План-конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы общеразвивающей направленности

Виктория Кожевникова
План-конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы общеразвивающей направленности

План-конспект

непосредственно образовательной деятельности

детей старшей группы общеразвивающей направленности

Тема недели: «Фрукты»

Темы дня: понедельник - «Фрукты- полезные продукты»;

вторник - «Профессия- садовод»;

среда - «Блюда из фруктов»;

четверг - «Что купили в магазине?»;

пятница - «Яблочная история».

Подготовила воспитатель: Кожевникова Виктория Владимировна

Примерный план-конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Фрукты»

Возраст: старшая группа (5-6 лет)

Дата: с 24.09.12г. по 28.09.12г.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки; слайдовая презентация «Натюрморт», трафареты фруктов, раскраски, разрезные картинки, натуральные фрукты или макеты фруктов, видеоматериалы- мульт. Мешок яблок», «Молодильные яблоки», «Яблоко»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Труд», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Задачи:

- расширять и уточнять представления детей о фруктах, их внешнем виде, вкусовых качествах («Познание»);

- совершенствовать умение составлять квадрат из счетных палочек, считать в пределах 5(«Познание»);

- совершенствовать опыт конструирования поделок из бумаги («Познание»);

- расширять и уточнять представления детей о свойствах фруктов (яблоке,систематизировать о процессе преобразования, видоизменения от семечка до продукта питания посредством проведения ряда опытов («Познание»);

- развивать мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие, внимание, конструктивные способности в ходе познавательно- исследовательской и конструктивной деятельности («Познание»);

- совершенствовать опыт составления рассказа-описания фруктов по схеме («Коммуникация»);

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми («Коммуникация»);

-совершенствовать грамматический строй речи («Коммуникация»);

-активизировать словарь детей («Коммуникация»);

- приобщать детей к чтению художественных произведений, развивать художественное восприятие («Чтение художественной литературы»);

- расширять и уточнять представления детей о жанре живописи – натюрморте, о том, какие предметы изображаются на натюрмортах («Художественное творчество»);

- совершенствовать опыт рисования натюрморта, передавая форму, размер, расположение предметов («Художественное творчество»);

- совершенствовать приемы лепки посредством изготовления фруктов, передавая размер, форму, цвет («Художественное творчество»);

- совершенствовать навык прыжков в высоту с места, подбрасывания мяча вверх и ловли его двумя руками («Физическая культура»);

- развивать двигательную активность, координацию движения, глазомер, ловкость, ориентировку в пространстве («Физическая культура»);

- расширять и уточнять представление детей о пользе фруктов для здоровья человека («Здоровье»)

- совершенствовать опыт распределения ролей и действия в соответствии с ними в разыгрывании сюжета «В фруктовом магазине» («Социализация»);

- расширять представления детей о профессии продавца посредством разыгрывания ситуации и ситуативных разговоров («Труд»);

- расширять представления детей о профессии садовода посредством ситуативного разговора («Труд»);

- расширять и уточнять представление детей о необходимости мыть фрукты перед едой, приобщать к правилам безопасного поведения при пользовании бытовыми приборами и электроприборами («Безопасность»);

- расширять и уточнять представление детей о ПДД, воспитывать осторожность, внимательность на дороге («Безопасность»);

Методы и приемы:

Практические: игра, экспериментирование.

Словесные: ситуативный разговор, рассказывание.

Наглядные: наблюдение

Логика образовательной деятельности.

Настольно – печатные игры:

«Ассоциации»

Цель: развивать мышление, зрительное восприятие, внимание; совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарный запас.

Ход игры: дети подбирают фрукты по цвету, форме, размеру.

Лото «Фрукты»

Цель: развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление; совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарный запас; воспитывать дружеские, доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Ход игры: дети выбирают ведущего, который раздает карточки, а затем достает из коробки картинку, говорит, что на ней нарисовано. Ребенок, у которого на карточке названный фрукт, берет картинку.

«Во саду ли, в огороде»

Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, мышление; активизировать словарный запас.

Ход игры: ребенок раскладывает картинки с изображением овощей и фруктов на соответствующее панно (огород или сад).

Дидактические игры

1. «Разрезные картинки»

Цель: развивать целостное восприятие, мышление, мелкую моторику и координацию движений рук: совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарный запас; воспитывать дружеские, доброжелательные взаимоотношения между детьми в работе парами.

Ход игры: разрезные картинки разложены в 3 коробки (в красной-из 8 частей, в желтой-из 6 частей, в зеленой-из 5 частей, дети, зная сложность заданий в каждой коробке, выбирают и собирают разрезные картинки, затем говорят, что у них получилось.

2. «Один-три-пять»

Цель: совершенствовать грамматический строй речи (умение согласовывать числительные с существительными).

Ход игры: воспитатель или ребенок называет фрукт, дети согласуют существительное с числительными один, три, пять. Например: один апельсин, три апельсина, пять апельсинов.

3. «Угадай по описанию»

Цель: развивать слуховое внимание, образное восприятие, мышление, память; активизировать словарный запас прилагательными.

Ход игры: ребенок описывает фрукт, не называя его, остальные отгадывают, о каком фрукте идет речь. Например:

-желтый, овальный, кислый (лимон);

-оранжевый, большой или маленький, сочный, вкусный, сладкий (апельсин).

4. «Что изменилось?

Цель: развивать зрительное внимание, мышление, память; активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.

Ход игры: дети в течение нескольких секунд смотрят на ряд картинок с изображением фруктов, затем закрывают глаза. В это время воспитатель переставляет картинки (или может добавить картинки с изображением овощей). Дети открывают глаза и говорят, что изменилось.

5. «Назови сок»

Цель: совершенствовать грамматический строй речи (умение образовывать прилагательные); активизировать словарный запас.

Ход игры: воспитатель говорит, из чего приготовлен сок, а дети отвечают, какой сок получился. Например: сок из банана – банановый сок; сок из граната– гранатовый сок и т. д.

6. «С какой ветки детки?»

Цель: развивать внимание, целостное восприятие, мышление, зрительную память.

Ход игры: дети делятся на две группы, им предлагаются картинки, 1 группа выбирает (по заданному образцу, н-р, круглые, сладкие, 2 группа – овальные, сладкие. Вариативность может меняться Оценивается скорость и правильность выполнения задания.

Дидактическая игра «Кто скорее соберет» (Модели – грядка, сад)

Цель. Совершенствовать навык детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

ОПИСАНИЕ. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

«А сейчас будем соревноваться – чья команда скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».

Выбираются две команды: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та команда, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт).

После этого объявляется команда-победитель. Игра продолжается с другими командами.

Подвижные игры

Музыкальная игра «Апельсин»

Для этой игры понадобится апельсин. Участники игры танцуют под музыку и одновременно передают друг другу апельсин. Ведущий время от времени выключает музыку. Тот, у кого в этот момент оказался в руках апельсин, выбывает. Выигрывает последний танцующий игрок, в награду он получает апельсин.

Подвижная игра «Апельсин»

Цель: развивать координацию слов с движениями, внимание, ориентировку в пространстве, двигательную активность.

Ход игры: дети произносят слова и выполняют соответствующие движения

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь кто -куда!

Водящий ловит убегающих детей.

«Корзина с фруктами»

Цель: развивать двигательную активность, ловкость, быстроту.

Ход игры: Дети садятся в круг на расстоянии метра друг от друга на корточки. Каждый называет себя каким - нибудь фруктом: грушей, ананасом, апельсином - кому что по вкусу. Водящий - покупатель стоит в кругу. Ребята спрашивают: "Что ты купил?" Покупатель отвечает, к примеру, так: "Я пришел с рынка, принес яблоко и грушу". Тогда "яблоко" и "груша" быстро меняются местами, а покупатель старается занять место кого - нибудь из них. Тот, кто остается без места, отправляется на базар - становится водящим.

«Сортируем фрукты»

Цель: развивать двигательную активность, ловкость, быстроту.

Ход игры: играют два ребенка. В корзине перемешаны яблоки и груши. Один ребенок в свою корзину собирает яблоки, другой - груши. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию слов с движениями, речь, память.

"Компот"

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешают”)

Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Вот:

Будем яблоки крошить, (имитируют движения, крошат)

Грушу будем мы рубить. (имитируют движения, рубят)

Отожмем лимонный сок (имитируют движения отжимают)

Слив положим и песок. (имитируют движения)

Варим, варим мы компот. (“варят” и мешают”.)

Угостим честной народ. (угощают)

Игра малой подвижности " Садовник"

Цель: Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи.

Мы вчера в саду гуляли, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы смородину сажали. (Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.)

Яблони белили мы Известью, белилами. (Движение правой рукой вверх-вниз.)

Починили мы забор, (Имитируют удары молотком.)

Завели мы разговор: —

Ты скажи,

Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь? (Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.)

- Дам в награду

Слив лиловых,

Груш медовых,

Самых крупных,

Спелых яблок,

Вишен целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

(На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)

Скороговорка

Груша, девочка мала,

Грушу-дерево трясла.

С груши груши градом,

Груша грушам рада.

(С. Погореловский)

Игровая ситуация

Разыгрывание сюжета «В фруктовом магазине»

Цель: развивать игровую деятельность; совершенствовать умение распределять роли и действовать в соответствии с ними; развивать диалогическую речь, свободное общение со взрослыми и сверстниками.

Ход игры: дети распределяют роли между собой и разыгрывают сюжет.

Продуктивная деятельность

Рисование «Натюрморт с фруктами»

Цель: совершенствовать опыт рисования натюрморта, передавая форму, размер, расположение предметов

Лепка «Фрукты на тарелке»

Цель: совершенствовать приемы лепки посредством изготовления фруктов, передавая размер, форму, цвет

Конструктивная деятельность

Конструирование из бумаги «Коробочка для фруктов»

Цель: совершенствовать опыт конструирования коробочки из бумаги.

Ситуативный разговор

«Нужно ли мыть фрукты?»

Цель: расширять и уточнять представление детей о необходимости мыть фрукты перед едой.

Примерные вопросы:

- Что мы делаем с фруктами перед едой?

- Нужно ли мыть фрукты?

- Что будет, если мы не помоем фрукты?

«Фрукты - витаминные продукты»

Цель: расширять и уточнять представление детей о пользе фруктов для здоровья человека

Примерные вопросы:

- Почему нам надо кушать фрукты?

«Кто такой садовод?»

Цель: расширять представления детей о профессии садовода, ее значимости.

Примерные вопросы:

- Как называется профессия человека, который выращивает фрукты?

- Чем занимается садовод?

- Нужна ли профессия садовода?

Познавательно – исследовательская деятельность

Детское экспериментирование «Яблочная история»

Цель: расширять и уточнять представления детей о свойствах яблока, систематизировать представления о процессе преобразования, видоизменения от семечка до продукта питания.

Экспериментальная деятельность оценивается шкалой успеха: звезда – сегодня я работал в полную силу; круг – я старался, но у меня не все получилось; стрелка – я сегодня плохо работал.

Проектная деятельность

Цели:

• самостоятельно и охотно приобретать недостающие представления из разных источников;

• совершенствовать навык пользоваться приобретенными представлениями для решения познавательных и практических задач;

• развивать коммуникативные способности, работая в различных группах;

• развивать исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

• развивать системное мышление.

Виды деятельности:

-Познавательно- игровой досуг на тему «Яблочная история»;

-Презентация блюд из яблок;

-Создание фотоальбома «Мамин помощник»» (поэтапное приготовление блюда в домашних условиях совместно с родителями)

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок:

Предметные картинки по теме «Фрукты», книжки-малышки с загадками и стихами о фруктах

Восприятие художественной литературы

Стихотворения:

• Аким Я. Яблонька.

• Квитко Л. Новая яблоня. Жалоба деревьев. Сливы. Вишенка.

• Коринец Ю. Последнее яблоко.

• Кутанин С. Сад.

• Рашид У. Наш сад.

• Токмакова И. Яблонька.

Рассказы и сказки:

• Русская народная сказка. Гуси –лебеди.

• СвинцовВ. Сказка про яблоньку.

• В. М. Каратай «Уборка урожая»

• М. Сарьян «Натюрморт. Виноград», М. Сарьян «Натюрморт»

• В. Ван Альст «Натюрморт с фруктами».

• В. Сутеев «Мешок яблок».

• К. Ушинский «История одной яблоньки».

• Л. Толстой «Старик сажал яблони

• Сухомлинский В. Внучка старой вишни.

• Толстой Л. Косточка.

Загадки о фруктах и ягодах

Цитрус он, растет на юге,

В теплой роще, не на грядке

Но любим у нас в округе

Фрукт оранжевый и сладкий.

Мы приходим в магазин,

Покупаем.

(Апельсин)

Долгоножка

Хвалится:

- Я ли не красавица?

А всего-то – косточка

Да красненькая кофточка!

(Вишня)

Маленькая печка с красными угольками.

(Гранат)

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло!

(Клюква)

Он оранжевый и сочный,

Любит Новый год.

Посмотри под ёлку - точно,

Он в подарках ждет!

Этот рыжий господин -

Вкусный сладкий.

(Мандарин)

Синий мундир,

Желтая подкладка,

А в середине сладко.

(Слива)

На сучках висят щары,

Посинели от жары.

(Сливы)

Сам с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь - гладко,

А откусишь - сладко.

(Яблоко)

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву.

(Яблоко)

Круглое, румяное

С дерева достану я,

На тарелку положу:

"Кушай, мамочка", -скажу.

(Яблоко)

Круглое, румяное, я расту на ветке;

Любят меня взрослые и маленькие детки.

(Яблоко)

Взаимодействие с семьёй

• Проект: презентация блюд из яблок

• Конкурс совместных работ детей и родителей «Дары осени» - поделки с детьми из овощей фруктов и природного материала.

Примечание. Текст, выделенный желтым цветом, означает использование педагогом «Ситуации успеха» в НОД в рамках экспериментальной работы в ДОУ

Публикации по теме:

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, выполненнные вместе с детьми. Фрукты для кукол.Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, выполненнные вместе с детьми. Фрукты для кукол. Осенью одной из тем образовательной области «Познание», с которой мы знакомим детей, является тема «Фрукты». В непосредственно-образовательной.

Педагогический проект «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности» педагогический проект соответствует федеральным государственным требованиями и основывается на основной общеобразовательной программе дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Праздники
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы общеразвивающей направленности
Опубликовано: 5 декабря 2012 в 17:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Наблюдение за свинушками». Фотоотчет наблюдения на прогулке в старшей группе
Изучение лексической темы "Грибы" в старшей логопедической группе началось с незапланированного наблюдения на утренней прогулке. В сентябре утренний прием...
Мои стихи о цветах
Дорогие друзья, гости моей странички! Наверное, нет такого человека, который бы равнодушно относился к цветам. На сайте было очень много публикаций,...
Опыт «Исследование давления воздуха». Экспериментальная деятельность детей.
Цели: - развивать у детей любознательность и интерес к исследовательской деятельности; - исследование давления воздуха; - развивать логическое...
Конспект занятия по энергосбережению в младшей группе «Свет вы зря не жгите, меня вы...
Цель: воспитывать бережное отношение к энергоресурсам. Задачи: продолжать знакомить детей с окружающим миром, электроприборами, развивать фантазию, умение...
«Сны деревьев». Рассказы детей старшего дошкольного возраста
После прошедшей тематической недели, которая прошла под названием "Лес. Деревья. Кустарники Бузулукского бора" возникла идея создания групповой книги с...