Папки-передвижки

Перспективное планирование по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой

Надежда Неустроева
Перспективное планирование по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой

Тема Программное содержание Методы и приемы

СЕНТЯБРЬ

1.Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки героев; подвести к пониманию жанровых особенностей сказки.

Совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. Беседа по вопросам: Кто из лесных животных самый страшный? Кто самый слабый и трусливый? Кто в лесу самый красивый? О ком говорят «красивая шубка»?

Публикация «Перспективное планирование по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой» размещена в разделах

Рассказывание сказки воспитателем.

Проговаривание. Использование иллюстраций.

Перспективное планирование

по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой

2.Чтение стихотворений об осени. Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; развивать творческое воображение, выразительность речи детей. Вопросы: Что можно нарисовать такой краской? Может ли зеленое стать желтым? Что? Когда?

Чтение стихотворения об осени.

Рисование осеннего сада.

3.Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Тишина». Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи. Игра «Кто скажет больше слов о лете, об осени».

Показ иллюстраций «Осень», «Лето».

Прослушивание стихотворения Г. Новицкой «Тишина».

Беседа о прочитанном.

Прослушивание грамзаписи П. И. Чайковского «Октябрь».

4.Чтение сказки «Три поросенка». Учить детей понимать эмоциональное образное содержание сказки, ее идею. Развивать образность речи детей: умение подбирать определения, сравнения к заданному слову; подводить детей к пониманию значения фразеологизмов, пословиц. Показ иллюстрации к сказке.

Чтение сказки воспитателем.

Вопросы: Чем похожи братцы? Какие они? Чем отличается Наф-Наф от своих братьев? Как вы это поняли?

Повторение детьми отдельных выражений («Они работали спустя рукава», «в поте лица, не покладая рук»).

ОКТЯБРЬ

1.Рассказывание белорусской народной сказки «Жихарка». Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды. Вопросы: Что означают такие поговорки: «Мал, да удал», «Маленький, да удаленький»? о ком так говорят?

Рассказывание сказки. Беседа по прочитанному. Побуждение детей к сравнению.

Как бы могла закончиться встреча Жихарки с лисой? Поощрение вариантов придуманных детьми историй.

2.Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат». Дать представление детям о жанре рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст. Обсуждение проблемной ситуации. Чтение рассказа воспитателем.

Беседа о прочитанном.

Совместное составление загадки, построенное на сравнении и отрицании.

3.Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Ели». Учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение, выразительность речи детей. Чтение стихотворения воспитателем.

Вопросы: О каких деревьях написала И. Токмакова? Что ели делают? А внучата-елочки тонкие иголочки, что делают?

Чтение стихотворения 2-3 детей.

4.Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему, стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке; учить понимать значение пословицы, связывать ее с сюжетом сказки. Рассматривание иллюстрации к сказке.

Чтение сказке.

Вопросы: Что нового узнали из сказки о медвежатах? Какие они? Почему лиса сумела обмануть медвежат? Где жили медвежата? Почему лиса взялась помогать братцам? Какая лиса? Как были наказаны медвежата?

НОЯБРЬ

1.Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди». Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение. Беседа с детьми о сказке. Вопросы: Что такое сказка? Какие сказки о животных вы знаете?

Рассказывание сказки «Гуси-лебеди».

Беседа с использованием иллюстраций.

Совместное изображение сказки в рисунке.

Вопросы: Кто в этой сказке главный герой? Кого бы вы назвали хорошим героем сказки? Почему? Кто злой в сказке?

2.Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа». Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов. Упражнение «Скажи по-другому». Разъяснение слова «каланча».

Чтение стихотворения. Вопросы: Каким вы представляете себе дядю Степу? Как он выглядел? Как в стихотворении говорится о том, какой он был большой? Откуда видно, что дядя Степа был добрый?

Выборочное чтение наиболее понравившихся мест произведения.

3.Заучивание потешки «Гуленьки». Помочь детям запомнить потешку; учить читать ее негромко, не спеша, четко выговаривая окончания слов и не переставляя слова. Чтение потешки воспитателем.

Хоровое чтение.

Чтение 3-4 детей.

4.Чтение рассказа Э. Блайтона «Знаменитый утенок Тим». Учить понимать эмоционально-образное восприятие произведения, учить осмысливать его; уточнить знания детей о жанровых особенностях сказки. Внесение в группу игрушки-утенка.

Чтение рассказа.

Беседа о прочитанном. Вопросы: О ком говорится в рассказе? Кого нашел Тим? Кто стал его другом? Что было бы, если бы Тима не нашли?

ДЕКАБРЬ

1.Рассказывание русской народной сказки «Зимовье». Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей; подвести к пониманию образного содержания пословиц. Игра в слова-загадки.

Рассказывание сказки и беседа о прочитанном. Вопросы: О чем рассказывается в сказке? Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? Как можно было бы по-другому назвать эту сказку? Для чего звери решили построить себе дом? Кто что делал?

Побуждение детей повторять слова из текста.

Что случилось однажды? Как зверям удалось спастись?

Как вы понимаете пословицу «У страха глаза велики»? О ком в нашей истории так можно сказать?

Изображение детьми избушки-зимовья в рисунках.

2.Чтение сказки «Усатый-полосатый» Учить детей пользоваться словами – названиями детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа (лисята-лисят, сложносочиненными предложениями с союзом а; отвечать на вопросы по содержанию сказки и называть эпизод, который особенно понравился. Использование игровой ситуации.

Использование физкультурной паузы.

Чтение сказки и беседа о прочитанном. Вопросы: Как называется книга? Почему Маршак так смешно назвал свою книжку? Вам было смешно? Значит, эта книжка не грустная, а…

Что девочка делала с усатым-полосатым? Котенок делал так, как хотела девочка? А как он поступал?

Выборочное чтение 2-3 небольших отрывков.

3.Заучивание стихотворения Н. Саконской «Где мой пальчик». Учить детей пользоваться правильными формами глагола ехать (съезжай-поезжай). Помочь детям понять содержание стихотворения, запомнить его, выразительно читать. Инсценировка и чтение стихотворения воспитателем.

Хоровое и индивидуальное чтение стихотворения детьми.

4.Чтение сказки В. Сутееева «Кто сказал «мяу»?» Рассказать детям о писателе и художнике Владимире Григорьевиче Сутееве, познакомить с его книгой «Кто сказал «мяу»?»; помочь освоить содержание прочитанного произведения. Чтение диалога щенка и кошки.

Выборка из текста и повторение с детьми наиболее ярких описаний поведения щенка в разных ситуациях.

Предложение к детям вспомнить приключение щенка, которое им особенно понравилось.

Чтение отрывка, который понравился сразу нескольким детям.

ЯНВАРЬ

1.Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». Воспитывать эмоциональное восприятие сказки; учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей. Игровой момент. Припоминание сказки.

Беседа после рассказывания сказки воспитателем.

Вопросы к детям: какой новый способ ловли рыбы рассказала лиса волку? Почему лиса сумела обмануть волка? Расскажите, почему лиса взялась учить волка? Какая лиса? Какими словами можно о ней сказать? Жалко ли вам волка?

Воспитатель предлагает пожалеть, обласкать его.

2.Чтение главы из книги А. Милна «Винни Пух и все-все-все». Вызвать у детей радостное настроение от встречи с любимыми сказочными героями; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия. Вопросы: кому из сказочных героев нравилось сочинять пыхтелки, сопелки, шумелки? Какие истории о Винни Пухе вы знаете?

Чтение истории о Винни Пухе и пчелах.

Придумывание названия для этой истории.

Творческое задание (что происходило в пчелином дупле). 2-3 рассказа детей.

Изображение в рисунках наиболее понравившихся эпизодов сказки.

3.Заучивание стихотворения А. Барто «Елка». Учить детей определять настроение, выраженное в стихотворении, учить читать его выразительно. Чтение стихотворения воспитателем.

Использование иллюстраций, сигнальных карточек.

Повторное чтение стихотворения.

Хоровое и индивидуальное прослушивание детей.

4.Чтение сказки Б. Заходера «Хрюша на елке». Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения; помочь овладеть приемом сравнения. Чтение сказки.

Беседа о прочитанном. Вопросы: О ком я вам прочла сказку? Почему поросенка считали необыкновенным? Что он умел делать? Какими словами можно сказать о нем? Как кошка помогла Хрюше попасть на елку?

Воспитатель стимулирует употребление выражений из текста.

Как вы думаете, почему все узнали Хрушу? Теперь вы знаете, с кем сравнивают невоспитанного человека? Как бы вы назвали эту сказку?

Чтение и пояснение пословицы «По одежке встречают, а по уму провожают».

Установка на запоминание пословицы.

Выполнение рисованной модели сказки.

ФЕВРАЛЬ

1.Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». Учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения; познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики»; уточнить представления детей о жанровых особенностях произведения; подводить детей к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи. Чтение сказки воспитателем.

Беседа по прочитанному. Вопросы:Кто главные герои сказки? Кого испугались водоносы? Что показалось бабушке, внучке, курочке? Чему учит эта сказка?

Показ иллюстраций.

2.Рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?». Учить детей пересказывать короткий рассказ; учить определять времена года, используя перечисленные воспитателем характерные признаки. Загадывание загадки.

Рассказывание рассказа Е. Чарушина «Что за зверь?».

Вопросы: Про кого этот рассказ? Что делала Катя, чтобы определить, чьи следы были на снегу? Что сделал папа? Что стало с кроликом?

Пересказ рассказа детьми.

3.Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зимаа». Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения. Чтение стихотворения И. Сурикова «Зима».

Вопросы: Какой период зимы описан в стихотворении? Как вы догадались? Вы заметили, какие разные слова подобрал поэт, чтобы сказать о снеге? С чем сравнивает поэт снег? Дети, как вы понимаете такие строки: «Темный лес, что шапкой принакрылся чудно, и заснул под нею крепко, беспробудно»? как вы думаете, любит поэт русскую природу?

Хоровое и индивидуальное чтение стихотворения детьми.

4.Чтение К. Чуковского «Телефон». Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. Закреплять знания о животных, учить пользоваться заменителями.

Развивать умение выражать к нему свое отношение. Вопросы к детям:

У кого дома есть телефон? А для чего он нужен? Кто-нибудь знает номер своего телефона?

Чтение стихотворения.

Беседа о прочитанном. Вопросы: Откуда звонил слон? Что ему надо? А потом кто звонил? Что просил крокодил? Для чего ему нужны были калоши? А что нужно было зайчатам? После зайчат кто позвонил? У кого животы разболелись? Какие еще животные звонили?

Инсценировка разговоров животных.

МАРТ

1.Чтение стихотворения С. Маршака «Багаж». Учить детей понимать содержание стихотворения, его юмористический смысл. Чтение стихотворения.

Показ иллюстраций из книги.

Вопросы: Что сдавала в багаж дама? Что случилось? Что вам показалось смешным в этой истории?

Повторное чтение наиболее понравившихся эпизодов.

2.Рассказывание русской народной сказки «Небывальщина». Прививать любовь к сказкам, учить понимать содержание. Развивать образность речи. Рассказывание сказки.

Беседа по содержанию. Вопросы: Куда мужик пошел? Что он увидел? Сколько палок срубил? Назовите их. Может ли летать озеро? Может ли печка спать завалиться?

3. Заучивание стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки». Выучить с детьми стихотворение, развивать образность речи. Вопросы к детям. Дети, какие вы знаете праздники? А что это за праздник 8 Марта?

Разучивание стихотворения.

Вопросы: почему бабушкины руки любит внучка всего сильней? Что они умеют делать?

Чтение стихотворения детьми.

4.Чтение К. Чуковского «Федорино горе». Познакомить детей с творчеством К. Чуковского, учить внимательно слушать произведение. Развивать образную речь детей. Чтение сказки.

Беседа по прочитанному. Вопросы: почему убежала посуда от Федоры? Что она им пообещала? Простила посуда Федору?

АПРЕЛЬ

1.Чтение веселого стихотворения Н. Бжехва «Муха-чистуха». Продолжать учить детей понимать содержание стихотворения, его юмористический смысл; создавать у детей эмоционально-психологический комфорт. Чтение стихотворения.

Вопросы: когда человек смеется, какое у него настроение? Как можно сказать по-другому?

Вспомните, в чем купалась муха? Как, какими словами можно сказать о мухе? Понравилось ли вам стихотворение?

Предложить детям попробовать рассказать стихотворение.

2.Рассказывание сказки Ш. Перро «Красная Шапочка». Воспитывать эмоционально- образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; уточнить знания детей о жанровых особенностях сказки; формировать навыки творческого рассказывания. Чтение сказки.

Беседа по прочитанному. вопросы: Кто главный герой сказки? Расскажите, какой вы представляете себе Красную Шапочку? Почему так называют девочку в сказке? Какими словами можно о ней рассказать? Вспомните, как говорится о волке в сказке? Что произошло в избушке бабушки? Как заканчивается сказка? Наказано ли зло в сказке и как?

Рассматривание иллюстраций к сказке. Вспоминание эпизодов, которые они отражают.

3.Заучивание стихотворения С. Вышеславцева «Весна». Развивать образность речи детей, понимание значения образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову. Наблюдения за природой у окна, обсуждения, комментарии. Что значит ранняя весна? Какая она? Как сказать об этом по-другому? Расскажите, как отступает зима, как она злится. Что происходит в природе?

Показ иллюстраций о разных периодах весны.

Чтение стихотворения.

Вопросы: о какой весне говорится в стихотворении? Радостное или печальное это стихотворение? Как вы это поняли? О каких периодах в природе рассказывается?

Чтение стихотворения детьми.

4.Загадки о домашних животных. Учить детей отгадывать загадки. Воспитывать интерес к животному миру. Вопросы: каких вы знаете диких животных, которые живут в наших лесах? Кого вы знаете из домашних животных?

Использование картинок с изображением животных.

Загадывание и отгадывание загадок.

МАЙ

1.Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки; упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову. Припоминание сказок о лисе.

Чтение сказки.

Беседа о прочитанном. Вопросы: Кто главные герои сказки? Какими словами можно рассказать о лисе? Как говорится о лисе в сказке? Какой эпизод вам запомнился больше других? Какие сказочные выражения вы запомнили?

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Отгадывание загадок, объяснение своих отгадок.

Игра «На что похоже?»

2.Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Ива». Учить детей понимать средства выразительности; эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста; развивать образность речи детей. Участие детей в общем разговоре, делятся своими впечатлениями.

Чтение стихотворений о березке, осине, иве.

Анализ образных языковых средств в стихотворных текстах.

Припоминание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Индивидуальное чтение стихотворения детьми.

3.Чтение М. Горького «Воробьишко». Учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию; понимать образные выражения. Загадывание загадки о воробье.

Чтение рассказа «Воробьишко».

Беседа о прочитанном. Вопросы: Что я прочла: рассказ, сказку, стихотворение? Как вы узнали, что это рассказ? Как звали воробья? Где он жил? Из каких материалов было сделано гнездышко? Как назвать мать воробья? Что случилось с воробьишкой? Как защищала мать воробья?

Как вы понимаете такие слова: «Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз - и на окне!»?

4.Рассказывание русской народной сказки «Коза-дереза». Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать образы персонажей или воспроизведение песенок. Игровой момент.

Рассказывание сказки воспитателем.

Вопросы: интересная сказка? Кто сочинил ее? Как она называется? Каких животных встретил заяц? Понравилась ли вам коза в сказке? Если нет, то почему? А как начиналась сказка?

Рассказывание сказки детьми используя картинки.

Публикации по теме:

Конкурс по благоустройству прогулочных участковКонкурс по благоустройству прогулочных участков Мои малыши очень любят русские народные сказки, а так же занимательные истории Домовёнка Кузи. Через любовь к сказкам у детей формируются.

Занятие по развитию речи в средней группе: рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» Программное содержание:воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки,учить понимать и оценивать характер и поступки героев;подвести.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой
Опубликовано: 22 сентября 2013 в 18:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД