Перспективный план работы по развитию мелкой моторики у детей с выраженным психофизическим недоразвитием

Клавдия Раздольева
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики у детей с выраженным психофизическим недоразвитием

Пояснительная записка.

Основной задачей обучения и воспитания детей с выраженным психофизическим недоразвитием является социально – бытовая адаптация и развитие потенциальных познавательных возможностей [10].

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития т. к развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления.

Значимость развития мелкой моторики вызвано тем, что навыки мелкой моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать классифицировать окружающие его вещи и тем самым помогают самостоятельно обслуживать себя. Замедление процесса формирования навыков самообслуживания, может быть вызвано несформированностью зрительно-моторной координации. Что может проявиться так же в овладении трудовыми и учебными навыками (Н. Д. Шматко) [2].

Так же развитие мелкой моторики способствует повышению самооценке, что даёт ребёнку участие в играх. А игра является ведущим видом деятельности ребёнка – дошкольника (М. Петерси, М. Грилор) [8].

Развитие мелкой моторики происходит с первых месяцев жизни в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Комплекс оживления, возникающий в первые месяцы жизни, когда ребёнок останавливает свой взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, активно двигает ручками и ножками, гулит. В возрасте от 2 до 3 месяцев возникают ощупывающие движения. С этого времени происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий.

Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве, т. е в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После сформированности этих связей движения руки, начинает выполняться под контролем, вид предмета это стимул движений рук по направлению к нему.

Таким образом, формирование движений рук начинается постепенно на протяжении первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачёк, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнить пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган (М. А. Поваляева) [9].

У детей с выраженным психофизическим недоразвитием, в результате раннего органического поражения головного мозга, как правило, отсутствует «комплекс оживления», что проявляется в не возникновении эмоционального общения с взрослым.

В дальнейшем это приводит к отсутствию интереса к игрушкам подвешенным над кроваткой и находящихся в руках у взрослого. Не происходит совместного обучения со взрослым на основе совместных действий с предметами, не возникает новая форма общения – жестовая.

Нарушение эмоционального контакта с взрослым складывается на характере первых действий с предметами – хватания и на развитие восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием (В. Г. Галкина, Н. Ю. Хомутова).

У детей с выраженным психофизическим недоразвитием предметная деятельность не формируется, не проявляют интереса к игрушкам, предметам. Они вообще не берут их в руки, не манипулируют ими. Или же живо реагируют на новые предметы и игрушки, хватают их, трясут, тянут в рот. Но очень быстро бросают и переключаются на другое.

Так же отмечается практически полная невозможность включения ребенка, в какую либо целенаправленную деятельность даже на уровне выполнения отдельных действий. Все попытки поиграть с детьми оказываются безуспешными. Даже при жесткой организующей помощи взрослого возможны лишь кратковременные манипуляции с предметами по подражанию (Н. Ф. Дементьева) [10].

Особенностью двигательной сферы тонкой моторики рук у детей с выраженным психофизическим недоразвитием является: нестабильность мышечного тонуса, быстрая истощаемость, недостаточность кровоснабжения мышц пальцев и кистей рук, нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательным актом, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности (Стребелева Е. А., Катаева Л. А) [3].

Основными задачами развития мелкой моторики у детей с выраженным психо-физическим недоразвитием на первом этапе обучения являются:

1. Обратить внимание детей на действия своих пальчиков, рук.

2. Развивать ощущения собственного тела, нормализация тактильной чувствительности, в частности рук.

3. Развитие внимания, подражания.

4. Установление эмоционально-положительного контакта со взрослым.

5. Включение ребёнка в целенаправленную деятельность.

Основные задачи на втором и третьем этапа обучения:

1. Закрепить ранее сформированные навыки.

2. Развивать произвольное внимание, целенаправленное подражание действиям взрослого по показу и по инструкции в двигательно-речевых играх.

3. Формировать противопоставление большого пальца при захвате мелких предметов.

4. Формировать двуручную деятельность.

5. Обогащать ощущения от собственного тела, в частности от рук.

Одним из средств развития мелкой моторики у детей с выраженным психо- физическим недоразвитием являются двигательно-речевые игры.

Двигательно – речевые игры – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Двигательно-речевые игры в сопровождении стихотворных текстов, музыкального сопровождения способствуют развитию внимания, подражания, навыков зрительной ориентировки на говорящего; развитие тонкой и общей моторики; координации движений; развитие понимания речи, воспитывает чувство ритма.

Музыкально стихотворный текст служит организующим моментом. Стимулом для выполнения, создают доброжелательную атмосферу на занятии [7].

Широкое применение в работе в данном направлении, получила методика Екатерины и Сергея Железновых.

Так же в работе по развитию мелкой моторики у детей с выраженным психофизическим недоразвитием, используются различные крупы, тактильные дорожки, мешочки, краски, бумага, коробочки разного размера, баночки, бутылочки.

Каждое занятие построено следующим образом:

1. Активизация внимания. Посредством песенки, внесения персонажа. Игры с персонажем.

2. Игры на развитие тактильного восприятия.

3. Игры с предметами (с баночками, коробочками, пирамидками и т. п).

4. Игры с крупой.

5. Игры с красками (рисуем пальчиками) или игры с бумагой (рвём, мнём).

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики у детей с выраженным психофизическим недоразвитием.

Месяц Задачи обучения и воспитания Игры, упражнения

Сентябрь диагностика

Октябрь 1. Развитие зрительного и слухового внимания, тактильного восприятия.

2. Развитие подражания действиям взрослого (методом рука в руке).

3. Обратить внимание на ручки. Познакомить с ладошкой и пальчиками правой и левой руки.

4. Формировать целенаправленную деятельность 1. Сказка «Мама-ладошка и её детки - весёлые пальчики»

2. Игра с мячиком – ёжиком

Ноябрь 1. Развитие зрительного и слухового внимании детей.

2. Развитие подражания действиям взрослого (методом рука в руке).

3. Вызывать интерес к играм с пальчиками, ладошками.

4. Формировать целенаправленную деятельность.

1. Муз. ритмич. игра «Села птичка на ладошку».

2. Игра с браслетами-колокольчиками.

3. Игра с горохом (сухой бассейн).

4. Игра с фрагментом порогового коврика «травка».

5. Игра с красками «Зёрнышки для птички».

Декабрь 1. Развивать зрительное и слуховое внимание, тактильное восприятие.

2. Развивать подражания действиям взрослого.

3. Продолжать вызывать интерес к играм с пальчиками, ладошками. Показать, что пальчики умеют открывать и закрывать коробки, грозить, показывать, постукивать.

4. Формировать целенаправленную деятельность.

1. Муз. ритмич. игра «Собачка жучка».

2. Игра с тактильными мешочками.

3. Игра на барабане, бубне.

4. Игра с сухим бассейном (фасоль).

5. Комканье салфетки «Мячик для жучки».

Январь. 1. Развитие зрительного, слухового внимания, тактильного восприятия.

2. Закрепить действия которые умеют делать пальчик (погрозить, показать, открывать и закрывать коробки разные по размеру, откручивать, закручивать крышки от баночек).

3. Формировать целенаправленную деятельность.

1. Муз. ритмич. игра «Кошка».

2. игра «Киска, киска, киска брысь…».

3. Игра с коробками.

4. Игра с баночками, бутылочками.

5. Игра с красками «Бусы для кошки».

Февраль. 1. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание, тактильное восприятие.

2. Развивать подражания действиям взрослого, учить следить за движущимися предметами.

3. Продолжать вызывать интерес к играм с пальчиками, ладошками. Показать, что пальчики умеют ловить и бросать предметы, захватывать щепотью сыпучие материалы (манная крупа, высыпая в различные ёмкости; нанизывать предмет с отверстиями на стержень.

4. Формировать целенаправленную деятельность.

1. Муз. ритмич. игра «Хрюшка».

2. Игра с тактильными дорожками.

3. Игры с кольцебросом и мячиком.

4. Игра с манной крупой.

«Варим кашу».

5. «Мягкая подстилка для хрюшки» (обрывание бумаги).

Март. 1. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание детей; учить внимательно рассматривать игрушки, чтоб опознать свою игрушку среди других.

2. Учить подражать действиям взрослого. Показать, что пальчики умеют собирать и разбирать предметы, захватывать щепотью сыпучие предметы (речной песок, нанизывать предметы с отверстием на стержень, рисовать.

3. Развивать тактильное восприятие. Различать понятия тёплый – холодный.

4. Формировать целенаправленную деятельность. Учить доделывать начатое дело до конца.

1. Муз. ритмич. игра «Петушок золотой гребешок…».

2. Игра с матрёшками.

3. Игра на тактильное восприятие (теплый - холодный).

4. Игра с речным песком «Дорожка для петушка».

5. Игра с красками «Разноцветные конфеты

Апрель. 1. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание детей; учить ориентироваться в пространстве.

2 Учить подражать действиям взрослого. Показать, что пальчики умеют повторять движения за педагогом, захватывать щепотью зёрнышки (горох, развешивать платочки на верёвку, рвать бумагу.

3. Развивать тактильное восприятие. Различать понятия мокрый – сухой.

4. Формировать целенаправленную деятельность. Учить доделывать начатое дело до конца.

1. Муз. ритмич. игра.»Курочка - хохлатка».

2. Игра перед зеркалом «Мышь».

3. Игра на тактильное восприятие (мокрый - сухой).

4. Игры с крупой.

5. Обрывание бумаги «Травка для цыплят».

Май. 1. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание детей; сенсорное восприятие.

2. Учить подражать действиям взрослого. Показать, что пальчики умеют повторять движения за педагогом, мыть игрушки, вытирать руки, мять бумагу.

3. Развивать тактильное восприятие. Различать понятия мокрый – сухой.

4. Формировать целенаправленную деятельность. Учить доделывать начатое дело до конца.

1. Муз. ритмич. игра «Жук».

2. Игра перед зеркалом «Паучок».

3. Игра с водой (тёплый – холодный, мокрый - сухой).

4. Нанизывание предметов с отверстием на штырёк.

5. Комканье бумаги «Цветочки для жуков».

Список использованной литературы.

1. Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками. [Текст] / И. Воскресенская. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во,2008. – с 13-23.

2. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие. / сост. Н. Д. Шматко. М.: Аквариум, 997 – с 31-37.

3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно - развивающее обучение и воспитание. М.: «Просвещение», 2003. – с 134-138.

4. Железновы Екатерина и Сергей «Развивалочки от 1 до 5» (диск). Игры № 5, 11, 17.

5. Железновы Екатерина и Сергей «Весёлые уроки» (диск). Игры № 3,5, 9, 10, 12.

6. Крупенчук О. И. пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008. (Серия «Уроки логопеда») – с 18-20, 31.

7. Мухина А. Я. Речедвигательная гимнастика / А. Я. Мухина. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – с 23-25, 37-40.

8. Петерси М., Грилор М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 5: Навыки тонкой моторики. Перевод с англ. М.: Ассоциация Даун Синдром. 2001. с 50-70.

9. Поволяева М. А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2001. – с 47-49.

10. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. Под общей редакцией Дементьевой Н. Ф. М.: 1993. – с 7-61.

11. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: / [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. ]; под ред. Е. А. Стребелевой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – с 8-32.

12. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. / Популярное пособие для родителей и педагогов. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. – Ярославль: Академия Холдинг,2000, - с 11-14.

13. Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание в процессе дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога / Е. А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС,2008.- с 30 – 33, 36 – 39.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
  • Фразеология
  • Времена года и погода
  • Лето
Автор публикации:
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики у детей с выраженным психофизическим недоразвитием
Опубликовано: 31 августа 2013 в 09:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творчество детей ко Дню Матери (фотоотчет)
Во всех детских садах вся предпраздничная неделя была посвящена самым дорогим, самым любимым мамам. Особо красиво и незабываемо проходят различные...
Открытое занятие по развитию речи «Моя семья» для старшего дошкольного возраста....
Цель: расширение представления о семье и формирование любви и уважения к родным и близким. Задачи: Образовательные: -активизировать словарный запас...
Проектная деятельность. Тематическая неделя: Домашние животные «Лошади»
Актуальность проекта: Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Мир животных...
Физкультурный досуг «В гости к лисичке» (младший возраст)
Каждый маленький ребенок любит играть и веселится, а для того чтобы физкультурные досуги стали действительно увлекательными, интересными, развивающими,...
Игровой макет «Улицы нашего посёлка»
Там, где шумный перекресток, Где машин не сосчитать, Перейти не так уж просто, Если правила не знать. Пусть запомнят твердо дети: Верно поступает тот,...