Первые шаги к грамоте. Консультация для родителей

Екатерина Телегина
Первые шаги к грамоте. Консультация для родителей

Можно ли учить ребенка читать до его поступления в школу? Этот вопрос интересует многих родителей. Педагоги и психологи отвечают на него вполне определенно: да, можно, но делать это грамотно.

Частота и длительность занятий с ребенком могут быть различными, но не менее 1 раза в неделю в течение 30 минут.

Начинать мы рекомендуем с выделения отдельных звуков в слове. Сначала лучше выделять гласные звуки, затем согласные Ш, Ж, Р, З, С. Нужно произнести слово слитно, протянув при этом согласный звук: сссок.

Дети учатся интонационно подчеркивать, выделять звуки в слове, когда вы вместе с ними разучиваете потешку, стихотворение, играете, действуя с игрушками, предметными картинками. Например, такой стишок:

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

Когда ребенок запомнил слова, вы предлагаете послушать, как по-другому можно прочесть его, выделяя звук С. Затем спрашиваете, какой звук чаще других повторялся? Ребенок говорит, что слышал звук С или «что-то свистело». После этого попросите его прочесть так же, помогите ему. Потом вспоминайте слова, в которых есть звук С, попросите среди окружающих предметов найти те, в названии которых есть звук С. За каждое правильно названное слово дайте фишку. Вовлекайте других детей, взрослых, игрушки. Кто больше назовет слов?

Самое главное правило: учите выделять звуки в словах так, как они слышатся на фоне слитного произнесения всего слова. Так в слове рррак первый звук звучит твердо, а в слове репка звучит мягко. Не подменяйте названия согласных звуков названиями букв (не «рэ», не «эр», а «р»). При выделении звука слово не разрываем, а произносим целиком. Звук только подчеркивается голосом.

Работа с предметными картинками позволяет выделять отдельные звуки в словах, первый звук в слове, сравнивать пары звуков по их звучанию. Например: песенка большого мотора- Р, а маленького- РЬ. Можно предложить такие понятия, как «старший братец Р и младший - РЬ».

Предложите ребенку такую игру: пойти в лес и назвать животных, птиц со звуками Р и РЬ, поехать в магазин за игрушками.

Дальше учим устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Это предупреждает пропуски букв на письме. Используем картинки-схемы: изображение предмета, последовательный ряд клеточек-звуков данного слова и фишки, обозначающие звуки.

С первых же занятий учим ребенка вести указкой под клеточками схемы в таком же темпе и ритме, как говорим разбираемое слово. Это дается детям нелегко, поэтому объясняем правило на доступном им языке: «В каждом домике (клеточке) живет свой звук. У каждого звука свой домик (клеточка)».

Начинается работа с односложных слов из 3 звуков: мак, дом и др. Разбираем слово МАК. 1 звук в слове- М, обозначается фишкой в первой клеточке схемы и т. д.

Продолжайте занятия, пока ребенок не научится легко разбирать слова. Не работайте без картинок: опора на них очень важна для малыша.

Следующий шаг- познакомить ребенка с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, научить различать их. Дошкольник узнает «секрет» о гласных звуках: они «волшебные», их можно громко спеть. Дайте возможность ребенку самому отгадать в словах МАК, ДОМ «волшебные» звуки. Объясните, что эти звуки произносятся с голосом и называются гласными. Обозначьте их красными фишками. О согласных звуках дети узнают после того, как разберут 3-4 слова: роза, кино, бусы.

Правильно знакомить сразу с твердыми и мягкими согласными, сопоставляя пары звуков М-МЬ, Л- ЛЬ. Предложите слова для анализа: ЛУНА и ЛИСА. Ребенок легко выделит первые звуки в этих словах. Напомните, что это звуки- «братцы». Один звучит твердо- Л, он старший братец, обозначается синей фишкой. Другой звучит мягко- ЛЬ, он младший братец, обозначается зеленой фишкой. Как же будут выглядеть наши слова? Слово ЛУНА: синяя, красная, синяя, красная фишки.

Затем можно переходить к двусложным словам из 5 звуков: мышка, мишка. Хорошо, если в занятиях участвуют 2-4 ребенка или взрослый сам включается в игру. Можно использовать игрушки: куклу, мишку.

Например, мама берет куклу и от ее имени задает ребенку вопросы. Потом ребенок задает вопросы мишке и сам за него отвечает. Так можно организовать любую игру в «слова», в «школу».

В какие игры можно играть с детьми? Игра на повторение и закрепление звукового анализа слова. Например, разобрали слово ЛИСТ по звукам. Предлагаете ребенку и его партнерам (игрушкам) стать звуками: одному даете зеленую фишку и говорите, что он будет звуком ЛЬ, другому- красную, он- звук И, третьему- синюю, он- звук С, четвертому- синюю, он- звук Т. После этого нужно «построить» слово, всем фишкам встать слева направо.

Игра «Назови слова» закрепляет способ интонационного выделения звука в слове, помогает выделять звуки в слове. Вы предлагаете ребенку назвать слова, в которых есть звук Р. Игру можно усложнить: назвать слова, в которых заданный звук обязательно первый, последний или в середине слова. Если ребенок ошибся, помогите ему разобраться.

Возможны ошибки. Например, ребенок подбирает слова со звуком Ш и говорит НОЖ. Вы не даете ему фишку- награду, твердо уверенные в том, что он ошибся, т. к. в конце слова НОЖ буква Ж. В таком случае прав ребенок: в русском языке написание слов расходится с произношением, и слово НОЖ произносится со звуком Ш в конце.

Если же ваш ребенок заинтересуется чтением, учите его следующим образом. Надо знать, что главная трудность при обучении чтению состоит в чтении слогов с мягкими согласными. Дошкольнику важно запомнить, что гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я смягчают тот согласный, за которым они стоят. Читая слог, ребенка надо научить смотреть на гласную букву, следующую за согласным: А- МА, Я- МЯ. Ребенок сразу начинает читать слова по слогам. В результате переход к чтению целыми словами, к беглому чтению происходит легче и быстрее.

Чтобы научить этому способу, нужно начать знакомить ребенка с гласными в определенном порядке, парами: А- Я, О- Ё, У- Ю, Ы, Э-Е. Первая буква, с которой знакомятся дети- А. Составьте с ребенком эти слова из цветных фишек. Предложите ему найти в этих словах одинаковые гласные звуки.

Затем познакомьте ребенка с буквой Я. Предложите ему разобрать слово МЯТА. Постройте слово: зеленая фишка, красная, синяя, красная.

Объясните ребенку «главное» правило русского языка: после твердых согласных пишется буква А, а после мягких- Я. Покажите на карточке букву Я, предложите поставить ее на место.

Следующий шаг в обучении чтению. Предложите ребенку составить из серых фишек и гласных букв слово ЛУК. Получится: серая фишка, буква У, серая фишка. Затем уберите букву У и поставьте вместо нее букву Ю. Ребенок должен отгадать, что получилось. Он может догадаться и прочитать это слово ЛЮК. Потом замените Ю на А и вновь предложите отгадать ЛАК.

Т. о., упражняя в игре, учим читать, используя цепочки слов: КОТ- КИТ, НОС- НЁС- НАС. Такие игры можно продлить, придумывая аналогичные цепочки слов.

Для обучения чтению хорошо и удобно использовать пособие «окошечки». Это два склеенных куска картона, в одном из которых прорезаны два окошечка. В них вставляются полоски с буквами, которые можно двигать вверх- вниз. Одна полоска с согласными буквами М, Н, Л, Р, написанными черным цветом. Другая полоска- с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е, написанными красным цветом. Можно начать читать слоги с любой гласной. Главное, чтобы согласная буква не менялась до тех пор, пока ребенок не прочитает слоги со всеми гласными буквами. Если дошкольник сначала произносит гласную, потом читает слог- это не ошибка. Не спешите поправлять его. Значит, он смотрит сначала на гласную, а потом только читает слог. Позже он перестанет вслух произносить гласную букву, а будет автоматически и легко прочитывать слог.

Т. о., родители могут подготовить ребенка к школе, научить читать.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Тема: «Как подготовить детей 6–7 лет к школе» Консультация для родителей. Тема: «Как готовить детей 6 – 7 лет к школе» Первые шаги в грамоте. Можно ли учить ребенка читать до его поступления.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Цветы
  • История
Автор публикации:
Первые шаги к грамоте. Консультация для родителей
Опубликовано: 13 марта 2013 в 10:55
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...