Перспективное планирование по формированию речевого творчества дошкольников

Ольга Бороздина
Перспективное планирование по формированию речевого творчества дошкольников

Перспективное планирование по формированию речевого творчества дошкольников по технологии развития связной речи Е. Б. Танниковой

Старшая группа

Воспитатель:Бороздина О. В. Сентябрь

• Сказки из стишков

Формировать умение детей использовать стихотворение, как отправную точку для завязки сказки, используя знакомые зачины («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» и другие). Развивать выразительность речи. Воспитывать желание к творчеству.

Я. Аким. «Жадина». А. Барто «Помощница», «Уехали».

• Сказки из пословиц, считалок

Углублять умение детей понимать лаконичные и меткие по содержанию пословицы и считалки, разучивая наизусть и обыгрывая их. Умение использовать как начало или основу для сказки. Развивать монологическую речь: умение передавать идею и содержание сказки. Воспитывать желание сочинять сказки, отражающие значение пословиц.

«Раз картошка, два картошка».

• Сказки из потешек, кричалок и других форм малого фольклора

Формировать умение детей использовать в качестве отправного пункта для сочинения сказок потешки, кричалки и другие формы малого фольклора. Развивать умение сочинять в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка. Побуждать детей подражать добрым поступкам героев. Воспитывать чуткость к образному строю языка фольклора.

• Сказки из одного слова

Дать представление о способе сочинения сказочной истории, отталкиваться от одного слова. Умение самостоятельно придумывать первое слово и начинать сочинять. Развивать воображение и фантазию у детей. Совершенствовать монологическую речь детей: выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц. Воспитывать желание сочинять. Использовать в речи образные выражения.

Октябрь

• Сказки из стишков

Продолжать формировать умение использовать стихотворение, как отправную точку для завязки сказки. Обогащать словарный запас. Развивать умение использовать метафоры и сравнения при развитии сюжета. Воспитывать желание к творчеству.

Е. Благинина «Посидим в тишине». П. Ершов. «Конек-Горбунок».

• Сказка по-новому

Познакомить детей со сказкой, обсудить проблемы взаимоотношений, нравственные поступки героев, давать аргументированные оценки. Развивать умение по-новому взглянуть на сюжет, способность наделять главных героев противоположными качествами, используя в речи прилагательные. Воспитывать нравственные ценности.

«Василиса Прекрасная», «Иван Царевич и серый волк».

• Сказки из считалок

Продолжать формировать способность детей понимать меткие по содержанию считалки. При построении сюжета использовать эпитеты, метафоры, сравнения. Развивать мышление и воображение ребенка. Воспитывать желание сочинять сказки.

«Ежик, ежик, чудачек…». «Стоит коза»

• Сказки из шуточных вопросов

Дать представление об умение видеть в шуточном вопросе подсказку для нового сказочного сюжета или его начала, используя знакомые зачины («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» и другие). Знать другие особенности сюжета: зачин, окончание, присказка, волшебные герои, превращения, победа добра над злом. Побуждать детей видеть добрые поступки героев.

• Знакомые герои в новых обстоятельствах

Формировать умение изменить ситуацию в знакомой сказке, создавая условия, при которых герои попадают в совершенно другие обстоятельства – фантастические и невероятные с помощью волшебных предметов (ковров-самолетов, сапогов-скороходов, палочек-выручалочек). Развивать выразительность речи при воспроизведении диалогов между действующими лицами. Воспитывать умение давать аргументированную оценку поступкам героев.

«Заяц-хвастун».

Ноябрь

• Сказки из загадок

Формировать умение, отгадывая загадки, понимать метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты. Обогащать словарь языковыми средствами выразительности. Побуждать детей использовать их, придумывая сказочные сюжеты. Развивать умение начинать и развивать сюжет сказки. Воспитывать умение оценивать поступки героев.

• Коллаж из сказок

Углублять способность детей давать полные и выразительные ответы по содержанию прочитанных сказок. Умение находить выход при создании проблемных ситуаций – попадание героя в новые обстоятельства. Развивать у детей умение использовать волшебные предметы для развития сюжета. Воспитывать способность видеть добро в поступках героев и желание подражать им.

«Вежливый Кот-воркот», «Кощей Бессмертный», «Айога»(нан.)

