План-конспект мастер-класса. Тема: «Обучение детей дошкольного возраста пересказу».

Елена Желтышева
План-конспект мастер-класса. Тема: «Обучение детей дошкольного возраста пересказу».

Цель мастер – класса:

Повышение профессионального мастерства воспитателей – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы учителя-логопеда Желтышевой Е. В. по теме: «Обучение детей дошкольного возраста пересказу».

Задачи:

Напомнить участникам задачи работы над пересказом, какие могут быть использоваться виды пересказа.

Воссоздание Желтышевой Е. В. перед воспитателями ДОУ алгоритма структуры занятий по обучению дошкольников пересказу текста художественной литературы с опорой на наглядность.

Поделиться с участниками мастер-класса конкретными приемами, используемыми на занятиях по пересказу.

Предложить участникам мастер-класса самостоятельно отобрать наглядный и словесный материал по их возрастным группам. Дать возможность составить собственные конспекты занятий для детей своей возрастной группы с опорой на классическую схему построения занятия по пересказу.

Познакомить участников мастер-класса со схемой уровня выполнения детьми заданий по составлению пересказа.

Подвести итог мастер-класса.

Оборудование: мольберт, алгоритм занятия по пересказу, анкета.

Раздаточный материал: тексты для пересказов, опорные предметные картинки для составления плана пересказа, различный дидактический игры, упражнения.

1. Речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

Среди умений и навыков, которым необходимо научить дошкольников с общим недоразвитие речи, особого внимание заслуживает умения и навыки связной речи, поскольку от степени ее сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в последующей системе школьного обучения.

Монологическая речь, более сложна, чем диалогическая, одним из ее видов является пересказ. При работе над пересказом мною ведется работа над развернутостью высказывания, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь понимания с их стороны. Пересказ как один из образцов монологической речи требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Работа над пересказом опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Что бы пересказ был понятен слушателям, в нем должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

Тексты для пересказа, предлагаемый мною для дошкольников разного возраста представляет собой связное выразительное художественное произведение (сказки, небольшие рассказы). Я предлагаю ребенку изложить готовое содержание и использовать готовую речевую форму, предлагаемую автором (словарь, синтаксические конструкции, композиция, интонационная выразительность). В работе над пересказом необходимо всегда помнить, что пересказ - это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем важно присутствие элементов творчества. Важно в этой работе чтобы ребенок осмыслил текст, передавал его свободно, но с сохранением основной лексике автора.

В своей работе я использую традиционные виды пересказа:

Подробный или близкий к тексту пересказ;

но иногда применяю и следующие виды пересказа:

Пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот);

Пересказ фрагмента;

Пересказ по аналогии (с игрушками, силуэтами, детьми «Актерами»).

2. В соей работе над пересказом я делаю упор на классическую структур построения занятия.

1) Предварительная работа активизации лексико – грамматических высказываний.

2) Организационный момент позволяющий мне подготовить детей к восприятию нового произведения.

3) Первичное чтение без предупреждения о последующим пересказе, для обеспечения свободного художественного восприятия.

Эти два этапа я могу пропустить, если произведение для пересказа уже хорошо знакомо дошкольниками.

4) Содержательный и языковой разбор текста (проводится в виде беседы – носит диалогический характер, направлен на уточнение словаря и понимания прочитанного).

5) Лексико – грамматические упражнения связанные непосредственно с текстом произведения.

6) Повторное чтение рассказов (сказок) с установкой на запоминание.

7) Моделирование плана для пересказа в виде иллюстраций, схем…

8) Самостоятельный пересказ детьми, под активным руководством педагога. (В самом начале или конце вызывается ребенок с наиболее яркой, выразительной речью).

9) Анализ пересказов детей, подведение итога самого занятия.

3. Для того чтобы пересказы детей с тяжелыми нарушениями речи стали наиболее полными, яркими необходимо применять различные методические приемы. В своей работе я применяю следующие:

Моделирование

• Графические схемы

• Фланелеграф

• Иллюстрированное панно

• Иллюстрации к тексту

• Детские рисунки сюжетных фрагментов

ТСО

• Диафильмы

• Аудиозаписи текста

• Аудиозапись музыкальных фрагментов для раскрытия темы произведения

Виды пересказов

• По плану- схеме

• По опорным вопросам

• По цепочке

• Выборочный

• По следам демонстрируемого события

• С использование элементов драматизации

• С элементами творчества

• После восстановления деформированного текста

Словесные • Чтение текста

• Беседа

• Загадки

• Малые фольклорные формы

• Сюрпризы

• Игры для коррекции реи и движения

• Настольный театр

Коррекционные упражнения

• Лексико – грамматические

• На развитие ВПФ

• Для развития эмоциональной сферы.

4. Для прослеживания результативности своей работы над пересказом у детей я провожу обследования состояния уровня связной речи (по пересказу, которые заношу в диагностические карты в середине и конце года.

Оценку знания я провожу, учитывая и опираясь на следующие критерии:

Высокий уровень.

Пересказ составлен самостоятельно, полностью передает содержание текста, соблюдаются связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. Речь плавная, паузы единичны.

Средний уровень.

Пересказ составлен с помощью (побуждения, стимулирующих и наводящих вопросов). Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные смысловые несоответствия, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений, большое количество пауз.

Низкий уровень Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечаются бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложения.

5. Итоговая работа: Я предлагаю Вам принять участие в составлении конспекта занятия по пересказу для детей дошкольного возраста. Из предложенного литературного, наглядного и словесного материала вы отберете то, что подходит для детей вашей группы и используя классическую структур построения занятия (см. выше) составить свои конспекты занятий по пересказу и коротко записать получившиеся конспекты.

Уважаемые друзья и коллеги я правила для вам мастер-класс и мне бы хотелось услышать от вас комментарии или пожелания по предложенному материалу.

Приложение №1

Мини анкета для участников мастер-класса?

o Раскрыта ли на ваш взгляд тема мастер – класса?___

o Что нового вы узнали?___

o Что было непонятно?___

o Что вы будете использовать из полученных знаний и опыта в своей дальнейшей работе?___

Приложение № 2

Необходимый наглядны материал:

Для средней группы – /лексическая тема «Домашние животные и птицы»/

Текст: Маша проснулась рано утром и вышла во двор. На заборе сидит петух и громко поет. Котенок Тимка лакает молоко из блюдца.

Куры клюют пшено. У сарая стоит корова зорька и сонно жует соленую горбушку черного хлеба. Бабушка несет в дом полное ведро парного молока. «Пойдем завтракать, внученька!» - зовет она Машу.

Загадки:

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки, беги без оглядки.

Шипит, гогочет, щипнуть меня хочет.

Я иду, не боюсь. Кто это? (Гусь)

Квохчет, хлопочет,

Детей созывает,

Всех по крылья

Собирает. (Курица)

Беленькие перышки,

Красный гребешок.

Кто это на крыше? (Петя-петушок)

Мягкие лапки,

В лапках царапки. (Кошка).

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)

Нос пятачком,

А хвостик крючком. (Свинья)

Голова – мычит,

Сыта – жует,

Малым деткам

Молоко дает. (Корова)

Пальчиковая гимнастика «Уточка»

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому. («Идут» двумя пальцами по столу, переваливаясь)

Вела детей за собою,

И малого, и большого, (Загибают безымянный и большой палец)

И среднего, и меньшого, (Загибают средней и мизинец)

И самого любимого. (Загибают указательный палец).

Игра на координацию речи с движением, работа над темпом и ритмом речи «Теленок»

Бу-бу, (два прыжка)

Я рогатый. («Рожки» из пальцев)

Бу-бу, (два прыжка)

Я хвостатый. («Хвостик» из руки – за спину)

Бу-бу, (два прыжка)

Я ушастый. («Ушки» из ладошек)

Бу-бу, очень страшный.

Бу-бу, испугаю.

Бу-бу, забодаю («Бодаются»).

Стихотворение «Мои друзья»

Г. Ладонщиков

На подворье нашем овцы и барашек,

Хрюшка с поросенком и коза с козленком.

Добрый пес Трезорка и корова Зорька,

Гуси и гусята, куры и цыплята.

Все они хорошие, я их всех люблю.

А цыплят я крошками утром покормлю.

Упражнение «Птичьи голоса и голоса животных».

Цель: произносить слоговые сочетания на одном выдохе, изменяя тон.

Ход упражнения. Курица: «ко-ко-ко!», петух: «ку-ка-ре-ку!», гусь: «га-га-га!», уточка: «кря-кря!», цыпленок: «пи-пи-пи!», кошка: «мяу-мяу!» (тихо, высоким голосом, собака: «гав-гав!», корова: «му-му!» (громко, низким голосом, свинья: «хрю-хрю!», лошадь: «иго-го!», коза «ме-ме!».

Упражнение «Чей голос?»

Цель: научить ребенка различать голоса взрослых животных и птиц от голосов детенышей.

Ход упражнения: К детям пришли гости. Угадайте чей это голос:

Мяу-мяу! Кто это? (Кошка).

А это кто? Мяу-мяу! (Тонким голосом) – Это котенок!

И т. п. со всеми домашними животными и птицами.

Д/игра: «Отгадай животное и птицу»

Цель: научить детей называть животное или птицу по выполняемому ими действию.

Мычит (кто) корова

Мяукает (кто)

Лает (кто)

Хрюкает (кто…

Ржет (кто)

Кудахчет (кто…

Крякает (кто)

Кукарекает (кто…

Гагочет (кто)

Д/игра «Собери семью»

У кошки котенок.

У собаки щенок.

У коровы теленок.

У свиньи поросенок.

У козы козленок.

У курицы цыпленок.

У утки утенок.

У гуся гусенок.

Д/игра «Сколько здесь зверят?»

Цель: образование множественного числа существительных обозначающих названия детенышей домашних животных и птиц.

Котенок + котик = котята

Щенок + щеночек =

Жеребенок + жеребеночек =

Поросенок + поросеночек =

Козленок + козленочек =

Утенок + утеночек =

Цыпленок + цыпленочек =

Д/игра «Назови ласково»

Цель: научить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Кошка – кошечка

Собака – собачка и т. п.

Котенок – котеночек

Козленок – козленочек и т. п.

Приложение № 3

Для старшей группы – /лексическая тема «Семья»/

Текст: Быстро пролетело лето. Ах, как хорошо было у бабушки в деревне! Много новых друзей появилось у Маши. А сейчас, отмеряя километры, автобус везет Машу в город. Папа и мама будут встречать дочку на автовокзале. Маша обнимет их, поцелует, а потом расскажет, как ходила с бабушкой в лес за грибами, как помогала варить варенье, расскажет обо всем, чему научилась летом.

Д/игра: «Четвертый лишний»

Мама, папа, бабушка, повар

Бабушка, мама, дочка, папа

Бабушка, папа, дедушка, сын

Мама, папа, бабушка, внучка, дедушка.

П\гимнастика:

Этот пальчик – дедушка,

(загибаем пальцы на одной руке от большого к мизинцу)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья. (сжимаем кулак).

Упражнение: «Про кого я говорю?»

Цель: Развивать наблюдательность, умения ориентироваться в основных признаках описываемого объекта.

Ход упражнения:

Педагог описывает одного члена семьи, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это женщина, на ней синяя юбка, зеленая кофта, черные туфли на высоком каблуке, волосы у нее темные, распушенные. Она ходит на работу, следит за своими детьми, готовит пищу».

Упражнение: «Кто назовет больше действий»

Цель: научить правильно, подбирать глаголы, обозначающие различные действия.

Ход упражнения:

Педагог проводит с детьми беседу.

- Что может делать мама (папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, брат, сестра?

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

Упражнение: «От старшего к младшему».

Цель: научить расставлять членов семьи по старшинству и наоборот. Дифференцировать членов семьи по половому признаку.

Ход упражнения:

Педагог предлагает расставить предметные картинки с изображением членов семьи по возрастному убыванию, назвать.

Д/игра: «Кто быстрее?».

Ответить на вопросы –

1. Сестру брат зовет домой. Кто дома? (Брат) Кто на улице? (Сестра).

2. Машу слушала мама. Кто говорил? (Маша) Кто слушал? (Мама).

3. Сережу ударил Рома. Кто драчун? (Рома).

4. Папу ждет Оля. Кто задержался? (Папа)

5. Ваня шел впереди папы. Кто шел сзади? (Папа)

Д/игра: «Чей предмет?» (закрепление согласования притяжательных прилагательных с существительными)

На доске картинки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки. У каждого ребенка предметные картинки.

Педагог предлагает ребенку поставить свою картинку к тому, чей это предмет. Проговорит предложение: «Это мамина кофта» и т. д.

Упражнение: «Путаница».

Цель: научить детей слышать речь педагога, замечать ошибки.

Послушай предложения и скажи, что в предложениях неправильно.

Мама стирает сына в ванне.

Мама моет белье в стиральной машине.

Папа кладет розы в вазу.

Дедушка ставит карандаш на стол.

Мама накладывает в тарелку суп.

Папа кладет тарелку в раковину.

Сын ставит рукавицы в карман.

Мама включает форточку.

Дочь открывает свет.

Стихотворения.

З. Александрова

Бабушка.

У бабушки нашей хватает забот:

Для Тани с Наташей и вяжет и шьет.

Читает им книжки, поет перед сном,

Гулять ребятишек ведет вечерком.

Е. Трутнева

Наша бабушка.

Бабушка наша очень добра.

Бабушка наша стала стара.

Если на лбу появляется шишка,

Пуговки нет, изорвется пальтишко

Или другая какая беда, -

Бабушка нам помогает всегда.

Бабушка теплые варежки свяжет.

Бабушка вечером сказку расскажет.

Слушать ее мы готовы часами!

Что позабудет, подскажем ей сами.

Е. Кан.

Восьмое марта.

Папа маме торт принес,

Бабушке – конфеты

И игрушек целый воз

Для сестренки Светы.

Было так обидно мне,

Младшему братишке,

Почему в календаре

Нету дня мальчишки.

Л. Дьяконов

Мама вечером стирала.

Мама вечером стирала, а я рядышком стояла.

Я стояла около, не стирала – охала,

Да глазами хлопала, да ногами топала.

Лучше было не стоять – взять да с мамой постирать.

Выстирать пелёночки для сестры Аленочки.

Приложение № 4

Для подготовительной группы – /лексическая тема «Семья»/

Текст: Мама с утра хлопочет. Румяные пироги с разными начинками уже лежат на блюде. Папа купил в магазине большой торт и шесть маленьких разноцветных свечек. Бабушка накрывает в гостиной стол. Малыш крутится у всех под ногами: ведь он знает, где лежат подарки для Маши. Вот и собралась за столом вся семья. Даже ленивый кот Тишка перебрался в кресло поближе к столу. Маша задула все свечи на торте. «С днем рождения, Машенька, ты стала совсем большой!

Д/игра: «Подбери – признак»

Мама (какая) добрая, красивая, хорошая, молодая и …

Бабушка (какая)

Сестра (какая)

Дочка (какая)

Папа (какой)

Дедушка (какой…

Брат (какой)

Сын (какой)

Семья (какая)

Д/игра: «Что как делается?»

Цель: придумать больше слов для окончания предложения.

Маша играла ВЧЕРА, ДОЛГО, ВЕСЕЛО, АЗАРТНО, и ИНТЕРЕСНО.

Мама готовит обед …

Брат занимался спортом …

Бабушка пришивала пуговицу …

Папа бежал …

Сын пел песню…

Сестра готовила уроки…

Дедушка читал газету …

Д/игра: «Какой – как?»

Цель: образовать наречия, отвечая на вопрос «как?»

Беспокойный –

Быстрый –

Веселый –

Дерзкий –

Злой –

Капризный –

Ласковый –

Любезный –

Приветливый –

Радостный –

Торопливый –

Учтивый –

Честный –

Упражнение: «Путаница»

Цель: учить детей составлять предложения.

Хлопочет, с, мама, утра.

Снежинки, Маша, из, делает, бумаги

Дедушка, прогулки, с, домой, вернулся

Дима, летом, в, купался, реке, глубокой

В, собирала, лесу, бабушка, сладкие, грибы, и, ягоды

И т. п.

Стихотворение

Что такое день рожденье?

Это радость и веселье,

Это песни, шутки смех –

День, который лучше всех!

Приложение № 5

Краткий конспект занятия по итогам мастер-класса.

Тема занятия: «___»

Цели занятия:

1. ___

2. ___

3. ___

4. ___

Методические приемы: ___

Публикации по теме:

Мастер-классы для детей и подростков Мультимедиа Арт Музей в Москве проводит бесплатные мастер-классы для детей в возрасте от 7 лет. В ближайшее время приглашаем посетить мастер-классы.

Презентация мастер-класса «Букет цветов, выполненный в технике «торцевание на пластилине».Презентация мастер-класса «Букет цветов, выполненный в технике «торцевание на пластилине». Мастер - класс "Букет цветов, выполненный в технике "торцевание на пластилине "предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • ПДД
  • Птицы
Автор публикации:
План-конспект мастер-класса. Тема: «Обучение детей дошкольного возраста пересказу».
Опубликовано: 29 октября 2012 в 20:51
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...