План-конспект НОД по социально-нравственному воспитанию в средней логопедической группе «Именины домовенка Епифанушки»

Марина Афанасьева
План-конспект НОД по социально-нравственному воспитанию в средней логопедической группе «Именины домовенка Епифанушки»

СП «Детский сад «Журавушка»» ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево

Самарской области

ПЛАН-КОНСПЕКТ

непосредственно-образовательной деятельности

по социально-нравственному воспитанию

с элементами фольклора

на тему:

«Именины садовенка Епифанушки»

в средней группе «Колокольчик»

Подготовила и провела:

Афанасьева Марина

Александровна

г. Похвистнево

Цель: Формирование знаний у детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.

Интеграция: Образовательные области

«Познание»:

Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям;

• Развивать умение работать в коллективе, взаимодействовать, работать внимательно, сосредотачиваться, планировать и контролировать свои действия.

«Социализация»:

• Развивать умение детей понимать и оценивать поступки других, объяснять свои суждения;

• Формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам;

• Дать возможность проявить взаимопомощь и взаимовыручку

«Коммуникация»:

• Обогащать словарный запас (оберег, домовой, садовенок);

• Закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения;

• Активизировать работу органов артикуляции при произнесении речевых упражнений, развивать интонационную выразительность речи;

• Произносить стихотворение, при этом выполняя массаж.

«Художественное творчество»:

• Закрепить знания о русских народных костюмах;

• Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов из тестопластики;

• Развивать интерес к театрализованной деятельности;

Активизация словаря: Оберег, домовой, садовенок.

Материал: Атрибуты русского быта, русская народная одежда, шкатулка, записи народных песен. Изображения кукурузы, перца, чеснока, лука, гороха, фасоли, ягод рябины. Макет окна дома с наличниками. Фитболы, платочки, пряники. Плакаты с русскими народными пословицами – «Друзья познаются в беде», «Старый друг лучше новых двух», Дружбу помни, а зло забывай», «Новых друзей наживаю, а старых не забываю».

Предварительная работа: Чтение книги Т. Александровой «Домовенок Кузя». Рассказ воспитателя о происхождении домовых, о значении оберегов.

Содержание непосредственно-образовательной деятельности:

В зале (групповой комнате) воссоздан интерьер русской избы. Хозяйка (воспитатель) встречает гостей (детей).

В: - Здравствуйте, гости дорогие, милости прошу в мой дом! Гость на двор – хозяйке радость!

Дети здороваются.

Д: - Мир вашему дому, здоровья всем!

В: - Спасибо, проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки, на самые мягкие подушки. Красному гостю – красное место! Угощу я вас пряником медовым да чайком сладеньким!

(Дети рассаживаются на пуфики).

В: - Давайте-ка для начала познакомимся с вами. Я – Хозяюшка. А тебя как зовут? (обращается к ребенку).

Игра «Назови ласково»

(дети ласково называют свои имена)

В: - А у нас сегодня праздник! Именины у нашего домового Епифанушки. А вы, мои хорошие, знаете, кто такие домовые? Откуда они взялись?

В: - В старину была легенда о том, как неверующих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, горы и дома. Кто в тот момент был дома, тот и сделался домовым, остальные кто лесовиком, кто горным духом. Как вы думаете, что делает домовой, чем он занимается?

Д: - Домовой защищает от всего плохого дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми.

В: - Правильно, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живет домовой?

Д: - Он любит жить на печке или за печкой, в лапте, или в бане.

В: - Молодцы! Вы такие умные! А я знаю, что домовые такие же разные, как и люди. Каждый хозяин зовет своего домового по-своему. У нас, у русских – дедко, хозяин, а еще как?

Д: - Доможил, батанушка. Если он маленький – Домовенок.

В: - Правильно. Другие народы зовут его по-другому: украинцы – домовой дед, белорусы – господарик, поляки – хованец. И у нас живет домовой Епифанушка. Он как и вы, еще маленький, он домовенок.

Воспитатель показывает Епифания.

В: - У тебя, дружок, имя интересное, красивое. Д сам ты вон какой молодец! Гости дорогие, давайте поздороваемся с Епифанушкой.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»

Е: - Вот здорово! Я ведь действительно очень умный.

В: - Конечно! Только какой же ты Домовенок, если в детском саду живешь? Дети, подумайте, как можно назвать Епифанушку?

Д: - Садовенок!

Е: - Ой, мне нравится. Я садовенок Епифанушка.

В: – Мы слышали, что вы, домовята и садовята, жилище оберегаете. Это правда?

Е: - Правда! Правда! Мне помогают обереги. С давних времен люди свои дома украшали оберегами из природного материала.

В: - Правильно. Кукуруза оберегает здоровье детей; перец защищает от ссор в семье; чеснок, лук отгоняют нечистую силу; горох и фасоль – чтобы в доме всегда был достаток; ягоды рябины оберегают женскую красоту, молодость. Что такое оберег?

Д: - Предмет, оберегающий от чего-либо злого, нехорошего. Раньше считали, что одежда тоже была оберегом. В домах есть лазейки для нечистой силы – двери и окна. Для защиты их украшали наличниками и ставнями.

Дети рассматривают эти детали.

В: - Совсем забыла, ведь у садовенка Епифанушки именины, праздник, а на празднике должно быть весело: игры, песни, подарки, угощенье.

Е: - Мне нравится игра «Прятки с платком»

Игра «Прятки с платком»

Очень любим в пряталки Дети, взявшись за руки,

Мы играть, идут по кругу.

Очень любим прятаться

И искать.

Вы скорее приседайте, Приседают, кладут руки на

Глазки быстро закрывайте. Колени и закрывают глаза.

Проигрыш. Воспитатель проходит сзади детей и накрывает кого-нибудь из них большим платком, так, чтобы спрятать ребенка полностью.

Кто к платочку подойдет Дети смотрят друг на друга, стараясь

И того, кто спрятался, назовет? угадать, кто спрятан под платком.

(Любое имя) подойди, Ребенок, названный по имени, подходит

…., назови! К тому кто, под платком.

С окончанием песни называет имя. Ребенок снимает платок и кричит: «Я здесь!»

В: - Епифанушка, а детки у нас умеют разделять горох, фасоль и кукурузу.

Дети под музыку вместе с Епифанушкой и Хозяюшкой начинают перебирать бобовые.

Пальчиковая гимнастика «Ватрушки»

Тюшки-тютюшки! Хлопают в ладоши.

Будем печь ватрушки!

Тесто замесили мы, Пощипывают себя по бедрам.

Сахар положили мы, «Посыпают сахарный песок»

Пальчиками обеих рук.

Ягоды, творог – «Лепят пирожки» (то одна рука сверху,

то другая).

Тюшки-тетюшки! Хлопают в ладоши.

Кушайте ватрушки! Вытягивают руки вперед,

развернув ладони вверх.

В: - Гости дорогие, наигрались, развлеклись? Пришло время спеть хвалебную песню нашему садовенку Епифанушке.

Д (все вместе):

Комар пищит, каравай тащит.

Комариха верещит, кучу веников тащит!

Кому поем – тому добро! Слава!

Е: - Спасибо!

В: - На именины подарки дарят. Дети как вы думаете, не сделать ли нам обереги для нашего садовенка и для групповой комнаты?

Все изготавливают обереги из тестопластики.

В: - Какие же именины бывают без угощений! (Угощает детей и садовенка пряниками.) Вот и закончился праздник именины садовенка Епифанушки.

В: - Аня, что тебе сегодня понравилось на занятии? А тебе Лера? Маша, за что ты хочешь сказать спасибо Епифанушке?

До свидания, дорогие дети,

Дай Бог тому, кто в нашем дому.

Дорогим гостям, милым детушкам

Мы всегда рады. До новых встреч!

Публикации по теме:

Из опыта работыИз опыта работы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Плахтеева Наталья Евгеньевна. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами.

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
План-конспект НОД по социально-нравственному воспитанию в средней логопедической группе «Именины домовенка Епифанушки»
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 00:12
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
Сценарий развлечения «Доброта нужна всем людям»
Развлечение проводилось в "День психологического здоровья" в детском саду. Задачи: воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского...