МААМ-картинки

План-конспект урока музыки в 5 классе. Тема «Колокола России»

Долгая Елена Геннадьевна
План-конспект урока музыки в 5 классе. Тема «Колокола России»

Тема : Колокола России.

Цель урока : знакомить учащихся с историей колокольного искусства на Руси.

Задачи:

• образовательная – расширять представление детей о назначении колоколов;

• развивающая (творческая) – учить моделировать ритмическое сопровождение из предложенных ритмов; развивать ассоциативно-художественное восприяти;

Публикация «План-конспект урока музыки в 5 классе, Тема „Колокола России“» размещена в разделах

• воспитательная – пробуждать интерес к православной культуре, духовному наследию русского народа, изучать новые музыкальные понятия, учить различать основные виды колокольного звона;

Тип урока : усвоение новых знаний.

Форма урока : урок-презентация.

Новые музыкальные понятия : кампанелла, звонница, звонарь, колокольня, перезвон, благовест, трезвон.

Оборудование:

• мультимедиа аппаратура;

• ноутбук;

Музыкальный материал :

• звоны – благовест, трезвон, перезвон;

• М. П. Мусоргский – «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»;

• Е. Крылатов, Ю. Энтин – «Колокола»;

• А. Морозов – «Малиновый звон».

Интернет-ресурсы:

www.belokrylaya.narod.ru;

www.zvon.ru.

Литература:

1. Мишин В. В. Колокола России. Краткая иллюстрированная история. – М., 1995.

2. Медушевский В. В., Очаковская О. О. Энциклопедический словарь юного музыканта. – М., 1985.

3. Музыка в школе №2 – 2010.

Предварительная работа:

Учащиеся распределены по группам (опережающие задания) :

1. познакомить с историей Царь-колокола;

2. найти информацию о колоколе – инструменте симфонического оркестра;

3. сообщения о колокольном звоне.

Ход урока:

Со звонком учащиеся занимают свои места.

Вступительное слово учителя.

1 слайд (на фоне звучания колоколов – фото колоколов).

Учитель (читает стихотворение) :

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон.

Где-то за дорогой

Замирает звон.

С. Есенин.

Учитель:

Как хорошо в этих стихах поэт С. Есенин передал ощущение тишины и покоя, состояние лёгкой печали!

Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению в русской культуре – колокольному звону.

Скажите, можно ли назвать колокола музыкальным инструментом?

Ответы учащихся.

Учитель:

Когда звонят колокола, то в их звоне можно услышать мелодию.

Как вы считаете, колокольный звон появился давно или совсем недавно?

Ответы учащихся.

Учитель:

Сегодня на уроке мы выясним, когда появился колокольный звон, где он звучал, какое место он занимал и занимает в жизни нашего соотечественника.

Тема нашего урока – «Колокола России».

2 слайд (тема урока).

3 слайд (изображение колоколов).

Учитель:

Колокола появились на Руси ещё в древние времена. По преданию, в IV веке один монах, живший в Италии, заболел и пошёл в лес за лечебными травами. Устав он прилёг на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать.

Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему.

Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив её из металла.

По-итальянски цветок - «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски – колокольчик.

На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце XV века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл, да так быстро продвинулись в своём мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов.

4 слайд (текст-вопрос-ответы).

Учитель:

Как вы думаете, для чего первоначально служили колокола?

В связи с чем люди Древней Руси звонили в колокол?

Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.

Звоном оповещали о какой – нибудь опасности: приближении неприятеля, пожаре (набатный колокол).

Звоном собирали народ на народное собрание-вече.

В трагические для Родины дни звоном созывали народ на защиту Отечества.

Учитель:

Как вы думаете, где размещают колокола?

Ответы учащихся.

Учитель:

Для колоколов строят специальные сооружения, их называют колокольни, или звонницы.

Почему колокольня – понятно, а почему звонница?

Ответы учащихся.

Учитель:

Потому что оттуда льётся звон.

Как называют человека, который звонит в колокол?

Ответы учащихся.

Учитель:

Звонарь.

Колокольни строили высокими, и поэтому звон колоколов был хорошо слышен на большом расстоянии. Самая известная колокольня в России находится на территории Московского Кремля, это колокольня Ивана Великого.

5 слайд (изображение колокольни Ивана Великого).

Учитель:

Строительство колокольни - очень трудное дело.

Звонницы – это деревянные щиты под навесом, куда прикреплялись наборы колоколов разного размера, каждый из которых звенел своим собственным голосом.

На колокольне Ивана Великого в 4-х ярусах находятся 37 колоколов!

Существует легенда, что когда Наполеон вступил в Москву, то решил он взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказанию под неё подложили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела вверх, а затем опустилась на прежнее место, целая и невредимая.

6 слайд (изображение именных колоколов).

Учитель:

А знаете ли вы, как изготавливают колокола? Из какого металла?

Ответы учащихся.

7 слайд (изображение – плавка колоколов)

Учитель:

В огромной яме сооружали кирпичный «болван» и глиняную форму. Рядом в печи плавили медь. Только за 10-15 минут до окончания отливки к меди добавляли олово. Некоторые мастера бросали в растопленную печь серебряные монеты. Несколько работников, раскачав рычаг, пробивали в плавильной печи отверстие, из которого вырывался раскалённый металл. Стекая по желобам, он заполнял форму. Если часть меди проливалась и её не хватало на всю форму, вся работа пропадала даром.

Чтобы отливке колокола не повредили козни нечистой силы, перед литьём распускали самые невероятные слухи. Считалось: чем нелепее слух, тем звонче будет колокол.

8 слайд (изображение литейного завода).

Учитель:

А знаете ли вы, какой колокол самый большой?

Ответы учащихся.

Учитель:

Пусть о Царь-колоколе расскажет 1 исследовательская группа.

9 слайд (изображение, фото XIX века).

Сообщения учащихся.

10 слайд (изображение, фото наших дней).

Учитель:

К колоколам на Руси относились как к живым существам.

11 слайд (изображение – части колокола).

Учитель:

Колоколам давали имена и прозвища: Гавриил, Ревун, Широкий, Медведь, Сысой, Лебедь, Глухой.

Как вы думаете, с чем связаны имена колоколов?

Ответы учащихся.

Учитель:

С характером звука – у каждого колокола свой неповторимый голос, тембр.

От чего зависит тембр колокола?

Ответы учащихся.

Учитель:

От размера. Действительно, размер определяет высоту и силу звучания колокола. Большие колокола имеют густой и мощный звук, маленькие, изящные звенят нежно и звонко.

И звоны колоколов бывают разные. От чего они зависят?

Ответы учащихся.

Учитель:

От церковного события.

Различают, главным образом, два рода звонов: благовест и собственно звон.

Благовест – одиночные удары в большой колокол. Возвещает о начале богослужения. Благовест – это название звона, а не колокола. Колокол, в который производят благовест, называется благовестником.

12 слайд (изображение колокола, звучание благовеста).

Учитель:

Сейчас вы услышите собственно звон, а это – трезвон, перезвон, перебор.

Трезвон – несколько одновременно звонящих колоколов.

13 слайд (изображение колоколов, звучание трезвона).

Перезвон – поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого колокола к малым.

14 слайд (изображение колоколов, звучание перезвона).

Учитель:

Перед воскресными службами, а так же в праздничные дни за благовестом следует трезвон в несколько колоколов. Перед освящением воды в престольные праздники звучит перезвон, начиная с большого и кончая самым маленьким колоколом.

Как вы думаете, могут ли композиторы использовать звучание колоколов при создании музыкальных произведений?

Ответы учащихся.

Учитель:

Для этого был придуман специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию – от звонкого, лёгкого до басовитого, гудящего. Этот музыкальный инструмент так и назвали: колокол. Он входит в состав симфонического оркестра.

15 слайд (изображение инструмента).

Учитель:

Об оркестровом колоколе нам расскажет представитель другой исследовательской группы.

Сообщение учащихся.

Учитель:

Колокольный звон имел очень большое значение для русской музыки.

Звоны можно услышать в операх М. П. Мусоргского «Борис Годунов», А. П. Бородина «Князь Игорь», в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский», в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Сегодня мы с вами послушаем «Великий колокольный звон» из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов».

16 слайд (портрет композитора, звучание фрагмента).

Учитель:

К колоколам в давние времена относились, как к людям, они тоже имели свою судьбу.

Послушаем сообщения 3 исследовательской группы.

Сообщение учащихся.

17 слайд (изображение – валдайские колокольчики).

Учитель:

Есть в колокольном звоне что-то раздольное, богатырское, созвучное душе русского человека. Он возвещал о рождении и смерти, о начале дня и его завершении, о всех значительных событиях в жизни человека.

В странах Западной Европы колокольный звон часто использовался для организации быта людей. Об этом говорят факты:

В Италии имелся так называемый «Хлебный колокол». С его ударом хозяйки ставили тесто.

Под «Колокол чистоты» в Германии начинали свой день дворники.

Во Франции колокол «Торговка рыбой» давал сигнал к открытию рыбных лавок.

«Процентный колокол» в Германии указывал на срок уплаты долгов.

«Колокол позора» извещал о банкротстве купцов.

«Колокол бедного грешника» созывал народ на казнь преступника.

Теперь, ответьте мне на вопрос: чем же были и стали колокола для нашего соотечественника?

Ответы учащихся.

Учитель: Колокола, как голос с неба.

Колокольный звон стал мерилом праведности и добра. Встречать колокольным звоном кого-либо считалось величайшей честью. Колокола – это символ России.

Исполнение песни «Колокола» Е. Крылатова, Ю. Энтина.

18 слайд (текст).

Учитель:

Чтение цитаты со слайда.

Учитель:

В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. По народным поверьям, влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять нечистые силы, теряет силу всякое злое волшебство и гадание.

Учёные установили, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Звоном встречают и провожают прибывших в храм на венчание молодых, считается, что звон отгоняет от них нечистую силу и дарит долгую, счастливую жизнь.

Говорят: «Когда звонишь в колокол, душа становится светлее».

Сейчас специально устраивают концерты и праздники колокольной музыки, на которые приезжают любители этого прекрасного искусства.

Чаще всего такие праздники устраивают в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России» : Суздаль, Владимир, Ростов Великий и т. д.

Целый день в городе звучат колокола, и над родной землёй плывут волшебные колокольные переливы.

Мне хочется, чтобы и у нас в классе зазвучал красивый Малиновый звон.

19 слайд (изображение, звучание песни).

Итог урока.

Публикации по теме:

Проект «О чём звонит колокол» Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель. Срок проведения: краткосрочный, 2 недели. Проблема: для чего был нужен колокол на Руси,.

Разработка урока по истории древнего мира в V классе Тема урока: Зарождение демократии в Афинах. Место урока в системе уроков: второй урок в теме"Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием".Тип.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект урока музыки в 5 классе. Тема «Колокола России»
Опубликовано: 1 марта 2015 в 23:45
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД