Речевой досуг для детей средней группы «Зимние забавы»

людмила черноситова
Речевой досуг для детей средней группы «Зимние забавы»

Тема: «Зимние забавы»

(Речевой досуг для детей средней группы)

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в средней группе.

Тема: «Зимние забавы».

Разработала Черноситова Людмила Васильевна, воспитатель высшей категории ДС № 160 «Дубравушка» г. о. Тольятти

Время проведения: февраль 2013 года в рамках тематической недели «Зима»

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».

Цель: развитие в занимательной форме речевой деятельности детей.

Задачи:

Образовательная область «Коммуникация»:

1. Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников по теме «Зима».

2. Развивать речевое дыхание, силу голоса.

3. Закреплять умение детей употреблять в речи предлоги «на», «под», «около».

4. Закреплять и дифференцировать признаки осени и зимы. Формировать умения составлять предложения по картинкам-схемам.

5. Упражнять в образовании множественного числа существительных.

Образовательная область «Социализация»:

1. Формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, способствовать свободному общению с взрослыми и детьми.

2. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Образовательная область «Познание»:

1. Способствовать расширению представлений детей о зиме (погода, природа, животный и растительный мир, забавы детей).

2. Развивть конструктивный праксис.

3. Совершенствовать умения детей составлять целое из частей.

Образовательная область «Физическая культура»:

1. Развивать двигательную активность при выполнение подвижных игр и физических упражнений.

2. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве.

3. Развивать общую и мелкую моторику.

Материалы и оборудование:

• Пелерина и корона Зимушки.

• Костюм Снеговика (для педагога).

• Диск о зиме, фонограмма звуков вьюги, фонограмма музыки: появление снеговика.

• Обручи (желтый и белый, картинки-схемы с изображением характерных признаков осени и зимы на каждого ребенка, белый мяч.

• Разрезная картинка снеговика, снежки на каждого ребенка.

• Микрофоны (2).

• Сюрприз (шоколадки).

Предварительная работа.

Чтение детям рассказов, энциклопедических произведений по теме «Зима» и беседы о прочитанном.

Просмотр телепередач и видеоматериалов по теме «Зима» (явления живой и неживой природы. Зимние забавы).

Настольные игры «Времена года», «Когда это бывает?».

С/р игра «Зимние забавы детей». Путешествие «Зимний лес, полный чудес».

Ситуативный разговор, «В какие игры играем зимой на прогулке», «Лес-полон чудес».

Д/игра «Мир животных» (классифицирование животных, «Когда это бывает», «Почемучка».

Взаимодействие с родителями.

Предложить родителям:

- вместе с детьми прочитать энциклопедии «Всё обо всём», «Большая энциклопедия дошкольника», прочитать рассказы из сборника В. Бианки «Синичкин календарь», рассказы о временах года и побеседовать о прочитанном;

- вспомнить с детьми рассказ К. Ушинского «Четыре желания» и поговорить о том, чем мальчику особенно запомнились зима и осень;

- составить и написать совместно с ребенком рассказ – описание «Зимние забавы детей;

- оформить выставку совместных работ детей и родителей «Зимние забавы детей».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Игровые упражнения.

Игровая Игровая мотивационная ситуация.

Игры с правилами.

Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций.

Развитие конструктивного праксиса.

Просмотр видео фильма.

Слушание аудиозаписи звуков вьюги.

Коммуникативная

Беседа и высказывания.

Ситуативный разговор, вопросы.

Отгадывание загадок.

Рассматривание предметных, сюжетных картинок, схематичных рисунков – составление по ним предложений, рассказов-рассуждений.

Музыкально-художественная Хоровод со Снеговиком

Чтение художественной литературы (восприятие) Чтение четверостиший и отгадывание загадок.

Логика образовательной деятельности

№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

I. Вводная часть

1 Организационный момент.

Беседа воспитателя о том, что почтальон принес необычное письмо. Это письмо-фильм. Его нельзя прочитать, можно только посмотреть.

Хотите узнать, о чем он?

Показ фильма о зиме.

Беседа педагога с детьми о содержание фильма.

Вопросы к детям:

- о чем этот фильм?

-что вам особенно запомнилось?

Дети под музыку входят в группу.

Дети отвечают положительно.

Просмотр фильма о зиме.

Ответы детей:

- Зимой холодно, морозно. Выпадает много снега. Озера и реки покрываются льдом. (Юля)

- Зимой рано наступает вечер. День короткий, ночь длинная. Ясные, но морозные дни. (Ксюша)

- Звери зимой меняют свои шубки. Медведи и ежи спят. (Сема)

- Зимой птицам холодно, им нужна наша помощь. Можно строить для них кормушки и устраивать птичьи столовые. (Вика)

- Дети зимой катаются на санках, лыжах, на коньках. Можно лепить снеговика и крепость. (Алла)

-Зимой можно сделать и залить снежную горку вместе с папой. С горы кататься на ледянке. (Алина)

- Деревья зимой стоят голые, они отдыхают и набирают сил, чтобы распустить листочки весной. (Стасик)

-Травка спит под снегом, как под белым теплым одеялом. (Миша)

- Дети и взрослые одеваются в теплые шубы, шапки и сапожки, потому что на улице морозно. (Полина)

Сформированность эмоционального интереса к персонажу.

Мотивация на совместную деятельность.

Расширение представлений об окружающем мире.

2 Сюрпризный момент «Встреча с Зимушкой».

(педагог надевает шапочку и пелерину превращается в Зимушку).

Появление персонажа-Зимушки (педагог). Дети зовут Зиму:

-Зима, зима, приди!

Детям радость подари!

Ребята знакомятся с Зимушкой. Сформирванность эмоционального интереса к персонажу.

Мотивация на игровую деятельность.

II. Основная часть

3 Зимушка резюмирует и предлагает играть и веселиться.

Показывает корзинку с играми - задания в конвертах.

Читает художественное слово:

«Вы конвертики берите,

В них задания найдите,

Все скорее выполняйте

И подарки получайте». Дети слушают Зимушку, наблюдают за её действиями. Проявляет познавательный интерес, любознательность, инициативность.

Повышение мотивации к выполнению заданий.

4 Зимушка предлагает игру: «Разноцветные круги».

Показывает конверт с заданием. Предлагает два обруча. Один желтый, другой белый. В белый обруч собрать «зимние» картинки, а в желтый «осенние».

- Педагог раскладывает обручи. Картинки-схемы, на которых изображены характерные признаки зимы и осени, он раздает детям.

Раз, два, три,

Картинку возьми,

Время года подбери! Дети, разделившись на две команды, становятся около обручей с картинками-схемами. Каждый ребенок рассказывает о признаке, который изображен на его картинке-схеме.

Ответы детей:

-осенью идет дождь;

-зимой идет снег;

-осенью птицы улетают в теплые края;

-зимой птицы прилетают к кормушкам и ближе к людям в город;

-осенью медведь готовиться к зиме;

-зимой медведь спит;

-осенью листочки желтеют и опадают с деревьев;

-Зимой нет листочков, деревья стоят голые ит. д. Проявляет познавательный интерес, любознательность, инициативность.

Высказывает предложения рассуждения.

Развивает доказательную речь.

Формирует умение составлять предложения по картинкам-схемам.

Закрепляет признаки осени и зимы.

5 -Игра «Вьюга»

Зимушка читает художественное слово – загадку о вьюге

(звучит фонограмма вьюги).

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Кто в трубе ночной завыл?

Кто ворота отворил?

Дети говорят, что это вьюга.

Дети изображают вьюгу.

Ребята вытягивают губы трубочкой и поют протяжно: у-у-у-у тихо, затем громче и громче. Развивают силу голоса, речевое дыхание.

Создание эмоционального настроения.

Проявляет познавательный интерес к слушанию и отгадыванию загадок.

6 -Игра «Один – много».

Зимушка обращает внимание детей на большой снежок (белый мяч, который намела вьюга. Предлагает поиграть с ним. Она называет один предмет, а дети – много предметов. Например: снежинка – снежинки и т. д. Дети встают в кружок, ловят снежок и отвечают.

- Ответы детей:

- морозы;

- вьюги;

- ветры;

- метели;

-зимы;

- холода;

- подснежники.

Упражняются в образовании множественного числа существительных.

