Перспективный план работы по разделу «Художественная литература»

Наталья Диппель
Перспективный план работы по разделу «Художественная литература»

(совместная работа с воспитателем предшкольной группы Медведевой Т. В.)

Перспективный план работы по теме

«Развитие связной речи у детей с элементами моделирования»(первое занятие идет по старшей группе, второе по подготовительной группе)

Месяц Старшая группа

. Подготовительная группа

Сентябрь

1. Тема: Наш театр.

Цель: Развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности. Расширять знания детей о различных видах кукольных театров. Познакомить детей с эмоциями.

Оборудование: театральные куклы, театральная ширма.

Результат: дети познакомились с понятиями - театр, занавес, режиссер, декорации, сцена. Познакомились с видами эмоций. Тема: Бабушка – Загадушка.

Цель: Расширять представления детей о различных видах театра. Учить отгадывать сказочных персонажей. Обогащать словарный запас, побуждать участвовать в кукольных спектаклях. Приобщать к театральным импровизациям с использованием условных заместителей.

Оборудование:Условные заместители к сказке «Заюшкина избушка», фигуры – определители: герои разных сказок.

Результат: Дети самостоятельно участвуют в импровизации сюжетов из знакомых сказок.

2. Тема: Сыграй сказку.

Цель: Продолжать знакомить с различными эмоциями; изображать радость с помощью мимики, движения, жеста. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь, закреплять произношение всех звуков. Обучать способам управления и рассказыванию с помощью фигур определителей

(сказочных человечиков). Познакомить детей с фигурами – определителями.

Познакомить со сказкой «Бременские музыканты».

Оборудование: шапочки зайца, ежа, снежинки, тучки, солнца. Фигуры – определители, запись «Бременские музыканты».

Результат: Дети познакомились с фигурами – определителями.

Тема: Где добро, там и тепло.

Цель: Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями; учить детей рассказывать сказку, используя условные заместители, воспринимать образное содержание произведения.

Оборудование: Фишки – эмоции, условные заместители героев, иллюстрации к сказке «Царевна – Лягушка».

Результат: Дети передают эмоциональное состояние и настроение героев. Познакомились со сказкой «Царевна – Лягушка».

Определили условные заместители героям сказки.

3.

Тема: Наши эмоции.

Цель: учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть,

Оборудование:Фишки – эмоции.

Результат: Дети передают эмоциональное состояние и настроение героев.

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка».

Цель: Учить воспринимать образное содержание произведения. Продолжать развивать поэтический слух, связную речь, обогащать словарный запас. Учить рассказывать сказку с помощью условных заместителей.

Оборудование: Фишки – эмоции, условные заместители героев, иллюстрации к сказке «Царевна – Лягушка».

Результат: Дети самостоятельно рассказывают эпизоды из сказки.

4. Тема: Бременские музыканты.

Цель: Познакомить с заместителями героев сказки «Бременские музыканты». Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей.

Оборудование: заместители героев сказки «Бременские музыканты»: фигуры – определители (сказочные человечики).

Результат: дети запомнили обозначения, замещающие героев. Тема: Расскажи и покажи.

Цель: Обогащать словарный запас, закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи. Развивать творческие способности детей.

Оборудование: Фишки – эмоции, условные заместители героев, иллюстрации к сказке «Царевна – Лягушка», карты Проппа.

Результат: Дети самостоятельно рассказывают сказку «Царевна – лягушка» методом наглядного моделирования.

Октябрь

1. Тема:Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень».

Цель: Учить детей запоминать содержание стихотворения по схеме. Развивать память, мышление, воображение.

Оборудование: схема стихотворения.

Результат: Дети запомнили содержание стихотворения наизусть. Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Сивка бурка».

Цель: Познакомить детей с новой русской народной сказкой «Сивка бурка». Учить детей образно воспринимать эмоциональное содержание сказки. Осмыслить характеры персонажей. Формировать образность речи; чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Учить находить в схематическом обозначении карт Проппа соответствующие эпизоды из сказки.

Оборудование: Иллюстрации к сказке «Сивка бурка», фишки – эмоции, карты Проппа.

Результат: Дети запомнили содержание новой сказки, объективно оценивают эмоциональное состояние героев, владеют картами Проппа.

2. Тема: Пересказ белорусской народной сказки «Пых».

Цель: Расширять кругозор детей о знаниях сказок разных народностей. Учить запоминать содержание сказки с помощью приема моделирования сказок по серии иллюстраций. Развивать связную грамотную речь.

Оборудование: Иллюстрации к сказке.

Результат: Дети запомнили содержание сказки и могут передать его с помощью иллюстраций к сказке. Тема: Заучивание наизусть стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворения Е. Трутневой «Осень», используя схему – модель. Учить передавать интонационно спокойную грусть осенней природы. Развивать речь, обогащать словарный запас.

Оборудование: иллюстрации об осени, схема – модель стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Результат: Дети выразительно, интонационно рассказывают наизусть стихотворения Е. Трутневой «Осень».

3. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цель: Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; сохранить некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи.

Оборудование: рамки для составления эпизода, стрелки, условные заместители героев.

Результат: Дети самостоятельно рассказывают эпизоды сказки с помощью условных заместителей. Тема: Рассказывание русской народной сказкой «Сивка бурка».

Цель: Учить воспринимать образное содержание произведения. Продолжать развивать поэтический слух, связную речь, обогащать словарный запас. Учить рассказывать сказку с помощью условных заместителей.

Оборудование: Фишки – эмоции, условные заместители героев (фигуры – определители, иллюстрации к сказке «Сивка – бурка», карты Проппа.

Результат: Дети самостоятельно рассказывают сказку «Сивка – бурка» методом наглядного моделирования.

4. Тема: Заучивание Алимбаева «Приметы осени».

Цель: Учить детей запоминать содержание стихотворения по схеме. Развивать память, мышление, воображение.

Оборудование: схема стихотворения.

Результат: Дети запомнили содержание стихотворения наизусть. Тема: Чтение туркменской сказки «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка».

Цель: Познакомить детей с новой русской народной сказкой «Падчерица». Учить замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характеров героев обеих сказок, выделять в тексте выразительные средства. Учить детей образно воспринимать эмоциональное содержание сказки. Осмыслить характеры персонажей. Формировать образность речи; чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Учить находить в схематическом обозначении карт Проппа соответствующие эпизоды из сказки.

Оборудование: Иллюстрации к сказке «Хаврошечка», карты «Проппа», фишки – эмоции.

Результат: Дети находят сходство и различие в построении сюжета, идее, характеров героев обеих сказок. Вспомнили сказку «Хаврошечка», владеют картами Проппа.

Ноябрь

1. Тема: Чтение нанайской народной сказки «Айога». Беседа по содержанию.

Цель: Формировать интерес к произведениям художественной литературы. Учить правильно оценивать поступки героев. Запоминать содержание и передавать его близко к тексту. Продолжать учить использовать наглядные модели – определители.

Оборудование: фигуры – определители, иллюстрации к сказке.

Результат: Дети передают содержание эпизодов, диалоги. Тема: Сочинение сказки с пропущенным кадром.

Цель: Учить составлять сказки с моделированием событий по пустому кадру. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас, Развивать творчество, фантазию и воображение.

Оборудование: Сказковизор, набор с изображением сказки с пропущенным кадром. Фишки для поощрения для детей.

Результат: Дети самостоятельно сочиняют и придумывают пропущенный эпизод в сказке.

2. Тема: Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

Цель: Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; сохранить некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи. Учить находить в сказке наличие содержания карт Проппа.

Оборудование: иллюстрации к сказке, карты Проппа.

Результат: Дети рассказывают сказку, находят эпизоды в сказке, соответствующие картам Проппа. Тема: Заучивание наизусть стихотворения А. Толстого «Осень».

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворения Е. Трутневой «Осень», используя схему – модель. Учить передавать интонационно спокойную грусть осенней природы. Развивать речь, обогащать словарный запас.

Оборудование: иллюстрации об осени, схема – модель стихотворения А. Толстого «Осень».

Результат: Дети выразительно, интонационно рассказывают наизусть стихотворения А. Толстого «Осень».

3. Тема: Чтение казахской народной сказки «Чудесная шуба».

Цель: Расширять кругозор детей о знаниях сказок разных народностей. Учить запоминать содержание сказки с помощью приема моделирования сказок по серии иллюстраций. Развивать связную грамотную речь.

Оборудование: Иллюстрации к сказке.

Результат: Дети запомнили содержание сказки и могут передать его с помощью иллюстраций к сказке. Тема: Рассказывание казахской народной сказки «Три брата и прекрасная Айсулу».

Цель: Продолжать знакомить детей с волшебными сказками казахского народа, учить правильно оценивать поступки героев сказки, углублять представления детей о справедливости, смелости, дружбе. Формировать образность речи; чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Учить находить в схематическом обозначении карт Проппа соответствующие эпизоды из сказки. Учить рассказывать сказку по моделям, используя фигуры – определители.

Оборудование:Фигуры – определители, иллюстрации к сказке, карты Проппа.

Результат: Дети запомнили содержание сказки и могут передать его с помощью иллюстраций к сказке и фигур – определителей.

4. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Морозко».

Цель: Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; сохранить некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи. Учить находить в сказке наличие содержания карт Проппа.

Оборудование: иллюстрации к сказке, карты Проппа.

Результат: Дети рассказывают сказку, находят эпизоды в сказке, соответствующие картам Проппа. Тема: Загадки – отгадки.

Цель: Учить детей самостоятельно составлять загадки по предложенной модели. Развивать связную речь, обогащать словарный запас. Развивать фантазию, творчество, память.

Оборудование: Предметные картинки, модель составления загадки.

Результат: Дети самостоятельно по модели составляют загадки, указывая на качества и признаки предметов.

Декабрь

1. Тема: Многим домик послужил, кто только в домике ни жил.

Цель: Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку, используя условные заместители. Развивать связную речь; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. Познакомить с картами Проппа.

Оборудование: условные заместители героев сказки «Теремок», карты Проппа.

Результат: Дети рассказывают сказку, используя условные заместители. Познакомились с картами Проппа. Тема: Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка».

Цель: Учить воспринимать образное содержание произведения. Продолжать развивать поэтический слух, связную речь, обогащать словарный запас. Учить рассказывать сказку с помощью условных заместителей.

Оборудование: Фишки – эмоции, условные заместители героев, рамочки, стрелочки, иллюстрации к сказке, карты Проппа.

Результат: Дети самостоятельно рассказывают сказку «Хроменькая уточка» методом наглядного моделирования.

2. Тема: Косолапый приходил, теремочек развалил.

Цель: Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Развивать связную речь, умение передавать содержание близко к тексту.

Оборудование: иллюстрации к сказке «Теремок», условные заместители героев.

Результат: Дети самостоятельно рассказывают сказку «Теремок». Тема: Заучивание наизусть стихотворения К. Идрисова «Мой край».

Цель: Познакомить с новым стихотворением, помочь понять его содержание и запомнить его, отрабатывать интонацию, выразительность при чтении наизусть. Продолжать учить стихотворение по модели – схеме.

Оборудование: Цветные иллюстрации о родном крае, карта Республики Казахстан, схема – модель стихотворения К. Идрисова «Мой край», д/и «Какое слово лишнее?».

Результат: Дети выразительно, интонационно рассказывают наизусть стихотворения К. Идрисова «Мой край».

3. Тема: Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять!

Цель: Уточнить понятие «скороговорка». Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам.

Оборудование: набор предметных картинок, иллюстрации к знакомым сказкам.

Результат: Дети научились слышать рифму, подбирать рифмующие слова.

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка».

Цель: Учить воспринимать образное содержание произведения. Продолжать развивать поэтический слух, связную речь, обогащать словарный запас. Учить находить в схематическом обозначении карт Проппа соответствующие эпизоды из сказки. Продолжать учить рассказывать сказку по моделям, используя фигуры – определители.

Оборудование: Фишки – эмоции, условные заместители героев (фигуры – определители, иллюстрации к сказке «Снегурочка», карты Проппа.

Результат: Дети самостоятельно рассказывают сказку «Снегурочка» методом наглядного моделирования, используя фигуры – определители.

4. Тема: Сочинение сказки с пропущенным кадром.

Цель: Учить составлять сказки с моделированием событий по пустому кадру. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас, Развивать творчество, фантазию и воображение.

Оборудование: Сказковизор, набор с изображением сказки с пропущенным кадром. Фишки для поощрения для детей.

Результат: Дети самостоятельно сочиняют и придумывают пропущенный эпизод в сказке.

Тема: Рассказывание сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».

Цель: Учить рассказывать сказку методом наглядного моделирования. Развивать речь, словарный запас, творчество, выразительность, эмоциональность.

Оборудование: Фишки – эмоции, условные заместители героев (фигуры – определители, иллюстрации к сказке «Мороз Иванович», карты Проппа.

Результат: Дети самостоятельно рассказывают сказку «Мороз Иванович» методом наглядного моделирования, используя фигуры – определители.

Январь

1. Тема: Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился.

Цель: Учить детей узнавать и правильно называть сказку по иллюстрации – схеме. Учить логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

Оборудование: Схемы изображения сказок с участием героя - Петушка. Схемы предложений из 3, 4, 5 – ти слов.

Результат: Дети расшифровывают названия сказок по схемам, вспоминают много сказок с участием главного героя – Петушка. Составляют сложноподчиненные предложения Тема: Литературный праздник.

Цель: Учить передавать содержание эпизодов произведений методом наглядного моделирования. Закреплять умение детей использовать средства речевой выразительности при передаче образов литературных произведений. Развивать речь, обогащать словарный запас.

Оборудование: Сборник детских сказок, цветные иллюстрации к сказкам, «сказочные предметы»(коврик, зеркальце, расческа и другие предметы, условные заместители, рамочки, стрелочки, фигуры – определители, игры, загадки.

Результат: Дети запомнили и самостоятельно передают содержание эпизодов знакомых сказок. Чувствуют себя уверенно, комфортно. Используют в речи много прилагательных, глаголов, наречий.

2. Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Хаврошечка».

Цель: Познакомить детей с новой русской народной сказкой.

Оборудование: Иллюстрации к сказке.

Результат: дети познакомились с новой русской народной сказкой. Тема: Рассказывание по рисункам на тему «Зимние забавы».

Цель: Учить детей строить свой рассказ по собственному рисунку,

Используя схему – модель рассказа. Развивать речь, обогащать словарный запас. Учить составлять рассказ последовательно, логично.

Оборудование: Иллюстрации о зимних забавах и развлечениях детей зимой, цветные карандаши, восковые мелки, альбомные листы, схема рассказа.

Результат: Дети самостоятельно по схеме составляют последовательный рассказ о зимних забавах и развлечениях по собственному рисунку.

3. Тема: Рассказываем любимые сказки («Заюшкина избушка», «Хаврошечка»).

Цель: Учить детей рассказывать известные сказки, используя метод наглядного моделирования. Учить использовать условные заместители.

Оборудование: Фигуры – определители героев сказки «Хаврошечка», и условные заместители героев сказки «Заюшкина избушка», рамочки, стрелочки.

Результат: Дети рассказывают самостоятельно сказки, опираясь на модель. Тема: В пути (по сказке «Снежная Королева»).

Цель: Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности. Закреплять умение последовательно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения. Продолжать учить выразительно передавать характерные особенности героев в диалогической речи, используя наглядные модели. Знакомить со сказкой «Снежная Королева».

Оборудование: Карты Проппа, иллюстрации к сказке, наглядные модели – фигуры – определители, фишки – эмоции.

Результат: Дети находят по схематическому изображению карт Проппа имеющиеся в сказке фрагменты; обозначили героев наглядными моделями; с помощью наглядных моделей вступают в диалог. Рассказывают фрагменты сказки.

4. Тема: Рассказывание сказок «Заюшкина избушка», «Хаврошечка». Итоговое.

Цель: 1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели; сохранить некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи.

2) Уметь строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки.

3) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей.

4) Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям, подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.

5) Развивать умение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.

6) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Оборудование: 1. Набор условных заместителей к сказке «Заюшкина избушка» (домик лисы, зайца; пять одинаковых по величине, но разных по цвету кружков - заместителей: лиса, заяц, волк, медведь, петушок и кустик) - на каждого ребенка; рамочки; стрелочки; столы для работы.

2. Набор крупных условных заместителей к сказке «Хаврошечка». (Хаврошечка, Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, хозяйка, сильный человек, корова, яблоня) – фигуры – определители с цветным обозначением героев сказки.

3. Карты Проппа.

4. Конусный театр – герои сказок «Заюшкина избушка» и «Хаврошечка».

5. Два стола, накрытые скатертями: зеленая и голубая.

6. Эмблемы с символами – заместителями названий сказок.

7. Фишки с выражениями мимик – определения характера героев.

Результат: Дети с большим интересам работают с моделями; самостоятельно рассказывают сказки.

Тема: У разбойников (по сказке «Снежная Королева»).

Цель: Продолжать работу над эпизодами сказки «Снежная Королева». Учить детей работать по сказке с наглядными моделями и передавать в свободных импровизациях характеры персонажей. Закреплять выразительность в передаче образов героев.

Оборудование: Карты Проппа, иллюстрации к сказке, наглядные модели – фигуры – определители, фишки – эмоции.

Результат: Дети находят по схематическому изображению карт Проппа имеющиеся в сказке фрагменты; обозначают героев наглядными моделями; с помощью наглядных моделей вступают в диалог. Рассказывают фрагменты сказки.

Февраль

1. Тема: Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса.

Цель: Закрепить знания детей о схематичном изображении эмоций радости, злости, страха, грусти. Учить распознавать эмоции по мимике и интонациям голоса. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос. Обогащать и активизировать словрь детей понятиями, обозначающими различные эмоции. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

Оборудование: графические карточки, пиктограммы, изображающие эмоции.

Результат: Дети различают и называют эмоции. Подбирают эмоции к персонажам сказок, рассказов, стихотворений. Тема: В замке Снежной Королевы (по сказке «Снежная Королева»).

Цель: Продолжать работу над эпизодами сказки «Снежная Королева». Учить детей работать по сказке с наглядными моделями и передавать в свободных импровизациях характеры персонажей. Закреплять выразительность в передаче образов героев.

Оборудование: Карты Проппа, иллюстрации к сказке, наглядные модели – фигуры – определители, фишки – эмоции, куклы – перевертыши, льдинки, декорация замка Снежной Королевы.

Результат: Дети находят по схематическому изображению карт Проппа имеющиеся в сказке фрагменты; обозначают героев наглядными моделями; с помощью наглядных моделей вступают в диалог. Рассказывают фрагменты сказки, используя куклы – перевертыши, обозначенные условными заместителями.

2. Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Гуси - лебеди».

Цель: Познакомить детей с новой русской народной сказкой. Учить детей образно воспринимать эмоциональное содержание сказки. Осмыслить характеры персонажей. Формировать образность речи; чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Учить находить в схематическом обозначении карт Проппа соответствующие эпизоды из сказки.

Оборудование: Иллюстрации к сказке «Гуси - лебеди», фишки – эмоции, карты Проппа.

Результат: Дети запомнили содержание новой сказки, объективно оценивают эмоциональное состояние героев, владеют картами Проппа.

Тема: Рассказывание сказки «Снежная Королева».

Цель: Продолжать работу над эпизодами сказки «Снежная Королева». Учить детей работать по сказке с наглядными моделями и передавать в свободных импровизациях характеры персонажей. Закреплять выразительность в передаче образов героев. Использовать при рассказывании сказки все знакомые наглядные приемы. Объединять эпизоды в общий сюжет.

Оборудование: Карты Проппа, иллюстрации к сказке, наглядные модели – фигуры – определители,

Условные заместители, рамочки, стрелочки, фишки – эмоции, куклы – перевертыши, льдинки, декорация замка Снежной Королевы.

Результат: Дети находят по схематическому изображению карт Проппа имеющиеся в сказке фрагменты; обозначают героев наглядными моделями; с помощью наглядных моделей вступают в диалог. Рассказывают фрагменты сказки, используя куклы – перевертыши, обозначенные условными заместителями. Самостоятельно и последовательно рассказывают знакомую сказку.

3. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Гуси - лебеди».

Цель: Учить воспринимать образное содержание произведения. Продолжать развивать поэтический слух, связную речь, обогащать словарный запас. Учить рассказывать сказку с помощью условных заместителей.

Оборудование: Фишки – эмоции, условные заместители героев (фигуры – определители, иллюстрации к сказке, карты Проппа.

Результат: Дети самостоятельно рассказывают фрагмент сказки «Гуси - лебеди» методом наглядного моделирования. Тема: Творческое рассказывание. Придумывание сказки по теме и плану, предложенному воспитателем «Снеговик и его друзья».

Цель: Учить придумывать сказку по картинке «Снеговик и его друзья» по предложенной модели – плану рассказа. Учить развивать сюжет, не выходя из данного плана. Учить придумывать события, предшествующие изображенному, и последующие. Учить использовать прием «раскадровки» картины. Развивать словесное творчество.

Оборудование: Цветная иллюстрация «Снеговик и его друзья», карточки – условные знаки к плану, модель – план рассказа.

Результат: Дети самостоятельно с помощью предложенной модели = плану составляют творческий рассказ, придумывают предшествующие события и последующие.

4. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Гуси - лебеди».

Цель: Учить воспринимать образное содержание произведения. Продолжать развивать поэтический слух, связную речь, обогащать словарный запас. Учить рассказывать сказку с помощью условных заместителей.

Оборудование: Фишки – эмоции, условные заместители героев, фигуры – определители, пластилиновые шаблоны, иллюстрации к сказке, карты Проппа.

Результат: Дети самостоятельно рассказывают сказку «Гуси - лебеди» методом наглядного моделирования. Тема: Рассказывание сказки П. Бажова «Серебряное копытце».

Цель: Учить детей характеризовать образы персонажей: доброту и бескорыстии простых людей; воспринимать загадочные образы волшебных животных. Учить запоминать содержание большого произведения с помощью наглядных моделей. Развивать связную речь, обогащать словарный запас, умение рассказывать последовательно и точно.

Оборудование: Иллюстрации к сказке П. Бажова «Серебряное копытце», наглядные модели, фишки – эмоции, карты Проппа.

Результат: Дети по картам Проппа находят фрагменты в сказке, владеют картами Проппа, определяют характер и настроение героев, обозначая специальными фишками, самостоятельно рассказывают эпизоды сказки.

Март

1. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Гуси – лебеди». Итоговое.

Цель: 1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; сохранить некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи.

2) Уметь строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки.

3) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей.

4) Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям, подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.

5) Развивать умение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.

6) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Оборудование: 1. Набор условных заместителей к сказке «Гуси - лебеди» (геометрические фигуры) - на каждого ребенка; рамочки; стрелочки; столы для работы.

2. Набор крупных условных заместителей к сказке «Гуси - лебеди» – фигуры – определители с цветным обозначением героев сказки.

3. Карты Проппа.

4. Пластилиновый театр – герои сказок «Гуси - лебеди»

5. Два стола, накрытые скатертями: зеленая и голубая.

6. Эмблемы с символами – заместителями видов моделирования.

7. Фишки с выражениями мимик – определения характера героев.

8. Гномы – «Кто» и «Что».

9. Иллюстрации русских народных сказок.

10. Зашифрованные названия сказок – условные обозначения.

Результат: Дети с большим интересам работают с моделями; самостоятельно рассказывают сказку. Тема: Творческое рассказывание. Составление рассказа о маме.

Цель: Учить детей составлять творческий рассказ о маме по предложенной модели – схеме. Развивать связную речь, обогащать словарный запас, умение рассказывать последовательно и интересно.

Оборудование: Иллюстрации о маме, модель – схема рассказа.

Результат: Дети самостоятельно и последовательно рассказывают о маме, используя модель – схему.

2. Тема: Сочиняем новую сказку.

Цель: Развивать у детей творческое воображение. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы.

Оборудование: иллюстрации с изображением героев разных сказок.

Результат: Дети придумывают свои сказки. Тема: Заучивание наизусть стихотворения Н. Жанаева «Я посадил цветы».

Цель: Закрепить умение детей заучивать стихотворение по предложенной схеме. Развивать память, мышление, прививать вкус к поэтической речи.

Оборудование: Цветные иллюстрации по теме, схема стихотворения.

Результат: Дети наизусть выучили стихотворение, используя схему.

3. Тема: Раз, два, три, четыре, пять

- вы хотите поиграть?

Цель: Развивать связную речь, фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке, используя элементы - заместители героев сказки. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

Оборудование: заместители к сказке «Курочка – Ряба», фишки, обозначающие характер героев.

Результат: дети рассказывают сказку «Курочка – Ряба», наполнив ее новым содержанием. Придумывают, о чем могут говорить дед и баба, когда курочка снесла яичко золотое, потом простое и т. д. Самостоятельно находят мимические выражения. Тема: Творческое рассказывание. Придумывание фантастической (волшебной) сказки от одного слова.

Цель: Продолжать учить детей придумывать сказку на предложенное слово, применяя традиционные фразы народных сказок; учить строить композицию сказки: завязка, ход события, развязка; оценивать место и время действия. Развивать речь детей, мышление, воображение; формировать вкус к творческой работе.

Оборудование: Предметные картинки – их условное обозначение, карты Проппа, картинки с изображением людей, животных, птиц, посуды и т. д.

Результат: Дети проявляют фантазию и творчество – придумывают необычные рассказы и зарисовывают их на бумаге.

4. Тема: Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем.

Цель: Развивать у детей творческое воображение. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе.

Оборудование: фишки, изображающие мимику, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, ножницы.

Результат: дети самостоятельно придумывают и изображают своих выдуманных героев. По ним придумывают свой сюжет сказки. Тема: Три чуда (по сказке «Три поросенка»).

Цель: Продолжать знакомить с различными эмоциями. Учить понимать и изображать эмоции с помощью мимики и жестов. Учить рассказывать сказку, используя прием наглядного моделирования.

Оборудование: Иллюстрации к сказке, модели – заместители, фишки – эмоции.

Результат Дети мимикой и жестами передают характер и настроение героев при рассказывании сказки с помощью моделей – заместителей.

Апрель

1. Тема:Заучивание стихотворения «Комнатный цветок». Оразокын.

Цель: Обогащать представления детей о поэтах Казахстана. Учить улавливать настроение стихотворения, звучность, поэтичность. Научить детей запоминать содержание стихотворения по схеме. Развивать память, мышление, воображение, связную речь. Оборудование: схема стихотворения.

Результат: Дети запомнили стихотворение – рассказывают самостоятельно.

Тема: Знакомство со сказкой «Цветик – семицветик» В. Катаева.

Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Учить работать по сказке: отвечать на вопросы полными, содержательными ответами. Подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини. Учить передавать содержание эпизодов сказки, используя наглядные модели.

Оборудование: Карты Проппа, иллюстрации к сказке, фишки – эмоции, модели – заместители.

Результат: Дети мимикой и жестами передают характер и настроение главной героини при рассказывании эпизодов сказки с помощью моделей – заместителей.

2. Тема: Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья.

Цель: Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки. Познакомить со сказкой К. И. Чуковского «Айболит и воробей». Продолжать учить рассказывать с помощью условных заместителей.

Оборудование: фишки – змоции, условные заместители.

Результат: дети жестами и мимикой показывают действия из сказки, рассказывают сказку, используя условные заместители. Тема: Творческое рассказывание. Сказка Г. – Х. Андерсена «Дюймовочка».

Цель: Учить детей придумывать сказку по плану, предложенному воспитателем, развивая сюжет, не выходя из данного плана. Развивать связную речь, обогащать словарный запас, мышление, творческое воображение.

Оборудование: Карты Проппа, иллюстрации к сказке, фишки – эмоции, модели – заместители.

Результат: Дети мимикой и жестами передают характер и настроение главных героев при рассказывании выдуманной сказки с помощью предложенной модели – схемы.

3. Тема: Слава, слава Айболиту! Слава, слава всем друзьям!

Цель: Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев. Развивать социальные навыки общения.

Оборудование: Загадки, костюмы для ряжения, запись музыкального сопровождения.

Результат: Дети драматизируют сказку, передавая ее содержание.

Тема: Знакомство со сказкой

С. Аксакова «Аленький цветочек».

Цель: Познакомить детей с новой сказкой.

Оборудование: Иллюстрации к сказке. Фигуры – определители героев сказки «Аленький цветочек», карты Проппа, фишки – эмоции.

Результат: дети познакомились с новой сказкой.

4. Тема: Рассказывание сказки «У страха глаза велики».

Цель: Учить рассказывать сказку по модели, используя фигуры – определители. Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки. Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты.

Оборудование: Фигуры – определители, фишки – эмоции.

Результат: Дети самостоятельно драматизируют сказку с помощью фигур – определителей. Тема: Рассказывание сказки

С. Аксакова «Аленький цветочек».

Цель: Учить детей рассказывать сказку, используя метод наглядного моделирования. Учить использовать условные заместители – фигуры – определители. Развивать связную речь, обогащать словарный запас, мышление, творческое воображение.

Оборудование: Фигуры – определители героев сказки «Аленький цветочек», карты Проппа, фишки – эмоции.

Результат: Дети рассказывают самостоятельно эпизоды сказки.

Май

1. Тема: Знакомство со сказкой М. Михайловой «Волшебное зеркальце».

Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Подобрать символы – определители героев.

Развивать творчество, воображение, связную речь.

Оборудование: Фигуры – определители, иллюстрации.

Результат: Дети познакомились с новой сказкой. Тема: Рассказывание сказки

С. Аксакова «Аленький цветочек».

Цель: Учить детей рассказывать сказку полностью, используя метод наглядного моделирования. Учить использовать условные заместители – фигуры – определители. Развивать связную речь, обогащать словарный запас, мышление, творческое воображение.

Оборудование: Фигуры – определители героев сказки «Аленький цветочек», карты Проппа, фишки – эмоции.

Результат: Дети рассказывают самостоятельно всю сказку.

2. Тема: Рассказывание сказки «Волшебное зеркальце» М. Михайловой.

Цель: Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку; умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями.

Оборудование: Фигуры – определители, иллюстрации, фишки – эмоции.

Результат: Дети самостоятельно и последовательно рассказывают сказку, используя фигуры – определители. Тема: Составление описательных рассказов по пейзажной картине Каменева «Весна».

Цель: Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине, используя разные типы предложений; обогащать словарь детей определениями, активизировать глаголы, антонимы и синонимы; формировать образную речь: умения понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

Оборудование: Репродукция картины Каменева «Весна», Рамка для разбивки картины на кадры, Гномы – «Кто» и «Что».

Результат: Дети самостоятельно описывают картину методом разбивки ее на кадры. Используют в речи прилагательные, глаголы, наречия. Говорят сложноподчиненными предложениями.

3. Тема: Викторина «Мы любим сказки».

Цель: Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. В рассказывании использовать различные приемы моделирования.

Оборудование: Рамочки, стрелочки, условные заместители, фигуры – определители, фишки – эмоции.

Результат: Дети самостоятельно выбирают прием моделирования сказки, рассказывают эпизод последовательно и связно. Тема: Загадки – отгадки.

Цель: Учить детей самостоятельно составлять загадки по предложенной модели. Развивать связную речь, обогащать словарный запас. Развивать фантазию, творчество, память.

Оборудование: Предметные картинки, модель составления загадки.

Результат: Дети самостоятельно по модели составляют загадки, указывая на качества и признаки предметов.

4. Тема: Путешествие в страну сказок.

Цель: Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; продолжать развивать умение различать основные человеческие эмоции, изображать их; закрепить умение давать характеристики героям сказок. Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. В рассказывании использовать различные приемы моделирования.

Оборудование: Рамочки, стрелочки, условные заместители, фигуры – определители, фишки – эмоции.

Результат: Дети самостоятельно выбирают прием моделирования сказки, рассказывают эпизод последовательно и связно. Тема: Праздник – викторина «В гостях у сказки».

Цель: Обобщить знания детей, полученные в ходе учебного года по разделу, привить интерес к художественным произведениям через использование метода наглядного моделирования. Закрепить умение детей рассказывать с помощью моделей и условных заместителей. обогащать словарь детей определениями, активизировать глаголы, антонимы и синонимы; формировать образную речь: умения понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

Оборудование: Зашифрованные названия сказок, иллюстрации к сказкам, карты Проппа, фишки – эмоции.

Результат: Дети могут рассказать знакомую сказку с помощью моделей – заместителей.

Итого: 36 занятий 36 занятий

Публикации по теме:

Контроль в ДОУ Выкладываю карточки - схемы по контролю и анализу работы воспитателей. Каждая из схем состоит из 10 пунктов, что очень удобно [cut=Читать.

Планирование Воспитательно-образовательной работы в ДОУ Как только вы принимаетесь делать какую-то работу, находится другая, которую надо сделать еще раньше. (закон Мерфи) Планирование воспитательно.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Дикие животные
  • Обитатели водоемов
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Перспективный план работы по разделу «Художественная литература»
Опубликовано: 16 ноября 2011 в 10:49
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Подарки ко Дню Матери руками детей.
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для детей ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...