• Сказки из стишков

Формировать умение придумывать сказки, используя свойственные жанру средства выразительности. Знать и использовать особенности сюжета: присказка, зачин, окончание, волшебные герои, превращения, победа добра над злом. Побуждать детей к обыгрыванию придуманных ими сказок.

В. Витка. «Синица» (пер. с белорус. А. Шарапова). Р. Гамзатов «Мой дедушка» (пер. с авар. Я. Козловского).

• Сказки из одного слова

Формировать способность детей, отталкиваясь от одного слова, завязать сюжет сказки, достичь кульминации и развязки. Развивать способность передавать идею и содержание сюжета. Воспитывать желание закончить сказку в положительном ключе.

• Сказки из фразеологизмов

Дать представление о фразеологизмах. Формировать умение понимать их переносной смысл, используя его как основу для сочинения сказки. Развивать словесное творчество детей. Воспитывать умение оценивать нравственные поступки героев собственной сказки.

Декабрь

• Сказки из «живых» капель и клякс

Дать представление о новой возможности найти главного героя для сюжета сказки в образе полученной капли или кляксы. Умение отвечать на вопросы о том, на что похожа клякса. Развивать умение составлять описательный рассказ, точно и правильно подбирая слова, характеризующие особенности героя. Воспитывать желание закончить сказку в положительном ключе.

• Цветные сказки

Формировать умение брать за основу цвет (желтый, синий, черный, белый и другие). Учить детей образнее воспринимать цвета. Развивать умение использовать прилагательные, наиболее точно характеризующие характер героев. Воспитывать желание к творчеству.

«Желтая сказка».

• Сказки по-новому

Продолжать учить детей по-новому взглянуть на сюжет сказки. Развивать связную речь, обучая детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки. Продолжать развивать способность наделять главных героев противоположными качествами, используя в речи прилагательные. Воспитывать нравственные ценности.

«Снегурочка».

• Сказки из малых фольклорных форм

Продолжать формировать умение детей использовать в качестве отправного пункта для сочинения сказок различные малые фольклорные формы. Развивать умение сочинять в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка. Побуждать детей подражать добрым поступкам героев.

«Ты мороз, мороз, мороз…».

• Эксперименты в сказках

Приучать детей давать полные ответы по содержанию прочитанной сказки, оценивая поступки героев с помощью карточек-символов. Развивать способность экспериментировать в содержании сказок, изменяя отрицательные моменты на положительные. Воспитывать активность при сочинении сказочных сюжетов.

К. Чуковский «Тараканище», «Приключения Бибигона».

Январь

• Сказки о чудищах

Формировать умение создавать условия, при которых герои-чудища попадают в фантастические и невероятные ситуации с помощью волшебных предметов (ковров-самолетов, сапогов-скороходов, палочек-выручалочек и другие). Продолжать учить использовать различные средства выразительности речи. Развивать выразительность речи при воспроизведении диалогов между действующими лицами. Воспитывать умение давать аргументированную оценку поступкам героев.

• Сказки из шуточных вопросов

Продолжать формировать умение видеть в шуточном вопросе подсказку для нового сказочного сюжета или его начала, используя знакомые зачины («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» и другие). Умение доводить сюжет до кульминации. Развивать фантазию ребенка, умение использовать некоторые особенности сказочного сюжета: присказка, волшебные герои, победа добра над злом. Воспитывать активность при сочинении сказочных сюжетов.

• Сказки из стишков

Совершенствовать монологическую речь детей. Умение передавать идею и содержание стихотворения, придумывая продолжение, используя метафоры и эпитеты. Соблюдать структуру сюжета: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация и развязка. Побуждать детей к обыгрыванию придуманных ими сказок.

Б. Заходер «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча».

Февраль

• Сказки с новым концом

Формировать умение создавать разнообразные виды творческих рассказов: придумывание продолжения и конца сказки. Соблюдать структуру сюжета: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация и развязка. Совершенствовать умение пересказывать литературное произведение, передавая его идею и содержание. Прививать нравственные ценности.

«Голубая птица» (туркм., «Храбрый мальчик» (даг.)

• Сказка из одного слова

Продолжать формировать умение детей, отталкиваясь от придуманного ими одного слова, завязать сюжет сказки, достичь ее кульминации и развязки. Совершенствовать монологическую речь, умение передавать разную интонацию героев сказки. Развивать способность передавать идею и содержание сюжета. Воспитывать желание закончить сказку в положительном ключе: победа добра над злом.

• Сказки о предметах бытовой техники

Умение составлять описательные рассказы о предметах бытовой техники, подбирая необходимые средства выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения) для подчеркивания характерных особенностей предметов. Развивать воображения и фантазию детей. Обогащать словарь новыми словами. Прививать активность при желании сочинять сказочные сюжеты.

• Сказки из стихов

Умение передавать идею и содержание стихотворения, придумывая продолжение, используя метафоры и эпитеты. Умение находить выход при создании проблемных ситуаций – попадание героя в новые обстоятельства. Развивать у детей умение использовать волшебные предметы для развития сюжета. Воспитывать способность видеть добро в поступках героев и желание подражать им.

С. Есенин. «Береза», К. Бальмонт «Снежинка», И. Никитин «Встреча зимы».

Март

• Сказки по-новому

Совершенствовать умение детей по-новому взглянуть на сюжет сказки, наделяя главных героев противоположными качествами. Умение использовать волшебные предметы для развития сюжета. Развивать связную речь, обучая детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки. Воспитывать нравственные ценности.

Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах».

• Сказки от одного слова

Умение детей на основании придуманного другими детьми одного слова, завязать сюжет сказки, соблюдая ее структуру. Совершенствовать монологическую речь, умение передавать разную интонацию героев сказки. Развивать способность передавать идею и содержание сюжета. Воспитывать желание закончить сказку в положительном ключе: победа добра над злом.

• Сказки из стихов

Умение передавать идею и содержание стихотворения, придумывая продолжение, использовать разнообразные метафоры, сравнения, олицетворения и эпитеты. Умение следить за построением сказки, включая экспозиции, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Побуждать детей наделять своих героев положительными качествами.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

• Сказки о фантастических странах

Формировать представление детей о сочинении историй о фантастических странах. Учить детей различать различные реальные и сказочные явления. Развивать умение в описательных рассказах об объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов, находить их существенные признаки. Воспитывать желание закончить сказку в положительном ключе: победе добра над злом.

«Тили-тиля-тряндия», «Небывандия».

Апрель

• Сказки из загадок

Продолжать формировать умение, отгадывая загадки, понимать метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты. Обогащать словарь языковыми средствами выразительности. Побуждать детей использовать их, придумывая сказочные сюжеты. Развивать умение начинать и развивать сюжет сказки. Воспитывать умение оценивать поступки героев.

• Сказки о любимых игрушках

Формировать способности детей составлять описательные рассказы о любимых игрушках, используя различные средства речевой выразительности: метафоры, сравнения, олицетворения и эпитеты. Продолжать развивать умение детей соблюдать структуру сказки. Совершенствовать выразительность речи при рассказывании сказки. Продолжать побуждать анализировать нравственные поступки героев.

• Сказки с новым концом

Продолжать формировать умение детей придумывать новое продолжение и конец для знакомой сказки. Умение следить за построением сказки, включая экспозиции, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Побуждать детей наделять своих героев положительными качествами.

С. Аксаков «Аленький цветочек», Г. -Х. Андерсен. «Дюймовочка».

• Цветные сказки

Продолжать учить детей образно воспринимать цвета, используя их как основу для создания нового сказочного сюжета. Развивать умение использовать прилагательные, наиболее точно характеризующие характер героев. Воспитывать желание к творчеству.

«Синяя сказка».

Май

• Случайные сказки

Умение составлять описательные рассказы, используя за основу забавные случаи из реальной жизни детей. Развивать умение правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов, находить их существенные признаки. Развивать умение детей обсуждать проблемы взаимоотношений и нравственные поступки людей. Воспитывать желание обладать положительными качествами.

• Сказки из мусора

Дать представление об использовании ненужных отходов для создания сказочного сюжета. Умение отметить полезность использования отходов, желание дать им «новую» жизнь. Развивать воображение, фантазию и эмоциональную отзывчивость детей. Умения использовать в речи сложные предложения и средства языковой выразительности. Воспитывать желание изобретать.

• «Перевирание» сказок

Формировать умение детей сосредоточиться, меняя существенные признаки в героях и их действиях. Развивать чувство юмора, умение понимать иронию, лукавство. Совершенствовать монологическую речь детей, умение передавать задуманную идею сказки. Воспитывать доброту.

«Златовласка», П. Бажов «Голубая змейка».

Примеры сказок сочиненных детьми груп

пы. [/b]

Царь и Иван Владимирович

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и было у царя три сына. Позвал как-то раз он сыновей и приказал им вскоре жениться. А жен он велел им найти по белу свету.

Делать нечего, отправился и Иван искать свою судьбу. Шел он полями, лесами, 50 пар лаптей сносил, 100 хлебов съел, но так и не встретил совей суженой. Повернулся он в обратный путь. И вдруг на опушке он увидел красивую девушку, которая очень быстро бежала, спасаясь от кого-то. Иван окликнул девушку и спрятал ее в лесной чаще. Девушка рассказала, что зовут ее Марья - Маревна, похитил ее от батюшки Кощей – бессмертный, заставил жить у Бабы – Яги, хотел жениться на ней.

Полюбилась Марья – Маревна Ивану. Повел он ее к себе домой. Долго ли коротко ли шли Иван да Марья, пришли они ко дворцу. Оставил Иван Марью – Маревну около дворца, а сам пошел к царю. Вдруг налетела Баба – Яга в ступе и украла Марью – Маревну. Унесла ее к Кощею – бессмертному.

Вернулся Иван с царем Марью – Маревну встречать, а ее и нет. Заплакал Иван, затужил. А царь и говорит своему сыну: «Не переживай, Иван, я превращу тебя в дракона, ты победишь Кощея – бессмертного». Так и сделал царь. Превратился Иван в дракона, прилетел к Кощею и говорит: «Эй, Кощей, выходи силой мериться!» Не испугался Кощей, вышел. Пламенем сжег его Иван, только Кощей лишь смеялся, потому что смерть его на конце иглы. Сжег тогда дракон дворец Кощея, а из темницы освободил он Марью – Маревну. Нашла Марья иголку и сломала ее, погиб Кощей. А Иван – царевич принял свой прежний облик и обнял Марью. И жили они не тужили долго и счастливо!

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Болтинских Аня, 6 лет

Дружная семейка

Жили-были дед да баба и была у них внученька Машенька. Однажды летом пошли они все вместе в лес за грибами да за ягодами. Разошлись они по лесу да и потерялась Машенька. Стали они ее искать да аукать, так и ушли из леса, не нашли они Машеньку. Стали они плакать да горевать и по Машеньке тосковать.

А Машенька шла по лесу и встретила Зайчишку. Говорит ему Маша: «Что ж ты плачешь, Заинька?». А он ей отвечает: «А как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Растаяла у нее избушка и обманула меня Лиса, да и выгнала из дома». Маша ему и говорит: «Пошли, Заинька, со мной искать дорогу к дедушке и бабушке». Согласился Заинька и пошли они дальше.

Идут они по лесу и смотрят, идет навстречу Кошечка и плачет. Спросили у нее Маша с Заинькой: «Что ты плачешь?» Кошечка и отвечает: «Было у меня день рождение. Все пришли ко мне в гости, а дом взял да и загорелся. Вот жить-то мне и негде». Позвали они ее с собой, Кошечка и согласилась.

Идут они по тропинке в лесу уже втроем, а навстречу им катится Колобок. А Заинька говорит: «Колобок, Колобок мы тебя съедим!». А Колобок говорит6 «Не ешьте меня, я вам дорогу в деревню покажу». Согласились они, и пошли за Колобком. Долго ли, коротко ли дошли они до деревни и постучались. Дедушка с бабушкой увидели Машеньку и обрадовались.

Стали они все вместе жить поживать да добра наживать, да деда с бабой любить и уважать!

Лаптева Полина, 6 лет

Публикации по теме:

Перспективное планирование наблюдений с детьми Перспективное планирование наблюдений с детьми Блог Светланы Логиновой Анонс Перспективное планирование поможет воспитателям организовать.

Школа молодого педагога. Перспективное планирование Перспективное планирование на 2011-2012 учебный год. Сентябрь. Тема: "Портфолио педагога" Октябрь. Тема: " Комплексы утренней гимнастики.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Обучение грамоте
  • Весна
Автор публикации:
Перспективное планирование по формированию речевого творчества дошкольников
Опубликовано: 8 ноября 2012 в 20:30
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...