Папки-передвижки

Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Тринеева Ольга Валентиновна
Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Сентябрь

1 неделя

№1 Беседа о лете (обобщение)

Цель: углубить и обобщить представления о лет, его типичных признаках.

Закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.

Демонстрационный материал: картины о лете.

2 неделя

№2 Как узнать насекомое среди других животных.

Публикация «Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: сформировать у детей элементарное понятие о том,что насекомые-это маленькие животные,имеющие три части тела (голова, грудь, брюшко, 6 ног, у многих есть крылья.

Насекомые живут везде: в воздухе, на земле и в земле (дождевой червь) и в воде. Расширить представление о способах передвижения этих животных (ползают, прыгают, плавают, летают; питаются разными частями растений и их соками.

Продолжать учить детей моделировать существенные признаки объектов. Продолжать учить слушать и слышать ответ сверстников, доказательно его анализировать.

Литература

«Мир природы»

"Большая энциклопедия " Жуки».

№3 "Какие бывают насекомые".

Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенности внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы); местам обитания (наземные, водные, способу передвижения (летающие, прыгающие, ползающие).

Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида и способа передвижения, средой обитания.

Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Литература: энциклопедия, дидактическая игра "Насекомые".

3 неделя №4

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (подвести к пониманию того, что воздух во всем); воздух легкий. Воспитывать любознательность, познавательный интерес к природе.

Оборудование для опытов: комочки почвы, камень, поролон, стаканчики с водой, шарики, мыльные пузыри.

Опыт 1.

Приготовить 3 стакана с водой, опустить в каждый отдельно: почву, поролон, камень - рассмотреть пузырьки - воздух выталкивается водой - пузырьки.

Опыт 2.

Воздух легкий.

1) надуть воздушный шарик

мыльные пузыри

Поиграть с ними - они легко летают - воздух легкий

2) игрушки, надутые воздухом не тонут - воздух легче воды

4 неделя «Вода вокруг нас»

Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде она находится в окружающей среде.

Оборудование: - картины природы, глобус.

Опыты:

1. вода бывает теплой, горячей, холодной

2. вода прозрачная

3. вода не имеет вкуса, запаса

4. может течь

5. вода растворяет вещества, но не все.

Литература

Н. А. Рыжкова "Наш дом-природа".

№5"Знакомство со свойствами воздуха"

"Как увидеть воздух".

Цель: «Как увидеть воздух".

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека.

Развивать познавательный устойчивый интерес.

Оборудование: банка с водой и стакан, стаканчики с водой и соломинки для каждого

ребенка.

Иллюстрации: рисунок дома - природы и обычного дома.

"Наш дом - природа". "Воздух-невидимка" Н. А. Рыжова

ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ и ЧЕЛОВЕК

1. Сказка о ветрах". По мотивам сказок Б. Зубкова "Все равно тебя поймаю",

2. Дидактические игры "Какой бывает ветер". "Сохраним чистый воздух в городе".

Цель: развивать образное мышление, воспитывать бережное отношение к

окружающей среде.

Литература: "Мир вокруг нас"

Продолжать знакомить со свойствами воздуха.

Опыт 1.

Воздух бывает теплый-легкий, холодный-тяжелый.

Зажечь 2 свечи, приоткрыть дверь на улицу. Держать одну руку внизу, другую вверху,

образовавшейся щели. Определить направление пламени свечи. Пламя нижней свечи – внутрь комнаты - холод. Воздух идет по низу.

Пламя верхней свечи - наружу - теплый легкий воздух идет поверху.

Движение воздуха: теплый - легкий, холодный - тяжелый.

Опыт 2.

Пустить парусники по воде. Дети дуют на паруса - кораблики плывут (поток воздуха движет кораблики).

"Кто живет в реке".

Цель: познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособление к жизни в воде, разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Демонстрационный материал: изображение рыб и морских животных, аквариум с рыбкой и лягушкой.

Октябрь

1 неделя "Эта волшебница вода".

Цель: познакомить с различными природными явлениями (дождь, роса, молния и т. д., показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Опыт: подвести детей к пониманию трех состояний воды: пар, лед, вода.

Оборудование: емкости для воды, спиртовка, зеркальце или стеклышко по количеству детей.

Выявление свойств воды:

1. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачна (стакан с водой, стакан с молоком-в каком виден камень)

2. Не имеет запаха

3. Не имеет форму - жидкая, может течь, принимая любую форму сосуда

4. Вода испаряется (налить в миску подкрашеной воды, через несколько недель вода испарится).

5. Вода растворитель. Предложить детям размешать в воде песок, сахар-песок. Что растворилось? (соль, марганец).

2 неделя"Кто живет в реке?"

3 неделя"Круговорот воды в природе".

Программное содержание: расширять знания детей о значении воды в жизни человека:

- круговорот воды в природе;

- источники питьевой воды;

- жизнь и болезни водоёмов.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Активизация и обогащение словаря существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Оборудование: схема круговорота воды в природе.

Иллюстрации на тему "Вода", Глобус.

Опыт - испарение воды, О. А. Скорлупова "Вода" "Вода" -дошкольное воспитание №4, 2005 г.

4 неделя

Обитатели водоемов. "Лягушка".

Цель: показать все стадии развития лягушек, изменить традиционно неприязненное отношение к ним, объяснить насколько полезны и нужны природе эти безобидные существа, учить бережному отношению к ним и др. живым организмам, показать значение лягушки в пищевых цепочках.

Оборудование:

Демонстрационный материал: изображение стадии развития лягушки, игрушка-лягушка.

Дошкольное воспитание №7, 2005 г.

Ребенок в детском саду №4, 2005 г.

"Модульный принцип педпроцесса А. И. Иванова

Ноябрь

1 неделя "Я и река"

Программное содержание: привить навыки экологически правильного поведения во время пребывания на водоемах, развивать эстетический вкус при рассматривании иллюстраций различных водоемов, понимать необходимость бережного к ним отношения,

последствий экологически неправильного поведения.

"Юный эколог" Николаева

2 неделя "Знакомство с профессией моряков"

Программное содержание: обобщить представления и знания о службе моряков гражданского флота (капитан, рулевой, боцман).

Материал: глобус, иллюстрации с изображением теплохода, морских профессий, краски, альбомные листы, ракушки, бескозырка, компас.

Дошкольное воспитание №10, 2005

КВН "Осень".

Литература: В. В. Коноваленко "Развитие связной речи"

Задачи: уточнить и систематизировать знания о характерных признаках осени (день короче, солнце греет мало, птицы улетели, насекомые спрятались, листья с деревьев опали, цветы в цветнике засохли, некоторые животные впадают в спячку, осенью убирают урожай).Воспитывать умение слушать друг друга, развивать мышление, устойчивый познавательный интерес.

Литература: Лексические темы по развитию речи Л. Н Арефьевой, "Игровые экологические занятия" Л. П. Молодова,

3 неделя "Знакомство с профессией моряков".

Программное содержание: рассказать о профессии радиста на корабле, познакомить с азбукой Морзе, флажковой азбукой. Дать представление о сигнале "SOS".

Материал: демонстрационный материал с изображением сигнальных поз.

Дошкольное воспитание №10, 2005 г.

"Викторина "Что я знаю о воде?"

4 неделя "Откуда в городе вода?".

Программное содержание: познакомить детей со схемой поступления воды в город. Дать понятие о фильтрации воды (очистка). Какими способами можно очистить воду в домашних условиях. Активизировать познавательные интересы, мышление, речь детей. Подвести к умению самостоятельно делать вывод после проведения опытов.

"Источники загрязнения воды - экологическая задача".

1. Опытная работа :

а) изготовление фильтров

б) очистка воды через фильтры

Оборудование: таз с водой.

Моделирование ситуации: нефть вылитая из танкера - бедствие для животных, птиц, рыб - очистка воды. Вывод.

Литература: Обруч №4, 2005 г. ; Скоролупова "Ваза".

Декабрь

1 неделя "Зима".

Программное содержание:

1. Конкретизировать и углублять представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности образа жизни диких, домашних животных. Составление описательных рассказов.

2. Познакомить с народными приметами о зиме.

Развивать связную речь, умение говорить последовательно, логично, с использованием эпитетов.

3. Экспериментирование: снег - талая вода - рассмотреть в лупу (грязная).

Вывод: есть нельзя (самостоятельно делать вывод).

Литература: "Мир природы и ребенок"

4. Сформировать элементарное понимание зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (мало света, тепла, воды, земля замерзла - изменили свой образ жизни и свое поведение животные).

2 неделя "Кто как зимует".

Программное содержание: конкретизировать знания детей об образе жизни диких животных и птиц зимой. Учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведения животных и условиями зимнего сезона.

Описывать животных, используя алгоритм.

Подвести детей к тому, что люди могут помочь животным и птицам выжить зимой (подкормить, кормушки для птиц).

Развивать связную речь, логическое мышление.

Литература:

"Обучение дошкольников рассказыванию по картине". Н. В. Кищева; "Окружающий мир"

3 неделя

1. Программное содержание: конкретизировать представление детей о животных (лиса, заяц, волк, их образе жизни.

Учить различать следы зверей, птиц. Развивать наблюдательность.

Учить детей устанавливать связи между приспособлением животных, особенностями среды и места обитания, способы удовлетворения потребностей и повадками.

2. Викторина "Кто в лесу живет".

Программное содержание: уточнить представления детей о диких животных, проживающих в лесу. Развивать мышление, развивать и активизировать речь, познавательные способности.

Литература: "Большая книга животных", Обруч №3, 2001г., "Мир природы и ребенка".

"Игровые экологические занятия с детьми"Молодова Л. П.

4 неделя "Птичья столовая"

Программное содержание: закрепить понятие зимующие птицы (перечислить). Приучать детей заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что они могут спасти птиц от гибели. Дать представление о том, чем кормят птиц зимой. Изготовить вместе с детьми кормушку.

Литература: "Игровые экологические занятия с детьми" Л. П. Молодова, Чтение рассказа В. Бианки "Лесная газета". "Декабрь".

"Методика экологического воспитания в детском саду", старший возраст (стихи о синице, снегире).

Январь

1 неделя

"Как деревья (растения) приспосабливаются зимовать".

Программное содержание: закрепить представления об основных потребностях растений в тепле, свете, влаге, питании, о состоянии условий среды зимой (света недостаточно, холодно, вода и земля замерзли).

Конкретизировать и углубить представление о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования (растения не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные свойства в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя, они живые, о том, как о них можно заботиться зимой (не ломать, укрыть снегом).

Литература: "Мир природы и ребенок"

2 неделя

"Гололед"

Программное содержание: сформировать у детей элементарное представление о гололеде, как явлении природы (большие участки земли, дороги, тротуары, покрытые льдом, становятся опасными для передвижения). Лед гладкий, прозрачный, скользкий-незаметным на асфальте. Дать знания о том, что гололед появляется, ,если после оттепели начинаются заморозки. Учить устанавливать связь между температурой воздуха и агрегативным состоянием воды.

Уточнить представление о труде людей по борьбе с гололедом. Воспитывать умение правильно вести себя во время гололеда, стремление помочь людям попавшим в беду, уважение к труду дворника.

Сделать вместе с детьми цветной лед для украшения участка.

3 неделя

Опытная работа : со снегом, льдом.

1) Измерить температуру снега

Оборудование: пол-литровая банка, термометр для воздуха.

Термометр опустить в рыхлый снег в банке, наблюдать как температура поднимается до 0 и выше. Дети делают вывод. Чем вода водопроводная отличается от талой.

Рассмотреть в увеличительное стекло.

2) Сравнить t под снегом и над снегом. Где теплее? Почему под деревья сгребают снег?

3) Заморозить воду в банке, проверить прозрачность (что прозрачнее вода или лед). Что занимает больше места вода или лед. Лед легче воды (опыт).

Литература: "Секреты природы это так интересно" Л. В. Коваленко,

4 неделя

"Зимовка диких и домашних животных".

Цель: уточнить и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных зимой.

О домашних животных заботятся люди. Они готовят на зиму корм, утепляют жилище коров, лошадей, кормят их лечат, выхаживают детенышей.

Дикие животные удовлетворяют свои потребности сами: добывают пищу, устраивают жилище, спасаются от врагов.

Учить детей устанавливать связи между приспособлением животных, особенностями среды и места обитания, способами удовлетворения потребностей и повадками.

Воспитывать интерес к жизни животных.

Литература: "Мир природы и ребенок"; Т. А. Шарыгина "Домашние животные. Какие они?"

Февраль

1 неделя Тема: "Зима" (месяц февраль).

Программное содержание: расширять и конкретизировать представления детей о последнем месяце зимы: состояние погоды, изменение в природе, в животном мире (самый голодный месяц для животных и птиц). Учить устанавливать связь поведения животных к природным явлениям. Неживая природа - оттепель, сосульки, снег чернеет, увеличивается световой день.

Литература: "Ребенок в детском саду" №6, 2001 г; "Лесная газета" В. Бианки; "Месяц - потерпи до весны"; Т. А. Шарыгина "Какие месяцы в году?",

2 неделя "Домашние животные"

Цель: обобщить конкретные представления о домашних животных и сформировать понятие "домашние животные".

Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится.

Формировать умение насыщать обобщенные существенные признаки конкретным содержанием. Отражать ход размышлений в речи. Воспитывать умение дополнять ответы сверстников.

Литература: "Домашние животные. Какие они?" Т. А. Шарыгина, "Природа и мы" (практические занятия упражнения)

"Золотая рыбка"

Программное содержание: закрепить знания детей о содержании рыб в аквариуме; особенности строения тела рыб; вызвать у детей желание ухаживать за аквариумными рыбками.

Литература: "Игровые занятия с детьми" ЛП. Молодова

3 неделя

"Наши питомцы"

Цель: дать представления о том, какие животные содержатся в экологическом центре, обобщить знания детей об особенности содержания в уголке хомячков, морских свинок, черепах.

Привлечь детей к уходу за ними. Активизировать речь детей.

"Хомячок золотистый".

Программное содержание: учить детей доброте, сочувствию животным, живущим в клетке, заботливому отношению к ним. Отмечать характерные особенности в поведении хомячков.

Литература: "Игровые занятия с детьми" Л. П. Молодова,

4 неделя Беседы о зиме. (обобщающая)

Программное содержание: конкретизировать и углублять представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности образа жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона. Развивать связную речь, умение говорить последовательно, логично, с использованием эпитетов, сравнений. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте зимнего пейзажа.

Литература: "Мир природы и ребенка"

В виде викторины в старшей и подготовительной группах.

Т. А. Шарыгина "Какие месяцы в году?";

Лексические темы по развитию речи, Л. Н. Арефьева, "Дидактические игры и упражнения.

Март

1 неделя «Беседа о весне».

Программное содержание: конкретизировать и углублять представления о весне (признаки весны). Поговорки, приметы народные о весне. Научить понимать связи между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.

Уметь составлять рассказ по картине.

Литература: "Мир природы и ребенок»; чтение детям В. Бианки "Леснаяя газета" : месяц пробуждения (март).

Чтение стихотворения - весеннее (старшая, подготовительная группы

"Какие месяцы в году? Т. А. Шарыгина, "Март", Л. Н. Арефьева "Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет". (Весна). Материал для запоминания.

2 неделя «Посадка семян гороха».

Цель: уточнить представление о том, что растение вырастает из семян. Научить узнавать семена гороха, отличать от фасоли. Закрепить знания об условиях необходимых для роста гороха (земля, вода, свет, тепло).

Опытная работа. Где прорастут семена? ( 2 блюдечка: в одном влажная марля, семена - проросли семена; другое блюдце- сухая марля - семена не прорастают.

Посадка семян гороха ( обогащение словаря: семена, горох, фасоль, растение).

Литература: "Мир природы и ребенок»Чтение сказки "Маленький росточек"

Строение семени.

Литература: "Экологическое наблюдение в детском саду" Иванова.

3 неделя

1) "Наши зеленые друзья" (беседа о комнатных растениях).

Цель: уточнить и конкретизировать представления детей о жизни растений весной (быстрее, растут, появляются новые побеги, листья, цветы). Учить устанавливать причинные связи, анализируя особенности условий весной (тепло, много света, влаги, оттаяла почва).

Развивать умение соотносить потребности растений и условий среды, делать выводы об изменении способов ухода за комнатными растениями (увеличение полива, пересадка). Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

2) Опыт по выявлению основ потребностей комнатных растений

"Мир природы и ребенок"

3) Пересадка комнатных растений.

4 неделя

"Растение - живое существо".

Цель: обобщить представление о растениях, сформировать элементарное понятие "растение" (живое существо, у которого есть корни, чтобы дышать, питать; стебель, чтобы доставать питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать. Растения живут на земле, в воде, они не передвигаются в поисках пищи. Растения бывают разные: деревья, кустарники, травы.

Учить детей моделированию признаков понятия "растение". (подготовительная группа).

Роль тепла в жизни растений.

Опытная работа.

Литература: А. И. Иванова "Экологические наблюдения и экология в детском саду"

1. Влияние тепла на прорастание семян.

2. Влияние тепла на ветки деревьев.

Литература: "Мир природы и ребенок"

Публикации по теме:

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на май для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на ноябрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию .

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2015–2016 учебный год. Утверждаю Директор МКОУ НШДС №5 ___/Л. Б. Битуева/ «___»___2015г Перспективный план работы творческой группы по.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2016–2017 учебный год Утверждаю Директор МКДОУд/с №5 ___/Л. Б. Битуева/ «___»___2016г Перспективный план работы творческой группы по.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2017–2018 учебный год Месяц Содержание деятельности Сентябрь 1. Заседание членов творческой группы. 2. Обсуждение и составление перспективного плана работы.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2019–2020 учебный год Сентябрь 1. Заседание членов творческой группы. 2. Обсуждение и составление перспективного плана работы на новый учебный год. Октябрь.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть) Большое внимание уделяла в создании самых необходимых условий для жизни и воспитания детей. В создании благоприятной атмосферы и внедрении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 февраля 2021 в 10:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД