План-конспект НОД по социально-нравственному воспитанию в средней логопедической группе «Именины домовенка Епифанушки»

Марина Афанасьева
План-конспект НОД по социально-нравственному воспитанию в средней логопедической группе «Именины домовенка Епифанушки»

СП «Детский сад «Журавушка»» ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево

Самарской области

ПЛАН-КОНСПЕКТ

непосредственно-образовательной деятельности

по социально-нравственному воспитанию

с элементами фольклора

на тему:

«Именины садовенка Епифанушки»

в средней группе «Колокольчик»

Подготовила и провела:

Афанасьева Марина

Александровна

г. Похвистнево

Цель: Формирование знаний у детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.

Интеграция: Образовательные области

«Познание»:

Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям;

• Развивать умение работать в коллективе, взаимодействовать, работать внимательно, сосредотачиваться, планировать и контролировать свои действия.

«Социализация»:

• Развивать умение детей понимать и оценивать поступки других, объяснять свои суждения;

• Формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам;

• Дать возможность проявить взаимопомощь и взаимовыручку

«Коммуникация»:

• Обогащать словарный запас (оберег, домовой, садовенок);

• Закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения;

• Активизировать работу органов артикуляции при произнесении речевых упражнений, развивать интонационную выразительность речи;

• Произносить стихотворение, при этом выполняя массаж.

«Художественное творчество»:

• Закрепить знания о русских народных костюмах;

• Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов из тестопластики;

• Развивать интерес к театрализованной деятельности;

Активизация словаря: Оберег, домовой, садовенок.

Материал: Атрибуты русского быта, русская народная одежда, шкатулка, записи народных песен. Изображения кукурузы, перца, чеснока, лука, гороха, фасоли, ягод рябины. Макет окна дома с наличниками. Фитболы, платочки, пряники. Плакаты с русскими народными пословицами – «Друзья познаются в беде», «Старый друг лучше новых двух», Дружбу помни, а зло забывай», «Новых друзей наживаю, а старых не забываю».

Предварительная работа: Чтение книги Т. Александровой «Домовенок Кузя». Рассказ воспитателя о происхождении домовых, о значении оберегов.

Содержание непосредственно-образовательной деятельности:

В зале (групповой комнате) воссоздан интерьер русской избы. Хозяйка (воспитатель) встречает гостей (детей).

В: - Здравствуйте, гости дорогие, милости прошу в мой дом! Гость на двор – хозяйке радость!

Дети здороваются.

Д: - Мир вашему дому, здоровья всем!

В: - Спасибо, проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки, на самые мягкие подушки. Красному гостю – красное место! Угощу я вас пряником медовым да чайком сладеньким!

(Дети рассаживаются на пуфики).

В: - Давайте-ка для начала познакомимся с вами. Я – Хозяюшка. А тебя как зовут? (обращается к ребенку).

Игра «Назови ласково»

(дети ласково называют свои имена)

В: - А у нас сегодня праздник! Именины у нашего домового Епифанушки. А вы, мои хорошие, знаете, кто такие домовые? Откуда они взялись?

В: - В старину была легенда о том, как неверующих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, горы и дома. Кто в тот момент был дома, тот и сделался домовым, остальные кто лесовиком, кто горным духом. Как вы думаете, что делает домовой, чем он занимается?

Д: - Домовой защищает от всего плохого дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми.

В: - Правильно, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живет домовой?

Д: - Он любит жить на печке или за печкой, в лапте, или в бане.

В: - Молодцы! Вы такие умные! А я знаю, что домовые такие же разные, как и люди. Каждый хозяин зовет своего домового по-своему. У нас, у русских – дедко, хозяин, а еще как?

Д: - Доможил, батанушка. Если он маленький – Домовенок.

В: - Правильно. Другие народы зовут его по-другому: украинцы – домовой дед, белорусы – господарик, поляки – хованец. И у нас живет домовой Епифанушка. Он как и вы, еще маленький, он домовенок.

Воспитатель показывает Епифания.

В: - У тебя, дружок, имя интересное, красивое. Д сам ты вон какой молодец! Гости дорогие, давайте поздороваемся с Епифанушкой.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»

Е: - Вот здорово! Я ведь действительно очень умный.

В: - Конечно! Только какой же ты Домовенок, если в детском саду живешь? Дети, подумайте, как можно назвать Епифанушку?

Д: - Садовенок!

Е: - Ой, мне нравится. Я садовенок Епифанушка.

В: – Мы слышали, что вы, домовята и садовята, жилище оберегаете. Это правда?

