Папки-передвижки

План-программа по краеведению «В гостях у Югорки»

Оксана Шведенко
План-программа по краеведению «В гостях у Югорки»

В гостях у Югорки

(участие в городском конкурсе учебно-методических материалов. Диплом I степени)

Содержание программы:

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи программы

3. Этапы и сроки реализации

4. Механизм реализации программы

5. Формы работы

6. Тематическое содержание программы проходит через основные блоки

7. Связи, устанавливаемые для реализации программы

8. План – график мероприятий в старшей группе

9. План – график мероприятий в подготовительной к школе группе

10. Взаимодействие с участниками образовательного процесса

Публикация «План-программа по краеведению „В гостях у Югорки“» размещена в разделах

11. Диагностическое обследование детей

12. Результат работы

13. Используемая литература

14. Приложение

Северу, с его резкими контрастами

тепла и холода, льда, снега и воды,

с его пушистыми зверями и нахохлившимися птицами,

с его красивыми легендами и какой-то

"морозной стерильностью" и спокойствием"

Николай Фомин

Пояснительная записка.

Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.

Проблема патриотического воспитания детей обсуждается в настоящее время все чаще. Ее актуальность очевидна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, утеряны общие цели, происходит резкое расслоение общества, наблюдается враждебность, эгоизм; у детей искажены представления о добре и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

В чём проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

Знакомство детей с родным краем : с историко – культурными, национальными географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяет и углубляет от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками образовательной школы, детского сада, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребёнка сформировать чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях - первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живёт ребёнок. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом. Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приёмы используются, как организована предметно – развивающая среда в группе, в учреждении.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Учитывая современное нравственно – патриотическое воспитание и возрастные особенности детей дошкольного возраста, проанализировав специальную литературу по формированию нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста была поставлена цель, организовать кружковую работу, чтобы познакомить детей с природой нашего края, с коренными жителями ханты и манси. Организован кружок «В гостях у Югорки», занятия организованы один раз в неделю.

Цель: познакомить детей с природой нашего края, с коренными жителями ханты и манси.

Определены задачи:

Образовательные:

- расширить и обогатить знания детей о родном крае, воспитывать любовь к родному краю, его прошлой и настоящей истории:

- познакомить детей с геральдикой ХМАО - Югры и города Югорска;

- формировать представление об исторических корнях города;

- познакомить детей с уникальной и своеобразной жизнью народов ханты и манси: промыслом, бытом, жильём, одеждой, средствами передвижения, устным народным творчеством (пословицами, поговорками, сказками, играми, загадками).

Развивающие:

- развивать познавательную активность у детей;

- логическое мышление, связную речь;

- у детей навыки общения со сверстниками

Воспитательные:

- воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда;

- любовь к природе родного края и чувство сопричастности к её сбережению;

- вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов края, их жизни, быту, культуре, традициям;

- воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Этапы и сроки реализации программы на 2009 – 2011 учебный год.

Этап Содержание Сроки

Подготовительный Изучение методической литературы по данному вопросу.

Составление перспективного планирования.

Пополнение и оформление предметно-развивающей среды в группе (уголок

«стойбище ханты и манси» полочка красоты, куклы «Акань», создание картотеки игр народов Севера.

Подборка:

- дидактические игры по ознакомлению с природой родного края;

- настольные игры экологической направленности;

- исторической литературы;

- произведения народного творчества;

- наглядный материал (иллюстрации фотографии, предметы быта и т. д.); Июнь – август 2009 - 2010гг.

Август 2009 - 2010гг.

В течение всего года

2009-2010гг. ; 2010-2011гг.

Июнь – август 2009 - 2010гг.

В течение учебного года

2009-2010гг. ; 2010-2011гг.

Основной Организовать воспитательно - образовательный процесс (организация работы по режиму дня, по сетке занятий, целевые прогулки, экскурсии, досуги, организация игровой, познавательной, трудовой, физкультурно-оздоровительной деятельности).

Привлечение семьи и специалистов к решению педагогических задач.

Ежедневная продуктивная деятельность – как итог проведённого занятия;

Создание макета «Наш город Югорск», фотоальбом «Город Югорск», «Музей под открытым небом «Суеват Пауль». Сентябрь – май

2009-2010гг. ; 2010-2011гг.

В течение учебного года

2009-2010гг. ; 2010-2011гг.

Ноябрь 2009-2010гг. ; 2010-

2011гг.

Февраль

Май

Заключительный Отслеживание результатов деятельности по данной теме, проведение диагностики на основе методических рекомендаций О. А. Сафоновой. В ходе диагностики использовать различные методы:

- беседы с детьми;

- педагогические наблюдения;

- дидактические игры;

- продуктивную деятельность.

Оформление фотоматериалов по итогам года.

Пополнение методической копилки работами детей, разработками сценариев мероприятий. Проведение выставок детских работ.

Май 2010г; 2011г.

Апрель, май 2010г; 2011г.

В течение учебного года

2009-2010гг. ; 2010-2011гг.

По окончанию работы блока

Ноябрь 2010г. ;

Февраль 2011г.

Май

Механизм реализации программы.

Программа рассчитана на два учебных года. По продолжительности программа является долгосрочной (в течение двух лет).

Общая цель программы - создание условий для творческого развития дошкольников, самореализации, самосовершенствования, духовно нравственной и физически здоровой личности.

Программа построена на принципах: развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать.

Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города и края, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона. Осознание дошкольников своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона; углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов; формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности дошкольников по сохранению природы родного края.

Формы работы.

Программа предполагает различные методы работы промежуточных и конечных результатов:

тестирование;

творческие задания;

викторины;

конкурсы;

выставки творческих работ дошкольников;

защита проектов

Тематическое содержание программы проходит через основные блоки:

Блок «Моя семья»

Блок «Мой город»

Блок «Мой край»

Блок «Моя семья

Невозможно воспитать достойного человека без памяти о своих предках. Память - это прочный фундамент, защита и поддержка человека в его жизни. И каждый должен знать историю добрых дел, которые совершали его родные. Действительно, каждый должен больше знать о своих родственниках не только близких, но и далёких.

Актуальность изучения истории семьи, своей родословной возрастает, так как в современных условиях идёт историческое отмирание семьи.

Наши дети должны хотеть узнавать историю своей семьи, своей улицы, своего города и края. Изучать свою семью, свой род, своих предков - значит выполнять огромную нравственно-этическую функцию.

Семья - самая сплочённая ячейка общества. Именно семья, дом и дети составляют основу развития человеческой личности.

Цель: расширить знания детей об истоках формирования семьи.

Задачи:

1. Формировать у детей понятия семья, род.

2. Формировать представление о семье, людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о ближних.

3. Прививать любовь к семье через народное творчество.

В результате прохождения программного материала дошкольники будет иметь представление о:

- семейном укладе и традициях семьи;

- о том, где его корни и кто его предки;

- о взаимоотношениях родителей и детей;

знать:

- способы изображения родословных корней, генеалогического древа;

- историю создания своей семьи;

- памятные даты своих близких;

уметь:

-находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве наиболее ценные для последующих поколений материалы;

Темы для рассматривания:

«Кто я и моя семья» (генеалогическое древо);

«Семейные традиции»;

«Жилища наших предков»;

«Я – один из рода» (знакомство с понятием «род», «народ»).

Результатом работы дошкольников станет составление генеалогического древа своей семьи, составление версий, подтверждающих историю своей фамилии.

Блок «Мой город»

В соответствии с этим целью данной программы является создание условий для развития устойчивого познавательного интереса к прошлому своего города (в прошлом посёлка, содействие усвоению главных фактов истории Югорска, раскрытие идеи самоценности человека как субъекта социального развития.

Цель: познакомить детей с историей города Югорск.

Задачи:

1. Познакомить детей с символикой, геральдикой нашего города и её значением.

2. Познакомить детей с достопримечательностями города.

3. Воспитывать любовь к родному городу, уважении к людям проживающим в нем.

В результате прохождения программного материала дошкольники будет иметь представление о:

- о символике нашего города, о геральдике и её значении.

- о достопримечательностях нашего города их датами появления;

- о развитии города;

- о первопроходцах земли Югорской;

- о традициях города.

знать:

- важнейшие события и факты;

- историю создания своего города;

- памятные даты образования города, открытие памятников, зданий;

- историческую жизнедеятельность людей, которые определили историю города.

уметь:

- определять свою личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать;

- определять и объяснять понятия;

- владеть приёмами сравнения, анализа, обобщения.

Темы для рассматривания:

«Символика и её обозначение»;

«От поселка Комсомольский, до города Югорск»;

«Путешествие по улицам города»;

«Мой детский сад»;

«Югорск – кто им руководит»;

«Первопроходцы земли Югорской».

Результатом работы дошкольников станет создание мини - макета города Югорска.

Блок «Мой родной край»

Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Она предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей дошкольников. Изучение своей малой родины способствует осознанию дошкольников важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.

Цель: расширить знания детей о культуре и быте коренных народов нашего края, ханты и манси.

Задачи:

1. Познакомить детей с символикой и геральдикой ХМАО – Югра, её значением.

2. Формировать у детей представления о коренных жителях нашего края о их традициях и обычаях.

3. Продолжить знакомить детей с природой нашего края, растительным и животным миром.

4. Воспитывать любовь к родному краю и бережному отношению к окружающему миру.

В результате прохождения программного материала дошкольники будет иметь представление:

- о геральдике ХМАО, узнавать её среди других символик; о её значении.

- о жителях крайнего Севера Ханты и Манси.

- о культуре, быте, традициях народов Севера.

знать:

- о жилище коренных жителей Ханты и Манси, о средствах их передвижения (олени, собаки, лыжи).

- о промысле народов Севера (охота, рыболовство, оленеводство).

- об орнаменте, который использует народ Ханты и Манси о его значении и священном изображении.

- о природе нашего края: растениях, животных и птицах.

- об устном народном творчестве, играх и сказках народов Ханты и Манси.

уметь:

- узнавать символику края, рассказать о её значении;

- определять свою личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать;

- определять и объяснять понятия;

Результатом работы дошкольников станет создание макета «Стойбище Ханты и Манси».

Формы организации деятельности:

индивидуальные,

групповые,

коллективные.

Связи, устанавливаемые для реализации программы:

Система работы педагогической деятельности по реализации данной программы.

Взаимодействия педагога с детьми:

Этапы работы с родителями:

Родительские собрания.

Информационный стенд.

Этапы работы с педагогами:

Этапы работы с социальным окружением:

План – график мероприятий в старшей группе

сроки направление

Задачи

Содержание

1 квартал

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

«Моя семья» Учить детей составлять небольшой рассказ о своей семье, различать членов семьи, выделять родных; Учить обозначать одним словом «семья». Расширять знания детей о том, что семья – это род, и начинается он от самых истоков – корней формирования семьи. Показать детям зависимость родственников друг от друга. Познакомить со строением генеалогического древа. Учить связывать родственников друг с другом одним общим словом «семья».Учить отображать понятие «семья» в своих рисунках, аппликациях, в создании семейного альбома. Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о близких. Развивать чувство гордости за свою семью.

Познакомить детей с жилищем наших предков, с их бытом, традициями, обычаями и одеждой. Развивать у детей логическое мышление, диалогическую речь, навыки общения со взрослыми и сверстниками, способность понимать и правильно отвечать на вопросы. Прививать любовь к своей семье через народное творчество (стихи, пословицы, поговорки). Воспитывать интерес к возникновению своей семьи. Прививать любовь, уважение, чувство долга перед своей семьёй. - «Кто я и моя семья» (генеалогическое древо) 2 занятия.

- «Дом в котором я живу» (рисование своего дома)

- «О мамах и детях» (рисование портрета мамы)

- «Мама рукодельница» (выставка работ сделанных мамиными руками)

-«Семейные традиции, обычаи и правила».

-«Портрет моего папы и дедушки» (рисование).

- Альбом «Моя семья» (генеалогическое древо; фото семьи; рисунки; аппликации).

- Лепка: «Домашняя утварь»

- Аппликация: «Украсим платье». (работа с шаблоном).

- Знакомство с устным народным творчеством. (пословицы, поговорки, стихотворения о семье).

-«Геральдика нашей семьи (изготовление герба, флага семьи совместно с родителями).

- «Наша дружная семья» (Чаепитие с родителями, подведение итогов за 1 квартал, выставка детских работ).

2 квартал

Декабрь

Январь

Февраль

«Мой город» Познакомить детей с образованием города Югорска, как строился, рос и развивался. Учить детей составлять описательные рассказы о своём городе, улицах города, находить его на карте ХМАО. Формировать представления детей о символике города Югорска, учить понимать её значение. Развивать познавательную активность и творческое воображение детей, отражая это в своих работах по рисованию, лепке, аппликации. Прививать интерес к развитию города. Воспитывать любовь к родному городу, уважения к людям, проживающим в нём. Прививать интерес к истории его развития. Учить создавать макет города и ориентироваться на нем. Продолжать учить называть самые крупные улицы города, расширять и углублять представления детей нахождении административных, культурно развлекательных и торговых центрах города Югорска. - Беседа: «От посёлка Комсомольский до города Югорск» (история города, его «рождение»).

- Экскурсия «Путешествие по улицам города».

- Рисование: «Город глазами детей».

- Экскурсия в торговый центр «Столичный».

-Рисование: «Достопримечательности нашего города»

-«Мини – макет города Югорска» (2 занятия).

- Экскурсия к крупным зданиям г. Югорска (фото репортаж зданий).

-Аппликация: «Самое красивое здание нашего города»

- Коллаж города Югорска (2 занятия).

-Экскурсия в музей: «Как строился посёлок Комсомольский».

-Викторина «Я и мой город» (использовать стихи, загадки, ребусы).

- Изготовление карты города Югорска (2 занятия, привлечь родителей).

- Беседа: «Мой детский сад» (показ фото до реконструкции, сравнить с тем как он сейчас изменился; рисунки детей).

- Создание фото альбома «Мой любимый город» (2 занятия).

3квартал

Март

Апрель

май

«Мой родной край» Продолжать формировать представления детей о жителях крайнего Севера Ханты и Манси. Познакомить детей с геральдикой, символикой ХМАО, научить узнавать её среди других символик и знать её значение. Расширять знания детей о культуре, быте, традициях народов Севера. Познакомить детей с жилищем коренных жителей Ханты и Манси. Рассказать детям о национальном костюме жителей ХМАО. Развивать интерес к художественному творчеству народов севера, познакомить детей с национальными играми и художественным словом. Познакомить с орнаментом, который использует наром Ханты и Манси о его значении и священном изображении. Развивать творческое воображение и умение отображать его в своих работах (аппликации, рисовании, лепке, ручном труде). Продолжать знакомство с природой нашего края: растениями, животными и птицами. Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к окружающему миру. Закрепить знания детей о коренных жителях Севера с помощью пословиц и поговорок. Активизировать словарь детей: (стойбище, яранга, олени, упряжка, унты, лабаз, малица и т. д). Вызвать интерес у детей к созданию альбома о нашем крае. -Беседа: «Я житель крайнего Севера» (знакомство с крупными городами ХМАО и их символикой).

- Беседа: «Ханты и Манси – коренные жители севера» (просмотр альбома о музее Суеват –Пауль, знакомство с бытом, культурой, традициями и фольклором коренных народов севера).

-Лепка: «Жилище народов Севера» (лабазы, чумы).

- Экскурсия в музей: «Быт народов Ханты и Манси».

- Рисование: «Семья и быт народов Севера).

- Аппликация: «Стойбище народов севера».

- Аппликация: «Украшение одежды Хантов» (работа с цветной бумагой и шаблоном).

- Знакомство с художественным словом народов севера (сказки Угорского края, сказки народов севера).

- Знакомство с национальным костюмом народов Ханты и Манси (аппликация на полосе).

- Рисование: «Быт и промысел народов Ханты и Манси».

- Изготовление коллажа: Что мы знаем о народе севера» (2 занятия).

-«Знакомство с орнаментом народов Ханты и Манси» (общие сведения об орнаменте, его значении, о священном изображении).

- Беседа «Знакомство с природой, животными и птицами нашего края».

-Рисование: «Животные нашего края».

- Экскурсия в «Суеват Пауль» музей под открытым небом.

- Игры народов Ханты и Манси «Тетёра», «Оленья упряжка», «Оленеводы» и др.

- Изготовление альбома «Суеват Пауль – музей под открытым небом».

План – график мероприятий в подготовительной к школе группе.

Сроки Направление Задачи Содержание

1 квартал

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

«Моя семья»

Познакомить детей с понятием семья, общество, история, предки, род, народ, человечество.

Продолжить знакомство с древом семьи. Дать понятие генеалогия, герб семьи, эмблема. Учить детей осознавать себя, как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности находить общее сходство с другими людьми и помнить существенные отличия. Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о близких. Развивать чувство гордости за свою семью.

Познакомить детей с жилищем наших предков, с их бытом, традициями, обычаями и одеждой. Развивать у детей логическое мышление, диалогическую речь, навыки общения со взрослыми и сверстниками. Прививать любовь к своей семье через народное творчество (стихи, пословицы, поговорки). Воспитывать интерес к возникновению своей семьи. Прививать любовь, уважение, чувство долга перед своей семьёй. -Родина – земля предков». (знакомство с понятиями «история», «предки».

-«Я – один из рода». (знакомство с понятиями «род», «народ», «человечество».

-«Родословное древо семьи». (генеалогия, герб семьи, эмблема).

-Аппликация: «Моя семья». (мама, папа, я, дедушка и бабушка).

-«Жилища наших предков». (дать знания о том, где жили наши предки – восточные славяне).

-Лепка: «Русская изба». (научить детей лепить из пластилина жилище, использовать бросовый, природный материал).

-«Семейные традиции». (знакомство с традициями современной семьи, рассказ детей о традициях в их семье).

-«Одежда восточных славян». (знакомство

с одеждой, головными уборами, обувью).

-Аппликация: «Украсим платье». (работа с шаблоном).

-Знакомство с устным народным творчеством. (пословицы, поговорки, стихотворения о семье).

-«Женщина – мать». (дать понятие, женщина хранительница домашнего очага).

-«Моя мама мастерица» (выставка работ сделанных мамиными руками).

-«Наша семейная символика (изготовление герба семьи совместно с родителями).

-«Моя дружная семейка» (Чаепитие с родителями, подведение итогов за 1 квартал, выставка детских работ).

2квартал

Декабрь

Январь

Февраль

«Мой город» Познакомить детей с символикой нашего края (ХМАО) и нашего города, с геральдикой и её значением. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о своём городе, улицах города. Познакомить с достопримечательностями нашего города их датами появления. Дать понятие, что у города, как в любой другой семье есть глава – мэр города. Познакомить с его биографией и достижениями во время правления городом. Прививать интерес к развитию города. Развивать познавательную активность и творческое воображение детей, отражать это в своих работах по рисованию, лепке, аппликации и ручному труду. Воспитывать любовь к родному городу, уважения к людям, проживающим в нём. -Символика её обозначение» (знакомство с символикой ХМАО и нашего города).

-Лепка: «Геральдика г. Югорска» (использовать приём налепа).

-«Город Югорск, кто им правит» (рассказ о мере города, его биография, достижения).

-«Ода городу» (рассказ о поэтах города, знакомство с их стихами).

-«Виртуальная экскурсия по улицам города» (использование проектора, отгадывание загадок о зданиях города).

-Рисование: «Достопримечательности нашего города»

-«Мини – макет города Югорска» (2 занятия).

-Аппликация: «Самое красивое здание нашего города»

-Экскурсия в музей: «Первопроходцы земли Югорской» (рассказ о людях, которые первыми приняли участие в строительстве города).

-Изготовление карты г. Югорска (2 занятия).

-Викторина «Что я знаю о своём городе» (использовать стихи, загадки, ребусы).

-«Югорский карнавал» (просмотр диска, рассматривание картинок, рисование этого праздника).

3 квартал

Март

Апрель

Май

«Мой родной край» Продолжать формировать представления детей о жителях крайнего Севера Ханты и Манси. Закрепить геральдику ХМАО, умение узнавать её среди других символик и знание значения. Расширять знания детей о культуре, быте, традициях народов Севера. Познакомить детей с жилищем коренных жителей Ханты и Манси со средством их передвижения (олени, собаки, лыжи, рассказать о промысле народов Севера (охота, рыболовство, оленеводство).

Познакомить с орнаментом, который использует народ Ханты и Манси о его значении и священном изображении. Развивать творческое воображение и умение отображать его в своих работах (аппликации, рисовании, лепке, ручном труде). Продолжать знакомство с природой нашего края: растениями, животными и птицами. Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к окружающему миру. Закрепить знания детей о коренных жителях Севера с помощью пословиц и поговорок. Развивать интерес к устному народному творчеству. Познакомить с играми и сказками народов Ханты и Манси. -Ханты и Манси – кто они?» (рассказ о происхождении и истории народов Ханты и Манси).

-«Жилища Ханты и Манси» (просмотр альбома о музее Суеват -Пауль).

-Лепка: «Жилище народов Севера» (лабазы, чумы).

-«Воспитание и образование коренных народов Севера» (рассказ об образовании, о родственных отношениях в семье).

-Рисование: «Семья и быт народов Севера).

-«Традиции, обычаи и обряды народов Севера» (рассказ о традициях и обычаях, знакомство с традиционной одеждой).

-Аппликация: «Украшение одежды Хантов» (работа с цветной бумагой и шаблоном).

-Рисование: «Обувь и головной убор народов Манси» (работа с шаблоном).

-«Средство передвижения народов Ханты и Манси» (беседа о традиционном хозяйстве коренных народов ХМАО, о средствах передвижения).

-Лепка: «Средство передвижения народов Ханты и Манси» (собаки, олени. лыжи, работа с пластилином).

-«Знакомство с орнаментом народов Ханты и Манси» (общие сведения об орнаменте, его значении, о священном изображении).

-Ручной труд: «Изготовление амулетов» (использование бисера, кожи, меха).

-«Знакомство с природой, животными и птицами нашего края».

-Рисование: «Животные нашего края».

-«Знакомство с устным народным творчеством» (пословицы, поговорки, сказки, игры нардов крайнего Севера).

Взаимодействие с участниками образовательного процесса:

Уровень нравственного и патриотического развития дошкольников во многом определяется степенью грамотности их родителей. У ребенка только тогда сформируется позитивное отношение к природе родного края, к окружающему миру, к многонациональности нашего края, когда этому вопросу будут уделять внимание все окружающие его взрослые детском саду, и дома - в семье.

Реализация системы тесного взаимодействия по формированию у детей нравственно – патриотических чувств, к родному краю, городу, к коренным жителям нашего округа, невозможна без привлечения квалифицированных специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Сроки Содержание работы с педагогами Содержание работы с родителями

1 квартал

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

- Консультация для воспитателей: «Создание предметно-развивающей среды» в группах для развития и обогащения этнических представлений у детей.

- Семинар – практикум: «Что мы знаем о своей семье?»

- Консультация для воспитателей «Воспитание гуманного, бережного отношения к своей семье».

- Анкетирование «Что мы знаем о семье?» - Индивидуальная работа с родителями о продолжении кружковой работы «В гостях у Югорки»(родительское собрание).

- Информация в папку передвижку: «План работы кружка».

- Организовать работу с родителями по созданию «Древо семьи».

- Привлечь родителей к сбору атрибутов по теме «Русская изба».

- Консультация для родителей: «Что такое Генеалогия, герб и флаг семьи?»

- Работа с родителями по созданию альбома «Моя семья».

- Привлечь родителей к участию в выставке «Моя Мама мастерица».

- Организовать выставку детских работ для родителей (поделки, рисунки, лепка и аппликация).

2 квартал

Декабрь

Январь

Февраль

- Консультация для педагогов

«Как знакомить детей с достопримечательностями города».

- Семинар – практикум: «Поэзия о городе Югорске».

- Проведение развлекательных мероприятий для детей совместно со специалистами (муз. руководителем, инструктором по ФИЗО).

- Информация в стенд: «План работы с детьми по теме Мой город».

- Организовать экскурсию совместно с родителями в музей, под названием «Первопроходцы земли Югорской».

- Привлечь родителей к помощи в изготовлении карты г. Югорска.

- Информация для родителей в стенд «Как знакомить детей с достопримечательностями нашего города».

- Предложить родительскому комитету приобрести для группы видео - диск «Югорский карнавал».

- Оформить папку «Ода городу!» (познакомить родителей с поэтами нашего города и их произведениями).

3 квартал

Март

Апрель

Май

- Семинар – практикум с педагогами:

Викторина «Что мы знаем о родном крае

-Комплексное занятие по познавательному развитию «День Земли», совместно с музыкальным руководителем.

- Анкетный опрос педагогов: «Что мы знаем о жителях крайнего севера?»

- Информация для родителей в стенд «План работы с детьми по теме «Мой родной край».

- Консультация для родителей «Ханты и Манси – кто они?»

- Информация в папку для родителей «Традиции, обычаи и обряды народов Севера».

