Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми

Елена Булюкина
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми

Одной из важнейших задач коррекционно-логопедической работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения является формирование у них правильной речи. Полноценная самостоятельная речь, основанная на адекватных и достаточно четких представлениях об окружающем предметном мире, оказывается одним из ведущих факторов умственного и нравственного развития ребенка.

Нарушения звукопроизношения и других компонентов речи встречаются практически у 80% воспитанников старшего дошкольного возраста. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у нормально развивающегося сверстника. У детей с нарушениями зрения, кроме речевых нарушений встречаются такие отклонения от нормы, как нарушения координации, плохо развитая мелкая моторика, нарушения в познавательной сфере. Специфика нарушенного зрительного восприятия у данных детей, предполагает от учителя- логопеда ряд специальных знаний по проведению диагностической и коррекционной работы в условиях логопедического пункта, и своевременного оказания помощи родителям в преодолении речевых нарушений.

Становится очевидным, что для получения положительного результата по коррекции речевого нарушения, необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования правильной мотивации к занятиям и рекомендациям учителя-логопеда среди родителей. Большинство родителей имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа по устранению того или иного речевого дефекта, таким образом одной из задач является - правильно подобранная и доступно донесенная информация о речевом дефекте ребенка, о методах и способах его коррекции или профилактики.

Способы и методы работы с родителями

В начале, стоит отметить традиционные формы работы с родителями- «Родительское собрание» и «Групповая консультация». К преимуществам данных форм относится групповой характер взаимодействия, часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, кроме того, неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. На таких консультациях будут уместны демонстрации тематических презентаций, где и доступно можно осветить важные вопросы, касающиеся норм речевого развития детей; взаимосвязь зрительной патологии и речевых нарушений и т. д.

Следующая форма работы - «индивидуальная консультация», где можно более подробно остановиться на структуре нарушениях конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость систематически выполнять рекомендации учителя-логопеда в домашних условиях.

Также родителям будет интересна и полезна, такая форма работы как

«Открытая НОД» (индивидуальная или подгрупповая). При организации данного вида деятельности, теоретическая информация, которая была озвучена ранее учителем-логопедом, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть на детях или опробовать на себе, как стоит отрабатывать то или иное упражнение.

Все вышеперечисленные формы безусловно действенны и имеют значительный эффект, но стоит отметить, что, темп жизни таков что не у всех у родителей есть время для того, чтобы прийти в детский сад на консультацию, задать необходимые вопросы или познакомиться с новыми методами и формами работы дома. Что же делать в этих случаях?

В этих случаях, могут помочь нетрадиционные формы работы- консультирование по телефону или электронной почте на сайте ДОУ, изготовление стендовой информации и выпуск буклетов по наиболее интересующим родителей вопросам, о которых можно узнать при помощи такого метода работы - как анкетирование.

Опыт работы показывает, что тесное сотрудничество с родителями детей, имеющих нарушения в произношении, является важной частью коррекционного процесса.

План работы учителя-логопеда с родителями

Цель: активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным.

Мероприятия Срок проведения

Проведение индивидуальных бесед с родителями, анкетирование для сбора анамнеза или уточнения данных, полученных ранее. сентябрь,

май

Проведение индивидуальных бесед и консультаций. в течение года

Посещение родителями подгрупповых и индивидуальных логопедических НОД, семинаров-практикумов в течение года

(по запросу)

Ведение индивидуальных тетрадей детей с рекомендациями для выполнения в домашних условиях по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка, развитию моторики и т. д. в течение года

Участие в тематических родительских собраниях: в течение года (согласно плану и

по запросу)

Изготовление стендовой информации, тематических буклетов в течение года

Ведение страницы логопеда на сайте ДОУ и консультирование родителей с помощью средств интернета в течение года

Совместная подготовка детей к выступлению на праздниках, развлечениях и пр. в течение года

(по запросу)

Профилактическая работа в течение года

-подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период. май

Календарно-тематический план работы с родителями

Месяц Форма работы Тема Цель

Сентябрь-октябрь Анкетирование «Давайте познакомимся» Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и их педагогическую осведомленность

Участие в родительских собраниях групп, из которых дети посещают логопедический пункт «Нормы речевого развития. Причины речевых нарушений, основные направления работы на учебный год» Познакомить родителей с нормами речевого развития, причинами появления речевых дефектов, с примерным планом коррекционной работы по устранению или коррекции речевых нарушений на учебный год

Индивидуальные беседы «Результаты

мониторинга» Познакомить родителей с результатами обследования детей

и планом индивидуальной работы

Оформление стендовой информации или буклета «В мире звуков» Наглядно познакомить родителей с нормами произношения

Оформление стендовой информации или буклета «Нарушения зрения и особенности речевого развития» Наглядно познакомить родителей со связью нарушений зрения и особенностями речевого развития данных детей

Оформление информационного ящика «В мире вопросов» Выявить круг вопросов, которые для родителей актуальны

Ноябрь Ежемесячная стендовая информация «Артикуляционные упражнения» Познакомить родителей разновидностями артикуляционных упражнений.

Семинар – практикум с участием детей «Наш веселый язычок»

1. Важность выполнения АУ при дизартрии

2. Виды АУ (Общие специальные)

3. Выполнение родителями с детьми АУ «Наш веселый язычок»

4. Практическое задание «Придумать с ребенком свою историю про язычок»

Познакомить родителей со способами выполнения артикуляционных упражнений

Индивидуальное или подгрупповое консультирование «Как заниматься с детьми дома»

1. Как заниматься по логопедическим тетрадям

2. Обмен опытом

3. Выставка «Логопедические игры» Познакомить родителей с формами выполнения рекомендаций в домашних условиях

Декабрь Ежемесячная стендовая информация «Пальчиковая гимнастика и ее значение для речи» Познакомить родителей со значением пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка

Семинар – практикум с участием детей «Как наши пальцы помогают нам говорить Познакомить родителей с видами, способами выполнения пальчиковой гимнастики

Индивидуальные беседы «Вопрос-ответ» Ответить на полученные вопросы в информационном ящике

Январь Ежемесячная стендовая информация «Игры и упражнения для развития речи в домашних условиях» Познакомить родителей с играми в домашних условиях

Февраль Ежемесячная стендовая информация «Фонематический слух-что это? И как его развить?» Познакомить родителей с особенностями физиологического и фонематического слуха.

Консультация на сайте ДОУ «Особенности фонематического слуха. Способы и методы его развития»

Познакомить родителей с особенностями фонематического слуха, и способами его развития.

Открытые индивидуальные занятия «Учимся произносить звуки» Познакомить родителей с практическими приемами автоматизации звуков

Март Ежемесячная стендовая информация «Выразительная речь или как ей научиться» Познакомить родителей с интонационной окрашенности речи

Семинар – практикум с участием детей «Учимся говорить красиво»

Познакомить родителей с играми, направленными на развитие интонации, выразительности речи

Индивидуальные беседы «Учимся говорить правильно» Познакомить родителей с приемами работы, направленными на развитие лексико-грамматических категорий речи

Апрель-

Май Ежемесячная стендовая информация «Речевая готовность к школе» Познакомить родителей с требованиями начальной школы к речевому развитию детей

Консультация «Скоро в школу»

Предупреждение нарушений письма и чтения у детей

Индивидуальные беседы «Вопрос-ответ» Ответить на полученные вопросы в информационном ящике

Открытое занятие «Я- говорю красиво и правильно» Познакомить родителей с тем, какие ЗУН получили дети за учебный год

Участие в родительских собраниях «Готовность детей к школе»

«Наши успехи и достижения» Подвести итоги работы за учебный год и объективно оценить подготовленность детей к школе

Публикации по теме:

Характеристика-представление Федина Елена Викторовна родилась 13 августа 1969 года в городе Тула. В 1987 году закончила Тульское педагогическое училище №2 по специальности.

Виды консультативно-просветительской работы школьного учителя-логопеда с родителями Виды консультативно-просветительской работы школьного учителя-логопеда с родителями. Одной из задач является информирование родителей о.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми
Опубликовано: 31 января 2014 в 15:14
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Тряпичная кукла Капустка. Мастер-класс.
Кукла «Капустка» получила свое название из-за пышного сарафана, состоящего из пяти и более цветных лоскутов. Куклу делали в разных областях России и...
Долгосрочный проект на тему «Сказочное детство», посвященного 80-летнему юбилею...
Вид проекта: познавательно - образовательный, творческий. Продолжительность: долгосрочный, октябрь 2016г. – апрель 2017 г. Актуальность: Формирование...
Сценарий спортивного досуга «Праздник воздушных шариков»
Сценарий спортивного досуга" Праздник воздушных шариков" Наступило замечательное время года -лето! Хочется чтобы оно запомнилось и прошло весело , задорно и...
Фотоотчет «Выпускной у стиляг»
31 мая в нашем детском саду прошел выпускной в стиле стиляг. Мне очень хотелось, чтобы этот праздник запомнился детям надолго. Поэтому на наш утренник пришло...
Сценарий праздника «С днем рождения, мой любимый детский сад»
ень рождения детского сада В зале собираются гости, на мультимедийном экране заставка ПОЗДРАВЛЕНИЕ. Звучат позывные «вести» и на экране транслируется...