Е: - Правда! Правда! Мне помогают обереги. С давних времен люди свои дома украшали оберегами из природного материала.

В: - Правильно. Кукуруза оберегает здоровье детей; перец защищает от ссор в семье; чеснок, лук отгоняют нечистую силу; горох и фасоль – чтобы в доме всегда был достаток; ягоды рябины оберегают женскую красоту, молодость. Что такое оберег?

Д: - Предмет, оберегающий от чего-либо злого, нехорошего. Раньше считали, что одежда тоже была оберегом. В домах есть лазейки для нечистой силы – двери и окна. Для защиты их украшали наличниками и ставнями.

Дети рассматривают эти детали.

В: - Совсем забыла, ведь у садовенка Епифанушки именины, праздник, а на празднике должно быть весело: игры, песни, подарки, угощенье.

Е: - Мне нравится игра «Прятки с платком»

Игра «Прятки с платком»

Очень любим в пряталки Дети, взявшись за руки,

Мы играть, идут по кругу.

Очень любим прятаться

И искать.

Вы скорее приседайте, Приседают, кладут руки на

Глазки быстро закрывайте. Колени и закрывают глаза.

Проигрыш. Воспитатель проходит сзади детей и накрывает кого-нибудь из них большим платком, так, чтобы спрятать ребенка полностью.

Кто к платочку подойдет Дети смотрят друг на друга, стараясь

И того, кто спрятался, назовет? угадать, кто спрятан под платком.

(Любое имя) подойди, Ребенок, названный по имени, подходит

…., назови! К тому кто, под платком.

С окончанием песни называет имя. Ребенок снимает платок и кричит: «Я здесь!»

В: - Епифанушка, а детки у нас умеют разделять горох, фасоль и кукурузу.

Дети под музыку вместе с Епифанушкой и Хозяюшкой начинают перебирать бобовые.

Пальчиковая гимнастика «Ватрушки»

Тюшки-тютюшки! Хлопают в ладоши.

Будем печь ватрушки!

Тесто замесили мы, Пощипывают себя по бедрам.

Сахар положили мы, «Посыпают сахарный песок»

Пальчиками обеих рук.

Ягоды, творог – «Лепят пирожки» (то одна рука сверху,

то другая).

Тюшки-тетюшки! Хлопают в ладоши.

Кушайте ватрушки! Вытягивают руки вперед,

развернув ладони вверх.

В: - Гости дорогие, наигрались, развлеклись? Пришло время спеть хвалебную песню нашему садовенку Епифанушке.

Д (все вместе):

Комар пищит, каравай тащит.

Комариха верещит, кучу веников тащит!

Кому поем – тому добро! Слава!

Е: - Спасибо!

В: - На именины подарки дарят. Дети как вы думаете, не сделать ли нам обереги для нашего садовенка и для групповой комнаты?

Все изготавливают обереги из тестопластики.

В: - Какие же именины бывают без угощений! (Угощает детей и садовенка пряниками.) Вот и закончился праздник именины садовенка Епифанушки.

В: - Аня, что тебе сегодня понравилось на занятии? А тебе Лера? Маша, за что ты хочешь сказать спасибо Епифанушке?

До свидания, дорогие дети,

Дай Бог тому, кто в нашем дому.

Дорогим гостям, милым детушкам

Мы всегда рады. До новых встреч!

Публикации по теме:

Из опыта работыИз опыта работы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Плахтеева Наталья Евгеньевна. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами.

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Библиотека изображений:
  • День рождения
  • День рождения
  • День рождения
Автор публикации:
План-конспект НОД по социально-нравственному воспитанию в средней логопедической группе «Именины домовенка Епифанушки»
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 00:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творчество детей ко Дню Матери (фотоотчет)
Во всех детских садах вся предпраздничная неделя была посвящена самым дорогим, самым любимым мамам. Особо красиво и незабываемо проходят различные...
Открытое занятие по развитию речи «Моя семья» для старшего дошкольного возраста....
Цель: расширение представления о семье и формирование любви и уважения к родным и близким. Задачи: Образовательные: -активизировать словарный запас...
Проектная деятельность. Тематическая неделя: Домашние животные «Лошади»
Актуальность проекта: Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Мир животных...
Физкультурный досуг «В гости к лисичке» (младший возраст)
Каждый маленький ребенок любит играть и веселится, а для того чтобы физкультурные досуги стали действительно увлекательными, интересными, развивающими,...
Игровой макет «Улицы нашего посёлка»
Там, где шумный перекресток, Где машин не сосчитать, Перейти не так уж просто, Если правила не знать. Пусть запомнят твердо дети: Верно поступает тот,...