Перспективное планирование поисково-познавательной деятельности на 2012–2013 учебный год

Марина Виноградова
Перспективное планирование поисково-познавательной деятельности на 2012–2013 учебный год

Младшая группа

Сентябрь:

1. Тема: «Узнаем, какая вода»

Задачи: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

2. Тема: «Что в коробке?»

Задачи: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Октябрь:

3. Тема: «Легкий – тяжелый»

Задачи: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие - тяжелые).

4. Тема: «Что в пакете?»

Задачи: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

5. Тема: «Горячо – холодно»

Задачи: Научить определять температурные качества веществ и предметов.

Ноябрь:

6. Тема: «Что звучит?»

Задачи: Научить определять по издаваемому звуку предмет.

7. Тема: «Ветер по морю гуляет»

Задачи: Обнаружить воздух.

8. Тема: «Веселые человечки играют»

Задачи: Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом - нос, глаза, брови, рот; волосами.

Декабрь:

9. Тема: «Изготовление цветных льдинок»

Задачи: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

10. Тема: «Надувание мыльных пузырей»

Задачи: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Январь:

11. Тема: «Наши помощники»

Задачи: Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши –слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности, с охраной органов чувств.

12. Тема: «Волшебная кисточка»

Задачи: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и желтого – зеленый).

Февраль:

13. Тема: «Чудесный мешочек»

Задачи: Научить определять температуру веществ и предметов.

14. Тема: «Игры с соломинкой»

Задачи: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Март:

15. Тема: «Музыка или шум?»

Задачи: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

16. Тема: «Бумага, ее качества и свойства»

Задачи: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

17. Тема: «Починим игрушку»

Задачи: Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр., с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение).

Апрель:

18. Тема: «Нарисуем свой портрет»

Задачи: Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей.

19. Тема: «Древесина, ее качества и свойства»

Задачи: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Май:

20. Тема: «Игры с воздушным шариком и соломинкой»

Задачи: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

21. Тема: «Ткань, ее качества и свойства»

Задачи: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Средняя группа

Сентябрь:

1. Тема: «Загадочные пузырьки»

Задачи: Обнаружить воздух в других предметах.

2. Тема: «Что любят растения?»

Задачи: Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

3. Тема: «Почему песок хорошо сыплется?»

Задачи: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

4. Тема: «Волшебная рукавичка»

Задачи: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Октябрь:

5. Тема: «Надувание напальчника»

Задачи: Обнаружить воздух.

6. Тема: «Свет вокруг нас»

Задачи: Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

7. Тема: «Мы – фокусники»

Задачи: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

8. Тема: «Раскрасим радугу»

Задачи: Познакомить с цветами радуги. Получить оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой смешением двух цветов.

Ноябрь:

9. Тема: «Зачем утке и лягушке такие лапки?»

Задачи: Найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде (лягушки, птицы).

10. Тема: «Поиск воздуха»

Задачи: Обнаружить воздух.

11. Тема: «Волшебные лучи»

Задачи: Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

12. Тема: «Волшебная кисточка»

Задачи: Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Декабрь:

13. Тема: «Нужен ли зимой растениям снег?»

Задачи: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

14. Тема: «Что в пакете?»

Задачи: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

15. Тема: «Где быстрее?» (1)

Задачи: Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед вода, вода лед).

16. Тема: «Где быстрее?» (2)

Задачи: Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (ледвода, вода лед).

Январь:

17. Тема: «Изготовление цветных льдинок»

Задачи: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

18. Тема: «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

Задачи: Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

19. Тема: «Угадайка» (1)

Задачи: Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

20. Тема: «Угадайка» (2)

Задачи: Понять зависимость веса предмета от материала.

21. Тема: «Вертушка»

Задачи: Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учиться работать с бумагой и ножницами, стремиться к преобразованию объекта.

Февраль:

22. Тема: «Окрашивание воды»

Задачи: Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

23. Тема: «Надувание мыльных пузырей»

Задачи: Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает, место.

24. Тема: «Откуда берется голос?»

Задачи: Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

25. Тема: «Умный нос»

Задачи: Определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа.

Март:

26. Тема: «Тепло – холодно»

Задачи: Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

27. Тема: «Где быстрее наступит весна?»

Задачи: Установить зависимость изменений в природе от сезона.

28. Тема: «Где снег не тает?»

Задачи: Выявить зависимость изменений в природе от сезона.

29. Тема: «Где будут первые проталинки?»

Задачи: Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

30. Тема: «Кораблик»

Задачи: Учиться видеть возможности преобразования предмета, реализовывать их и получать результат.

Апрель:

31. Тема: «Где прячутся детки?»

Задачи: Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

32. Тема: «Из чего птицы строят гнезда?»

Задачи: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

33. Тема: «Как развивается растение?»

Задачи: Выделить циклы развития растения: семя росток растение цветок плод семя.

34. Тема: «Пузырьки-спасатели»

Задачи: Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Май:

35. Тема: «Как спрятаться бабочкам?»

Задачи: Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

36. Тема: «Где вода?»

Задачи: Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

37. Тема: «Вкусовые зоны языка»

Задачи: Определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

38. Тема: «Вертушка»

Задачи: Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учиться работать с бумагой и ножницами, стремиться к преобразованию объекта.

Старшая группа

Сентябрь:

1. Тема: «С водой и без воды»

Задачи: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

2. Тема: «Упрямый воздух»

Задачи: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

3. Тема: «Пустыня»

Задачи: Уметь самостоятельно определять алгоритм деятельности; реализовывать возможности преобразования.

4. Тема: «Уличные тени»

Задачи: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

5. Тема: «Озеро»

Задачи: Участвовать в коллективном преобразовании объекта; закрепить умения работать с различными материалами и инструментами.

Октябрь:

6. Тема: «Как увидеть движение воды через корешки?»

Задачи: Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции.

7. Тема: «Сухой из воды»

Задачи: Определить, что воздух занимает место.

8. Тема: «Где живет эхо?»

Задачи: Подвести к пониманию возникновения эха.

9. Тема: «Саванна»

Задачи: Реализовать представления о климатических зонах Земли, полученные в ходе поисковой деятельности; участвовать в коллективном преобразовании, проявлять устойчивое стремление преобразовывать объект.

Ноябрь:

10. Тема: «Как по стебелькам»

Задачи: Показать процесс прохождения воды по стеблям.

11. Тема: «Помощница вода»

Задачи: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной Задачи.

12. Тема: «Как измерить тепло?»

Задачи: Выявить принцип действия термометров (увеличение объема жидкости при нагревании, уменьшение объема - при сжатии, охлаждении).

13. Тема: «Тайга»

Задачи: Закрепить умение работать с различными материалами и инструментами, определять алгоритм деятельности, участвовать в коллективном преобразовании.

Декабрь:

14. Тема: «Испарение влаги с листьев растений»

Задачи: Проверить, куда исчезает вода.

15. Тема: «Умная галка»

Задачи: Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

16. Тема: «Тундра»

Задачи: Определять алгоритм деятельности, самостоятельно организовывать работу в подгруппах; проявлять стремление преобразовывать объект.

17. Тема: «На орбите»

Задачи: Установить, что удерживает спутники на орбите.

18. Тема: «Разноцветные сосульки»

Задачи: Реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре, полученные в ходе поисковой деятельности.

Январь:

19. Тема: «Фокус «Почему не выливается?»

Задачи: Обнаружить атмосферное давление.

20. Тема: «Волшебный шарик»

Задачи: Установить причину возникновения статического электричества.

21. Тема: «Как сделать звук громче?»

Задачи: Выявить причины усиления звука.

22. Тема: «Лиственный лес»

Задачи: Реализовывать возможности преобразования, доводить работу до логического конца; участвовать в коллективном преобразовании, определить алгоритм деятельности.

Февраль:

23. Тема: «Какие свойства?»

Задачи: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

24. Тема: «Чудо-прическа»

Задачи: Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.

25. Тема: «Вращающаяся Земля»

Задачи: Представить, как Земля вращается вокруг своей оси.

26. Тема: «Мир бумаги»

Задачи: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

27. Тема: «Горнолыжник»

Задачи: Закрепить умение работать с пластилином, бумагой, ножницами; реализовывать свои творческие возможности, доводить работу до логического конца.

Март:

28. Тема: «Лабиринт»

Задачи: Установить, как растение ищет свет.

29. Тема: «Притягиваются - не притягиваются»

Задачи: Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

30. Тема: «Вершки – корешки»

Задачи: Выяснить, что раньше появляется из семени.

31. Тема: «Мир ткани»

Задачи: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Апрель:

32. Тема: «На свету и в темноте»

Задачи: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

33. Тема: «Изготовление солнечных часов»

Задачи: Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.

34. Тема: «Почему все падает на землю?»

Задачи: Понять, что Земля обладает силой притяжения.

35. Тема: «Двойное отражение»

Задачи: Выявить особенности зеркального отражения (обратная ориентация).

Май:

36. Тема: «Зеленые фигурки»

Задачи: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

37. Тема: «Где цветы?»

Задачи: Установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.

38. Тема: «Солнечные «зайчики»

Задачи: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).

39. Тема: «Защитим себя от солнца»

Задачи: Научить делать шапочку из бумаги по типу оригами; реализовать представления о солнце, полученные в ходе поисковой деятельности.

Подготовительная к школе группа

Сентябрь:

1. Тема: «Могут ли жить растения без корней?»

Задачи: Выявить зависимость строения мха от факторов внешней среды в тундре (много воды).

2. Тема: «Парашют – зонтик»

Задачи: Совершенствовать умения работать с бумагой, доводить работу до конца, использовать знания, приобретенные в ходе поисковой деятельности.

3. Тема: «Дом будущего»

Задачи: Самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы, проявлять стремление к преобразованию.

4. Тема: «Передай секрет»

Задачи: Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Октябрь:

5. Тема: «Много – мало»

Задачи: Выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

6. Тема: «Земля – магнит»

Задачи: Выявить действия магнитных сил Земли.

7. Тема: «Почему комар пищит, а шмель жужжит»

Задачи: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

8. Тема: «Магнитный театр»

Задачи: Проявлять творчество, совершенствовать умение работать с бумагой и ножницами, самостоятельно определять последовательность работы.

Ноябрь:

9. Тема: «Почему меньше?

Задачи: Установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.

10. Тема: «Волшебный круг» (1)

Задачи: Показать, что для восприятия цветов человеку требуются различные отрезки времени.

11. Тема: «Как увидеть «молнию»?

Задачи: Выяснить, что гроза - проявление электричества в природе.

12. Тема: «Мы пишем книгу»

Задачи: Совершенствовать графические умения, участвовать в коллективном создании книги, понимать, что от отношения к работе зависит ее результат.

Декабрь:

13. Тема: «Куда тянутся корни?»

Задачи: Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.

14. Тема: «Волшебный круг» (2)

Задачи: Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра.

15. Тема: «Как увидеть притяжение?»

Задачи: Понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета.

16. Тема: «Как видят летучие мыши?»

Задачи: Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука.

Январь:

17. Тема: «Заплесневелый хлеб»

Задачи: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

18. Тема: «Замерзание жидкостей»

Задачи: Познакомить с различными жидкостями, Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

19. Тема: «Почему легче?»

Задачи: Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

20. Тема: «Покорение космоса»

Задачи: Участвовать в коллективном преобразовании, самостоятельно определять алгоритм деятельности, совершенствовать умения работать с различными материалами, проявлять творческий потенциал в ходе преобразования.

Февраль:

21. Тема: «Присоски»

Задачи: Выявить особенности образа жизни простейших морских организмов (актиний).

22. Тема: «Изменение объема жидкости»

Задачи: Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

23. Тема: «Звуки в воде»

Задачи: Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

24. Тема: «Ледяной дом (Север)»

Задачи: Совершенствовать умения работать со снегом, используя необходимые инструменты; участвовать в коллективном преобразовании, проявлять активное стремление преобразовывать объект.

Март:

25. Тема: «Спичечный телефон»

Задачи: Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

26. Тема: «Как не обжечься?» (1)

Задачи: Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов).

27. Тема: «Мир ткани»

Задачи: Называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.

28. Тема: «Жилище человека в древности»

Задачи: Участвовать в коллективном преобразовании, уметь реализовать возможности преобразования, доводить работу до логического конца; проявлять творческий потенциал в ходе преобразования.

Апрель:

29. Тема: «Реактивный шарик»

Задачи: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

30. Тема: «Передача солнечного «зайчика»

Задачи: Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

31. Тема: «Как не обжечься» (2)

Задачи: Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов).

32. Тема: «Лодка»

Задачи: Совершенствовать умение работать с бумагой, ножницами; проявлять творчество; самостоятельно определять алгоритм деятельности.

Май:

33. Тема: «Вертушка»

Задачи: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

34. Тема: «Разведчики»

Задачи: Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

35. Тема: «Далеко - близко»

Задачи: Познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.

36. Тема: «Часы»

Задачи: Использовать знания, полученные в ходе поисковой деятельности. Придавать работе законченный характер, проявлять творческий потенциал в ходе выполнения работы.

Публикации по теме:

Перспективное планирование наблюдений с детьми Перспективное планирование наблюдений с детьми Блог Светланы Логиновой АнонсПерспективное планирование поможет воспитателям организовать.

Школа молодого педагога. Перспективное планирование Перспективное планирование на 2011-2012 учебный год. Сентябрь. Тема: "Портфолио педагога" Октябрь. Тема: " Комплексы утренней гимнастики.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Времена года и погода
  • Лето
Автор публикации:
Перспективное планирование поисково-познавательной деятельности на 2012–2013 учебный год
Опубликовано: 5 ноября 2012 в 15:03
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Листая страницы народного календаря. Куклы летних празднеств.
Отзвенела, отплясала Троицкая неделя, в сёлах затишье. С самого рассвета, только пастух прогонит стадо - все уже в поле на покос! Если зиму наши предки...
Мастер-класс «Объёмная снежинка».
Мастер - класс "Объёмная снежинка". После осенней слякоти, сырости и дождей наступила зима - самая сказочная пора из всех времен года. И все с нетерпением...
Снеговик из ватных дисков (мастер-класс)
Хочу предложить вашему вниманию идею как сделать снеговика из ватных для оформления интерьра. Он не мал и не велик, Снежно белый снеговик. У него...
Мини-музей «Чудеса из дерева» в детском саду.
«Велика наша Россия И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами дерева с...
«Зайка беленький сидит» — детский мастер-класс.
Здравствуйте, коллеги! Сегодня хочу предложить вашему вниманию детский мастер - класс «Зайка беленький сидит». «Кто в горку бегом, а с горы кувырком… » В...