- Организовать поездку в музей под открытым небом «Суеват Пауль» на Вороний праздник.

- Информация в папку «Культура, быт и промысел народов Ханты и Манси».

- Привлечь родителей к сбору атрибутов для ручного труда (мех, кожа, бисер).

-Консультация «Как знакомить детей с природой нашего края».

- Изготовление памяток «Как вести себя в природе».

- Организовать выставку детских работ (рисование, лепка, аппликация и ручной труд) за весь год. Пригласить родителей.

Диагностическое обследование детей

Экспресс – анализ и оценка детской деятельности по данной программе проводиться на основе методических рекомендаций О. А. Сафоновой. В ходе диагностики используются различные методы:

беседы с детьми;

педагогические наблюдения;

дидактические игры;

продуктивная деятельность.

Диагностическое обследование уровня знаний детей по разделу «Моя семья».

Ф. И ребёнка Знает понятия Владеет информацией о своей семье Может по древу семьи рассказать родословную Умеет различать и называть родственников Составляет рассказ о семье из 6 и более предложений Знает о традициях Отображает свои знания в продуктивной деятельности (рисов, лепка, аппликация) Итого

род

предки

народ

семьи предков

Диагностическое обследование уровня знаний детей по разделу «Мой город».

Ф. И ребёнка Знает когда и как образовался г. Югорск Знает символику города и её значение Знает главу города и его обязанности (понятие мер) Знает и называет улицы города Знает и называет здания города (административные и культурно-развлекательные Составляет небольшой рассказ о своём городе Отображает свои знания в продуктивной деятельности (рисов, лепка, аппликация) Итого

Диагностическое обследование уровня знаний детей по разделу «Мой край».

Ф. И ребёнка Знает геральдику ХМАО. Имеет представление о жителях крайнего Севера. Знает всё о жилище Ханты и Манси Знает орнамент Ханты и Манси и его значение Знает природу нашего края Составляет рассказ о жителях крайнего Севера Ханты и Манси Отображает свои знания в продуктивной деятельности (рисов, лепка, аппликация) итого

деревья ягоды грибы животные птицы

Используемая литература

1. Мид М. «Культура и мир детства». — М., 1988.

2. Малыгина А. А. «Мир детства у народов Сибири». — Тюмень, 1989.

3. Лукина Н. В. «Формирование материальной культуры хантов». — Томск, 1985

4. Лукина Н. В., Рындина О. М. «Источники по этнографии Западной Сибири». — Томск, 1987

5. Лукина Н. В. «Альбом хантыйских орнаментов». — Томск, 1979.

6. Лесгафт П. Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение». — М., 1991.

7. Кулелезин В. М. «Человек и природа в верованиях хантов». — Томск, 1984

8. Бондаренко А. К. «Дидактические игры».- М. : 2003г

9. Кулелезин В. М., Лукина Н. В. «Знакомьтесь: ханты». — Новосибирск, 1992

10. Круть И. В., Забелин И. М. «Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества». — М., 1988.

11. Кондратьева Н. Н. «Программа экологического образования детей». «Мы» — Азбука экологии. — СПб., 1996.

12. Коменский Я. А. «Педагогическое наследие». — М. : Педагогика, 1989

13. Здравомыслов А. Г. «Потребности, интересы, ценности». — М., 1986

14. Журавлев В. И. «Педагогика в системе наук о человеке». — М., 1990.

15. Шешкин П. Е, Шабалина И. Д «Мансийские орнаменты». – СПб., 2001.

16. Стариков В. П «Млекопитающие ХМАО округа». – Сургут 2003.

17. Молданова Т. А «Орнамент хантов Казымского приобья… - Томск 1999

18. Доронова Т. Н, Якобсон С. Н Комплексная программа «Радуга». - М. : 2003г

Публикации по теме:

Награды за участие педагогов и детей в конкурсах разного уровняНаграды за участие педагогов и детей в конкурсах разного уровня Воспитанники нашего учреждения принимали участие в разнообразных конкурсах: -Грамоты и дипломы победителю 8-го Международного творческого.

Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой 3. Вид проекта (продолжительность) 4. Участники проекта 5. Краткая.

Автор публикации:
План-программа по краеведению «В гостях у Югорки»
Опубликовано: 7 марта 2013 в 01:47
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД