Получи документы

Первые уроки нравственности и соблюдение речевого режима в группе (консультация для воспитателей дома ребенка)

Галина Расева
Первые уроки нравственности и соблюдение речевого режима в группе (консультация для воспитателей дома ребенка)

Первоначальные нравственные чувства и элементарные навыки нравственного поведения начинают формироваться у ребенка в дошкольном возрасте.

Но еще в раннем возрасте, когда ребенок совсем мал и ему еще недоступна система норм, определяющая обязанности человека по отношению к другим людям уже необходимо говорить о нравственном воспитании. Ведь любой малыш третьего года жизни уже может ответить на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо.

Публикация «Первые уроки нравственности и соблюдение речевого режима в группе (консультация для воспитателей дома ребенка)» размещена в разделах

Первые уроки нравственности ребенок должен получить с самого рождения, когда он начинает понимать и познавать окружающий мир. Если не начать с самого рождения, то после трех лет будет поздно.

Понятие «Нравственность» по отношению к маленьким нашим детям – это воспитание задатков таких личных качеств как доброта, отзывчивость, трудолюбие, общительность и. т. д.

Новорожденный появляется на свет лишь с готовностью усвоить все, что предложит ему взрослый, окружающий мир. Знания о добре и зле приходят к малышу постепенно и с помощью взрослых. Первым в зону восприятия ребенка, как правило, попадают родители, а в доме ребенка обслуживающий персонал (воспитатели, медсестры, няни). Они становятся для ребенка готовым образцом поведения.

Предпосылками нравственного воспитания в младенчестве является формирование у малыша положительного эмоционального отношения к окружающим. Оно складывается в процессе общения ребенка с другими людьми. Общение с взрослыми обогащает эмоциональные проявления малыша, обеспечивает его системой нравственных представлений и привычек, усиливает желание поддерживать контакт.

Как постигает ребенок науку общения? У новорожденного ребенка еще нет потребности в общении с людьми. Об этом можно судить по отсутствии у него интереса к ним. Пока инициатива в общении полностью принадлежит ухаживающему за малышом взрослому.

Период со второго по шестой месяц жизни ребенка называется этапом эмоционального общения младенца с окружающими.

Важнейшей особенностью данного возрастного периода психологи считают появление у ребенка потребности в общении с взрослыми. Коммуникативная потребность побуждает ребенка активно искать контакты с окружающими людьми. В общении, организованном взрослым, малыш на эмоционально- чувственной основе, впервые испытывает состояние радости, удовольствия. Так формируются элементы нравственного и эстетического воспитания самых маленьких. Педагогическое воздействие взрослых – их нежность, ласка, проявление внимания, любви – сенсорно обогащает ребенка, играет особую роль в развитии его эмоциональности, восприимчивости, отзывчивости.

В середине первого года жизни общение с взрослым претерпевает изменение. Центр внимания ребенка постепенно с взрослого перемещается на практические действия с предметами. Ребенок все чаще обращается к взрослым по ходу выполнения собственных действий, чтобы они ему помогли, одобрили, поддержали. Общение с взрослым становится отныне деловым и основывается на сотрудничестве большого и маленького человека.

Для развития интереса к сверстникам необходимо класть ребенка в манеж так, чтобы он видел других детей (лучше на живот) и мог наблюдать за их действиями. С 7-8 мес. рекомендуется проводить совместные игры («Прятки», «Догонялки»).

С 10 мес. Необходимо развивать интерес и доброе отношение к родителям (или заменяющим их людям, детям, животным. Учить бережно относиться к предметам, игрушкам, не разбрасывать их, не отнимать у других детей. Необходимо поощрять хорошие поступки, похвалив, одобрив поведение ребенка.

При необходимости надо произносить слово «нельзя» с соответствующей строгостью, чтобы прервать нежелательность действия. Дети начинают понимать слово «нельзя» и правильно на него реагировать в различных ситуациях.

Надо помнить, что взрослые являются примером для подражания (тон голоса при общении, отношение к другим и пр.).

Дети тонко реагируют на оттенки настроения, интонацию, мимику взрослого. Они способны как бы заряжаться эмоциями других, поэтому взрослые должны быть не только ласковыми, добрыми, но и уравновешенными и спокойными. Малыш должен чувствовать, что взрослый его защитник, помощник, добрый и сильный друг.

Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. В связи с этим в системе всего педагогического процесса развитию речи должно быть уделено особое внимание. Решение этой задачи осуществляется не только на занятиях, но и в ходе всех режимных процессов, в повседневном общении.

В процессе непосредственного общения с ребенком, режимных процессах воспитатель не ставит задач прямого обучения, как это бывает на занятиях, но, действуя совместно с ребенком или наблюдая его игру, он должен стремиться использовать эти моменты для того, чтобы побудить малыша говорить. В общении с ребенком большое место должны занимать побуждения, направленные на выполнение разнообразных действий: «дай», «покажи», «принеси», «положи», «найди», «возьми», «пойди». При помощи этого метода формируются ориентировка в окружающем, понимание названий предметов и действий.

После того, как ребенок выполнил конкретное поручение, уже после 1г. 6 мес. Необходимо спрашивать: «куда ходил?», «где взял?» и т. д.

Взрослый должен стремиться сделать режимные процессы и все виды самостоятельной деятельности малыша содержательными, эмоционально- выразительными, результативными для развития его активной речи. Речевые реакции у детей раннего возраста активизируются в момент сильной заинтересованности, следовательно, эти моменты необходимо использовать, если они возникают случайно, и создавать специально.

Если воспитатель не называет предметы, с которым малыш действует изо дня в день при проведении режимных процессов, то познавательная активность снижается вместе с угасанием ориентировочной реакции на новизну ситуации: у ребенка возникает пассивное отношение к происходящему, овладевает действием быстрее, чем словом, малыш приучается обходиться без речевого общения с взрослыми. Он пассивно участвует в режимных процессах, подчиняясь авторитету взрослого и установленному порядку. Вот почему необходимо поддерживать ориентировочную активность ребенка в бытовых ситуациях (кормление, одевание, переодевание, умывание и. т. д.)

Одним из приемов такой активизации является раскрытие не только способов действия с предметами, их названия, но и мотивация этих действий: «будем мыть руки с мылом, чтобы они были чистыми», «оденем на головку шапочку, на ножки сапожки, чтобы не замерзла наша Танечка» и. т. д. Ребенок учиться видеть предметы в различных взаимосвязях, понимать целесообразность и целенаправленность действий взрослых, усваивать причину и следствие собственных действий с предметами.

Показывая детям предметы и действия с ними в процессе одевания, кормления, взрослый называет их. Иногда можно пользоваться приемом собственного вопроса-ответа: «что кушает Оля? Кашу. Вкусная каша? Вкусная кашка! А это что? Котлетка. Оля любит котлетку!» Слово взрослого совпадает с ощущениями малыша, становиться понятным, а ответы создают определенное эмоциональное отношение к происходящему.

Уже в начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых. Они наблюдают, как няня моет посуду, подметает пол, протирает мебель. После 1,5 лет дети могут не только наблюдать труд взрослых, но и активно по возможности помогать: принести тряпочку, убрать игрушки, повесить свою одежду в шкаф, подать упавший на пол предмет и. т. д.

Расширение потребности общения ребенка предполагает и формирование навыка общения со сверстниками. Воспитывая положительные взаимоотношения между детьми, педагог обращает внимание каждого ребенка на других малышей, их потребности и желания. «Вова, Коле нужен кубик, отнеси ему», «Саша, Оля плачет, пойдем, пожалеем ее».

Взрослый должен широко использовать специальные игровые ситуации, развивающие у ребенка навыки взаимоотношений: умение подождать, когда хочется получить игрушку, а с нею играет другой ребенок; поделиться чем- либо; уступить место и. т. п.

Воспитанию начал гуманных чувств, отзывчивости, сочувствия, доброжелательности способствует воспитание у детей положительного отношения к животным и растениям. Педагог своим примером воспитывает любовь ко всему живому. Например, давая кошке молоко, корм птицам, поливая цветы и т. п. он объясняет свои действия, их направленность, дает им оценку. Вызывая добрые чувства, желание помочь, педагог может использовать и игрушечных животных. Например, гладя упавшего медвежонка, он предлагает детям пожалеть его, поднять, погладить, сказать ласковые слова.

Публикации по теме:

Соблюдение культурно-гигиенических навыков в режиме дня как основа формирования здоровьесбережения и реализации ФГОС ДО Цель: совершенствование культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время умывания. Задачи: 1. Способствование.

Конспект занятия по теме «Городской транспорт. Соблюдение правил безопасности». Ролевая игра «Я еду в транспорте» ие речи. План урока 1. Орг. момент - 1минута 2. Загадки - 2минуты 3. Что такое городской транспорт? 15минут 4. Физминутка 2минуты 5. Правила.

Конспект ООД по патриотическому воспитанию «Первые ступеньки нравственности. Символы России» Тема: "Первые ступеньки нравственности. Символы России". ЗАДАЧИ: Обучающие: Помочь ребёнку приобрести чёткие представления о государственных.

Коррекция речевого дыхания у дошкольников 4–5 лет с 1–2 уровнем речевого развития (из опыта работы) В настоящее время большое внимание уделяется раннему началу коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. У дошкольников 4-5.

Логосказка. Проблема речевого развития и речевого воспитания в ДОУ (2)Актуальность Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в дошкольном учреждении. В последние годы наблюдается.

Организация двигательного режима в течение дня. Консультация для воспитателей. Организация двигательного режима в течение дня Консультация для воспитателей Инструктора по физической культуре Савич Е. А. МБДОУ №27.

Проектирование режима дня в рамках недели здоровья в общеразвивающей группе для детей в возрасте от 6 до 7 лет Утро. Игра: "Танцы со зверятами" Цель: создание эмоционально положительного фона. Перед началом игры все дети берут в руки игрушки. Ведущий.

Самые первые уроки рисования и первые творческие шедевры от 6 мес — до 1.5 летСамые первые уроки рисования и первые творческие шедевры от 6 мес — до 1.5 лет С чего начинать рисовать и когда рисовать? Этот вопрос интересует многих родителей, так же многие проходят мимо, боясь, что ребенок лишний.

Соблюдение прав маленького ребенка в первой младшей группеСоблюдение прав маленького ребенка в первой младшей группе В силу своего возраста ребёнок не осмысливает и не понимает о том, что у него есть права. Ему не нужно специально объяснять, рассказывать.

Особенности режима детей раннего возраста Автор: Гаврилова О. П. - воспитатель 2-й квалификационной категории МБДОУ «ДСОВ №47»г. Братска Забота об охране и укреплении здоровья маленького.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Первые уроки нравственности и соблюдение речевого режима в группе (консультация для воспитателей дома ребенка)
Опубликовано: 27 января 2016 в 19:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД