Лучший педагог года

Перспективный план работы кружка «Любознайки» (краеведение)

Елена Бурганиева
Перспективный план работы кружка «Любознайки» (краеведение)

Кружковая работа «Краеведение»

1. Моя Родина – Россия

Воспитание любви к родной стране, гордости за неё. Учить детей отвечать на вопрос: какая Россия? (любимая, родная, прекрасная, огромная, необъятная, непобедимая, сильная и т. д. Какие дела россиян необходимы для нашей Родины? (любить её, гордиться, беречь каждый кустик, защищать, трудиться, сохранять её богатства). Знакомство с книгой Л. Б. Дерягина «Моя Родина – Россия». Рассматривание глобуса.

Материал: глобус, книга.

2. Россия – Родина моя

Публикация «Перспективный план работы кружка „Любознайки“ (краеведение)» размещена в разделах

Формировать самосознание детей, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии России. Закрепить знания по традиционным символам на глобусе. Продолжать закреплять знания о государственной символике. Развивать связную речь, обогащать словарь детей.

Материал: глобус, флаг, герб.

3. Страна, в которой мы живём

Закрепить знания детей о названии страны; познакомить с географической картой, учить «читать» её. Дать детям знания о богатстве России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

Материал: карта России, иллюстрации с изображением лесов, морей. Гор и т. д.

4. Путешествие по России

Закрепить знания детей о деревьях, птицах, животных лесов России. Заучивание русских народных пословиц. Игра «Отгадай и назови».

5. Город на волжских берегах

Формировать представление о городе, в котором живут дети, закрепить название (прошлое и настоящее). Познакомить с символикой нашего города (герб, флаг, с губернатором нашего края. Воспитывать чувство гордости за свой город, развивать интерес к изучению истории родного города.

6. И встал град светлый и младой.

Формировать у детей представление об истории родного города. Дать знания о том, как строился наш город, кто его основал. Вызвать интерес к истории основания города. Заучивание стихотворения «На великой Волге».

7. Продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города. Воспитывать любовь к родному городу – своей малой родине. Закрепить стихотворение «На великой Волге».

8. Дом Гончарова

Продолжать знакомство с историческим прошлым города, в частности – дома Гончарова. Воспитывать у детей интерес к истории дома, к событиям прошлого.

С конца восемнадцатого века на этом месте, на углу Московской и Большой Саратовской, стояла усадьба симбирского купца Александра Ивановича Гончарова. Двухэтажный особняк, позади него обширный двор со всеми необходимыми надворными службами и одноэтажным флигелем посередине, в котором жил друг семьи, крёстный и воспитатель детей И. И. Трегубов. В этом доме в начале лета 1812 года родился Иван Александрович Гончаров. Здесь, в окружении дружной семьи, прошло его детство. «Дом у нас был, что называется, полная чаша,» - вспоминал впоследствии писатель. Стоял он на бойком месте. За окном постоянно слышался шум центральной улицы города. По утрам и вечерам комнаты оглашались колокольным звоном. В 1822 году Гончаров уехал учиться в Москву.

В 1864 году, во время сильного пожара в городе, дом Гончаровых сильно пострадал. У семьи не нашлось средств на его восстановление и дом был продан. В последствии его перестроили новые хозяева в соответствии со своим достатком. Но чтобы сохранить в памяти народа место рождения писателя в 1907 году была установлена мемориальная табличка на доме на уровне второго этажа.

В 1974 году произошло новое частичное изменение фасада здания. На углу здания, прямо над мемориальной доской была сооружена башенка, в которой установили городские куранты. Эти часы когда – то стояли на колокольне Спасо – Вознесенского собора. Для боя часов был приспособлен чугунный колокол, отлитый в Симбирске в восемнадцатом веке. В таком виде дом Гончарова известен нынешним жителям города.

9. История дома Гончарова (2)

Учить самостоятельно составлять описательный рассказ по открытке. Воспитывать у детей интерес к истории родного города.

10. Их именами названы улицы города

Дать детям знания о том, что в городе много улиц и каждая имеет своё название. Дети называют улицы, которые они знают. Формировать представления детей об улицах ближайшего окружения и о главных улицах города. Развивать интерес к изучению названий улиц города.

Ул. Гончарова – главная и одна из самых красивых улиц города, которая во многом сохранила свой облик до наших времён. Названа в честь русского писателя Ивана Александровича Гончарова, уроженца г. Симбирска. Во времена Гончарова улица называлась Большой Саратовской, в 1912 году, в дни празднования 100-летия со дня рождения писателя, улицу назвали Гончаровской. После революции была переименована в ул. К. Маркса, но 1 января 1941 года ей вернули законное имя – Гончарова.

Ул. Гагарина носит имя первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, Героя Советского Союза.

Ул. Матросова названа в честь рядового солдата Александра Матросова, героя Отечественной войны. Он закрыл собственной грудью амбразуру дзота, тем самым спас жизни других солдат, обеспечил успех наступлению у деревни Чернушки.

Ул. Ленина – одна из старейших улиц Симбирска. Это была дорога на Москву, которая шла от городского Кремля до свияжской переправы. Поэтому сначала именовалась Большой Свияжской. А позднее – Московской. В ноябре 1918 года улице присвоили её нынешнее имя, а в 1929 году в одном из домов (№ 58). Где 12 лет жила семья Ульяновых, был открыт дом-музей В. И. Ленина.

Площадь Ленина. Центральная площадь города, бывшая Соборная, была образована ещё при строительстве симбирского кремля в 1648 году. На ней находилась соборная Свято-Троицкая церковь. С 1918 года – площадь 1 Мая. В 1940 году на площади установили памятник В. И. Ленину работы скульптора М. Г. МАнизера и площадь обрела нынешнее имя, став местом проведения парадов, демонстраций и народных гуляний.

Ул. Доватора в честь легендарного героя Великой Отечественной войны Льва Михайловича Доватора, погибшего в бою при обороне Москвы. Доватор Лев Михайлович (1903 – 1941, генерал – майор, Герой Советского Союза. Родился в Белоруссии в семье крестьян. В 1939 году окончил военную академию, после чего был назначен в кавалерию начальником штаба полка, затем бригады. В начале войны командовал кавалерийской группой. С которой в августе – сентябре 1941 года совершил глубокий рейд по лесам Смоленщины, громя тылы фашистских войск и организуя там партизанские отряды.

После прорыва к своим войскам Доватор вёл оборонительные бои на реке Меже и прикрывал отход советских войск на Волоколамском направлении. 19 декабря в бою у деревни Палашкино Лев Михайлович погиб смертью храбрых. Звание Героя советского Союза присвоено посмертно. Нго именем названы улицы в Москве, в Белоруссии и других городах России.

Ул. Полбина. Иван Семёнович Полбин наш земляк, дважды Герой Советского Союза. Родился 11 февраля 1905 года в селе Каменка Майнского района. Он с детства мечтал стать лётчиком и его мечта сбылась. Он получил звание военного лётчика. В предвоенные годы служил в Забайкалье. Первое боевое крещение получил в 1939 году в районе р. Халхин гол. В годы Великой Отечественной войны И. С. Полбин героически сражался с фашистскими захватчиками под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, на Висле и Одере. Звание Героя Советского Союза и генерала авиации ему было присвоено за выполнение особо важного задания советского командования во время Сталинградской битвы. Погиб Иван Семёнович в день своего рождения 11 февраля 1945 года в воздухе во время боя. Вторая награда – медаль «Золотая звезда» была присвоена посмертно. Его именем названо родное село прославленного лётчика, улица и проезд в нашем городе, открыт памятник – бюст в Засвияжском районе.

Ул. Герасимова. Герасимов Николай Семёнович (1911 – 1960, лётчик – истребитель, Герой Советского Союза (1939). Родился в Симбирске, работал на Ишеевской суконной фабрике рабочим – ткачём, закончил Ульяновский аэроклуб и курсы инструкторов аэроклуба. Воевал против фашизма в Испании, участвовал в боевых действиях на реке Халхин – гол. В годы Великой Отечественной войны сражался в небе Сталинграда, принимал участие в боях на Курской дуге, против милитаристской Японии, командовал истребительным авиационным полком, дивизией. Награждён 15 орденами и медалями.

Ул. Ефремова. Названа в память о Михаиле Григорьевиче Ефремове (1897 – 1942). Советском военачальнике, генерал – лейтенанте. Он был участником трёх войн. Во время Великой Отечественной войны командовал армией, которая защищала Москву зимой 1941 – 1942 года, был ранен, и чтобы не попасть в плен предпочёл смерть. Своим подвигом вызвал уважение даже у фашистов. Они похоронили его с почестями. За геройство ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ул. Железной Дивизии названа в память о бойцах 1-ой Свободной Симбирской дивизии, названной Железной. Эта дивизия во главе с Г. Гаем в 1918 году освобождала Симбирск от белогвардейцев.

Ул. Терешковой – в честь летчика – космонавта Валентины Терешковой.

Бульвар Пластова. Аркадий Пластов – это художник, родился в селе Прислониха недалеко от Ульяновска. Его картины «Первый снег», «Ужин трактористов», «Жатва», «По грибы», «Фашист пролетел» и др. Художник любил рисовать природу, деревню, жизнь и труд крестьян.

11. Творчество Пластова Рассмотреть картину Пластова «Первый снег». Учить «читать» картину, осмысливать её содержание, способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства, развивать связную речь.

12. Достопримечательности родного города.

Закрепить название родного города (настоящее и прошлое, его основателя, достопримечательности родного города. Продолжать учить узнавать их и называть по открыткам. Формировать у детей чувство любви к своему родному городу. Учить отвечать на вопрос: «За что я люблю свой город?»

Материал: открытки с видами города, портрет боярина Хитрово.

13. Родной город.

Закрепить название родного города, вспомнить его памятные исторические места (Венец, площадь Ленина, площадь 30-летия Победы, дом Гончарова).

Задать вопросы:

На какой реке стоит наш город?

Как издавна называли реку? (матушкой, кормилицей)

Почему? Потому что. С древних времён люди селились по берегам рек, строили там деревни, сёла, города. Река даёт человеку воду, разную рыбу, по реке можно быстро доплыть на корабле до другого города. Самая большая река в нашей стране – Волга.

Игра «Я живу на … этаже» Дети встают в круг. Передают друг другу мяч и говорят, на каком этаже они живут.

Игра «Радиоэфир». Каждый человек, особенно маленький ребёнок должен хорошо знать свой домашний адрес, чтобы не потеряться в таком большом городе. Домашний адрес – это название города, улицы, на которой вы живёте, номер дома и квартиры. Сейчас мы поиграем в игру «Радиоэфир». Сейчас у каждого из вас появится возможность громко по радио объявить свой домашний адрес. Начинать надо со слов: «Я живу в городе, на улице, дом №, квартира № …

А что нужно делать, если вы вдруг потерялись в большом магазине или в парке? (надо подойти к милиционеру или продавцу, назвать своё имя, фамилию и домашний адрес). Но будем надеяться, что с вами этого не случиться.

А как вы думаете, для чего ещё человеку нужно знать свой домашний адрес? (адрес нужно знать, чтобы получать письма из других городов, чтобы ваши гости знали, куда приходить на праздник или на день рождения, чтобы можно было вызвать на дом врача, если вы вдруг заболеете).

14. Что такое музей?

Дать детям знания что такое музей, какие существуют музеи, вызвать уважение к труду работников музеев, умение быть посетителями музея, а также стремление познакомиться с другими музеями нашего города. Закрепить правила поведения в музее.

Развивать познавательные интересы детей к культуре и истории родного края, способствовать развитию культуры речи, обогащать и активизировать словарь детей:

Музеи: краеведческий, художественный, музей народного творчества, музей «Мелочная лавка», музей «Столярная мастерская». Работник музея – экскурсовод. Экспонат.

Ход.

- Любите ли вы что – нибудь собирать?

- Есть ли у вас какие – нибудь коллекции?

- Какие музеи вы знаете?

- В каких побывали?

- Что вы видели в этих музеях?

- Как вы думаете, бывает ли музей карандашей? (игрушек, фонарей, мороженого?

- Для чего нужен музей, что хранится в его фондах?

- Какие вы могли бы придумать музеи?

Музей – это учреждение, которое собирает, хранит и выставляет для ознакомления произведения искусства и другие предметы экспонаты, документы прошлого и настоящего, рассказывающие много интересного. Экспонат – лат слово. (Экспоно – выставляю на показ) В музее работают экскурсоводы, музейные работники. Музейные работники собирают редкие старинные предметы, то, что свзано с великими людьми и событиями, необычные варианты одного предмета. В чём ещё заключается их работа? Работники музея приветливо встречают посетителей, рассказывают об экспонатах музея много интересного. В нашем городе много разных музеев: перечислить. Музеи могут располагаться в зданиях и под открытым небом. В музее посетители знакомятся с разнообразием, уникальностью и красотой экспонатов. Жители нашего города бережно собирают и хранят предметы старины.

Музей «Мелочная лавка». В нём собран материал о торговле в Симбирске. Мелочная лавка – это как маленький магазин, где можно купить товар повседневного спроса (кондитерские изделия, квас, чай, сахарную голову, керосиновую лампу, свечи, косметические товары и многое другое. С каким магазином в настоящее время можно сравнить мелочную лавку? Это супермаркет.

Музей «Столярная мастерская» Это музей ремёсел нашего края. Назовите ремёсла Симбирского края? (резьба по дереву, деревообработка, гончарное дело).

Музей народного творчества В нём организуются различные выставки – продажи, размещаются подарки городу. Проходили выставки кружева, изделий из симбирцита, произведения художников, изделий из бисера и самоцветов, пасхальная радость и др.

Необходимо уважать труд работников музея, главное – уметь быть посетителем музея.

15. Закрепить понятие «музей», более подробно рассказать о музее «Мелочная лавка», рассмотреть книжку о музее. Развивать интерес и желание получать новые сведения о музее, желание больше узнать интересного.

16. Парковая зона.

Познакомить детей с местами отдыха ульяновцев – парковой зоной. Развивать чувство уважения к труду создателей современных парков в городе, бережливость к красивым местам.

В нашем городе есть много парков – это парк Свердлова, парк Победы, Винновская роща, парк им. А. Матросова и ещё много других парков. В парке можно отдохнуть после работы, в выходные дни погулять всей семьёй, подышать свежим воздухом, покататься на каруселях. Так же в парке можно заниматься спортом и получить новый заряд бодрости на следующий день и на всю неделю.

Парки города Ульяновска очень большие, красивые, зелёные. Зелень придаёт паркам яркость, украшают парки, оживляют их, улучшают воздух.

Парк им. Свердлова находится в центре города, рядом с площадью Ленина. Это один из старейших, уютных и посещаемых парков города. В парке много зелени: деревьев и кустарников (клёны, берёза, тополь, липа, есть сосна, ель обыкновенная, яблоня, вяз).

Сверху от арки главного входа, вниз по склону уходит широкая аллея – лестница, по обеим сторонам её создан живой бордюр из барбариса, кизильника и вечнозелёной туи. Повсюду много цветов.

В центре парка – просторная площадка, на которой находится крытая эстрада. Здесь проводятся концерты, лекции, диспуты. Рядом с эстрадой расположены различные аттракционы (качели, карусели, автодром, зал игровых автоматов, комната смеха, тир, а чуть ниже – теннисные корты и площадка для танцев.

Много здесь и уютных тенистых аллей и беседок, где можно отдохнуть, посидеть с книгой. Поэтому гостями парка являются люди самых разных возрастов, склонностей, профессий. В тёплые летние дни парк заполняют взрослые с детьми, школьники, пожилые люди. Вечерами преобладает молодёжь.

Парк Победы расположен в Северной части города, где кончается проспект Нариманова. Это Ленинский район города Ульяновска. Парк Победы был создан в послевоенные годы на базе Ульяновского лесничества. Вход в парк начинается с широкой аллеи, в стороне от которой расположены детские площадки и аттракционы, тир, танцевальная площадка. Здесь можно покататься на конных повозках, взять на прокат лыжи.

В парке есть аллея героев.

Богат и разнообразен животный мир парка. Здесь около 80 видов птиц: летом поют соловьи, зяблик и пеночка-веснянка, дятлы, трясогузки и т. д. В лесу много грызунов, есть заяц-беляк, куница, а иногда заходят красавцы лоси.

В парке очень красиво, поэтому здесь всегда много отдыхающих, туристов, учащихся школ и вузов. Одни просто гуляют, другие приходят на тренировки, третьи – на ботанические экскурсии. В лесу много кормушек для птиц. Летом можно встретить и грибников.

Парк Победы – излюбленное место спортсменов города. Здесь проводят свои тренировки и соревнования лекгоатлеты, лыжники.

Как и другие парки города парк Победы постоянно хорошеет и расширяется.

Винновская роща – это парк культуры и отдыха. Старое название рощи – Киндяковская. В настоящее время это один из самых крупных по площади.

В парке растут дубы, липы, клёны, берёзы. Есть глубокие овраги, родники.

Здесь находятся различные аттракционы, детские площадки, теннисный корт. В парке всегда можно хорошо отдохнуть, позаниматься спортом.

17. Путешествие по Волге.

Формировать представления о Волге как о средстве связи людей, возможности устанавливать торговые отношения. Воспитывать любовь к природе и животному миру России, уточнить значение воды для жизни животных и растений. Закрепить названия городов, расположенных по берегам реки Волга.

Мы живём на древней земле, где протекает самая большая и полноводная река в России – это Волга. Так же это крупнейшая река Европы.

Но всём протяжении Волги уютно расположились крупные и малые города. Это: Тверь, Ярославль (названный в честь князя Ярослава Мудрого, Орёл, Рязань, Ульяновск, Чебоксары, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань. Также на берегах Волги расположены сёла, посёлки и небольшие деревеньки.

Волга с древних времён соединяет между собой многие города и другие населённые пункты. Благодаря развитию судоходства. Сначала это были небольшие плоты, потом небольшие лодки, которые двигались по воде при помощи вёсел, потом парусные лодки, буксиры, которые передвигались при помощи верёвок – канатов, которые вдоль берега тянули бурлаки (репродукция картины И. Репина «Бурлаки на Волге»).

Намного позже стали строить судоходные суда, сначала пароходы, затем теплоходы, электроходы, суда на воздушной подушке, на подводных крыльях.

Волгу называют красавицей, матушкой, кормилицей. Здесь волжский житель находил себе работу, пищу. Многие, не имея работы, обходились тем, что давала им Волга. В древности Волгу называли «Ра», что означает щедрая. Кто родился на Волге с гордостью называют себя волжанами. Люди приходят на берег Волги полюбоваться рекой. Главным событием на реке был, конечно же ледоход, наблюдать который сбегались на Венец все горожане от мала до велика. Это было грандиозное зрелище. «Толстый лёд с треском ломался под напором пребывающей воды. От этого на реке стоял такой сильный грохот, что на берегу невозможно было разговаривать. Плывущие льдины с громадной силой ударялись о кромку ещё не взломанного льда, громоздились друг на друга, то и дело на реке возникали заторы. Вода начинала прибывать, на глазах заливая берег. Через некоторое время под её напором заторы с пушечным грохотом разрушались, и лёд плыл дальше» - писал очевидец.

Волгу пересекает два моста: старый мост длиной 2 км. и новый мост длиной около 13 км. Мы живём на правом берегу, а на левом берегу находится Заволжский район.

Вопросы:

Что можно сказать про Волгу? Какая она? Красивая, длинная, широкая, большая, шумная, родная, великая. В народе говорят – мать всех русских рек.

Какая рыба водится в реке? (белуга, стерлядь, севрюга, щука, сом, судак, сазан, бычки, ерши, караси, налим и др).

Какие города располагаются на берегу Волги? Тверь, Ярославль, Орёл, Рязань, Ульяновск, Чебоксары, Казань, Волгоград, Самара, Волгоград, Астрахань.

Какое древнее название реки? Ра – щедрая.

Что можно делать на берегу Волги? Отдыхать, купаться, загорать, ловить рыбу.

Как называют себя люди, родившиеся на Волге? Волжане.

Публикации по теме:

Дополнительное образование. Перспективный план работы кружка «Смышлёныш» (старшая группа) Октябрь 1-я неделя Загадка "Осень" Упражнение "Узнай по описанию" Игра «Найди отличия» Упражнение на развитие ММР Задание на сравнение.

Перспективный план работы кружка по аппликации во второй младшей группе «Волшебные ладошки»Перспективный план работы кружка по аппликации во второй младшей группе «Волшебные ладошки» Перспективный план работы кружка II младшей группы по аппликации «Волшебные ладошки» Девятерикова О. А. МАДОУ ЦРР - детский сад №6 Неделя,.

Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству «Казачий колорит» Октябрь 1. Знакомство с историей казачества. Знакомство детей с историей возникновения казачества. 2. Казачья хата. Подворье. Знакомство детей.

Перспективный план работы кружка по изодеятельности «Цветик-семицветик» Задачи кружковой работы: Дать знания о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности; Развивать художественно-творческие способности.

Перспективный план работы кружка по театрализованной деятельности «По казачьим традициям» "ПО КАЗАЧЬИМ ТРАДИЦИЯМ" Сентябрь 1.«Кто такие казаки?», разучить с детьми пословицы о казачестве. цель: познакомить детей с историей Ставропольского.

Перспективный план работы кружка «Речецветик» по развитию речи для детей старшего возраста Перспективный план работы кружка «Речецветик» по развитию речи. Октябрь ЗАНЯТИЕ №1»Я – человек». Цели и задачи: уточнение представлений.

Перспективный план работы кружка «Умелые ручки» в подготовительной группе. Сентябрь 1 «Бабочка,дракон" Рисование ладошками. Учить аккуратно выполнять штамп ладошкой и дорисовывать изображение бабочки или дракона.

Перспективный план работы кружка «Волшебный сундучок» (старший дошкольный возраст) Октябрь 16.10.2014г. Тема “Все любят цирк”. (Салфеточная аппликация.) Задачи: Развивать у детей мелкую моторику рук, формировать художественный.

Тематический и перспективный план работы кружка по ПДД Тематический и перспективный план работы кружка Старшая группа (дети 5 – 6 лет) Задачи: Учить детей, свободно ориентироваться вокруг детского.

Автор публикации:
Перспективный план работы кружка «Любознайки» (краеведение)
Опубликовано: 8 ноября 2016 в 19:43
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД