поведения в разных ситуациях (как вести себя с незнакомыми людьми, не открывать дверь чужому, не уходить с игровой площадки с незнакомыми, нельзя гулять одному без близких людей)

Рассказать о том, что здоровье зависит от человека, за ним можно и нужно следить, его надо беречь, сохранять и поддерживать, соблюдать режим дня

Оборудование: Атрибуты к сказке «Волк и семеро козлят»; сюжетные картинки; телефон.

Иллюстрации и картинки по теме.

Методические приемы:

1. Постановка сказки «Волк и семеро козлят».

2. Рассматривание картинок и беседа.

3. Тренинговые игры.

4. Игровая ситуация «Узнай по действию». Игра «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»

5. Рассматривание и обсуждение иллюстраций.

• «Что надо делать, чтобы быть здоровым»: трудиться, соблюдать чистоту, закаляться, делать зарядку, смеяться, гулять, заниматься спортом, мыть руки.

• «Что нужно делать, чтобы быть здоровым»: лениться, мало двигаться, ходить без шапки, есть много сладкого, есть снег, сосульки.

6. Релакционная пауза. Под музыку дети танцуют, отражают свое настроение.

7. Составить рассказ «Мой режим дня».

Литература: «Азбука общения» Л. М. Шипицина

«Уроки Айболита» К. Т. Зайцев, «Мое тело» А. Пиль

Рекомендации родителям: Обсудить с ребенком вопросы:

• Как вести себя с незнакомыми людьми;

• Что предпринять, когда стучат в дверь;

• С кем можно заходить в подъезд.

Личный пример.

Консультация «В здоровом теле здоровый дух».

Ноябрь

Тема: «Что такое личная гигиена. Режим дня»

Цели: Уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Закрепить представление о правилах личной гигиены.

Рассказать о режиме дня и пользе его соблюдения.

Оборудование: Иллюстративный материал, отражающий необходимость выполнения гигиенических процедур.

Схема режима дня дошкольника; иллюстративный материал, отражающий правильный и неправильный режим дня.

Методические приемы:

1. Читать стихотворение «Девочка чумазая» А. Л. Барто.

2. Беседовать по содержанию произведения. Подвести детей к пониманию значения и необходимости гигиенических процедур.

3. Физкультминутка.

4. Дидактическое упражнение «Микроскоп».

5. Попросить детей ответить на вопрос, для чего нужно соблюдать правила гигиены.

6. Беседа о том, что человеческий организм старается соблюдать свое внутреннее расписание, и очень важно этот порядок не нарушать.

7. Физкультминутка. Игра-тренинг. Воспитатель называет какой-либо режимный момент или часть суток, а дети изображают, что они в это время делают.

8. Дидактическое упражнение «Составь себе режим дня на выходной день». Дети раскладывают на столе цифровую цепочку; цифры обозначают соответствующую картинку, изображающую мальчика в разных режимных моментах.

Литература: «Букварь здоровья» Л. В. Баль, «Уроки Айболита» Г. К. Зайцев

Рекомендации родителям: Систематически контролировать. Вести разъяснительные беседы о правилах личной гигиены.

Соблюдать формулу здоровья: сон – движение – отдых - питание

Декабрь

Тема: «Витамины, полезные продукты и здоровый организм»

Цели: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить, как витамины влияют на организм человека. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной

Оборудование: Карточки с буквами А, В, С, Д; цветные иллюстрации или картинки с изображением продуктов питания;

Силуэтное изображение тела человека со схемой воздействия витаминов на различные части организма

Методические приемы:

1. Беседовать.

2. Рассматривать схему, «В каких продуктах больше всего витаминов».

3. Физкультминутка. Воспитатель предлагает детям разложить продукты к соответствующему витамину.

4. Работа со схемой «Влияние витаминов на организм человека».

5. Дидактическое упражнение «Составь себе меню на обед».

6. Анализ меню детей с точки зрения полезности продуктов

Литература: «Как воспитать здорового человека» В. Г. Алямовская, «Уроки Айболита» Г. К. Зайцев, «Здравствуй, мир!» А. А. Вахрушев

Рекомендации родителям: Консультация «Полезная пища». Оформить в уголке картотеку блюд «Оптимальное меню для растущего организма из русской кухни»

Перспективно-тематическое планирование занятий с детьми старшего возраста по программе «Азбука здорового ребёнка»
Публикации по теме:

Презентация «Ребенок и здоровье» Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи.

Здоровьесберегающие технологии в детском садуЗдоровьесберегающие технологии в детском саду От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Перспективно-тематическое планирование занятий с детьми старшего возраста по программе «Азбука здорового ребёнка»
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 21:51
+27
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...