7 - Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Зимушка предлагает детям поиграть в снежки. Ребята, у меня замерзли пальцы от такого большого снежка. Давайте мы с вами согреем наши пальчики. Дети выполняют движения совместно с Зимушкой.

(широко расставить пальцы обеих рук)

- Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого)

- Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней)

- Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

- И совсем – совсем несладкий. (Грозят пальчиком)

- Раз – подбросим.

(Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

- Два – поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок)

- Три – уроним. (встают, роняют воображаемый снежок)

- И…сломаем. (Топают).

(Н. В. Нищева)

Координация речи с движением.

Развивают мелкую моторику рук.

8 - Упражнение «Собери снеговика».

Зимушка говорит: - У меня для вас приготовлена еще одна игра.

(Педагог достает из корзинки следующий конверт с заданием).

- Задает вопрос:

- Что в конверте?

Зимушка интересуется:

- А как вы думаете, кого можно сложить из этих деталей?

(Интерактивная технология «Цепочка».)

Зимушка предлагает детям встать в «цепочку» и собрать снеговика, но сначала вспомним последовательность выполнения упражнения.

- Каждый должен выбирать одну деталь и прикреплять на доске.

- Не забывать комментировать свои действия.

- Затем встать на свое место.

Педагог, создает и поддерживает обстановку терпимости к любой точке зрения, следит за тем, чтобы каждый ребенок участвовал в работе.

Зимушка хвалит детей.

- Молодцы замечательный снеговик у вас получился! Я – волшебница и могу сделать так, что Снеговик оживет.

Зимушка предлагает детям закрыть глаза и позвать его.

Ответы детей:

- круги большие и маленькие;

- морковка;

- угольки;

- метла;

- шляпа, кепка, цилиндр, теплый сапог и т. д.

- Снеговика.

Дети, встают свободно в цепочку, не мешая друг другу.

Ребенок выбирает карточку, прикрепляет к доске и объясняет свой выбор.

Ответы детей:

- Сначала прикрепляем большой круг, чтобы снеговик не упал.

- На большой круг ставим поменьше, это будет туловище.

- Самый маленький круг – голова и т. д.

- Кепка нашему снеговику не подходит, так как сейчас зима, а ее носят летом.

- Цилиндр тоже не подходит, он нужен фокуснику в цирке.

- Шляпа нужна ковбою.

- я предлагаю надеть снеговику на голову шапку – сапог, она теплая подходит для прогулок зимой.

Дети закрывают глаза и говорят:

- Раз, два, три!

Снеговик, приди!

Развитие конструктивного праксиса.

Совершенствовать умение составлять целое из частей.

Дети учатся работать в команде.

Каждый участник учится последовательно решать одну из поставленных задач.

Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

9 Играет музыка (волшебная, тихая)

Зимушка читает: (сказочным голосом)

Снеговик, снеговик

Появился во дворе!

Нос морковкой, рот картошкой

И сапог на голове!

(М. Соколова)

Появляется Снеговик (воспитатель, одетый в костюм снеговика) в руках у него пустая корзина.

- Игра «Найди снежок».

Снеговик говорит:

- Здравствуйте! А вот и я! Хочу с вами поиграть в снежки. Ой, я их, кажется, растерял!

-Зимушка предлагает ребятам, помочь снеговику, найти снежки.

Вместе весело идем,

Все снежки сейчас найдем.

Будем с ними мы играть,

Будем мы снежки бросать!

Дети ищут снежки и рассказывают снеговику, где нашли.

Ответы детей:

- «под деревом»;

- «на дереве»;

- «около дерева» и т. д.

Дети присваивают новые звания.

Ребята совершенствуют умение ориентироваться в пространстве, правильно употреблять предлоги «на», «под», «около».

10 Двигательная деятельность.

Снеговик говорит:

- Спасибо! Снежки нашли. А теперь попробуйте попасть снежком в корзину. Дети бросают снежки в корзину. Снятие мышечного тонуса.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развивают меткость и точность броска.

11 Музыкально/Художественная деятельность.

Двигательная деятельность.

Снеговик хвалит детей:

- Молодцы ребята! Какие вы меткие и ловкие! А танцевать вы любите?

- Хоровод со Снеговиком.

Социализация.

.

Дети встают в круг, повторяют различные танцевальные движения за Снеговиком под музыку.

В конце песни дети поворачиваются друг к другу, обнимаются и говорят, спасибо, называя ласково имя партнера.

Развивают умение выполнять движения по показу.

III. Заключительная часть.

12 Педагог подводит итог.

- Вот и закончились наши «зимние забавы».

-Ребята, вам понравилось?

К нам сегодня в гости приходили Зимушка и Снеговик и мы очень подружилась с ними, играли в интересные игры.

(Интерактивная технология «Интервью»).

- Давайте теперь поиграем в игру «Журналисты» и вспомним, что было интересного, что нового вы узнали?

- Ребята, можно сегодня корреспондентом будет у нас Снеговик?

- Снеговик - журналист берет микрофон и обращается к детям:

- Чем понравились вам наши зимние забавы?

- Что нового вы узнали?

Зимушка предлагает детям узнать у гостей их предложения.

- Кто будет корреспондентом и возьмет интервью?

Воспроизведение художественной литературы.

Снеговик благодарит детей:

Молодцы, хорошо играли,

Все задания выполняли!

Мы с Зимушкой вас благодарим,

И подарки вам дадим.

Вы обратно к ней спешите

И подарки отыщите!

Зимушка и Снеговик прощаются и уходят. Воспроизводят полученные знания.

Ответы детей:

-да.

- Мне понравилось рассматривать карточки и рассказывать о зиме, об осени. (Вика).

- Мне понравилось собирать снеговика последовательно вместе с ребятами и рассказывать, почему зимой нельзя ходить в кепке. (Сима).

- Я узнала, что подснежник первым появляется из под снега, он очень красивый, как капелька похожая на колокольчик. (Полина).

Ребенок – корреспондент, используя микрофон, задает вопросы, в случае затруднения использует карточки – подсказки.

- Что вам понравилось?

- Что вам не понравилось?

- Что интересного услышали?

- Что интересного увидели?

- Что хотели бы вы увидеть или услышать в следующий раз?

Дети подходят к Зимушке и находят у не в корзинке подарки, благодарят ее.

Поддержание положительного эмоционального настроя.

Развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок».

Научить подводить итог услышанного и увиденного.

Мотивация на дальнейшую образовательную область, на умение работать в коллективе, способствовать свободному общению с взрослыми и детьми.

Получение удовольствия от выполненной работы.

Литература:

1. Блинова Г. М. Познавательное развития детей дошкольного возраста: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с. (Вместе с детьми).

2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в средней группе детского сада: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Воронеж: Изд. «Учитель», 2006. – 316с.

3. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4 -5 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2004. – 292с.

4. Речевые досуги для дошкольников. Учебно-методическое пособие/Л. В. Лебедева (и др.) – М.:Центр педагогического образования, 2011. – 96с.

5. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками: учебно – методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ В. А. Филлипова (и др.) ; под научн. ред. И. В. Руденко. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012.-212с.: обл.

Публикации по теме:

План досуговой деятельности на полугодие ПЛАН ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2012-2013 уч. г. В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ СЕНТЯБРЬ «День города» - музыкально-познавательный досуг.

Зимние забавы. План на неделю Зимние забавы Месяц Тема Совместная деятельность педагога, самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Январь.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Речевой досуг для детей средней группы «Зимние забавы»
Опубликовано: 21 мая 2013 в 20:34
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Покормите птиц! Покормите птиц!
ОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ! Кто поможет птицам зимой? Конечно, заботливые малыши! Мастерить кормушки – занятие такое интересное! Зима – тяжёлое время года для...
Агитбригада «Зебренок». «Уроки старшего брата». ПДД
На сцену выходит мальчик с футбольным мячом под рукой. Мальчик. Здравствуйте, друзья. Меня зовут Данил, как вы сами поняли, мне очень нравится играть в...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Дикие и...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Дикие и домашние животные» Воспитатель: Долмонего Е. В. Цель: Объяснить детям, как...
Мастер класс «Авторская новогодняя игрушка часики»
Для изготовления моей новогодней игрушки "Часики" нам понадобится: -Коробка -фетр -клей -разнообразные ленточки, стразы, полубусины, паетки и т. д....
Конспект НОД по лепке «Снеговик» в подготовительной группе
Тема. «Снеговик» Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. Задачи. Учить...