Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми

Елена Булюкина
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми

Одной из важнейших задач коррекционно-логопедической работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения является формирование у них правильной речи. Полноценная самостоятельная речь, основанная на адекватных и достаточно четких представлениях об окружающем предметном мире, оказывается одним из ведущих факторов умственного и нравственного развития ребенка.

Нарушения звукопроизношения и других компонентов речи встречаются практически у 80% воспитанников старшего дошкольного возраста. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у нормально развивающегося сверстника. У детей с нарушениями зрения, кроме речевых нарушений встречаются такие отклонения от нормы, как нарушения координации, плохо развитая мелкая моторика, нарушения в познавательной сфере. Специфика нарушенного зрительного восприятия у данных детей, предполагает от учителя- логопеда ряд специальных знаний по проведению диагностической и коррекционной работы в условиях логопедического пункта, и своевременного оказания помощи родителям в преодолении речевых нарушений.

Становится очевидным, что для получения положительного результата по коррекции речевого нарушения, необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования правильной мотивации к занятиям и рекомендациям учителя-логопеда среди родителей. Большинство родителей имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа по устранению того или иного речевого дефекта, таким образом одной из задач является - правильно подобранная и доступно донесенная информация о речевом дефекте ребенка, о методах и способах его коррекции или профилактики.

Способы и методы работы с родителями

В начале, стоит отметить традиционные формы работы с родителями- «Родительское собрание» и «Групповая консультация». К преимуществам данных форм относится групповой характер взаимодействия, часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, кроме того, неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. На таких консультациях будут уместны демонстрации тематических презентаций, где и доступно можно осветить важные вопросы, касающиеся норм речевого развития детей; взаимосвязь зрительной патологии и речевых нарушений и т. д.

Следующая форма работы - «индивидуальная консультация», где можно более подробно остановиться на структуре нарушениях конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость систематически выполнять рекомендации учителя-логопеда в домашних условиях.

Также родителям будет интересна и полезна, такая форма работы как

«Открытая НОД» (индивидуальная или подгрупповая). При организации данного вида деятельности, теоретическая информация, которая была озвучена ранее учителем-логопедом, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть на детях или опробовать на себе, как стоит отрабатывать то или иное упражнение.

Все вышеперечисленные формы безусловно действенны и имеют значительный эффект, но стоит отметить, что, темп жизни таков что не у всех у родителей есть время для того, чтобы прийти в детский сад на консультацию, задать необходимые вопросы или познакомиться с новыми методами и формами работы дома. Что же делать в этих случаях?

В этих случаях, могут помочь нетрадиционные формы работы- консультирование по телефону или электронной почте на сайте ДОУ, изготовление стендовой информации и выпуск буклетов по наиболее интересующим родителей вопросам, о которых можно узнать при помощи такого метода работы - как анкетирование.

Опыт работы показывает, что тесное сотрудничество с родителями детей, имеющих нарушения в произношении, является важной частью коррекционного процесса.

План работы учителя-логопеда с родителями

Цель: активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным.

Мероприятия Срок проведения

Проведение индивидуальных бесед с родителями, анкетирование для сбора анамнеза или уточнения данных, полученных ранее. сентябрь,

май

Проведение индивидуальных бесед и консультаций. в течение года

Посещение родителями подгрупповых и индивидуальных логопедических НОД, семинаров-практикумов в течение года

(по запросу)

Ведение индивидуальных тетрадей детей с рекомендациями для выполнения в домашних условиях по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка, развитию моторики и т. д. в течение года

Участие в тематических родительских собраниях: в течение года (согласно плану и

по запросу)

Изготовление стендовой информации, тематических буклетов в течение года

Ведение страницы логопеда на сайте ДОУ и консультирование родителей с помощью средств интернета в течение года

Совместная подготовка детей к выступлению на праздниках, развлечениях и пр. в течение года

(по запросу)

Профилактическая работа в течение года

-подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период. май

Календарно-тематический план работы с родителями

Месяц Форма работы Тема Цель

Сентябрь-октябрь Анкетирование «Давайте познакомимся» Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и их педагогическую осведомленность

Участие в родительских собраниях групп, из которых дети посещают логопедический пункт «Нормы речевого развития. Причины речевых нарушений, основные направления работы на учебный год» Познакомить родителей с нормами речевого развития, причинами появления речевых дефектов, с примерным планом коррекционной работы по устранению или коррекции речевых нарушений на учебный год

Индивидуальные беседы «Результаты

мониторинга» Познакомить родителей с результатами обследования детей

и планом индивидуальной работы

Оформление стендовой информации или буклета «В мире звуков» Наглядно познакомить родителей с нормами произношения

Оформление стендовой информации или буклета «Нарушения зрения и особенности речевого развития» Наглядно познакомить родителей со связью нарушений зрения и особенностями речевого развития данных детей

Оформление информационного ящика «В мире вопросов» Выявить круг вопросов, которые для родителей актуальны

Ноябрь Ежемесячная стендовая информация «Артикуляционные упражнения» Познакомить родителей разновидностями артикуляционных упражнений.

Семинар – практикум с участием детей «Наш веселый язычок»

1. Важность выполнения АУ при дизартрии

2. Виды АУ (Общие специальные)

3. Выполнение родителями с детьми АУ «Наш веселый язычок»

4. Практическое задание «Придумать с ребенком свою историю про язычок»

Познакомить родителей со способами выполнения артикуляционных упражнений

Индивидуальное или подгрупповое консультирование «Как заниматься с детьми дома»

1. Как заниматься по логопедическим тетрадям

2. Обмен опытом

3. Выставка «Логопедические игры» Познакомить родителей с формами выполнения рекомендаций в домашних условиях

Декабрь Ежемесячная стендовая информация «Пальчиковая гимнастика и ее значение для речи» Познакомить родителей со значением пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка

Семинар – практикум с участием детей «Как наши пальцы помогают нам говорить Познакомить родителей с видами, способами выполнения пальчиковой гимнастики

Индивидуальные беседы «Вопрос-ответ» Ответить на полученные вопросы в информационном ящике

Январь Ежемесячная стендовая информация «Игры и упражнения для развития речи в домашних условиях» Познакомить родителей с играми в домашних условиях

Февраль Ежемесячная стендовая информация «Фонематический слух-что это? И как его развить?» Познакомить родителей с особенностями физиологического и фонематического слуха.

Консультация на сайте ДОУ «Особенности фонематического слуха. Способы и методы его развития»

Познакомить родителей с особенностями фонематического слуха, и способами его развития.

Открытые индивидуальные занятия «Учимся произносить звуки» Познакомить родителей с практическими приемами автоматизации звуков

Март Ежемесячная стендовая информация «Выразительная речь или как ей научиться» Познакомить родителей с интонационной окрашенности речи

Семинар – практикум с участием детей «Учимся говорить красиво»

Познакомить родителей с играми, направленными на развитие интонации, выразительности речи

Индивидуальные беседы «Учимся говорить правильно» Познакомить родителей с приемами работы, направленными на развитие лексико-грамматических категорий речи

Апрель-

Май Ежемесячная стендовая информация «Речевая готовность к школе» Познакомить родителей с требованиями начальной школы к речевому развитию детей

Консультация «Скоро в школу»

Предупреждение нарушений письма и чтения у детей

Индивидуальные беседы «Вопрос-ответ» Ответить на полученные вопросы в информационном ящике

Открытое занятие «Я- говорю красиво и правильно» Познакомить родителей с тем, какие ЗУН получили дети за учебный год

Участие в родительских собраниях «Готовность детей к школе»

«Наши успехи и достижения» Подвести итоги работы за учебный год и объективно оценить подготовленность детей к школе

Публикации по теме:

Характеристика-представление Федина Елена Викторовна родилась 13 августа 1969 года в городе Тула. В 1987 году закончила Тульское педагогическое училище №2 по специальности.

Виды консультативно-просветительской работы школьного учителя-логопеда с родителями Виды консультативно-просветительской работы школьного учителя-логопеда с родителями. Одной из задач является информирование родителей о.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми
Опубликовано: 31 января 2014 в 15:14
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...