«Волшебные свойства магнита». Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Светлана Бушуева
«Волшебные свойства магнита». Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Цели: 1. Способствовать расширению знаний детей о магните и некоторых его свойствах.

2. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом,

выделяя выраженные свойства и качества.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

4. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию

Самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

Предварительная работа:

Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная мозаика», «Магнитная касса цифр и букв»

Методические приёмы:

- демонстрация опытов воспитателем;

- объяснение воспитателя;

- фронтальный опыт детей;

- индивидуальная работа с детьми;

- подведение итогов занятия;

Оборудование и материалы:

-магниты (каждому ребёнку)

- различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы,

шурупы, железные пластинки)

- лоскутки ткани, меха

- предметы из резины, пластмассы

- штатив с гвоздём, висящим на нитке

- картон (на каждого ребёнка)

- железные опилки

- подковообразный магнит

Словарная работа:

лаборатория, учёные, магнит, железо, штатив, притяжение, опыт, железные опилки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами побываем в необычном месте – в лаборатории учёных.

И этими учёными будите вы.

Как ведут себя учёные в лаборатории?

(ДЕТИ: Тихо, внимательно, аккуратно)

Сегодня мы с вами познакомимся с этим предметом (показываю)

Кто знает, как он называется?

(ДЕТИ: магнит)

Магнит обладает очень интересными свойствами.

Кто знает, какими?

(ДЕТИ: притягивает к себе железные предметы)

Какой магнит на ощупь? (даю потрогать)

(ДЕТИ: холодный, гладкий, твёрдый)

А теперь посмотрите на мой стол.

Здесь стоит штатив с подвешенным на нитке гвоздём.

Подскажите мне, что произойдёт, если приблизить к нему магнит?

Давайте проверим.

Нитка с гвоздём отклонилась.

Почему это произошло?

(ДЕТИ: магнит притягивает к себе гвоздь)

А из какого материала изготовлен гвоздь?

(ДЕТИ: из железа)

Значит, какой вывод мы можем сделать?

(ДЕТИ: магнит притягивает к себе железо)

А теперь займите свои рабочие места и будем проводить опыт.

Возьмите лист картона, положите на него скрепки, а снизу к нему поднесите магнит и двигайте им в разных направлениях.

Что происходит со скрепками?

(ДЕТИ: они соединились и двигаются)

Почему двигаются скрепки?

(ДЕТИ: они притягиваются магнитом)

На что похоже движение скрепок?

(ДЕТИ: на движение вагонов паровоза)

А теперь снимите скрепки с картона и положите их на стол, а магнит поднесите под крышку стола и посмотрите, что происходит.

(ДЕТИ: скрепки не двигаются)

Почему не двигаются скрепки?

(ДЕТИ: потому, что стол толще, чем картон)

Какой вывод можно сделать?

(ДЕТИ: чем толще преграда, тем меньше сила магнита и магнит меньше притягивает железные предметы)

Сейчас переходим к следующему эксперименту.

Перед вами находятся подносы с различными предметами из разного материала и у каждого есть свой магнит.

По очереди подносите магнит к предметам.

Те предметы, которые притянутся к магниту, положите слева, а те предметы,

что не притянутся – справа.

А я пойду, посмотрю на вас во время опыта. На рабочем столе учёных порядок, а в лаборатории тишина.

Молодцы, справились с заданием.

А теперь перечислите те предметы, которые притягиваются к магниту.

(индивидуальные ответы детей)

А на какие предметы не действует сила магнита?

Из какого материала они сделаны?

(индивидуальные ответы детей)

Какой вывод можно сделать из этого эксперимента?

(ДЕТИ: магнит притягивает лишь железные предметы и не действует на другие материалы: резину, пластмассу, дерево, ткань, мех)

Теперь продолжим эксперименты с магнитом.

Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась.

Подношу вторую, она то - же притянулась. Теперь – третью.

Образовалась цепочка из скрепок.

Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит.

Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась.

Проделайте этот опыт самостоятельно.

Работайте тихо, не мешайте друг другу делать опыт.

Вы сейчас учёные, а они работают аккуратно и помогают друг другу.

Молодцы, вы у меня настоящие учёные – умело справились с опытом.

Почему скрепки не рассыпались?

(ДЕТИ: они намагнитились)

Делаем вывод: под действием магнита, железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

А сейчас мы быстро встанем.

Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.

«В понедельник я купался.

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался.

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу с воскресеньем

Целый день я отдыхал.»

Посмотрите ещё один опыт магнитом.

Я подношу полосовой магнит к железным опилкам на подносе, а потом круглый.

Сравните рисунки на магните. Чем они отличаются?

(ДЕТИ: форма, размер, количество опилок)

Вывод: чем больше магнит, тем сильнее он притягивает, чем меньше магнит, тем меньше его сила.

Ребята посмотрите на свой и мой магнит, чем они отличаются?

(ДЕТИ: величина и цвет)

Правильно. У вашего магнита концы окрашены в синий и красный цвет.

Попробуйте соединить магниты синими концами.

Что вы чувствуете?

(ДЕТИ: магниты отталкиваются, не соединяются)

Сейчас соедините красными концами. Что происходит?

(ДЕТИ: то же самое)

Теперь приложите ваши магниты, синим и красным концами.

Что произошло?

(ДЕТИ: магниты соединились)

Вывод: разноокрашенные концы у магнита притягиваются друг к другу.

Ребята, подскажите, а где в жизни мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?

(ДЕТИ: «магнитная азбука», магнитная доска, компас, зажимы на шкафчиках, настольная игра «рыболов»)

На этом наша лаборатория заканчивает свою работу.

А нам нужно вспомнить, что нового и интересного мы узнали о магните.

- Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.

- Чем толще преграда между магнитом, тем меньше его сила.

- Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

- Сила магнита действует сильнее, если магнит большего размера.

- Одинаково окрашенные концы магнита отталкиваются, а разноокрашенные притягиваются.

Молодцы, хорошо потрудились сегодня ребята – ученые, а когда вы пойдёте в школу – вы узнаете о магните намного больше, и опыты будут серьёзнее.

Успехов вам!

Публикации по теме:

Перспективный план по экспериментальной деятельности детей в старшей группе Перспективный план По экспериментальной деятельности В старшей группе № 10 и 12 на 2012 - 2013 учебный год Сентябрь: Диагностика.

Сценарий опытно-экспериментальной деятельности «Волшебное свойство магнита»Сценарий опытно-экспериментальной деятельности «Волшебное свойство магнита» Образовательная область: познание, коммуникация, социализация, безопасность, труд. Программные задачи: • способствовать расширению и систематизации.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Волшебные свойства магнита». Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 20:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс по аппликации «Самокат»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! Предлагаю Вашему вниманию детский и очень легкий, но такой любимый ребятами мастер -класс по...
«Мы встречаем лето!» Сценарий летнего праздника для младшей, средней и старшей группы...
Ведущий: Солнце светит ярко, И светло, и жарко, А кругом трава, цветы – Целый день броди, броди, Что за время года это Догадались? Это … Дети: (...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе «Знакомство с...
Программное содержание: дать первоначальное представление о составе "куриной семьи". Учить детей узнавать их изображение на картине и в игрушечной среде ....
Дружная работа. Честная игра
Нравственный облик ребёнка зависит от того, будут повседневные его отношения с окружающими складываться на основе уважения, доброжелательности, умения...
Социально-коммуникативное развитие «Накроем стол для игрушек»
Тема: « Накроем стол для игрушек» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста Программное содержание: Цель: Учить детей сервировать стол, называть...