План-конспект НОД «Помощники Олимпийских талисманов» для детей старшей группы

Людмила Кулясова
План-конспект НОД «Помощники Олимпийских талисманов» для детей старшей группы

Задачи:

1. Закрепить навыки словообразования.

2. Систематизировать знания о зимних и летних видах спорта.

3. Упражнять в подборе синонимов и родственных слов.

4. Совершенствовать умение подбирать глаголы в соответствии с заданной речевой ситуацией.

5. Познакомить детей с талисманами Олимпиады - 2014г.

6. Учить понимать прямое и переносное значение слов, обогащать речь определениями.

7. Формировать представления о разновидности жилищ, которые соответствуют культурно – бытовым традициям, климатическим условиям.

8. Формировать умение составлять описательные и повествовательные высказывания.

9. Развивать интерес к фразеологизмам; умение использовать их в речи.

Материал:

интерактивная доска, ноутбук, две магнитные доски, картинки с изображением зимних и летних видов спорта, карта-схема; мягкие игрушки – "Олимпийские талисманы", эмблемы – символы, толковый словарь, конверты с заданиями, стойки с изображением символов (станции, домик "Талисманов", магнитофон.

Предварительная работа:

o Знакомство с «Олимпийскими талисманами» (Зайка, Мишка, Леопард).

o Просмотр видеофильма «Талисманы Сочи – 2014».

o Беседа об Олимпийских играх – соревнованиях; о видах спорта; рассматривание разных видов жилищ у разных народов.

o Беседа о диких животных: внешний вид, среда обитания.

Ход.

В. : Ребята, а к нам сегодня пожаловали гости. (Показывает на интерактивной доске изображение олимпийских талисманов).

- Вам не кажется, что мы их где-то видели? Как вы, думаете, кто они? (Олимпийские талисманы: Зайка, Мишка и Леопард).

- Ребята, а как вы думаете, что означает слово «Талисман»? (Рассуждения детей).

- А давайте посмотрим в словаре и проверим себя, правильно ли мы понимаем смысл этого слова? (Воспитатель читает в толковом словаре: талисман – это предмет, приносящий его обладателю счастье и удачу).

- Но почему же они оказались тут, у нас в детском саду, а не в Олимпийской деревне, где их давно ждут, и где им специально был построен домик талисманов? (недоумение детей).

- А ведь они символы олимпиады, без них игры – соревнования не могут начаться.

- Я, ребята, кажется, догадалась: они заблудились и не знают, как добраться до г. Сочи. Они принесли с собой карту – схему движения до г. Сочи, но не могут в ней разобраться. Поможем нашим гостям найти дорогу? (Да!)

- Давайте рассмотрим карту и обсудим, как будем передвигаться. (Воспитатель располагает карту на столе для обсуждения).

В. : Посмотрите и скажите, что Вы видите на карте? (геометрические фигуры: прямоугольник, трапецию, квадрат; стрелки и символы).

- Геометрические фигуры – это станции, на каждой из которой нас ждут задания – препятствия. Мы должны их выполнить, чтобы продолжить движение по карте. Ребята, мы не можем оставить олимпийские игры без удачи! И надеюсь, что вы справитесь со всеми трудностями.

- Давайте найдем, где на карте «старт». Прочитай, Илья, пожалуйста (Ребенок читает). С этого места мы начнем свою дорогу и отправимся на 1-ю станцию с символом, где изображены олимпийские талисманы: Зайка, Мишка и Леопард. Посмотрите и найдите в нашем помещении, где эта станция (дети находят стойку с изображением данного символа).

В. : 1-я станция и тут нас ждёт первое испытание: «Расскажите об олимпийских талисманах, какие они: Зайка, Мишка и Леопард?» (На интерактивной доске появляются картинки животных в природе: заяц, белый медведь, леопард).

- Ребята, а давайте-ка вспомним и скажем какими словами можно сказать о наших героях? Для этого мы сейчас разделимся на «тройки», вставайте ребята кто с кем хочет.

- Ваша «тройка» будет рассказывать о Зайке, ваша – о Леопарде и третья «тройка» – о Мишке.

- Послушаем ответы 1-ой тройки ребят. Расскажите, какой заяц?

(На интерактивной доске появляется изображение зайца).

Дети: белый, осторожный, шустрый, быстрый, пугливый, трусливый…

В. : Если у зайца длинные уши, то он какой? (Длинноухий).

- Если короткий хвост? (Короткохвостый).

- Если косые глаза? (Косоглазый).

- А как вы думаете, если бы заяц увидел волка, то что бы он сделал?

(Убежал).

- Но как? (Очень быстро, сломя голову, полетел бы как ракета, бросился бы со всех ног, побежал бы во весь дух…).

В. : В русском языке есть такое выражение «Заячья душа». Как вы это понимаете? О каком человеке так говорят? (О робком, трусливом человеке).

- Первая тройка ребят - молодцы! Теперь послушаем вторую, что они расскажут о Леопарде.

(На интерактивной доске появляется изображение леопарда).

- Леопард какой? (Сильный, быстрый, смелый, отважный, хитрый, умный, красивый, грациозный).

- Леопард, как вы знаете, очень быстро бегает, как можно по-другому сказать: бегать значит, что ещё делать? (Мчаться, нестись, лететь).

- А что умеет ещё делать Леопард? (Охотиться, спать, наблюдать, выжидать, догонять, прыгать, лежать, пить, есть, грызть, лазить по деревьям, прыгать).

- А третья «тройка», что может рассказать о белом Мишке?

(На интерактивной доске появляется изображение медведя).

- Медведь, он какой? (Белый, красивый, большой, сильный, энергичный, умный).

- Есть такое выражение: «Неуклюжий, как медведь». О каких людях так говорят? (Которые всё роняют, когда идут; задевают, неповоротливые, не могут быстро что-то делать).

- А как вы понимаете выражение: «Медведь на ухо наступил». (Так говорят о человеке, который лишен музыкального слуха, поет не в такт и танцует, как-будто, не под музыку).

- А «Медвежий угол» - как это выражение мне объясните? (Это где-то очень далеко, труднодоступное место).

- Выражение «Медвежья услуга», что означает? (Это когда хотят сделать хорошо, а получается плохо).

В. : С первым заданием вы справились! Молодцы! Отправляемся в дорогу, посмотрим на карту и следующая наша станция? (с символом «Снежинка»).

/Дети находят стойку с данным символом в группе/.

В. : Следующее задание (воспитатель открывает конверт).

- Ребята, напомните, в какое время года Олимпиада? (Зимой).

- 2 задание: «Подберите слова-родственники к слову «Зима». (Зимний, зимняя, зимнее, зимушка, зимовка, зимовать, зимостойкий, зимоустойчивый, зимовье).

- А я хочу ещё вас познакомить с двумя словами – родственниками. Слово «зимник». Зимник – это дорога проложенная прямо по снегу для езды зимой.

- И второе слово «зимородок». Зимородок – небольшая птица с крупной головой на короткой шее и длинным клювом, которая любит купаться в снегу.

- А почему вы думаете, что они родственники? (Есть общая часть, которая повторяется, по смыслу похожая).

- А хотите поиграть с зимними словами? (Да).

- Я буду говорить, а вы отгадывать, о чем я говорю.

- Зимний, это что? (День, снег, праздник, мороз, каток, вечер, узор, холод).

- Зимняя? (Ночь, погода, сказка, стужа, пурга, вьюга, картина).

- Зимнее? (Утро, чудо, одеяние, время…).

- Молодцы! И с этим препятствием вы справились! А давайте-ка заглянем на нашу карту – схему и проверим, правильно ли мы идём?

/Дети рассматривают карту-схему/.

В. : Какая следующая наша остановка? («Виды спорта»).

(На ковре - в беспорядке разложены картинки с зимними и летними видами спорта; с двух сторон ковра - магнитные доски с эмблемами «Снежинка» и «Капелька»).

- Да тут, похоже, так хорошо погуляла вьюга, все картинки перепутала. Теперь нам надо разобрать, где зимние виды спорта, а где летние?

- Задание: «Девочки будут собирать картинки с зимними видами спорта вешать их на доску со «снежинкой», а мальчики будут собирать картинки, где изображены летние виды спорта и будут вешать на доску с «капелькой».

/После того, как дети расположили картинки с видами спорта на досках, согласно их символике (снежинка и капелька, воспитатель предложила поменяться местами девочкам с мальчиками и озвучить виды спорта соперников. Например: хоккей – зимний вид спорта т. д. /

- С этим заданием справились очень хорошо и мальчики, и девочки. Молодцы!

В. : Вернёмся к нашей карте. Что Вы видите на ней? (значок «Красный квадрат»).

- Этот значок означает, что мы с вами должны сделать привал, т. е. отдохнуть, поразмяться.

- Представим, что мы спортсмены-олимпийцы. А ведь они очень много тренируются и перед соревнованиями все участники произносят клятву, давайте, и мы сегодня поклянемся быть честными, соблюдать правила соревнований.

В. : Кто с ветром проворным может сравниться?

Дети: Мы, олимпийцы!

В. : Кто верит в победу, преград не боится?

Дети: Мы, олимпийцы!

В. : Кто спортом любимой Отчизны гордится?

Дети: Мы, олимпийцы!

В. : Не шумите, дети, тише! Надевайте быстро лыжи, вам веселое заданье – побежим без опозданья!

(Дети бегут на «лыжах» по кругу).

Не страшны зимой метели,

Мы коньки с тобой надели.

Не умеешь? Постарайся!

И под музыку катайся.

(Дети имитируют движения на коньках)

Мы про санки не забыли,

Чуть снежинки закружили,

Все кричат: Зима, ура!

Прокатиться нам пора!

(Катают друг друга на санках)

В. : Я сейчас увидела в вас будущих олимпийских чемпионов!

- А дорога наша продолжается. Заглянем в нашу карту и посмотрим, куда же нам путь держать? (Следующая станция с символом «Дом»).

На станции «Дом»:

В. : А вы, знаете, ребята, о том, что к нам в Россию приедут на «Олимпиаду» очень много спортсменов из разных уголков нашей планеты Земля. У себя на Родине они живут в разных домах. Люди строят разные жилища, которые отвечают их образу жизни, климатическим условиям, национальным традициям. Поэтому жилища не похожи одно на другое. Вид и форма жилищ у разных народов отличается друг от друга.

Например (показ на интерактивной доске изображений различных жилищ):

Изба – это дом в русской деревне.

Хоста – крестьянский дом в украинской или белорусской деревне.

Вигвам – это хижина из ветвей, кожи и коры, где живут индейцы.

Чум – это шалаш, покрытый шкурами у народов Севера.

Квартира – ну это вы знаете, отдельное помещение в многоэтажном доме с кухней, ванной и другими комнатами.

В. : Ребята, а как вы думаете, что будет, если жилище индейцев из соломы, веток и коры перенести жителям Севера? (Рассуждения детей: им в нём было бы холодно, его бы могли разрушить сильные северные ветры; на жителей такого дома могли бы напасть белые медведи, потому что в таком помещении не дверей).

- Закройте глаза и представьте себя жителями такого жилища на Севере.

- Хорошо ли вам живется в таком доме? (Нет, холодно и неуютно от этого).

- Конечно же, ребята, жилища должны соответствовать особенностям климатических условий и национальным традициям.

/Дети подходят к карте и рассматривают её/.

В. : Дорога наша завершается и стрелка на карте-схеме ведёт к последней станции с символом «Домик Талисманов».

- На этой станции задание – «Вам нужно заселить жилища соответствующими жителями, объяснить и соединить их одной линией» (Игра «Кто где живет?»).

(Работа с интерактивной доской)

Дети:Индеец будет жить в вигваме; житель Севера живет в гумме; украинка – в хосте; современный городской мальчик – в квартире; русский деревенский мальчик в избе).

В. : Молодцы! И с этим испытанием вы справились. А вот, ребята, и домик наших талисманов (финиш). Теперь могут начаться Олимпийские игры – соревнования, ведь «Талисманы» прибыли в г. Сочи.

- Давайте вспомним, с какими трудностями встречались мы на своем пути? (Рассказывали, какие олимпийские талисманы, и что они умеют делать? Мы находили родственные слова к слову «зима». Находили зимние и летние виды спорта. Узнали, что есть разные дома. Заселяли жителей в свои дома).

В. : Ребята, загляните в домик «талисманов» и посмотрите, что там? (Воспитатель достаёт из домика настольную игру – это подарок детям от «Олимпийских талисманов»).

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Спортивное лото»Дидактическая игра «Спортивное лото» Все ближе и ближе наша родная Олимпиада в Сочи в 2014 году, чтобы обогатить и систематизировать знания детей о зимних видах спорта я предлагаю.

Развивающие игры на тему «Спорт» Мультимедийная презентация к занятию по физической культуре по закреплению летних и зимних видов спорта. Интересная дидактическая игра для.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
План-конспект НОД «Помощники Олимпийских талисманов» для детей старшей группы
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 20:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...