Перспективный план и тематическое планирование кружка «Рюкзачок»

Ульяна Белкина
Перспективный план и тематическое планирование кружка «Рюкзачок»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 46»

Программа и тематическое планирование кружка «Рюкзачок"

Белкина Ульяна Петровна, инструктор по физической культуре

Соликамск 2008 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время туризм и краеведение в детских садах, школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с учебно-воспитательными задачами. Они содействуют осуществлению трудового и нравственного воспитания ребёнка. Туризм позволяет реализовать потенциальные возможности личности каждого ребенка; учит умению жить в коллективе, сопереживать; решать проблемы коммуникативного характера; ориентироваться в экстремальных ситуациях; оказывать первую медицинскую помощь; изучать и любить свой край.

При составлении программы использованы материалы программ Андрейкина А. П., Елтышевой Л. С., Стариковой О. В., Стародубцевой И. П., Мальцевой Т. В. В содержание программы, в отличие от вышеназванных программ профильных лагерей, внесена тема «Тренинги» для отработки практических умений и навыков.

Программа ориентирована на детей 6 -7 лет. Программный курс рассчитан на 36 часов. 18 часов обязательных групповых занятий, 14 часов (тренинги) являются дополнительными, их количество может быть увеличено или уменьшено.

ЦЕЛЬ: формирование туристической, общефизической и специальной подготовки у детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

формировать знания об основах туризма;

ознакомить с историей и культурой родного края;

обучить основам топографии, технике и тактике движения в походе;

способствовать воспитанию интереса к туристической деятельности.

Организация образовательной среды:

- система занятий;

- участие в спортивных мероприятиях;

- организация походов и экскурсий

Основные формы и методы работы:

- словесный рассказ, беседа;

- наглядная демонстрация оборудования;

- игры, соревнования;

- организация фотовыставок;

- выставки поделок из природного материла;

- практическая работа.

Форма контроля:

- Итоговые занятия;

- Тестирование;

- Устный опрос;

- Участие в спортивных соревнованиях.

Ожидаемые результаты:

Должны знать:

- Технику безопасности в походе;

- Гигиену туриста;

- Растительный и животный мир родного края;

- Виды костров и их назначение;

- Топографические знаки;

- Туристическое снаряжение;

Могут уметь:

- Оказывать первую доврачебную медицинскую помощь;

- Ориентироваться по местным признакам;

- Преодолевать естественные препятствия;

- Пользоваться туристическим снаряжением.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

___ В том числе

№ Наименование темы Всего теор. прак.

темы часов занятия занятия

1. Гигиена туриста. Первая медицинская помощь 3 1 2

2. Родной край. Охрана природы 3 1 2

3. Топография. Ориентирование 3 1 2

4. Техника передвижения и преодоление естественных 3 - 3

препятствий. Техника безопасности

5. Туристическое снаряжение 3 1 2

6. Костры 2 1 1

7. Питание 1 1 -

8. Тренинги 14 - 14

___

Итого 32 6 26

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Гигиена туриста. Первая медицинская помощь.

Занятие:

- Одежда и обувь туриста. Помощь при мелких ссадинах, царапинах, резаных, ранах, потертостях кожи.

Тема 2. Родной край. Охрана природы.

Занятие:

- Растительный и животный мир родного края.

Тема 3. Топография. Ориентирование.

Занятие:

- Условные топографические знаки. Ориентирование по местным знакам.

Тема 4. Техника передвижения и преодоления естественных препятствий. Техника безопасности.

Занятие:

- Движение по дороге, тропе, болоту. Переправа через ручьи и канавы.

Правила дорожного движения. Взаимопомощь.

Тема 5. Снаряжение.

Занятие:

- Личное снаряжение. Укладка рюкзака.

Тема 6. Костры.

Занятие:

- Виды костров, назначение, устройство.

Тема 7. Питание.

Занятие:

- Режим питания. Правильное питание.

Тема 8. Тренинги.

Общие мероприятия: игры «Страны в картинках», «Добрый доктор Айболит», составление рассказов, «Экологическая эстафета», «Полоса препятствий», экскурсии в эколого – биологический центр, игра «Погоня за лисицей», «Водно - сухопутные игры», Семейный туристический слёт «Мы туристы!»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Реализация данной программы предполагает формирование стойкого познавательного интереса к туристкой – краеведческой деятельности (получив азы туризма, попытаются продолжить эту интересную форму работы в дальнейшем времени в классе, в школе и дома). Группа формируются с учетом возрастных особенностей не более 15 человек.

Для того чтобы дать воспитанникам возможность проявить свою инициативу,

научиться организации туристской работы, можно провести между группами, совместно с родителями. Ход такой работы можно отразить на стендах, в туристических уголках, краеведческих музеях, организовать фотовыставку, выставку туристических поделок из природного материала. Все работы кружковцы делают самостоятельно, но под руководством инструктора.

Важнейшим моментом обучения является формирование практических навыков и умений, поэтому почти все занятия необходимо строить так, чтобы занимающиеся практически закрепляли навыки технической подготовки, походного опыта и краеведческой работы.

Для отслеживания результатов усвоения теоретических знаний, умений и навыков разработать материалы для тестового контроля (1-ый тест после изучения тем 1,2,3; 2-ой тест после изучения тем 5,6,7). Практические умения и навыки отслеживаются во время массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий «Полоса препятствий», «Погоня за лисицей».

Учебно–методическое обеспечение

- Наглядные пособия;

- Схемы, планы;

- Перевязочный материал;

- Спортивное оборудование;

- Туристическое снаряжение.

Оборудование

- Рюкзак,

- Палатка,

- Котелок,

- Канаты,

- Компас.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Для отслеживания результатов усвоения теоретических знаний, умений и навыков разработаны материалы для тестового контроля (1-ый тест – после изучения тем №1,2,3; 2-ой тест –после изучения тем 5,6,7). Практические умения и навыки отслеживаются во время массовых физкультурно – оздоровительных мероприятиях «Полоса препятствий», «Погоня за лисицей», «Эстафеты», «Семейный туристический слет «Мы туристы!»».

Проведение диагностики необходимо для:

- выявления начального уровня знаний о туризме,

- проектирования индивидуальной работы,

- оценки эффекта педагогического воздействия.

Цель: определить уровень овладения элементарными навыками туризма.

Методы диагностики: контрольные тесты (растения, виды костров, топографические знаки и др., наглядные, словесные, практические, игровые методы.

Оценка проводится по 3 бальной системе:

3 – самостоятельно выполняют задания,

2 – выполняют задания при помощи педагога,

1 – не справляются с заданием.

Основой для определения параметров оценки послужили труды Андрейкина А. П., Елтышевой Л. С., Стариковой О. В., Стародубцевой И. П., Мальцевой Т. В.

В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл, выстроить диаграмму или график показателей для общего сравнения динамики в освоении материала ребёнком на протяжении определенного периода времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрейкин А. П. Программа летнего оздоровительного лагеря «Школа юного туриста-ориентировщика» //Сборник авторских программ воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях. Пермь, 1996. С. 93-102.

2. Елтышева Л. С., Старикова О. В., Стародубцева И. П., Мальцева Т. В. Программа летнего оздоровительного краеведческого лагеря «Отечество» // Сборник авторских программ воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях. Пермь, 1996. С. 103-127.

3. Константинов Ю. С. Туристическая игротека. М.: Владос, 2000.

4. Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристических вожаков. М.: Владос, 1999.

5. Лейбсон В. И. Программы кружков и секций пионерских и профильных лагерей. М.: ДОСААФ СССР, 1979.

6. Маслов А. Г. Константинов Ю. С. Дрогов Н. А. Полевые туристические лагеря. М.: Владос, 2000.

7. Садов М. С., Никова В. К. Отдых на природе: Энциклопедия веселой компании. СПб.: Литера, 2000.

8. Сборник авторских программ воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях. Пермь: ГУООДО, 1996.

9. Титов В. В. Туристско – краеведческие кружки в школе. М.: Просвещение, 1988.

Публикации по теме:

Паспорт проекта «Мой друг — велосипед» Автор: инструктор по физической культуре Белкина Е. Л., МАДОУ «Детский сад № 3», г. Соликамск. Вид проекта: практико-ориентированный Сроки.

Разработка проекта «Я здоровье сберегу — сам себе я помогу» (подготовительная группа) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Солнышко» Проект «Я здоровье сберегу – сам себе я.

Автор публикации:
Перспективный план и тематическое планирование кружка «Рюкзачок»
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 20:09
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина.
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина. «Сказки Пушкина в сердце живут, Свет и радость всем детям несут! Вновь помогут и мне, и тебе Оказаться...
Использование игровых технологий в НОД
Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря ей ребёнок...
Фотоотчет проведения мини-спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской.
Фотоотчет проведения мини – спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской. Произведения Эммы Мошковской не так исключительно знакомы всем,...
«Еж на лесной опушке». Нетрадиционное рисование в старшей группе.
Рисование - веселое и увлекательное занятие. С помощью неординарных занятий, внесенных в образовательную программу, поддерживается интерес и увлеченность...
Лепка «Красивые тарелки» в группе раннего возраста — фотоотчёт
Все мы каждый день принимаем пищу, у каждого из нас есть своя тарелка, которую каждый выбирает исходя из своих предпочтений, увлечений, хобби. Дети в...