МААМ-картинки

Перспективный план работы по теме «Развитие речи посредством сказкотерапии»

Наталья Колесникова
Перспективный план работы по теме «Развитие речи посредством сказкотерапии»

План по самообразованию.

Тема: Развитие речи дошкольников через сказкотерапию.

Цель: Формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, повышение уверенности в себе и формирование адекватной личностной самооценки, формирование благоприятных межличностных отношений, развитие разнообразных форм коммуникации, развитие творческих способностей, познавательного интереса.

Сентябрь.

1. Работа с детьми.

Публикация «Перспективный план работы по теме „Развитие речи посредством сказкотерапии“» размещена в разделах

Диагностика. «Давай познакомимся».

Выявить знания и умения детей по развитию речи в начале учебного года.

2. Работа с родителями.

Познакомить родителей с задачей на учебный год «Развитие речи дошкольников через сказкотерапию».

Октябрь.

1. Работа с детьми.

Сказкотерапия 1. «Корова Буренка»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

- знакомить с уменьшительно – ласкательными названиями животных (мышка, котик);

- знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся);

- подводить к умению выразительно имитировать голоса животных (мяу – мяу, пи – пи, му - му) с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, тихо, шепот).

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

- довести до детей замысел сказки (друзья помогают в беде);

- активизировать в речи детей уменьшительно – ласкательные названия животных (мышка, котик) и формы повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся);

- учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.

В) Выражение замещающей потребности.

- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (дети будят Буренку)

2. Работа с родителями.

В помощь родителям статья «Сказка – это серьезно» - о роли сказки в развитии ребенка.

3. Пособия.

А) Собрать папку по сказкотерапии.

Б) Подготовить наглядный материал (игрушки корова Буренка, котик, мышка, тучка.)

Ноябрь.

1. Работа с детьми.

Сказкотерапия 2. «Добрая темнота»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

- знакомить с оттеночными характеристиками слов (добрые – предобрые, страшно – престрашно);

- знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (спи, почивай, глаз не открывай)

- подводить к умению выразительно имитировать звон колокольчиков, голос злого, доброго гнома с разной силой голоса (шепотом, умеренно,громко)

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

- довести до детей замысел сказки (у страха глаза велики);

- активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов (добрые – предобрые, страшно – престрашно);

- учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.

В) Выражение замещающей потребности.

- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации ( Ребята помогают папе с мамой убаюкивать Машу: «Спи, Маша, почивай, глаз своих не открывай»)

2. Работа с родителями.

В помощь родителям «Расскажи мне, мама, сказку» - статья о том, что такое сказкотерапия.

3. Пособия.

А) Пополнить папку по сказкотерапии сказками для гиперактивных детей «Котенок Мур – Мур», «Догадливый комарик», «Голубая Искорка»

Б) Подобрать сказочных героев (Маша, злой гном, добрые гномики)

Декабрь.

1. Работа с детьми.

Сказкотерапия 3. «Цыпленок – хвастунишка»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

- знакомить с признаками и действиями предметов (теплая, бежит, машет, таращит, поучает);

- знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (не ходите, не хвались,лучше плавать научись, помоги, спаси);

- подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки в разных проблемных ситуациях (хвастовство, забота, спасение, поучение);

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

- довести до детей замысел сказки (не хвались, а делай; не умеешь – учись);

- активизировать в речи детей признаки (теплая, маленький, удаленький, действия предметов (бежит, машет, таращит, поучает, глаголы повелительного наклонения (не ходите, не хвались, научись, помоги, спаси);

- учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.

В) Выражение замещающей потребности.

- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации ( Цыплята у курочки все хвастунишками были и громко кричали: «Не страшна мне река, не страшна мне глубина»)

2. Работа с родителями

Привлечь к изготовлению оборудования к сказке.

3. Пособия.

Оформить настольный театр «Цыпленок – хвастунишка»

Январь.

1. Работа с детьми.

Сказкотерапия 4 «Ласковый цветок и сердитые тучки»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

- знакомить с образными выражениями (тучки – хмурки, росинка – слезинка, цветок – лепесток, темнота – темнотища, дует – подует);

- знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (покажись, появись);

- подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки в разных проблемных ситуациях (страх, удивление)

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

- довести до детей замысел сказки (добро побеждает зло);

- активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов (тучки – хмурки, росинка – слезинка, цветок – лепесток, темнота – темнотища, дует – подует

В) Выражение замещающей потребности.

- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации ( ребята помогают цветку звать на помощь: «Солнышко, покажись! Ясное, появись!»).

2. Работа с родителями

А) В помощь родителям «Как сделать сказку другом для вашего ребенка» - статья о пользе рассказывания сказок, которые помогают детям преодолеть тревогу и конфликты.

Б) Привлечь родителей к изготовлению оборудования к сказке.

3. Пособия.

Изготовление Цветка – лепестка, бабочки, солнышка и тучек для сказки.

Февраль.

1. Работа с детьми.

Сказкотерапия 5. «Жадный великан»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

- знакомить с образными выражениями (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать);

- подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (угощение, жадность, прощение).

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

- довести до детей замысел сказки (с тем, кто жадничает, никто не хочет дружить);

- активизировать в речи детей образные выражения (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать)

В) Выражение замещающей потребности.

- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (гномики прячутся от великана).

2. Работа с родителями

А) Познакомить с несколькими сказками.

Б) Рекомендации для родителей по принципам работы со сказками.

3. Пособия.

А) Пополнить папку по сказкотерапии упражнениями на произвольное напряжение и расслабление мышц.

Б) Подбор оборудования для сказки «Жадный великан»

Март.

1. Работа с детьми.

Сказкотерапия 6. «Каприза»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

- знакомить с образными выражениями, антонимами (все не так да не эдак; не большая, а маленькая; не грустная, а веселая);

- подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (капризы, знакомство, ссора).

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

- довести до детей замысел сказки (капризы доставляют только неприятности);

- активизировать в речи детей образные выражения, антонимы (все не так да не эдак; не большая, а маленькая; не грустная, а веселая);

В) Выражение замещающей потребности.

- учить детей совместно составлять 2 – 3 предложения, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Каприза прилетела в детский сад и подговаривает ребят капризничать).

2. Работа с родителями

Консультация «Ребенок – Каприза - это серьезно…»

3. Пособия.

Оформить настольный театр «Капризуля»

Апрель

1. Работа с детьми.

Сказкотерапия 7. «Непослушный Ваня»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

- помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;

- знакомить с фразеологизмами и образными выражениями (насилу ноги унесли, травушка – муравушка);

- подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (уговаривание, отказ, раскаяние).

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

- довести до детей замысел сказки (непослушный ребенок всегда попадает в беду);

- активизировать в речи детей образные выражения и фразеологизмы (насилу ноги унесли, травушка – муравушка);

В) Выражение замещающей потребности.

- учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в этих состояниях.

2. Работа с родителями

А) Конкурс рисунков «Непослушные дети – это плохо» - Совместная деятельность детей и родителей.

Б) Оформить альбом из конкурсных работ.

3. Пособия.

Оформить настольный театр «Непослушный Ваня»

Май.

1. Работа с детьми.

Сказкотерапия 8. «Доброе превращение»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

- помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;

- знакомить с фразеологизмом «душа в пятки ушла» и образными выражениями (три раза моргнуть)

- учить выразительно интонировать голоса барашка, Змея Горынычы, Настеньки в проблемных ситуациях (угроза, просьба о пощаде, жалоба).

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

- довести до детей замысел сказки (добро побеждает зло);

- активизировать в речи детей образные выражения (душа в пятки ушла, красна – девица, три раза моргнуть, пригорюнилась, живут поживают, горя не знают).

В) Выражение замещающей потребности.

- учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в этих состояниях.

2. Работа с родителями

Открытое занятие «Доброе превращение»

3. Пособия.

А) Изучение проблемы данной темы в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Б) Разработать рекомендации для родителей

Публикации по теме:

Открытое занятие по арттерапии «Весна-Красна» для детей старшей группы Цель. • Формирование положительного эмоционального отношения к переменам весенней природы. • Самовыражение, проявление искренности, открытости.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план работы по теме «Развитие речи посредством сказкотерапии»
Опубликовано: 24 октября 2013 в 18:27
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД