План-конспект урока изобразительного искусства «Портрет зимнего дерева»

Валентина Присенко
План-конспект урока изобразительного искусства «Портрет зимнего дерева»

Тема: Портрет зимнего дерева.

Цель: Познакомить детей с видом изобразительного искусства – графика, как с одним из видов изображения, средствами художественной выразительности.

Задачи:

1. Познакомить детей с новым видом изобразительного искусства – гра-фика и научить рисовать зимнее дерево, используя штрих, как одно из средств художественной выразительности.

2. Развивать координацию кистей рук, глазомер, чувство ритма, навык работы в нетрадиционной технике рисования шариковой ручкой.

3. Воспитывать любовь и интерес к изобразительному искусству, аккурат-ность в работе, любовь к труду.

Оборудование:

Для учителя: таблицы с разными направлениями штриховых линий; поэтапное изображение дерева (4 этапа); графические изображения в технике – графика (3 этапа).

Для учащихся: карандаш, ластик, шариковая ручка, альбомный лист.

План.

1. Орг. момент.. 1мин.

2. АОЗ.. 1мин.

3. Целепологание. 2-3 мин.

4. Объяснение новой темы:. 8 мин.

а) вступительная беседа;

б) беседа о деревьях;

в) беседа о технике – графика.

5. Самостоятельная работа по выполнению эскиза дерева:. 10мин.

6. Выполнение рисунка штрихом:. 15мин.

а) Сообщение дополнительных знаний о художественной вырази-тельности штриха;

б) упражнения по выполнению различных видов штриховых линий;

в) нанесение секторов на изображенном стволе дерева;

г) самостоятельная работа по выполнению рисунка штрихом.

7. Итог работы.. 1-2мин.

8. Анализ работы (коллективный). 3-5 мин

Этапы Содержание Примеча-ние

1. Орг. мо-мент.

2. АОЗ.

3. Сообщение темы.

4. Объяснение новой темы:

а) вступи-тельная бесе-да

б) Беседа о деревьях.

в) беседа о технике –графика.

5. Само-стоя-тельная работа по вы-полне-нию эс-киза де-рева

Физминутка.

6. Выполне-ние рисунка штрихом:

а)

сообщение дополнитель-ных знаний о художествен-ной вырази-тельности штриха.

в) нанесение секторов на изображен-ном стволе дерева.

г) самостоя-тельная рабо-та по выпол-нению рисун-ка штрихом.

7. Итог.

8. Анализ ра-бот.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Александровна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства. Сегодня на уроке вам понадобится: белый лист бумаги, простой карандаш, ластик.

Дети послушайте загадку:

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.

Правильно, ребята, это лес. В лесу много деревьев. Скажите, пожалуйста а какую пользу нам приносит лес? Деревья в лесу выделяют нам кислород,которым мы дышим. Недаром лес называют «лёгкими планеты». Скажите, а как можно определить, что это деревья? Что у них присут-ствует?

(У всех деревьев есть ствол, ветви, листья, они высо-кие.)

Ребята, а какие виды пород деревьев вы знаете? А сейчас, ребята, ответьте на вопрос: все ли деревья одинаковые в разные времена года? И чем они отличаются?

Ребята, а как можно определить возраст дерева? По каким признакам? (по коре дерева, по росту, по тол-щине ствола, по толщине веток.)

Правильно, ребята, итак, тема нашего урока: «Портрет зимнего дерева». А что такое портрет? Кто из вас знает? В портрете обычно изображают людей, точно передавая внешность: цвет волос, глаз, форма носа и так далее. А мы с вами будем рисовать портрет зимнего дерева. Так скажите мне, что же мы должны показать в рисунке? (толщину, возраст, форму и т. д.)

Ребята, прежде чем мы начнем рисовать зимнее дере-во, давайте вспомним, как оно выглядит.

- Чем отличается зимнее дерево от деревьев в другое время года?

Правильно, ребята. (начинаю рассказывать)

Дереву поклонялись на Руси. К священным деревьям приходили, чтобы избавится от болезней, приносили дары. Вблизи священных деревьях у славян традиционно совершались различные обряды. Дубы, вязы и другие крупные деревья у славян относились к заповедным; их запрещалось рубить, наносить дереву какой – либо вред, считалось, что нарушение этих правил приводило человека к смерти, к гибели скота и неурожаю. Такие деревья, например осина, согласно поверьям, оберегали людей от всяческих бед.

В народе дуб называли мировым деревом. Дерево кормило человека, согревало и одевало. Ребята, скажите, а какое строение имеет дерево? Дерево можно сравнить с человеком: корни – это ноги, ствол – туловище, ветви – это руки. У каждого дерева, как у человека, свой облик и свой характер. Дуб могуч и кряжист, мощный, непокорный, величавый, мудрый. Вот как звучит стихотворение С. Русакова «Дуб»:

Дуб стоит на кургане,

Споря с яростью туч,

И, как русский крестьянин,

Он силен и могуч.

Осина сиротлива и тревожна, ветки тонкие, длинные, наклоненные к земле. Ребята, послушайте как об осинке говорит И. Толмакова в стихотворении «Деревья»:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Дайте осинке

Пальто и ботинки –

Надо погреться

Бедной осинке.

Клен праздничен, береза застенчива и нежна.

Ребята, скажите, а чем еще эти деревья отличаются друг от друга? (листьями)

Ребята, а какое дерево считается символом России? Правильно, символом России считается береза. Ее изображение мы встречаем у многих русских худож-ников, ей посвящены стихи и музыкальные произведения, сложено много народных песен. Если обратиться к произведениям художников, то многие из них любили изображать природу, просторы нашей России.

А сейчас, ребята, послушайте стихотворение написанное поэтом С. Есениным.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горит снежинки

В золотом огне.

Ребята, а какую пользу приносят деревья человеку?

Правильно – столы, стулья, тетради, карандаши – это и многое другое изготавливается из дерева. Не было бы жизни на земле, без этих зеленых друзей, которые вырабатывают кислород, необходимого для дыхания, поэтому, ребята, нам необходимо охранять деревья и природу в целом.

Правильно, пейзаж.

Ребята, рисунки деревьев мы будем выполнять в технике – графика. А кто-нибудь знает, что такое графика?

Искусство графика – это один из видов изобрази-тельного искусства, основой которого является рису-нок. Слово «графика» происходит от греческого «графо» -«пишу, рисую». С произведением графики мы встречаемся повсюду. Они в газетах, книгах, рекламах, в музеях, на выставках. Графика – искусство сложное, Ведь художник на плоскости бумаги должен передать объем и форму предмета одним цветом или тональностью; многообразие характеров и настроений –линиями, штрихами, черно – белым пятном.

Графические рисунки можно выполнять разными ма-териалами, А как вы думаете какими?

Правильно это - карандаш, черная краска, фло-мастер, уголь, шариковая ручка.

Ребята, главное чтобы светлое изображение было на темном, а темное на светлом.

Мы сегодня будем работать с самым доступным материалом – это шариковая ручка. Основу рисунка мы выполним карандашом, а штрихи покажем шариковой ручкой.

Так как всем придется выполнять мелкие штрихи, да-вайте проведем разминку для пальцев рук.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту мнём, мнём,

Мы капусту всю посолим,

Мы капусту приберём.

Сейчас мы с вами вместе приступим к рисованию де-рева, обращая внимание на таблицы.

1. Как расположим альбомный лист? Почему? Найдите середину, отступите небольшое расстояние сверху и снизу.

2. Проводим линию, утолщаем.

3. Делаем засечки, т. е. намечаем ветки.

4. Прорисовываем контур, делаем соединения ве-ток со стволом, более плавными линиями. Берем ластик, убираем линии, где соединяются ветви со стволом, но так как у нас зимнее дерево, не забудьте снег.

А теперь доработайте свои рисунки.

Ребята, так как вы знаете, что деревья могут быть разные, то и выглядеть они могут по-разному. Давайте рассмотрим несколько рисунков. (рассматриваем рисунки, я говорю, что у дуба ствол широкий, пышная крона, у сосны ствол не очень широкий, дерево достаточно высокое, веток на дереве не очень много и т. д.)

Я даю вам немного времени на завершение эскиза де-рева.

Карлсон всех зовёт на крышу.

Поднимайтесь все неслышно.

Руки в сторону поднять,

На носки всем срочно встать,

Выше, выше… Опуститесь,

Поклонитесь,улыбнитесь,

А теперь, прошу, садитесь.

Выполнять графический рисунок деревьев мы будем выполнять с помощью штриха.

Штрихи мы будем наносить разной длины и толщины в различных направлениях, штрих по-может выявить форму предметов, и его особенности (поверхность).

Давайте выполним несколько упражнений штрихом:

упражнения по выполнению различных видов штри-ховых линий.

А теперь вернемся к нашему рисунку. Деревья покрыты корой, какая кора у деревьев? (рыхлая, шероховатая)

Ребята, теперь разделим ствол дерева на участки то есть сектора, чтобы показать какая кора у дерева.

Теперь приступим к самостоятельной работе. В своем рисунке попытайтесь показать всю красоту и необычайность зимнего дерева. Постарайтесь сделать так, чтобы каждый сектор дерева был не похож на предыдущий. Закрасьте сектора разными штрихами. В своей работе вы можете добавить чего-то своего, чтобы изображение вашего дерева было единственным и неповторимым.

Прежде чем проанализировать ваши работы, от-ветьте на следующие вопросы:

1. С каким новым видом изобразительного искусства вы познакомились?

2. Что мы рисовали?

3. что запомнили?

4. Какие породы деревьев вы сегодня рисовали?

5. С помощью чего мы раскрашивали деревья?

6. Какие виды штрихов вы знаете?

Молодцы, ребята, вы очень хорошо нарисовали. У всех работы аккуратные, выразительные и красивые. Урок окончен, до свидания!

Публикации по теме:

Интерактивная викторина «Знатоки искусства» Знакомство детей с изобразительным искусством, его видами и жанрами, является неотъемлемой частью работы по художественно-эстетическому.

Проект для детей старшей группы «Виртуальный музей изобразительного искусства» Тема проекта: «Виртуальный музей изобразительного искусства» Цель проекта: Ознакомление детей с Великими художниками и их произведениями.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
План-конспект урока изобразительного искусства «Портрет зимнего дерева»
Опубликовано: 14 января 2014 в 20:29
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...