Перспективный план и тематическое планирование кружка «Рюкзачок»

Ульяна Белкина
Перспективный план и тематическое планирование кружка «Рюкзачок»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 46»

Программа и тематическое планирование кружка «Рюкзачок"

Белкина Ульяна Петровна, инструктор по физической культуре

Соликамск 2008 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время туризм и краеведение в детских садах, школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с учебно-воспитательными задачами. Они содействуют осуществлению трудового и нравственного воспитания ребёнка. Туризм позволяет реализовать потенциальные возможности личности каждого ребенка; учит умению жить в коллективе, сопереживать; решать проблемы коммуникативного характера; ориентироваться в экстремальных ситуациях; оказывать первую медицинскую помощь; изучать и любить свой край.

При составлении программы использованы материалы программ Андрейкина А. П., Елтышевой Л. С., Стариковой О. В., Стародубцевой И. П., Мальцевой Т. В. В содержание программы, в отличие от вышеназванных программ профильных лагерей, внесена тема «Тренинги» для отработки практических умений и навыков.

Программа ориентирована на детей 6 -7 лет. Программный курс рассчитан на 36 часов. 18 часов обязательных групповых занятий, 14 часов (тренинги) являются дополнительными, их количество может быть увеличено или уменьшено.

ЦЕЛЬ: формирование туристической, общефизической и специальной подготовки у детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

формировать знания об основах туризма;

ознакомить с историей и культурой родного края;

обучить основам топографии, технике и тактике движения в походе;

способствовать воспитанию интереса к туристической деятельности.

Организация образовательной среды:

- система занятий;

- участие в спортивных мероприятиях;

- организация походов и экскурсий

Основные формы и методы работы:

- словесный рассказ, беседа;

- наглядная демонстрация оборудования;

- игры, соревнования;

- организация фотовыставок;

- выставки поделок из природного материла;

- практическая работа.

Форма контроля:

- Итоговые занятия;

- Тестирование;

- Устный опрос;

- Участие в спортивных соревнованиях.

Ожидаемые результаты:

Должны знать:

- Технику безопасности в походе;

- Гигиену туриста;

- Растительный и животный мир родного края;

- Виды костров и их назначение;

- Топографические знаки;

- Туристическое снаряжение;

Могут уметь:

- Оказывать первую доврачебную медицинскую помощь;

- Ориентироваться по местным признакам;

- Преодолевать естественные препятствия;

- Пользоваться туристическим снаряжением.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

___ В том числе

№ Наименование темы Всего теор. прак.

темы часов занятия занятия

1. Гигиена туриста. Первая медицинская помощь 3 1 2

2. Родной край. Охрана природы 3 1 2

3. Топография. Ориентирование 3 1 2

4. Техника передвижения и преодоление естественных 3 - 3

препятствий. Техника безопасности

5. Туристическое снаряжение 3 1 2

6. Костры 2 1 1

7. Питание 1 1 -

8. Тренинги 14 - 14

___

Итого 32 6 26

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Гигиена туриста. Первая медицинская помощь.

Занятие:

- Одежда и обувь туриста. Помощь при мелких ссадинах, царапинах, резаных, ранах, потертостях кожи.

Тема 2. Родной край. Охрана природы.

Занятие:

- Растительный и животный мир родного края.

Тема 3. Топография. Ориентирование.

Занятие:

- Условные топографические знаки. Ориентирование по местным знакам.

Тема 4. Техника передвижения и преодоления естественных препятствий. Техника безопасности.

Занятие:

- Движение по дороге, тропе, болоту. Переправа через ручьи и канавы.

Правила дорожного движения. Взаимопомощь.

Тема 5. Снаряжение.

Занятие:

- Личное снаряжение. Укладка рюкзака.

Тема 6. Костры.

Занятие:

- Виды костров, назначение, устройство.

Тема 7. Питание.

Занятие:

- Режим питания. Правильное питание.

Тема 8. Тренинги.

Общие мероприятия: игры «Страны в картинках», «Добрый доктор Айболит», составление рассказов, «Экологическая эстафета», «Полоса препятствий», экскурсии в эколого – биологический центр, игра «Погоня за лисицей», «Водно - сухопутные игры», Семейный туристический слёт «Мы туристы!»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Реализация данной программы предполагает формирование стойкого познавательного интереса к туристкой – краеведческой деятельности (получив азы туризма, попытаются продолжить эту интересную форму работы в дальнейшем времени в классе, в школе и дома). Группа формируются с учетом возрастных особенностей не более 15 человек.

Для того чтобы дать воспитанникам возможность проявить свою инициативу,

научиться организации туристской работы, можно провести между группами, совместно с родителями. Ход такой работы можно отразить на стендах, в туристических уголках, краеведческих музеях, организовать фотовыставку, выставку туристических поделок из природного материала. Все работы кружковцы делают самостоятельно, но под руководством инструктора.

Важнейшим моментом обучения является формирование практических навыков и умений, поэтому почти все занятия необходимо строить так, чтобы занимающиеся практически закрепляли навыки технической подготовки, походного опыта и краеведческой работы.

Для отслеживания результатов усвоения теоретических знаний, умений и навыков разработать материалы для тестового контроля (1-ый тест после изучения тем 1,2,3; 2-ой тест после изучения тем 5,6,7). Практические умения и навыки отслеживаются во время массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий «Полоса препятствий», «Погоня за лисицей».

Учебно–методическое обеспечение

- Наглядные пособия;

- Схемы, планы;

- Перевязочный материал;

- Спортивное оборудование;

- Туристическое снаряжение.

Оборудование

- Рюкзак,

- Палатка,

- Котелок,

- Канаты,

- Компас.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Для отслеживания результатов усвоения теоретических знаний, умений и навыков разработаны материалы для тестового контроля (1-ый тест – после изучения тем №1,2,3; 2-ой тест –после изучения тем 5,6,7). Практические умения и навыки отслеживаются во время массовых физкультурно – оздоровительных мероприятиях «Полоса препятствий», «Погоня за лисицей», «Эстафеты», «Семейный туристический слет «Мы туристы!»».

Проведение диагностики необходимо для:

- выявления начального уровня знаний о туризме,

- проектирования индивидуальной работы,

- оценки эффекта педагогического воздействия.

Цель: определить уровень овладения элементарными навыками туризма.

Методы диагностики: контрольные тесты (растения, виды костров, топографические знаки и др., наглядные, словесные, практические, игровые методы.

Оценка проводится по 3 бальной системе:

3 – самостоятельно выполняют задания,

2 – выполняют задания при помощи педагога,

1 – не справляются с заданием.

Основой для определения параметров оценки послужили труды Андрейкина А. П., Елтышевой Л. С., Стариковой О. В., Стародубцевой И. П., Мальцевой Т. В.

В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл, выстроить диаграмму или график показателей для общего сравнения динамики в освоении материала ребёнком на протяжении определенного периода времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрейкин А. П. Программа летнего оздоровительного лагеря «Школа юного туриста-ориентировщика» //Сборник авторских программ воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях. Пермь, 1996. С. 93-102.

2. Елтышева Л. С., Старикова О. В., Стародубцева И. П., Мальцева Т. В. Программа летнего оздоровительного краеведческого лагеря «Отечество» // Сборник авторских программ воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях. Пермь, 1996. С. 103-127.

3. Константинов Ю. С. Туристическая игротека. М.: Владос, 2000.

4. Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристических вожаков. М.: Владос, 1999.

5. Лейбсон В. И. Программы кружков и секций пионерских и профильных лагерей. М.: ДОСААФ СССР, 1979.

6. Маслов А. Г. Константинов Ю. С. Дрогов Н. А. Полевые туристические лагеря. М.: Владос, 2000.

7. Садов М. С., Никова В. К. Отдых на природе: Энциклопедия веселой компании. СПб.: Литера, 2000.

8. Сборник авторских программ воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях. Пермь: ГУООДО, 1996.

9. Титов В. В. Туристско – краеведческие кружки в школе. М.: Просвещение, 1988.

Публикации по теме:

Паспорт проекта «Мой друг — велосипед» Автор: инструктор по физической культуре Белкина Е. Л., МАДОУ «Детский сад № 3», г. Соликамск. Вид проекта: практико-ориентированный Сроки.

Разработка проекта «Я здоровье сберегу — сам себе я помогу» (подготовительная группа) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Солнышко» Проект «Я здоровье сберегу – сам себе я.

Автор публикации:
Перспективный план и тематическое планирование кружка «Рюкзачок»
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 20:09
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...