Лучший педагог года

План-конспект НОД в старшей группе «Мой поселок, моя страна, моя планета»

Алёна Григорьева
План-конспект НОД в старшей группе «Мой поселок, моя страна, моя планета»

Тема недели: «Мой поселок, моя страна, моя планета»

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Музыка».

2. Задачи:

1. Формировать любовь к родному посёлку и интерес к его прошлому и настоящему; познакомить с историей названия посёлка, воспитывать чувство гордости за своих земляков; обогащать и активизировать словарь («Познание»)

Публикация «План-конспект НОД в старшей группе „Мой поселок, моя страна, моя планета“» размещена в разделах

2. Познакомить с понятием мерка, что может служить меркой, объяснить, что нарушение любого правила измерения ведет к ошибочному результату, измерять и сравнивать стороны квадрата с помощью мерок, вспомните правила измерения линейных величин, развивать пространственное мышление; формировать у детей умение отвечать на вопросы «какой?», «который?» («Познание»)

3. Развивать творчество; закреплять умение рисовать предметы прямоугольной формы, точнее передавать пропорции и характерные детали, создавать в рисунке образы литературных произведений; упражнять в рисовании и закрашивании рисунков карандашами. Передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей; закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей; упражнять в создании первичного карандашного наброска. Упражнять в использовании разнообразных приемов лепки, в умении укреплять фигуру на подставке, давать образную оценку своих работ и работ других детей; закреплять умение изображать фигуру человека, передавать характерные особенности и детали образа («Художественное творчество»)

4. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности («Коммуникация»)

5. Приобщить детей к восприятию поэтических произведений, познакомить с творчеством И. Сурикова, помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Детство», развивать память («Чтение художественной литературы»)

6. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей («Здоровье»)

7. Накопление и обогащение двигательного опыта детей («Физическая культура»)

8. Формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу («Социализация»)

9. Знакомство с гимном России («Музыка»)

3. Методы и приё мы:

- Практические: подвижные игры «Бегите ко мне!», «На одной ножке по дорожке», пальчиковая гимнастика «Моя семья»; дидактические игры: «Назови страну», «Скажи со словом «городской», «Один — много»; игра-мечта «Мечтатели», рисование на тему «Спасская башня Кремля», конструирование «Микрорайон посёлка», рисование по представлению «Автомобили нашего посёлка», лепка «Девочка несет бабушке гостинцы»; решение проблемных ситуаций: сравнение предметов по высоте, длине, определение мерки для измерений длины полки, расстояния между окнами, высоты шкафа; исследование и изучение географических карт, глобуса.

- Наглядные: рассматривание фотографий с планетами, иллюстраций с изображением башен Кремля, фотографий с видами посёлка, демонстрационный материал по теме «Государственная символика России»

- Словесные: беседа «Что вы знаете о своем посёлке?», викторина «Знаешь ли ты свою столицу?», беседа о родном городе, объяснение значений пословиц и поговорок о родной земле, чтение стихотворения «Мой край» И. Векшегоновой, чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня», чтение и заучивание отрывка из стихотворения Ивана Сурикова «Детство», слушание аудиозаписи гимна РФ

4. Материалы и оборудование: Портрет И. Сурикова, фотографии с видами города, аудиозапись гимна РФ, альбомные листы, кисти, акварель, строительный материал, квадраты различного размера, мерки, иллюстрации с изображением Спасской башни Кремля, цветная бумага, гуашь, рисунки и иллюстрации с планетами, глина или пластилин, карта РФ, глобус, государственная символика России.

5. Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации

совместной деятельности

Двигательная Подвижные игры «Бегите ко мне!», «На одной ножке по дорожке», пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Игровая Дидактические игры: «Назови страну», «Скажи со словом «городской», «Один — много». Игра-мечта «Мечтатели»

Продуктивная Рисование на тему «Спасская башня Кремля».

Конструирование «Микрорайон посёлка».

Рисование по представлению «Автомобили нашего посёлка». Лепка «Девочка несет бабушке гостинцы».

Познавательно – исследовательская Решение проблемных ситуаций: сравнение предметов по высоте, длине, определение мерки для измерений длины полки, расстояния между окнами, высоты шкафа… Исследование и изучение географических карт, глобуса.

Коммуникативная Беседа «Что вы знаете о своем посёлке?», викторина «Знаешь ли ты свою столицу?», беседа о родном городе, объяснение значений пословиц и поговорок о родной земле.

Чтение (восприятие) Чтение стихотворения «Мой край» И. Векшегоновой.

Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».

Чтение и заучивание отрывка из стихотворения Ивана Сурикова «Детство».

Музыкально – художественная Слушание аудиозаписи гимна РФ

6. Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

Воспитатель предлагает детям взглянуть на пирамиду, на которой написаны слова снизу вверх: планета-страна-область-район-посёлок-улица-дом Дети начинают высказывать свои знания, мысли о планетах. (Много времени не эту тему не тратим, так как подробно остановимся в апреле)

Делают вывод – мы жители планеты Земля

Рассматривают глобус. Делают вывод – на планете Земля много стран

Сформирована мотивация образовательной деятельности.

Дидактическая игра «Назови страну» Дети дополняют воспитателя.

Французы живут во Франции,

Бразильцы – в Бразилии,

Поляки – в Польше и т. п.

Игру можно провести и в обратном порядке:

Англия – англичане,

Португалия – португальцы….

В конце игры закрепляется, что мы живём в России – мы россияне. Развито логическое мышление.

Педагог предлагает вновь обратиться к пирамиде. Объясняет, что РФ состоит из множества областей, краёв, округов… Дети слушают воспитателя. Рассматривают карту России. Находят и называют главный город – столицу РФ. Знакомятся с символикой РФ, слушают аудиозапись гимна РФ. Сформирован интерес к работе с картой РФ

Викторина «Знаешь ли ты свою столицу?»

Дети стараются ответить на вопросы

1. Как называется столица твоей Родины?

2. Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий.)

3. Что означает слово «столица»? (Главный город)

4. Какая главная башня Кремля? (Спасская башня с курантами.)

5. Москва — столица чего? (Нашей страны, России.)

6. Чем похожи все большие башни Кремля? (Рубиновыми звёздами, они вечером зажигаются)

7. Что является центром, сердцем Москвы? (Кремль со множеством башен.)

8. Какая главная площадь Москвы? (Красная площадь)

9. В нашей столице много памятников, красивых старинных и современных зданий. Назовите их (Храм Христа Спасителя, памятник А. С Пушкину, Третьяковская галерея, памятник Ю. Долгорукому, Успенский собор) Пополнены знания о столице России

Дид. игра «Скажи со словом «городской»

Дети дополняют

Транспорт — городской транспорт,

квартира — городская квартира,

дома — …,

парк — …,

улицы — …,

театр — …,

почта — …,

здание — …,

школа — …,

площади — … ,

вокзал — … ,

жители — …. Закреплено умение связывать слова по типу согласования

Рисование на тему «Спасская башня Кремля».

Воспитатель предлагает изобразить главную башню Кремля Дети выполняют предложения педагога:

- Рассмотрите изображение Спасской башни Кремля.

- Опишите форму и величину частей. Обведите части Спасской башни по контуру.

- Вспомните приемы соизмерения (разведенными пальцами) с целью правильной передачи пропорций частей.

- Вначале надо нарисовать полоску земли, на ней основную часть башни, затем ту часть, где находятся часы.

- Давайте нарисуем Спасскую башню Кремля, которая напоминает всем дворец.

Дети изображают башню на листах.

Интересуются изобразительной детской деятельностью

Беседа о родном городе.

Педагог читает стихотворение «Мой край» И. Векшегоновой.

Дети делают выводы, расширяют свои знания.

- Страна наша – Россия. А вот в каком крае мы живём? Как называется наша область? Город? Район? На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о нашем посёлке, самом любимом, самом красивом. Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашем посёлке? Вы можете себе представить, что когда-то давно на этом месте, где сейчас расположен наш город, ничего не было?

- Город не был бы таким, если бы не было таких трудолюбивых людей, умных, заботливых руководителей, которые знают, что необходимо для хорошей жизни взрослым, что нужно для веселой и беззаботной жизни вам, детям. Каждый живущий в нашем посёлке считает его самым красивым, самым уютным и старается сделать что-то полезное, нужное, оставить после себя добрую память. Много у нас есть горожан, наших земляков, которые делают все для того, чтобы город становился красивее, богаче. Пока вы еще дошкольники, но, когда подрастете, вам предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить – значит, знать его.

- Мы знаем о Родине, о стране, в которой живём, а есть такое понятие «малая Родина». Как вы понимаете, что такое «малая Родина»? Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, город, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны. Рассказывает о своем родном городе

Педагог проводит беседу «Что вы знаете о своем посёлке?».

- Почему посёлок называется Суходол?

- Как называется улица, на которой ты живешь?

- На какой улице находится наш детский сад?

- Что находится рядом с детским садом?

- Какие улицы города мы знаем?

- Какая школа находится рядом с детским садом?

- Как должны люди, дети относиться к своему родному городу?

Беседа о достопримечательностях родного посёлка Расширен и активизирован словарь по теме.

Игра-мечта «Мечтатели» Дети слушают воспитателя и выполняют его задания.

- Мы сегодня говорили о том, как начинал строиться наш посёлок, каков он сейчас. Вы своими ответами показали, что знаете и любите свой родной посёлок. Давайте помечтаем о том, что вы захотите сделать для посёлка, когда вырастете. Наша игра-мечта так и будет называться «Мечтатели», ее можно начинать словами: «Когда я вырасту…»

Какие прекрасные у вас мечты! Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. А пока вы можете сделать это на бумаге, используя фломастеры. Представьте, что в центре посёлка построили огромную площадь Солнца. Каждый солнечный лучик – это ваша мечта. Я вам предлагаю нарисовать вашу мечту на концах каждого лучика. Развито в детях способность фантазировать, мечтать

Конструирование «Микрорайон посёлка».

Воспитатель предлагает сконструировать какую-нибудь часть п. Суходол Дети отвечают на вопросы

Подумайте, какой материал подойдет для крыш домов? (Конусы, пирамиды.)

- Какие материалы можно использовать для постройки корпуса дома? (Кубики, цилиндры.)

- Как построить забор, ворота?

- Чем будут отличаться дома? (Размером и высотой.)

Дети самостоятельно создают постройки, воспитатель помогает при необходимости.

Реализованы творческие способности детей

Дидактическая игра «Один — много»

Дети участвуют в игре

Город — города — городов,

площадь — площади — площадей,

театр — театры — театров,

магазин — магазины — магазинов,

сквер — скверы — скверов,

школа — школы — школ,

храм — храмы — храмов,

библиотека — библиотеки — библиотек,

аптека — аптеки — аптек,

улица — улицы — улиц. Сформировано умение образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах

Воспитатель предлагает нарисовать машины, которые они видели на улицах. Рисование по представлению «Автомобили нашего посёлка».

Дети отвечают на вопросы педагога

- Какие машины вы знаете?

- Опишите внешний вид (форму, величину, расположение частей) легковой машины; грузовой машины.

- Подумайте, кто какую машину хочет нарисовать.

- Как лучше расположить лист бумаги?

Дети рисуют Интересуются изобразительной детской деятельностью

Педагог:

- Много в народе пословиц и поговорок о родной земле.

Дети запоминают пословицы, объясняют их значение

• Всякому мила родная сторона.

• Где кто родится, там и пригодится.

• Дома и стены помогают

• Своя земля и в горсти мила.

• Родная землица и во сне снится. Закреплены представления о родной земле

П/И «Бегите ко мне!» Игровой материал: флажки четырёх цветов.

Дети берут флажок понравившегося цвета. У педагога флажки всех цветов. Воспитатель показывает 1 флажок и говорит: «Бегите ко мне!»

К воспитателю подбегают только те дети, у которых флажки совпадают по цвету с флажком воспитателя. Обеспечена потребность детей в движении

Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».

- Назовите всех героев стихотворения.

- Кого называет мальчик своей родней?

- Кому доверяет свои секреты?

- С кем он играет?

- Какие подарки он приготовил папе, маме, брату?

Дети вспоминают названия улиц посёлка Суходол, кто из знакомых живёт на той или иной улице. Поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения, рассуждают и дают необходимые пояснения; выражают положительные эмоции при прочтении стихотворения

Пальчиковая гимнастика Дети загибают пальчики по одному

- Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья. Развита мелкая моторика рук

Понятие «мерка». Сравнение предметов по длине, высоте.

- Какая улица длиннее? Какая уже? Какая шире? Какая тоньше?

- Что значит длиннее? (Это значит больше по длине.)

- Что значит короче? (Это значит меньше по длине.)

- Сравните предметы, отличающиеся шириной (высотой, толщиной, и сделайте соответствующие выводы.

- Сравните предметы, отличающиеся по объему в целом.

- Когда предмет больше и по длине, и по ширине, и по высоте, о нем говорят, что он больше другого, а о предмете, меньшем по длине, ширине и высоте, - что он меньше.

- Выберите планку, равную длине стола.

- Определите, на сколько один предмет длиннее (выше и т. п.) другого.

- Поместится ли шкаф в нише стены?

- В данном случае мы не можем предметы приложить друг к другу. Их надо измерить, а затем сравнить между собой результаты измерения. Что же мы будем измерять? (Высоту ниши в стене и высоту шкафа.)

- Поместится ли полочка в простенок между окнами? Как будем действовать? Что мы будем измерять? (Надо измерить длину полочки и расстояние между окнами, а потом сравнить результаты.)

- Чем же мы будем измерять длину полочки? (Надо выбрать мерку.)

- Рассмотрите у меня на столе разные предметы, которые могут служить мерками: кусок веревки, тесьма, картонная полоска, палочки. Давайте выберем картонную полоску, так как ею удобнее будет измерять.

- То, чем измеряют, вызывается меркой. Что же нам будет служить меркой? Сейчас мы по-смотрим, сколько раз полоска уложится по длине полочки. Вспомните правила измерения линейных величин: начинать надо точно от конца, уложить полоску-мерку прямо.

- Сколько раз я отложила полоску? Можно ли сказать, сколько раз она уложилась по длине полочки? Нет, нельзя сказать: мы пока измерили только часть длины полочки, а вот эту часть еще не измерили. (Показывает.) Надо сделать отметку там, где конец полоски, и вновь ее уложить точно от отметки. Полоску надо укладывать строго по прямой линии. Теперь измерена длина полочки? Нет. Значит, надо еще раз положить полоску, откладывать ее до тех пор, пока не будет измерена вся длина. Сколько раз полоска уложилась по длине полочки? (Дети вместе с педагогом считают отрезки.) Чему же равна длина полочки?

- Помните, что нарушение любого правила измерения (начали измерение не точно от края, мерку укладывали не по прямой линии и пр.) ведет к ошибочному результату.

- Давайте измерим стороны различных квадратов с помощью мерки. (Стороны квадрата равны.) Имеют элементарное представление о сравнении и измерении предметов; удерживают в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действуют в течение 15-20 минут

Чтение и заучивание отрывка из стихотворения Ивана Сурикова «Детство».

Рассказывают 1-2 стихотворения, выученных ранее.

Отвечают на вопросы

- Какое настроение вызывает стихотворение?

- Что изображает поэт в своем стихотворении?

- В какие зимние игры играют дети?

- В какие зимние игры любите играть вы? Выражают положительные эмоции (радости, восхище-ния) при прослушивании стихотворения И. Сурикова «Детство», заучивают небольшие отрывки из него

Подвижная игра «На одной ножке по дорожке» Дети встают на краю площадки. Им предлагается допрыгать до средины площадки на правой ноге (3-4 м). Обратно дети бегут. Затем прыгают на левой ноге. Обеспечена потребность детей в движении

Лепка «Девочка несет бабушке гостинцы».

Дети вспоминают своих бабушек и дедушек. Понимают, что о них надо заботиться

Лепят, ответив на вопрос

- Какие детали нужно вылепить, чтобы получилась фигурка девочки с корзинкой? Сформировано умение работы с пластилином по образцу и собственному замыслу.

Итоговое мероприятие: Стенгазета «п. Суходол»

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект НОД в старшей группе «Мой поселок, моя страна, моя планета»
Опубликовано: 14 апреля 2013 в 17:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД