План-конспект урока изобразительного искусства «Портрет зимнего дерева»

Валентина Присенко
План-конспект урока изобразительного искусства «Портрет зимнего дерева»

Тема: Портрет зимнего дерева.

Цель: Познакомить детей с видом изобразительного искусства – графика, как с одним из видов изображения, средствами художественной выразительности.

Задачи:

1. Познакомить детей с новым видом изобразительного искусства – гра-фика и научить рисовать зимнее дерево, используя штрих, как одно из средств художественной выразительности.

2. Развивать координацию кистей рук, глазомер, чувство ритма, навык работы в нетрадиционной технике рисования шариковой ручкой.

3. Воспитывать любовь и интерес к изобразительному искусству, аккурат-ность в работе, любовь к труду.

Оборудование:

Для учителя: таблицы с разными направлениями штриховых линий; поэтапное изображение дерева (4 этапа); графические изображения в технике – графика (3 этапа).

Для учащихся: карандаш, ластик, шариковая ручка, альбомный лист.

План.

1. Орг. момент.. 1мин.

2. АОЗ.. 1мин.

3. Целепологание. 2-3 мин.

4. Объяснение новой темы:. 8 мин.

а) вступительная беседа;

б) беседа о деревьях;

в) беседа о технике – графика.

5. Самостоятельная работа по выполнению эскиза дерева:. 10мин.

6. Выполнение рисунка штрихом:. 15мин.

а) Сообщение дополнительных знаний о художественной вырази-тельности штриха;

б) упражнения по выполнению различных видов штриховых линий;

в) нанесение секторов на изображенном стволе дерева;

г) самостоятельная работа по выполнению рисунка штрихом.

7. Итог работы.. 1-2мин.

8. Анализ работы (коллективный). 3-5 мин

Этапы Содержание Примеча-ние

1. Орг. мо-мент.

2. АОЗ.

3. Сообщение темы.

4. Объяснение новой темы:

а) вступи-тельная бесе-да

б) Беседа о деревьях.

в) беседа о технике –графика.

5. Само-стоя-тельная работа по вы-полне-нию эс-киза де-рева

Физминутка.

6. Выполне-ние рисунка штрихом:

а)

сообщение дополнитель-ных знаний о художествен-ной вырази-тельности штриха.

в) нанесение секторов на изображен-ном стволе дерева.

г) самостоя-тельная рабо-та по выпол-нению рисун-ка штрихом.

7. Итог.

8. Анализ ра-бот.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Александровна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства. Сегодня на уроке вам понадобится: белый лист бумаги, простой карандаш, ластик.

Дети послушайте загадку:

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.

Правильно, ребята, это лес. В лесу много деревьев. Скажите, пожалуйста а какую пользу нам приносит лес? Деревья в лесу выделяют нам кислород,которым мы дышим. Недаром лес называют «лёгкими планеты». Скажите, а как можно определить, что это деревья? Что у них присут-ствует?

(У всех деревьев есть ствол, ветви, листья, они высо-кие.)

Ребята, а какие виды пород деревьев вы знаете? А сейчас, ребята, ответьте на вопрос: все ли деревья одинаковые в разные времена года? И чем они отличаются?

Ребята, а как можно определить возраст дерева? По каким признакам? (по коре дерева, по росту, по тол-щине ствола, по толщине веток.)

Правильно, ребята, итак, тема нашего урока: «Портрет зимнего дерева». А что такое портрет? Кто из вас знает? В портрете обычно изображают людей, точно передавая внешность: цвет волос, глаз, форма носа и так далее. А мы с вами будем рисовать портрет зимнего дерева. Так скажите мне, что же мы должны показать в рисунке? (толщину, возраст, форму и т. д.)

Ребята, прежде чем мы начнем рисовать зимнее дере-во, давайте вспомним, как оно выглядит.

- Чем отличается зимнее дерево от деревьев в другое время года?

Правильно, ребята. (начинаю рассказывать)

Дереву поклонялись на Руси. К священным деревьям приходили, чтобы избавится от болезней, приносили дары. Вблизи священных деревьях у славян традиционно совершались различные обряды. Дубы, вязы и другие крупные деревья у славян относились к заповедным; их запрещалось рубить, наносить дереву какой – либо вред, считалось, что нарушение этих правил приводило человека к смерти, к гибели скота и неурожаю. Такие деревья, например осина, согласно поверьям, оберегали людей от всяческих бед.

В народе дуб называли мировым деревом. Дерево кормило человека, согревало и одевало. Ребята, скажите, а какое строение имеет дерево? Дерево можно сравнить с человеком: корни – это ноги, ствол – туловище, ветви – это руки. У каждого дерева, как у человека, свой облик и свой характер. Дуб могуч и кряжист, мощный, непокорный, величавый, мудрый. Вот как звучит стихотворение С. Русакова «Дуб»:

Дуб стоит на кургане,

Споря с яростью туч,

И, как русский крестьянин,

Он силен и могуч.

Осина сиротлива и тревожна, ветки тонкие, длинные, наклоненные к земле. Ребята, послушайте как об осинке говорит И. Толмакова в стихотворении «Деревья»:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Дайте осинке

Пальто и ботинки –

Надо погреться

Бедной осинке.

Клен праздничен, береза застенчива и нежна.

Ребята, скажите, а чем еще эти деревья отличаются друг от друга? (листьями)

Ребята, а какое дерево считается символом России? Правильно, символом России считается береза. Ее изображение мы встречаем у многих русских худож-ников, ей посвящены стихи и музыкальные произведения, сложено много народных песен. Если обратиться к произведениям художников, то многие из них любили изображать природу, просторы нашей России.

А сейчас, ребята, послушайте стихотворение написанное поэтом С. Есениным.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горит снежинки

В золотом огне.

Ребята, а какую пользу приносят деревья человеку?

Правильно – столы, стулья, тетради, карандаши – это и многое другое изготавливается из дерева. Не было бы жизни на земле, без этих зеленых друзей, которые вырабатывают кислород, необходимого для дыхания, поэтому, ребята, нам необходимо охранять деревья и природу в целом.

Правильно, пейзаж.

Ребята, рисунки деревьев мы будем выполнять в технике – графика. А кто-нибудь знает, что такое графика?

Искусство графика – это один из видов изобрази-тельного искусства, основой которого является рису-нок. Слово «графика» происходит от греческого «графо» -«пишу, рисую». С произведением графики мы встречаемся повсюду. Они в газетах, книгах, рекламах, в музеях, на выставках. Графика – искусство сложное, Ведь художник на плоскости бумаги должен передать объем и форму предмета одним цветом или тональностью; многообразие характеров и настроений –линиями, штрихами, черно – белым пятном.

Графические рисунки можно выполнять разными ма-териалами, А как вы думаете какими?

Правильно это - карандаш, черная краска, фло-мастер, уголь, шариковая ручка.

Ребята, главное чтобы светлое изображение было на темном, а темное на светлом.

Мы сегодня будем работать с самым доступным материалом – это шариковая ручка. Основу рисунка мы выполним карандашом, а штрихи покажем шариковой ручкой.

Так как всем придется выполнять мелкие штрихи, да-вайте проведем разминку для пальцев рук.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту мнём, мнём,

Мы капусту всю посолим,

Мы капусту приберём.

Сейчас мы с вами вместе приступим к рисованию де-рева, обращая внимание на таблицы.

1. Как расположим альбомный лист? Почему? Найдите середину, отступите небольшое расстояние сверху и снизу.

2. Проводим линию, утолщаем.

3. Делаем засечки, т. е. намечаем ветки.

4. Прорисовываем контур, делаем соединения ве-ток со стволом, более плавными линиями. Берем ластик, убираем линии, где соединяются ветви со стволом, но так как у нас зимнее дерево, не забудьте снег.

А теперь доработайте свои рисунки.

Ребята, так как вы знаете, что деревья могут быть разные, то и выглядеть они могут по-разному. Давайте рассмотрим несколько рисунков. (рассматриваем рисунки, я говорю, что у дуба ствол широкий, пышная крона, у сосны ствол не очень широкий, дерево достаточно высокое, веток на дереве не очень много и т. д.)

Я даю вам немного времени на завершение эскиза де-рева.

Карлсон всех зовёт на крышу.

Поднимайтесь все неслышно.

Руки в сторону поднять,

На носки всем срочно встать,

Выше, выше… Опуститесь,

Поклонитесь,улыбнитесь,

А теперь, прошу, садитесь.

Выполнять графический рисунок деревьев мы будем выполнять с помощью штриха.

Штрихи мы будем наносить разной длины и толщины в различных направлениях, штрих по-может выявить форму предметов, и его особенности (поверхность).

Давайте выполним несколько упражнений штрихом:

упражнения по выполнению различных видов штри-ховых линий.

А теперь вернемся к нашему рисунку. Деревья покрыты корой, какая кора у деревьев? (рыхлая, шероховатая)

Ребята, теперь разделим ствол дерева на участки то есть сектора, чтобы показать какая кора у дерева.

Теперь приступим к самостоятельной работе. В своем рисунке попытайтесь показать всю красоту и необычайность зимнего дерева. Постарайтесь сделать так, чтобы каждый сектор дерева был не похож на предыдущий. Закрасьте сектора разными штрихами. В своей работе вы можете добавить чего-то своего, чтобы изображение вашего дерева было единственным и неповторимым.

Прежде чем проанализировать ваши работы, от-ветьте на следующие вопросы:

1. С каким новым видом изобразительного искусства вы познакомились?

2. Что мы рисовали?

3. что запомнили?

4. Какие породы деревьев вы сегодня рисовали?

5. С помощью чего мы раскрашивали деревья?

6. Какие виды штрихов вы знаете?

Молодцы, ребята, вы очень хорошо нарисовали. У всех работы аккуратные, выразительные и красивые. Урок окончен, до свидания!

Публикации по теме:

Интерактивная викторина «Знатоки искусства» Знакомство детей с изобразительным искусством, его видами и жанрами, является неотъемлемой частью работы по художественно-эстетическому.

Проект для детей старшей группы «Виртуальный музей изобразительного искусства» Тема проекта: «Виртуальный музей изобразительного искусства» Цель проекта: Ознакомление детей с Великими художниками и их произведениями.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Деревья и листья
  • Времена года и погода
Автор публикации:
План-конспект урока изобразительного искусства «Портрет зимнего дерева»
Опубликовано: 14 января 2014 в 20:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть).
План поэтапной работы над проектом: 1 этап. Информация для проекта. • Встреча с родителями, анкетирование. • Изучение особенностей психического...
Занятие в средней группе на тему «Насекомые»
Утром бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз- росой умылась Два- изящно покрутилась Три- нагнулась и присела На четыре- улетела. ( и еще раз. Молодцы...
Фотоотчёт «Последний месяц весны»
Фотоотчёт «Вот и последний месяц весны»! Отметим День победы, Мы майским теплым днем, Прославим своих дедов, И на парад пойдем, Мы славой их...
Статья «Педагогическая культура семьи»
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю». А. С....