Перспективный тематический план работы кружка по краеведению «Журавушка»

Надежда Паращенко
Перспективный тематический план работы кружка по краеведению «Журавушка»

из опыта работы с кружком Паращенко Надежды Петровны 2011–2013 гг.

Перспективный тематический план работы кружка «Журавушка» .

Срок проведения и тема занятия. Задачи.

Сентябрь.

1. Моя семья. Формировать образ мира семьи, актуализировать эмоциональный опыт в семейных взаимоотношениях. Развивать доброжелательность, терпимость, понимание.

2. Моя улица. Закрепить знание названия родной улицы. Домашнего адреса. Закрепить умение называть здания, расположенные на родной улице. Рисовать свою улицу.

3. Мой родной город. Продолжить знакомство с родным городом, памятные места, Армавир вчера и сегодня. Знакомство с гербом и флагом Армавира.

4. Человек без Родины, что соловей без песни. Формировать понятия «Родина малая», «родной город», «родная земля». Дать представления об истории города, появлении казаков на Кубани.

5. Пот на спине –так и хлеб на столе. Дать понятие об осенних полевых работах. Рассказать о значении хлеба. Поговорить о труде хлебороба, о технике, которая используется на полях. Познакомить со старинными орудиями труда –серп, цеп, жернов и др. проследить путь хлеба от поля до стола.

6. Природы увяданье. Продолжить знакомство с природой родного города осенью: классификация, внешний вид, особенности природы осенью. Пробудить чувство прекрасного к родной природе.

7. Здоровье без лекарств. Дать представление о народных средствах лечения простуды, кашля, рассказать о народных рецептах, о витаминах, об экологически чистом питании. Формировать привычку к здоровому образу жизни.

8. Ткач ткёт ткани на платье Тани. Познакомить детей с народным промыслом – ткачеством. Познакомить с народными орудиями труда ткачей: веретено, прялка, ткацкий станок. Познакомить с разновидностями тканей и одеждой из них.

Октябрь.

9. До Покрова – осень, за Покровом –зима идёт. Познакомить с русскими традициями встречи праздников, воспитывать интерес к предметам народного прикладного искусства, желание участвовать в организации праздника.

10. Дом, дом открой свою тайну. Познакомить с понятием дом – жилище человека, с различными видами: курень, изба, хата. Обратить внимание на материал, из которых они строились. Архитектура Армавира в прошлом и сейчас.

11. Каков хозяин, таков и скот. Продолжить формировать представление о домашних животных, отношение к животным у казаков, для чего служил скот в старые времена. Познакомить с сельскохозяйственными профессиями: доярка, пастух, скотник, птичница.

12. Животные наших лесов. Расширять представления о диких животных Кубани, их признаках: плотоядные, травоядные. Животные Красной книги Кубани. Охрана природы.

13. Улетели, птицы, улетели. Формировать представление о птицах нашего края и города, беседа об изменениях в природе. Природоохранная деятельность. Правила поведения в природе.

14. Разнообразие растительного мира края. Расширять представления об основных формах рельефа. Дать знания о смене растительности. Познакомить с видовым составом растений. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов; воспитывать уважение к людям разных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами.

15. Дом –жилище человека. Продолжить знакомство с жилищем человека в казачью старину, внутренним его убранством, предметы мебели. Гончарное искусство, познакомить с народным промыслом изготовления посуды из глины.

16. Что за обед, коли каши нет. Познакомить детей с продуктами питания в старину, рассказать о пользе каш. Познакомить с разновидностями зерновых культур, выращиваемых на Кубани. Продолжить разговор о правильном питании.

Ноябрь.

17. Выступает будто пава. Познакомить с народной женской одеждой: русским сарафаном и казачьей «парочкой». Виды женской одежды, вышивка, для чего служила. Познакомить с народным промыслом – вышиванием, разные виды вышивок, орнамент кубанской вышивки.

18. Родина малая, Родина большая. Продолжить знакомство с понятием «Родина», дать представления: Родина большая –наша страна, Отечество, Россия. Познакомить с Россией, её географической картой, полезными ископаемыми, народами, её населяющими.

19. Россия, Россия – края дорогие. Воспитывать любовь к родному краю, своему Отечеству, к родной природе.

20. Дмитрий Донской –освободитель земли русской. Формировать интерес к истории нашей Родины; познакомить с исторической личностью –князем Дмитрием Донским, сумевшим объединить русских князей; закрепить понятия: святой и монах.

21. Будем жить в ладу. Формировать представление о том, что на Земле живёт много народов, разных стран, воспитывать уважение к людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира.

22. Традиции и быт кубанского казачества. Воспитывать любовь к малой Родине; познакомить с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

23. Кубань в далёкой древности. Познакомить с историей родного края, воспитывать любовь к родному краю, к его истории. Познакомить с жизнью людей в каменный век.

24. Казачья доля. Дать знания о том, как жили казаки. Какие трудности преодолевали; познакомить с историей кубанского казачества, способствовать развитию речи, воспитывать любовь и уважение к казачеству.

Декабрь.

25. Край родной, навек любимый. Продолжить знакомство с родным городом. Его достопримечательностями, храмами, памятниками. Армавирская ковань, познакомить с уникальными изделиями кузнечного ремесла. Дать представления о работе кузнеца.

26. Живи и хорошей, моя Кубань. Расширить знания о родном крае, прививать любовь к художественному слову, закреплять навыки рисования красками кубанских узоров.

27. Поэзия народного костюма. Познакомить детей с женской и мужской одеждой казаков. Развивать словарный запас. Воспитывать любовь к истории своего народа.

28. Новоселье в кубанской хате. Продолжать знакомить с кубанскими ремёслами. Познакомить с обычаями гостеприимства на Кубани. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям и ремёслам.

29. Зимние забавы. Закрепить знания о сезонных изменениях природы, умение рассказывать о приметах зимы, называть зимние игры, воспитывать любовь к родному городу, краю.

30. Новый год у ворот. Дать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, российских праздниках, познакомить с новогодними традициями России и других стан, подвести к выводу, что важно уметь приносить людям радость.

31. Пришла Коляда накануне Рождества. Рождественские колядки. Обряды и обычаи Рождества и Святочной недели. Дать представление о празднике Рождества Христова.

32. Весёлая ярмарка. Продолжить знакомство с народной традицией устройства ярмарок. Ярмарочные гуляния. Народная игрушка из глины, дерева, соломы, шелухи кукурузы. Продолжить знакомство с народными промыслами: кубанская соломенная игрушка, плетенье из лозы, шелухи.

Январь.

33. Зима в родном городе. Расширять представления о зимних природный явлениях, приспособленности человека к жизни зимой, пробуждать эстетические чувства, связанные с красотой русской зимы.

34. Кубанские игры. Расширять знания о кубанском фольклоре. Кубанских играх. Развивать любознательность, смекалку. Воспитывать гордость за культуру кубанского казачества, желание её сохранять.

35. Поэты о Кубани. Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к природе родного края, города. Развивать интерес к поэзии, расширять словарный запас.

36. Законы, по которым мы живём. Дать первоначальные представления о морали и праве, законах государства; познакомить с Конституцией РФ, основными правами и обязанностями.

Февраль.

37. Постройка кубанского подворья. Закрепить знания о поселениях кубанцев, вспомнить название жилищ казаков. Воспитывать любовь к родному краю, кубанской культуре, труду.

38. Украшение жилья. Дать понятие о рушнике, хусточке, развивать умение сравнивать, анализировать, воспитывать любовь к народной культуре Кубани.

39. Посвящение в казачата. Познакомить с ретуалами посвящения в казаки, развивать внимание. Память, речь, воспитывать гордость за культуру кубанского казачества, желание её сохранять.

40. Армавир- прежде и теперь. Познакомить с историей Армавира. Учить сравнивать, анализировать. Познакомить с архитектурой города прежде и теперь. Воспитывать любовь к родному городу.

41. Славна богатырями земля русская. Рассказать о русских богатырях: Илье Муромце, Добрыни Никитиче, Алёше Поповиче. Познакомить их внешним видом, оружием, их подвигами. Рассказать о празднике наших дней – Дне защитника Отечества. Рассказать о воинах казаках. Провести параллель о защитниках русской земли прежде и теперь.

42. Я и моё имя. Познакомить с историей русских имён, со значением имени для человека; научить вежливо обращаться друг к другу, знакомиться.

43. Моя мама. Разъяснить смысл слова «мама», что оно означает для каждого человека на земле: показать образ матери у каждого народа.

44. Добрая пословица ко времени молвится. Познакомить с русскими пословицами. Рассказать детям о их значении и смысле. Воспитывать любовь к малому фольклору. Развивать словарный запас.

Март.

45. Масленица блинная. Продолжить знакомство с народными праздниками – Масленицей, историей праздника, обычаями и традициями, связанными с Масленицей. Проводы зимы.

46. Нет милее дружка, чем родная матушка. Побеседовать о семье. О роли его членов, о семейном укладе. Дать понятие «Родословное дерево», рассказать о казачьем семейном укладе. Поговорить о маме, о женском празднике.

47. Весна красна, поди сюда. Встреча весны. Народные приметы весны. Заклич весны. Изготовление жаворонков. Праздник Сороки, народные игры.

48. Грач на горе –весна на дворе. Продолжить знакомство с птицами Кубани. Их классификация, рассказ о прилёте птиц, постройке гнёзд. Охрана природы.

49. Первые цветы весны. Дать представление о первоцветах Кубани, их названии, внешнем виде. Красная книга Кубани. Воспитание бережного отношения к природе.

50. К звёздам летят корабли. Дать представление о Земле –частице Вселенной: звёзды, солнце. Дать понятие о космических кораблях, о космонавтах, о Юрии Гагарине. Дать понятие о значении космоса для человека.

51. Казачья черкеска, где ты побывала. Продолжать знакомить с особенностями кубанского казачьего мужского костюма. Рассказать о жизни мужчин в казачьих семьях, о семейном укладе.

52. Праздник Сретенья на святой Руси. Учить использовать земледельческий календарь, приобщать к традициям народной культуры, развивать внимание, логическое мышление, воспитывать желание соблюдать традиции предков.

Апрель.

53. Стоп машина! Тише ход: на дороге пешеход! Продолжить знакомство с транспортом родного города, правилами дорожного движения, закреплять знания о значении сигналов светофора.

54. Весенняя ярмарка ремёсел. Учить читать элементарные символы, мимикой изображать настроение. Воспитывать гордость за народную культуру. Желание изготовлять предметы народных ремёсел своими руками.

55. Петриковская роспись. Воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев. Желание помогать друг другу. Закрепить знания об истории Петриковской росписи. Повторить пословицы о труде.

56. Вышиваем на бумаге. Познакомить с традиционным для Кубани искусством вышивания – крестом. Формировать умение «читать» стилизованный узор вышивки, выполненный крестом.

57. Русская матрёшка. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России, познакомить с русской матрёшкой –самый знаменитый русский сувенир.

58. Дымковская игрушка. Познакомить с дымковской игрушкой. Побуждать детей восхищаться красками, красотой игрушки. Развивать чувство национальной гордости при изучении народных промыслов.

59. Приди, весна, с радостью. Познакомить с произведением искусства (музыки, танца, литературы) на тему Пасхи. Прививать любовь к Родине, русским традициям, православным праздникам; воспитывать умение видеть прекрасное.

60. Как на пасху куличи. Познакомить детей с самым почитаемым Православным праздником –пасхи. Традиции и обычаи праздника. «Крашенки», «писанки». Игры с яйцами.

Май.

61. Человек жив до тех пор, пока его помнят. Рассказать о празднике Дне Победы, почему он так назван, кого поздравляют в этот день. Дать представления о героизме солдат в ВО войне. Российская символика – Знамя Победы, почему так названо, внешний вид, значение. Памятные места Армавира.

62. Героическая летопись Армавира. Познакомить с героическим прошлым города, его защитниками в дни войны.

63. История парка 30- лет Победы. Вызвать интерес к истории родного края, сформировать и закрепить чувство благодарности и уважения к героям ВОВ. Воспитывать патриотизм и эстетическое чувство.

64. Времена года. Закрепить и обобщить знания детей о временах года, сезонных изменениях в России, воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения её красотой и многообразием.

Цель деятельности:

Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, его культуре, к природе, традициям, животному миру родного края.

Задачи:

-познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

-прививать интерес к духовной культуре разных народов через обычаи, традиции, обряды, праздники, народное творчество, искусство.

-формировать общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

-воспитывать свободную творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Публикации по теме:

Клуб по интересам для родителей «Семейная академия» План работы клуба по интересам «Семейная академия» на 2011 г. Дата проведения мероприятия Тема мероприятия Форма проведения мероприятия.

Рекомендации по составлению рабочих программ. Часть 3: тематический план Тематический план. По желанию педагога можно составить перспективно-тематический или календарно-тематический план. 1. Раскрывается последовательность.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Перспективный тематический план работы кружка по краеведению «Журавушка»
Опубликовано: 4 июля 2013 в 14:57
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет посещения музея «Дружбы народов». Подготовительная группа
Недавно мы с детьми подготовительной группы посетили выездной музей, который приехал в Магнитогорск. Предварительно была проведена беседа: что такое музей,...
Конспект занятия «День героев Отечества» для воспитанников 4 Группы с ОВЗ
Цель: Расширение знаний о детях - героях нашего времени. Задачи: - Познакомить с историей возникновения праздника. Расширить кругозор детей о героях...
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз»
Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас дети очень много...
Мастер-класс «Зимняя сказка на окне».
Украшение помещений к Новому году в нашем детском саду идёт полным ходом, все проявляют творчество, выдумку и фантазию. В этом году я решила украсить окна...
Экологический макет «Земля-наш общий дом! Береги её!»
«Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, Что вошло в разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким...