Получи документы

План кружковой работы для детей предшкольной подготовки «Путешествие в прошлое»

Татьяна Михеева
План кружковой работы для детей предшкольной подготовки «Путешествие в прошлое»

Михеева Т. А. – воспитатель

Пояснительная записка:

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного социального развития. Вырастить и воспитать духовно прекрасного человека – венец всех трудов педагогов, воспитателей, родителей. Но нелегко и непросто открывать ребенку мир прекрасного, делать его чутким к красивому, учить ценить прекрасное. Оценка себя как личности, понимание и чувствование своей родины приходит к человеку постепенно и имеет своим истоком красоту, величие прошлого. Социальное и нравственное воспитание связано с культурой родного края, со знанием его прошлого и настоящего.

Публикация «План кружковой работы для детей предшкольной подготовки „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах

Цель данного плана кружковой работы – расширить содержание сознания ребенка за счет приобщения его к истокам русской народной культуры и культуры донского казачества, к историческому прошлому той территории, на которой мы живем.

План дает возможность :

- поддерживать познавательное отношение к окружающему миру;

- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности;

- развивать представление детей о культуре, умениях, талантах народа, к которому мы имеем честь принадлежать;

- познакомить с устным народным творчеством, былинами, сказками, балладами, обрядами и традициями;

- развивать желание узнавать больше о своей Родине;

- почувствовать себя неотъемлемой частью бытия своей родины;

- проявить себя в песнях, в обрядовых праздниках, в декоративно-прикладном искусстве;

- пополнить словарь словами и выражениями исконно народной принадлежности;

- проявить себя творчески;

- почувствовать гордость за свой народ и свою принадлежность к нему.

Формы работы с детьми :

- беседы, рассказы;

- чтение произведений устного народного творчества;

- разучивание игр, танцев, обрядовых хороводов;

- заучивание пословиц, поговорок, потешек;

- экскурсии в комнату-музей народного творчества и быта детского сада, городской краеведческий музей, в городскую школу искусств;

- рассматривание рукотворных предметов народного быта;

- рассматривание репродукций картин русских и донских художников;

- прослушивание музыкальных произведений;

- просмотр диафильмов, кинофильмов, иллюстраций, открыток, альбомов.

Календарный план кружковой работы :

1. Дети 5-6 лет.

Сентябрь.

1. «Открой прекрасное в себе»

Цель: познакомить детей с комнатой-музеем в детском саду, открыть ребенку мир прекрасного, мир рукотворных предметов старины.

2. «В доме бабушки Меланьи».

Цель: познакомить с интерьером русской избы, с предметами, созданными умелыми, искусными руками наших предков.

3. «Ложки точеные, ручки золоченые»

Цель: познакомить с предметами быта русского народа, их назначением.

Октябрь.

1. «Марья – искусница рассказывает».

Цель: познакомить с нарядом русской женщины.

2. «Сенькин кафтан».

Цель: познакомить с национальной мужской одеждой.

3. «Оренбургский пуховый платок».

Цель: познакомить с зимними головными уборами.

Ноябрь.

1. «Веселые деревянные сестрички»

Цель: познакомить с семеновской игрушкой – матрешкой.

2. «Что рассказал Ванюшка».

Цель: познакомить с антологией игрушки на Руси: соломенная, деревянная, тряпичная, современная игрушка – голыш.

3. «Бычок – смоляной бочок».

Цель: подробный рассказ о соломенной игрушке.

Декабрь.

1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Цель: познакомить детей с изображением русской действительности в прошлом; сказочные мотивы на полотнах В. Васнецова.

2. «Иван – царевич на сером волке».

Цель: продолжение знакомства с изображением русского быта на картинах В. Васнецова.

3. «Три богатыря»

Цель: дать представление об изображении богатырей как символа несгибаемого духа и гордости всего народа. Рассматривание репродукции И. Репина.

Январь.

1. «Рождественские колядки»

Цель: познакомить с обрядовой традицией на Руси.

2. «Наши подружки – чашки, ложки, кружки».

Цель: продолжение темы – деревянная утварь, ее роль в создании домашнего уюта русской избы.

3. «Доброму гостю хозяева рады…».

Цель: познакомить с пословицами, поговорками, отражающими жизнь, быт, семейные взаимоотношения русского народа.

Февраль.

1. «Ах ты, котенька, коток».

Цель: познакомить с мудростью русского народа, заключенной в детской потешке.

2. «Что за прелесть эти сказки».

Цель: знакомство с изображением жизни, быта, семейных взаимоотношений русского народа в волшебных и бытовых сказках.

3. «Маленькое чудо».

Цель: знакомство с пословицами и поговорками, отображающими жизнь, быт, отношения к семье, дружбе, работе русского народа.

Март.

1. Викторина «В гостях у бабушки Загадушки»

Цель: познакомить с загадкой, заключающей в себе многовековую мудрость народа.

2. «Ярмарка игрушек».

Цель: знакомство с дымковской глиняной игрушкой, продолжать учить понимать и ценить прекрасное.

3. «Веселая карусель».

Цель: знакомство с филимоновской глиняной игрушкой.

Апрель.

1. «И грянул бой, Полтавский бой!»

Цель: познакомить детей с великими людьми России, способствовавшими укреплению ее мощи, защите. Знакомство с личностью Петра Первого.

2. «Мне солдат дороже себя».

Цель: знакомство с легендарным генералиссимусом А. В. Суворовым, защитником земли русской.

3. «Едет Кутузов бить французов».

Цель: знакомство с героями защитниками отечества. Дать возможность ощутить дух национального прошлого Родины. Рассказ о великом фельдмаршале М. М. Кутузове.

Май.

1. «Доброта и красота вырастают из одного корня»

Цель: обобщить представления детей о человеке в истории и культуре, содействовать эмоциональному отклику на эстетическую действительность русской народной культуры.

2. Викторина – соревнование «Умом да смекалкой»

Цель: дать возможность детям проявить себя творчески.

2. Дети 6-7 лет.

Сентябрь.

1. «Золотая бревенчатая изба».

Цель: знакомство с русской избой, как, кто ее строил, как представлено жилище в русской сказке.

2. «Казачий курень»

Цель: сравнить русскую избу и казачий курень. Что общего и чем отличаются жилища наших предков.

3. «Почему Емеля любил русскую печь?»

Цель: познакомить детей со значением русской печи.

Октябрь.

1. «На златом крыльце сидели…».

Цель: знакомство с частью избы – крыльцом, его назначением, ролью в обрядах, сказках.

2. «С природой дружить – голодным не быть».

Цель: выяснить, где селились наши предки славяне, почему? Где селились донские казаки? Как донские казаки относились к природе, растениям, донской степи «лазоревой».

3. «Как играли наши предки».

Цель: Выяснить, как играли дети в старину на Руси. Как играли казачата на Дону.

Ноябрь.

1. «Бабушкин сундук».

Цель: познакомить детей с женским и мужским казачьим костюмом, особенностями одежды донских казаков.

2. «Подарок на зубок».

Цель: выяснить, как донские казаки воспитывали мальчиков, почему ратному делу начинали учить с раннего детства.

3. «По следам богатырских коней».

Цель: знакомство с русской былиной, ее ролью в воспитании защитников Родины.

Декабрь.

1. «Песни о героях».

Цель: знакомство с фольклором донского казачества: сказки, баллады, былины.

2. «Донские казаки – отважные вои».

Цель: дать представление о донских казаках как о защитниках южных рубежей нашей Родины.

3. «Чарующий мир».

Цель: знакомство с малым фольклором: поговорки, пословицы. Выяснить, о ком больше придумано поговорок (конь, почему это было важно для наших предков.

Январь.

1. «Здравствуй, радость сердца, Рождество Христово».

Цель: познакомить с обрядовыми традициями русского православного народа и донского казачества.

2. «Широкая Масленица пришла – веселье принесла».

Цель: продолжать знакомить с обрядами на Руси и Дону, показать, что наши предки могли и трудиться, и веселиться «удало».

Февраль.

1. «Гой ты, Русь моя родная…».

Цель: познакомить с изображением исторического прошлого Руси в живописи, стихах. Дать почувствовать гордость и любовь к своей Родине.

2. «Слава тебе господи, что мы – казаки!»

Цель: Познакомить детей с героическим прошлым родины. Формировать желание знать о прошлом своих предков, гордиться своей принадлежностью к ним.

3. «Нет, не перевились еще богатыри на Руси».

Цель: познакомить детей с героическим прошлым родины, с героизмом народа, рассказать о преданности своей земле. Используя репродукции картин художественных произведений, дать возможность ощутить дух национального прошлого. Зародить гордость прошлым своего народа и осознание принадлежности к нему. Воспитывать познавательный интерес к истории Родины, понимание неразрывной связи «прошлого-настоящего».

Март.

1. «Во всех ты, душечка нарядах хороша!»

Цель: Продолжать знакомить с русским народным костюмом; с обувью, которую носили: лапти, чеботы, сапоги; с головными уборами. Дать представление, о том, что все изготавливалось умелыми талантливыми руками русского народа.

2. «В низенькой светелке».

Цель: Познакомить детей с бытом русской женщины и с бытом донской казачки.

3. «На приездинах ты гостя не употчевал, на отъездинах гостя не учествовати».

Цель: Дать представление об умении русского народа трудиться и веселиться. О его таланте собирать, копить, передавать знания поколениям в запоминающемся, интересном виде. Познакомить детей с обрядовым фольклором русского народа.

Апрель.

1. «Коли с добром – просим в дом».

Цель: знакомство с исконным русским гостеприимством. Продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицы, поговорки, прибаутки, песни, загадки, частушки.

2. «Святая Пасха – праздник милосердия».

Цель: Выяснить: доброта - это хорошо или плохо? Чтение рассказа: Н. Манасеина «Тайная милостыня».

3. «Как на Пасху куличи».

Цель: познакомить с традицией празднования Пасхи на Руси и Дону. Выставка домашних куличей и крашенок.

Май.

1. «Через прекрасное к человеческому».

Цель: Выяснить и закрепить представления детей о быте наших предков. Воспитывать эмоциональный положительный отклик в душе ребенка на прекрасное. Формировать чувство гордости за свой народ.

2. «Добры молодцы и красны девицы».

Цель: Дать детям возможность проявить себя творчески.

Используемая литература:

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Красна изба».

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество Росси.

7. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Перспективный план кружковой работы по развитию мелкой моторики у детей средней группы Планирование кружковой работы «Умные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей средней группы (4-5 лет) Воспитатель: Лисейкина Е. А.

План кружковой работы «Яркие краски» по нетрадиционному рисованию для детей второй младшей группы «Яркие краски». План кружковой работы. Нетрадиционное рисование во второй младшей группе Александра федорова «Яркие краски». План кружковой.

План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Минеральные Воды– частичка России» План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Минеральные Воды– частичка России». Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой.

План кружковой работы «Волшебные краски» План работы кружка «Волшебные краски» в средней группе Цель: Развитие творческих способностей у детей нетрадиционными методами рисования.

Программа предшкольной подготовки по обучению грамоте «Грамотейка» Филиал №3 «Звёздочка» районного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Знаменский детский сад «Ромашка» Принято.

Рабочая программа группы предшкольной подготовки по курсу «Конструирование» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малоарбатская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО.

Рабочая программа группы предшкольной подготовки по курсу «Зеленая тропинка» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малоарбатская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО.

Рабочая программа по курсу «Лепка» (группы предшкольной подготовки) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малоарбатская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО.

Рабочая программа предшкольной подготовки по курсу «Изодеятельность» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малоарбатская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на заседании.

Советы родителям «Организация предшкольной подготовки в системе образования с учетом ФГОС» Рекомендации для родителе по подготовке детей к школьному обучению: 1. Помните, что кризисы - это временные явления, их нужно пережить,.

Автор публикации:
План кружковой работы для детей предшкольной подготовки «Путешествие в прошлое»
Опубликовано: 20 ноября 2018 в 11:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД