МААМ-картинки

План-конспект занятия по патриотическому воспитанников в студии казачьего быта «Моя малая Родина» (1 фото)

Романова Галина
План-конспект занятия по патриотическому воспитанников в студии казачьего быта «Моя малая Родина»

План-конспект занятия

по патриотическому воспитанников в студии казачьего быта «Истоки»

МБДОУ Детского сада № 11 «Светлячок», г. Гуково, Ростовской области

на тему: «Моя малая родина»

Автор: Романова Г. В. – воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Детского сада № 11 «Светлячок», г. Гуково, Ростовской области

Дисциплины (образовательные области) : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Публикация «План-конспект занятия по патриотическому воспитанников в студии казачьего быта „Моя малая Родина“» размещена в разделах

Тема: «Моя малая родина»

Возраст участников: 5-7 лет

Форма проведения: подгрупповое занятие.

Состав учебной группы воспитанники старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности для детей с ОНР – 20 человек: мальчиков – 14 чел., девочек – 6 чел.

Цель учебного занятия : Приобщать детей к культуре Донского края, поэтическому наследию Дона, воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников на основе знаний о казаках, развитие в детях интереса к истории родного края, желания познавать его.

Задачи:

Обучающие:

• Знакомство «жемчужинами народной мудрости» (легендами, пословицами, загадками, сказками, играми);

Воспитательные :

Воспитание у детей сознательного понимания того, что они являются носителями национальной культуры. Идентификация с культурными традициями казаков;

• Сохранять бережное и уважительное отношение к памяти предков, прививать любовь и бережное отношение к донской природе,

Развивающие:

• Развивать творческие и коммуникативные способности детей, посредством привлечения к активной деятельности.

• Развитие творческих способностей, интонационной стороны устной речи, развитие слухового восприятия;

Форма учебного занятия : посиделки.

Фома организации работы: фронтальная.

Образовательные технологии: педагогические технологии, информационные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология исследовательской деятельности, личностно - ориентированная технология, технология интегрированного обучения.

Материально-техническое оснащение занятия : переносная портативная колонка; костюмы; предметные картинки: казак с казачкой, курень; разрезные картинки (курень) – 4 комплекта; парные картинки (пословицы в картинках) – 10 комплектов; коврограф Воскобовича, магнитная доска, веревки, куклы в колясках, кухонная утварь, игрушки-коровы, прищепки, тазы, кукольная одежда; игрушки-лошадки, стойки, папахи, гимнастические палки, маски; цветное соленое тесто, скалки, клеенки, стеки по количеству детей, украшения для лепки, столы, стулья.

План занятия.

1. Организационный этап – 2 минуты

Приветствие.

Загадка – введение в тему.

2. Основной этап – 30 минут

Беседа о Ростовской области.

Чтение стихотворения «Ростовская область».

Беседа о Доне.

Инсценировка «Почему Дон Ивановичем зовут».

Игра: «Построй курень» (разрезные картинки).

Речевая игра «Обязанности казаков».

Физминутка «Мы теперь все казаки

Игра «Забытые слова».

Игра: «Собери пословицу» (парные картинки).

Исполнение песни «Во саду вишенка…».

Игра «Коршун и наседка».

Игра-эстафета «Наездники».

Игра «Хозяюшки».

Лепка из соленого теста с проговариванием действий.

3. Заключительный этап – 3 минуты.

Итог занятия.

Рефлексия.

Ход занятия.

Дети выходят на площадку мини-музея казачьего быта под открытым небом «Казачье подворье». По периметру площадки расположены баннеры с изображением казачьей станицы, степи, Дона, достопримечательностей Донского края. Их встречают Казачки.

1. Организационный момент.

Приветствие

1-я Казачка : Здорово дневали, ребята, как уж вам я нынче рада.

2-я Казачка : Вы ребятки, осмотритесь.

По сторонкам оглянитесь.

Хаты, куреня, пшеница.

Хлеб румяный золотится.

Солнце на небе смеется.

Как наш край родной зовется?

Ответы детей

2. Основная часть.

1-я Казачка : Да, Донской край. Мы живем в большой и дружной стране – Россия. Наш Донской край – часть нашей Родины. И сегодня мы собрались с вами здесь потому, что у нашей Ростовской области, у всего Донского края праздник – день рождения! Когда – то наша область входила в состав Азово – Черноморского края, но 13 сентября 1937 года этот край разделили на Ростовскую область и Краснодарский край. Поэтому вся наша Ростовская область отмечает 85 лет со дня образования.

Дети читают стихотворение «Ростовская область».

1. Ростовская область - степные просторы,

Лазоревый цвет на заре,

Полей посевных расписные узоры,

Ковыль, словно снег в январе.

2. Ростовская область – сады винограда,

Есть хлеб здесь душистый и мёд,

И Батюшка Дон, как природы награда,

И песни высокий полёт.

3. Ростовская область – души очищенье,

Рождение храмов святых,

Казачьей традиции вновь возрожденье

И слава знамен боевых.

4. Ростовская область, России частица,

Здесь край наш родимый и дом,

В полях твоих хлеб пусть стеной колосится

И полнится чаша вином.

1-я Казачка : Вслушайтесь в эти слова: «Дон-батюшка», как вы думаете, почему казаки с такой любовью и теплотой относились к реке Дон? Почему Дон-батюшка?

Дети: Потому что кормилец и поилец. В реке казаки ловили рыбу, из реки же и воду брали. По берегам реки – обширные пастбища для домашнего скота, а главное для лошадей, без которых казаки не мыслили свою жизнь.

1-я Казачка : А как еще называют, величают Дон - батюшку?

Дети:

Дон Иванович.

1-я Казачка : Почему? Где берет свое начало река Дон?

Дети: В Тульской области, из Иван - озера.

1-я Казачка : Много легенд сложено про реку Дон, и сейчас ребята нам об этом расскажут! Послушайте, какая красивая легенда живёт в народе про наш Дон – батюшку.

Инсценировка легенды «Почему Дон Ивановичем зовут».

2-я Казачка : «У старого Иван-озера было два сына – Дон Иванович и Шат Иванович. Шат Иваныч был старший брат; он был сильнее и больше, а Дон Иваныч был меньший и был меньше и слабее. Братья и по характеру отличались друг от друга. Буен и неукротим, вспыльчив и непокорен был Шат, тих и ласков, сдержан и послушен был младший сын Дон. Отец любил и дорожил обоими. Показал отец каждому дорогу и велел им слушаться. Шат – шатун, пока старик был здоров, не смел своевольничать и перечить ему. Но после тяжёлой болезни Иван – озеро ослеп и не мог присматривать за старшим сыном. И тут Шат решил сбежать от старого отца, искать счастья и удачи в дальней стороне. Отец Иван отличал сыновей по правой руке: у Дона была сильная, мужественная, лохматая, а у Шата – тонкая, гладкая. Чтобы обмануть слепца, одел Шат шубу, пришёл к отцу и просил отпустить посмотреть иные земли. Пощупал отец протянутую руку, решил, что это Дон и дал благословление.

Обрадованному Шату не удалось далеко уйти, упал он в мутную реку Упу.

А Дон Иваныч послушал отца и тихо, не спеша понёс свои воды на юг куда отец приказывал. Прошёл он всю Россию, достиг Азовского моря и славен стал».

1-я Казачка : По обеим берегам Тихого Дона живут донские казаки. Они живут в этой суровой степи с незапамятных времен вольной, удалой жизнью. Кто же такие казаки?

Дети: Это сильные и уверенные в себе люди селились они в степи, где было много дичи, селились на островах, по берегам рек и около реки Дон, в которой было много рыбы. Казаки жили вольной жизнью и верно стояли на защите границ России, и считали это важным делом. Главными среди казаков были атаманы, которых выбирали сами казаки. Они умели делать сами всё, что нужно для жизни: семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать, жилище строить.

1-я Казачка : Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?

Дети: Дом казаков называется курень.

1-я Казачка : Курень значит «круглый». Нешто дом и правда круглый?

Дети: Нет.

1-я Казачка : Так почему же такое диковинное название?

Дети: Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую. Все комнаты были построены вокруг печки по кругу.

1-я Казачка : Я предлагаю сейчас и вам попробовать построить курень.

Игра: «Построй курень» (разрезные картинки).

2-я Казачка : Молодцы, целую станицу построили! Издавна были крепки казачьи семьи, а знаете в чем секрет?

(ответы детей)

Сильны они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности. Как вы думаете:

Речевая игра «Обязанности казаков».

Кто охраняет любимую Родину? (казак)

Кто ведёт домашнее хозяйство? (казачка)

Кто пашет и засевает широкие донские поля? (казак)

Кто поёт своим детям колыбельные песни? (казачка)

Кто рыбу в Дону ловит? (казак)

Кто готовит вкусную щербу готовит? (казачка)

Кто ухаживает за лошадьми? (казак)

Кто вкусный круглик печет? (казачка)

2-я Казачка : Молодцы, ребята.

А хотите превратиться в казаков? Повторяйте за мой:

Физминутка «Мы теперь все казаки

Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь все казаки!

Мы ладонь к бровям приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошки.

И направо, и ещё

Через левое плечо

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу.

2-я Казачка : Теперь вы превратились в казаков. Но вы знаете, что у казаков удивительная, необычная речь. Казаки не говорят, а гутарят. И если вы не знаете казачьего гутара, то не поймете, что хочет вам сказать казак.

Хотите узнать секрет казачьего гутара? Для этого нам надо подойти поближе. Предлагаю вам, сыграть в интересную игру «Забытые слова». Я буду называть казачье слово, а вы попробуйте догадаться, что оно обозначает.

Игра «Забытые слова».

Казачка показывает два предмета, дети пытаются определить, который их них обозначает названное слово.

Ручник – полотенце, макитра – большая миска, нагайка – плетка, завеска – фартук, папаха – казачья шапка, цибарка – ведро, глечек – кувшин, корец – ковш, корзина – сапетка, кукла – кундюбочка.

1-я Казачка : Ребята, сейчас у нас есть книги, радио, телевидение, интернет. Но когда-то давно ничего этого не было. Как вы думаете, как же, каким образом казаки передавали свой опыт, культуру молодым поколениям?

(Ответы детей)

1-я Казачка : Правильно, все передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты вольных казаков о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Казаки были наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы и поговорки.

Не зря говорят, что «На Дону пословица не от безделья молвится».

А вы знаете пословицы и поговорки?

Игра: «Собери пословицу» (парные картинки, пословицы в картинках).

Дети берут по одной картинке, на которых изображено начало или конец пословицы, находят пару и произносят пословицу.

2-я Казачка : Молодцы! Пословиц много знаете, а песни играть умеете?

Исполнение песни «Во саду вишенка…».

2-я Казачка : Добре песни играете! Любо!

1-я Казачка : А что это вы, казачатки, попритихли? В наши - то годы, когда я мала была, у нас такие веселые игрища были…

2-я Казачка : А вы играть любите?

Дети: Да!

1-я Казачка : А много ли казачьих игр вы знаете?

Дети перечисляют игры.

Казачка (если дети не назвали) называет свою любимую игру, предлагает поиграть.

1-я Казачка : В былые времена одной из самых любимых детских игр была игра в «Коршуна и наседку».

Дети выбирают "коршуна" и "наседку", остальные "цыплята".

Выбор осуществляется с помощью считалок:

2-я Казачка : Прилетел издалека,

Из высока-высока,

Опустился он на баз,

Чтоб ловить цыплят у нас.

Аты- баты, ата- ты,

Этот коршун будешь ты!

1-я Казачка : На базу цыплятки- детки

Разбежались без наседки.

Чтобы горю пособить,

Знать, тебе наседкой быть!

Игра «Коршун и наседка».

Первый игрок «Наседка» - остальные выстраиваются в затылок за наседкой взявшись за талию впереди стоящего. «Коршун» «роет» ямку,

«Наседка» ходит вокруг «коршуна» цыплята за ней и приговаривает:

«Вокруг коршуна хожу по три денежки ношу по копеечке по совелочке»

Наседка – «Коршун, коршун, что ты делаешь?»

Коршун – «Ямку рою копеечку ищу»

Наседка – «На что тебе копеечка?»

Коршун – «Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих

детушек кидать, чтобы после их поймать!»

Наседка – «Зачем?»

Коршун – «Чтоб ко мне в огород не лазали!»

Наседка – «А ты сделай плетень повыше. А нет так лови!»

Коршун старается поймать цыплят, а наседка преграждает ему путь и кричит «кыш!».

Играют до тех пор, пока коршун не переловит всех цыплят.

2-я Казачка : Ай, любо, казачатки. Только казаки во все времена были знатными наездниками. Казак без коня – сирота! А ну, казачата, выходите, себя покажите!

Игра-эстафета «Наездники» (играют мальчики).

Необходимо «доскакать на коне» до стойки, сбить саблей (палкой) папаху и вернуться обратно и передать эстафету (коня и саблю). Побеждает команда, которая первая справится с заданием.

1-я Казачка : Ай, да удальцы! Любо! Любо! Настоящие казаки!

2-я Казачка : А казачки на Дону всегда были знатными хозяйками, хлебосольными, да рукастыми. И дитя укачать, и еды наготовить, и скотину подоить, и белье постирать. А ну-ка, казачки выходите, какие вы хозяюшки, покажите!

Игра «Хозяюшки» (играют девочки).

На площадке расставлены: печи, коровы, коляски, натянуты веревки, возле которых тазы с кукольной одеждой и прищепками. Необходимо развесить на веревку, а затем снять белье, попутно, по соответствующему звуковому сигналу, подоить корову, помешать кипящую пищу, укачать плачущего ребенка. Побеждает хозяюшка, первой развесившая и снявшая всё бельё.

1-я Казачка : Ай, да хозяюшки! Добре! Добре!

2-я Казачка : Казаки и казачки всегда были не только лихими да удалыми, но еще и смекалистыми. А вы смекалистые?

1-я Казачка : Тогда, ребятки,

Есть для вас у нас загадки!

1. Кто в бою надёжный друг, знает своё дело?

С казаками на врагов наступает смело?

Он, как ветер, как огонь. Лучший друг – любимый (конь)

2-я Казачка : Да, конь для казака – первый друг, товарищ.

2. Плохо если конь хромает,

Это каждый понимает.

В кузнице всегда готовы

Поменять коню… (подковы).

Конечно, казак следил за тем, чтобы его верный конь был здоров, сыт и подкован.

1-я Казачка : Издавна считалось, что конская подкова приносит в дом удачу и охраняет от бед. И поэтому над входной дверью вешали подкову. И сейчас я предлагаю вам сделать подкову, на счастье.

Казачка демонстрирует настоящие подковы, несколько декоративных и несколько образцов выполненных из соленого теста.

Лепка из соленого теста.

Дети выполняют работу. Казачки помогают.

Дети проговаривают свои действия:

Мы кусочек теста взяли,

Хорошенечко размяли,

Теперь в колбаску мы скатаем,

Аккуратненько сгибаем,

На стол дугу мы положили

Слегка ладошкой придавили.

Скалочкою раскатаем,

И, конечно украшаем!

1-я Казачка : Молодцы, казачата, добрые подковы получились! Повесьте эти подковки дома над входной дверью, чтобы в доме все счастливы были.

3. Итог занятия.

2-я Казачка : Давным-давно на вольный Дон пришли казаки и крепко обосновались на его песчаных берегах. Сколько поколений свободных казаков вырастил Дон - батюшка – не сосчитать. И пусть их современники, т. е. мы, с вами не живем в куренях, не ходим в заморские походы. Но тот, кто живет в донском краю, должен чтить и уважать традиции и обычаи своих предков, обязан помнить и возрождать культурное наследие.

1-я Казачка : Да, нам есть чем гордиться. История нашего края, быт, культура донских казаков – это то, о чем необходимо знать каждому человеку, живущему на Дону, потому что это – наша малая родина. Отсюда мы все родом.

Рефлексия.

2-я Казачка : Ребята, что вам особенно понравилось, запомнилось?

Чему вы научились?

Что бы вам еще хотелось узнать о жизни Донских казаков?

2-я Казачка : Нам пришла пора прощаться. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.

План-конспект занятия по патриотическому воспитанников в студии казачьего быта «Моя малая Родина»

Список литературы, интернет-ресурсов:

1. Большой толковый словарь донского казачества : Ок. 18 000 слов и устойчив, словосочетаний / Ростов, гос. ун-т; Ф -т филологии и журналистики; Каф. общ. И сравнительн. языкознания. — М. : ООО «Русские словари» : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2003. - 608 с.

2. Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. – М. : Флинта: Наука, 2002. - 400 с.

3. Русский детский фольклор : [электронный ресурс] учеб. пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – 2-е изд., стереотип. : Флинта, Наука; Москва; 2011

4. https://avtor-dona.ru/o-tebe-moj-aksaj/legendy-rodnogo-kraya

5. https://www.maam.ru/detskijsad/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-zagadki-kazakov.html

6. https://stihi.ru/2012/12/03/4329

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Гуково — моя малая Родина» в старшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Гуково — моя малая Родина» в старшей группе «Гуково — моя малая Родина». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Дидактические игры по формированию представлений о родном городе «Брест — моя малая Родина» для воспитанников 4–5 летДидактические игры по формированию представлений о родном городе «Брест — моя малая Родина» для воспитанников 4–5 лет В 2019 году город Брест будет праздновать свое 1000-летие. С целью формирования представлений у воспитанников представлений о своем городе,.

Дидактические игры по патриотическому воспитанию для воспитанников 4–5 лет «Моя Родина — Беларусь»Дидактические игры по патриотическому воспитанию для воспитанников 4–5 лет «Моя Родина — Беларусь» 1. "Символы моей страны" Цель: формирование представлений у воспитанников о символах Беларуси, развитие внимания, речи, мелкой моторики.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец» Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец» Программное содержание: - Расширить.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Моя малая Родина» Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира на тему: «Моя малая Родина» Цель: продолжать формировать элементарные.

Конспект занятия «Моя малая Родина»Конспект занятия «Моя малая Родина» НОД На тему: «Моя малая Родина» №3 "Ромашка" Воспитатель: Зацепина Н. П. Цель: Воспитывать в детях гражданина и патриота своей страны.

Конспект занятия в форме квест-игры «Моя малая Родина» (подготовительная к школе группа) Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма ; систематизация знаний воспитанников об истории села, его.

Конспект занятия в подготовительной группе «Моя малая Родина-село Аскиз» .

Перспективный план работы по проекту «Моя Малая Родина»Перспективный план работы по проекту «Моя Малая Родина» Перспективный план работы по проекту «Моя Малая Родина» Дата тема Программное содержание октябрь «История возникновения крепости Саранск».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» для старшего дошкольного возраста Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия по патриотическому воспитанников в студии казачьего быта «Моя малая Родина»
Опубликовано: 10 февраля 2023 в 23:55
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД