План-конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы общеразвивающей направленности

Виктория Кожевникова
План-конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы общеразвивающей направленности

План-конспект

непосредственно образовательной деятельности

детей старшей группы общеразвивающей направленности

Тема недели: «Грибы. Деревья, кустарники»

Темы дня: понедельник - «Загадки леса»;

вторник - «Детки с ветки»;

среда - «Съедобные- несъедобные»;

четверг - «Осенняя береза»;

пятница - «Белоствольная красавица».

Подготовила воспитатель: Кожевникова Виктория Владимировна

Примерный план-конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Грибы. Деревья, кустарники»

Возраст: старшая группа (5-6 лет)

Дата: с 08.10.12г. по 12.10.12г.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки; слайдовая презентация «Съедобные- несъедобные», «Деревья и кустарники», раскраски, разрезные картинки, натуральные грибы или макеты грибов, видеоматериалы- «Березовая роща», аудиоматериалы «Во поле березка стояла»; репродукции картин Шишкина, Левитана, Васнецова, Грабаря

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Труд», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Задачи:

- расширять и уточнять представления детей о грибах, деревьях и кустарниках («Познание»);

- совершенствовать умение сравнивать предметы по длине, считать в пределах 5(«Познание»);

- совершенствовать опыт конструирования поделок из бумаги («Познание»);

- расширять и уточнять представления детей о самом почитаемом дереве в России-березе, о значении ее в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о ее взаимосвязи с окружающей средой посредством наблюдений, продуктивной и исследовательской деятельности, проведения ряда опытов («Познание»);

- развивать мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие, внимание, конструктивные способности в ходе познавательно- исследовательской и конструктивной деятельности («Познание»);

- совершенствовать опыт составления рассказа-описания березы по схеме («Коммуникация»);

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми («Коммуникация»);

-совершенствовать грамматический строй речи («Коммуникация»);

-активизировать словарь детей («Коммуникация»);

- приобщать детей к чтению художественных произведений, развивать художественное восприятие («Чтение художественной литературы»);

- расширять и уточнять представления детей о жанре живописи – пейзаж, о том, что пейзаж изображается у художников в разное время года («Художественное творчество»);

- совершенствовать опыт рисования пейзажа, передавая форму, размер деревьев, расположение веток, листьев («Художественное творчество»);

- совершенствовать приемы аппликации посредством изготовления грибов, передавая размер, форму, цвет («Художественное творчество»);

- совершенствовать навык пролезания в обруч, прыжков на двух ногах («Физическая культура»);

- развивать двигательную активность, координацию движения, ловкость («Физическая культура»);

- расширять и уточнять представление детей о лечебных свойствах березы для человека («Здоровье»)

- совершенствовать опыт распределения ролей и действия в соответствии с ними в разыгрывании сюжета «Мы идем в магазин» («Социализация»);

- расширять представления детей о профессии продавца посредством разыгрывания ситуации и ситуативных разговоров («Труд»);

- расширять представления детей о профессии лесник, егерь посредством ситуативного разговора («Труд»);

- расширять и уточнять представление детей о правилах безопасного поведения в природе, приобщать к правилам безопасного использования в пищу съедобных грибов, совершенствовать умение отличать съедобные грибы от несъедобных («Безопасность»);

- расширять и уточнять представление детей о ПДД, воспитывать осторожность, внимательность на дороге («Безопасность»);

-разучивание песни «Во поле береза стояла», хоровода «Березонька» (ОО «Музыка»)

Методы и приемы:

Практические: игра, экспериментирование.

Словесные: ситуативный разговор, рассказывание.

Наглядные: наблюдение, рассматривание репродукций картин, иллюстраций

Логика образовательной деятельности.

Настольно – печатные игры:

«Деревья и кустарники»

Цель: развивать мышление, зрительное восприятие, внимание; совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарный запас.

Ход игры: дети называют дерево по семенам, цветению.

Лото «На лесной тропинке»

Цель: развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление; совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарный запас; воспитывать дружеские, доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Ход игры: дети выбирают ведущего, который раздает карточки, а затем достает из коробки картинку, говорит, что на ней нарисовано. Ребенок, у которого на карточке названный гриб, берет картинку.

Дидактические игры

1. «Разрезные картинки»

Цель: развивать целостное восприятие, мышление, мелкую моторику и координацию движений рук: совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарный запас; воспитывать дружеские, доброжелательные взаимоотношения между детьми в работе парами.

Ход игры: разрезные картинки разложены в 3 коробки (в красной-из 8 частей, в желтой-из 6 частей, в зеленой-из 5 частей, дети, зная сложность заданий в каждой коробке, выбирают и собирают разрезные картинки, затем говорят, что у них получилось.

2. «Один-три-пять»

Цель: совершенствовать грамматический строй речи (умение согласовывать числительные с существительными).

Ход игры: воспитатель или ребенок называет гриб, дети согласуют существительное с числительными один, три, пять. Например: одна лисичка, три лисички, пять лисичек; один дуб, три дуба, пять дубов.

3. «Угадай дерево»

Цель: развивать слуховое внимание, образное восприятие, мышление, память; активизировать словарный запас существительными.

Ход игры: взрослый называет признак дерева (кустарника, а дети отгадывают дерево (кустарник, отвечая полным ответом (повторяя все предложение). Например:

-белоствольная….(береза). Резные листья у (клена). Красные ягоды у….(рябины). И т. п.

4. «Что изменилось?

Цель: развивать зрительное внимание, мышление, память; активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.

Ход игры: дети в течение нескольких секунд смотрят на ряд картинок с изображением деревьев (кустарников, затем закрывают глаза. В это время воспитатель переставляет картинки (или может добавить картинки с изображением грибов). Дети открывают глаза и говорят, что изменилось.

5. «Соберем гербарий»

Цель: совершенствовать грамматический строй речи (умение образовывать относительные прилагательные); активизировать словарный запас.

Ход игры: воспитатель говорит, часть предложения, а дети договаривают его, образуя относительное прилагательное с сущ-м.

Например: сорву с дуба….дубовый лист, сорву с клена….кленовый лист, сорву с березы….березовый лист и т. д.

6. «С какой ветки детки?»

Цель: развивать внимание, целостное восприятие, мышление, зрительную память.

Ход игры: дети делятся на две группы, им предлагаются картинки, 1 группа выбирают деревья (по заданному образцу, н-р, семена, 2 группа – кустарники-цветения. Вариативность может меняться. Оценивается скорость и правильность выполнения задания.

7. «Угадай слово»

Цель. Совершенствовать навык детей образовывать антонимы, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило. Воспитатель просит детей закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Например, дуб большой, а рябина….

Сосна высокая, а куст….

8.«Опиши гриб»

Цель: совершенствовать грамматический строй речи (умение называть и составлять рассказ по схеме; активизировать словарный запас.

Ход игры: воспитатель выставляет картинки с изображением грибов. Дети поочередно их называют и составляют рассказы по схеме: как выглядит гриб, где он растет, съедобен ли гриб.

9. «Что в корзину, что в ведро?»

Цель: совершенствовать грамматический строй речи (умение отличать съедобный гриб от несъедобного, активизировать словарный запас.

Ход игры: дети поочередно берут по одному грибу, называют его, съедобный гриб кладут обратно в корзину, а несъедобный- в ведро.

Подвижные игры

Подвижная игра с речевым сопровождением «Листики»

Цель: развивать координацию слов с движениями, внимание, ориентировку в пространстве, двигательную активность.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул- полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Подвижная игра «Тополь» (см. «Комплексные занятия- старш. гр., Н. В. Лободина,стр. 334)

Цель: развивать координацию слов с движениями, внимание, ориентировку в пространстве, двигательную активность.

Ход игры: выбирается водящий- это тополь. Он стоит в центре круга. Играющие, располагаясь по кругу, приседают. Игра начинается после произнесения слова «Тополь!». Находящиеся в кругу дети договариваются между собой условными знаками, действиями (кивком или поворотом головы, подмигиванием, взмахом руки и т. д.) и быстро меняются местами. Водящий в это время стремится занять освободившееся место. Оставшийся без места становится водящим. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

П/и «Листопад»(см. Уланова Л. А. «Методич. рекоменд. по орган. И провед. прогулок детей 3-7 лет, стр. 8)

Цель: закрепить представление детей о цвете, величине осенних листьев; закрепить понятие «листопад».

Ход игры: дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету. Дети бегают, взмахивают руками:

Листопад! Листопад!

Листья желтые летят (действия выполняют дети с желтыми листьями)

Кружатся красивые желтые листочки!

Кружатся красивые красные листочки (действия выполняют дети с красными листьями).

Сели! Уселись и замерли. (Не шевелятся)

Прилетел легкий ветерок, подул. (Дуют)

Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Разбежались)

Закружились, закружились (Кружатся)

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят!

Пальчиковая гимнастика (см. ж/л «Реб. в дет. саду»№5,2011г., стр. 37)

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию слов с движениями, речь, память.

"За грибами"

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Потому и потолстел.

«Осенние листья» (см. Уланова Л. А. «Методич. рекоменд. по орган. И провед. прогулок детей 3-7 лет, стр. 7)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«Шагают» пальчиками)

Физминутки (см. ж/л «Реб. в дет. саду»№5,2011г., стр. 37)

«Листья»

Листья осенние тихо кружатся,

(Кружатся, разведя руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят,

(Машут руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят.

«По грибы»

Утром дети в лес пошли,

(Маршируют на месте.)

Под березой гриб нашли,

(Наклоняются вперед, выпрямляются.)

А под елкой, посмотри,

(Наклоняются вправо-влево.)

Притаилось еще три!

(Разводят руки в стороны, опускают низ.)

А пока грибы срывали,

(Наклоняются, касаются пола.)

Мы к обеду опоздали!

(Прижимают ладони к щекам, качают головой.)

Заспешили, побежали

(Бегут на месте.)

И грибы все растеряли.

(Садятся на корточки.)

Игровая ситуация

Разыгрывание сюжета «Мы идем в магазин»

Цель: развивать игровую деятельность; совершенствовать умение распределять роли и действовать в соответствии с ними; развивать диалогическую речь, свободное общение со взрослыми и сверстниками.

Ход игры: дети распределяют роли между собой и разыгрывают сюжет.

Продуктивная деятельность

Рисование с элементами аппликации «Осенняя береза»

Цель: совершенствовать опыт рисования березы, передавая форму, размер, расположение ветвей, а также навык рационального наклеивания листочков.

Конструктивная деятельность

Конструирование из бумаги «Грибочки»

Цель: совершенствовать опыт конструирования грибочков из бумаги.

Ситуативный разговор

«С кем ты дружишь, береза?»

Цель: расширять и уточнять представление детей о самом почитаемом дереве в России-березе.

Примерные вопросы:

-Какое настроение у дерева?

- От чего оно зависит?

- Как дерево заботиться о детях?

«Кто такой лесник, егерь?»

Цель: расширять представления детей о профессиях лесника, егеря, их значимости.

Примерные вопросы:

- Как называется профессия человека, который следит за порядком в лесу, за животными?

- Чем они занимаются?

- Нужны ли эти профессии?

Познавательно – исследовательская деятельность

1. Наблюдения за деревьями (березой, кустарниками.

Цель: уточнять понятия «дерево», «куст»; отметить их отличительные особенности; уметь отличить их семена;

2. Формирование целостной картины мира. ТРИЗ-РТВ.

Примерные вопросы:

-Для чего листья дереву?

-Чем дерево было раньше, чем потом (работа с системным оператором?

-Если деревья оживут, они могут помочь? Как?

-Что бывает с деревьями, когда они становятся старыми?

3. Детское экспериментирование «Береза- белая красавица»

Цель: расширять и уточнять представления детей о лечебных свойствах березы, систематизировать представления о преобразовании отдельных частей дерева в бытовых целях (дегтярное мыло, березовый веник, береста, сережки, почки, листья и т. д.)

Экспериментальная деятельность оценивается шкалой успеха: звезда – сегодня я работал в полную силу; круг – я старался, но у меня не все получилось; стрелка – я сегодня плохо работал.

Проектная деятельность

Цели:

• самостоятельно и охотно приобретать недостающие представления из разных источников;

• совершенствовать навык пользоваться приобретенными представлениями для решения познавательных и практических задач;

• развивать коммуникативные способности, работая в различных группах;

• развивать исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

• развивать системное мышление.

Виды деятельности:

-Развлечение для детей на тему «Белоствольная красавица»;

-Составление творческих рассказов «Сказка о березе» +рисунок;

-Выставка поделок из бересты «Папа, мама, я- творим чудеса»

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок:

Предметные картинки по теме «Опасные двойники», книжки-малышки с загадками и стихами о грибах, иллюстрации березы в разное время года

Восприятие художественной литературы

Стихотворения:

• А. Прокофьев «Люблю березку русскую…»

• С. Есенин «Белая береза»

Рассказы и сказки:

• Рассказ «Осенний день в березовой роще» И. Тургенев;

• Рассказ «Подарок» К. Паустовский;

• Рассказ «Лесная красавица» С. Леонидов;

• Рассказ «Березовая елка» Е. Санин;

• Р. н. с. «Как коза избушку построила»;

Загадки о грибах

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

(гриб)

Не спорю- не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.

(Подберезовик)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной

Никуда не годный.

(Мухомор)

Зимой и летом-

Одним цветом.

(Ель)

Красная ягодка летом- горька,

Зимой- сладка.

На каком дереве растет?

(Рябина)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза)

У какого дерева все ветки

С рождения в беретках,

Когда с деревьев упадут,

Своих беретов не найдут.

(Дуб)

Взаимодействие с семьёй

• Проект: наблюдения за березой;

• Конкурс совместных работ детей и родителей «Папа, мама, я- творим чудеса» - поделки из бересты и природного материала;

• Составление творческих рассказов «Сказка о березе»+ рисунок

Публикации по теме:

Педагогический проект «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности» педагогический проект соответствует федеральным государственным требованиями и основывается на основной общеобразовательной программе дошкольного.

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Сюжетные картинки
  • Транспорт
Автор публикации:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы общеразвивающей направленности
Опубликовано: 7 декабря 2012 в 23:06
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...
Уголок творчества своими руками «Морские обитатели»
На стенде меняются выставки очень часто. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит...
Новогодние поделки-елочки. Творчество родителей.
Уважаемые друзья- маамовцы, коллеги, доброго времени суток! В нашем детском саду начался конкурс новогодних елочек. Проводится он в рамках акции...
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...
Мастер-класс от детей средней группы «Петя, Петя, Петушок»
Здравствуйте мои дорогие, сердцу милые и такие родные! Рада всех гостей встречать, значит буду Вас всех привечать. Представлю Вам сегодня мастер-класс,...