План работы кружка по краеведению «Юные краеведы» в подготовительной группе на 2013–2014 год

Людмила Дудоладова
План работы кружка по краеведению «Юные краеведы» в подготовительной группе на 2013–2014 год

Пояснительная записка.

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается на четырех сферах.

• природа

• рукотворный мир человека

• отношение к общественной жизни

• человек и его собственная жизнь

В настоящее время возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют краеведами. Все материала, созданные ими привлекают внимание взрослых, подростков, детей младшего школьного возраста и дошкольников.

Наш детский сад расположен в селе Козловка Воронежской области - это живописное место, вокруг растёт Шипов лес, богатый растительным и животным миром, прекрасные луга с разнотравьем. Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, слушание произведений художественной литературы.

Цель и задачи кружка

Цель кружка: воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакомство с их прошлым и настоящим.

Задачи:

- Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины;

-познакомить с историей заселения родного края;

-познакомить с бытом, традициями, обычаями, народными праздниками;

-различать национальные костюмы нашего края;

-формировать интерес к устному народному творчеству.

-воспитывать чувство гордости за свой край родной посредством материалов по краеведению.

- познакомить с природой родного края ;

- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь, природу, а также сознание необходимости ее защиты;

- воспитать бережное отношение к природе;

- развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.

-способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае

1 блок: «Козловка– наш край родной».

Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который представлен семьей, малой Родиной, знакомство с историей родного села. Знакомство с его историей. Сельским хозяйством.

2 блок «Природа родного края» содержание данного блока направлена на формирование знаний детей особенностей растительного и животного мира. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса и местность. Предусматривает расширение знаний детей о рукотворной природе (сады, и. т. д).

3 блок. «Быт и традиции» Этот блок направлен на то, чтобы воспитатель познакомил детей дошкольного возраста с народами родного края, понятием быт, традиции. Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях бытовых условий, предметов обихода, одежды, игрушек прошлого века и настоящего века. Формировать у детей бережного отношения к истории жизни своей Родины. Ознакомление с традициями позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями.

4 блок. «Культура и искусство родного края». Блок предусматривает работу воспитателей по знакомству детей дошкольного возраста с биографией и творчеством писателей и поэтов, которые прославили наш край своими произведениями, являясь авторами стихотворений, рассказов, песен. Изучая вместе с детьми историю жизни выдающихся поэтов, писателей, побывавших в нашем крае у детей дошкольного возраста формируется у детей представление о прекрасном, воспитывается чувство уважения и почтения к творческим людям, к людям искусства.

Основные формы кружковой работы – тематический, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление альбомов; составление творческих рассказов. А также экскурсии, целевые прогулки к памятникам, в музеи, встречи с интересными людьми, спектакли.

Критерии результативности обучения:

• Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям

родного края

• Использовать в активной речи фольклор

• Уметь играть в русские народные игры

• Знать памятники культуры, историю возникновения своего города

• Знать животный и растительный мир края

• Знать наиболее важные исторические события истории родного края

п/п Месяц Тема Задачи Работа с родителями Изучение методической литературы Оснащение педагогического процесса

1.

Сентябрь

2.

Октябрь

1. Моя семья.

Узнать свою родословную путем составления генеалогического древа семьи.

Собрать и принести информацию о своих родичах, их фотографии.

Журнал «Игра и дети» №5, 2005

Изготовление

панно «Мое генеалогическое древо»

3.

Ноябрь

2. Растения нашего края, занесенные в Красную книгу.

3. Быт народов нашего края.

Познакомить с природой родного края. Воспитать бережное отношение к природе.

Сформировать представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях бытовых условий, предметов обихода, игрушек прошлого века и настоящего века.

Консультация в родительский уголок «Не рвите цветы, не рвите!»

Предложить сделать «Горницу» в группе.

«Азбука родного края» Г. Н. Веденеева

1995. Воронеж.

.Создание Красной книги

Картинки и иллюстрации домов, предметов быта и народных игрушек.

4. Декабрь

4. Животные, занесенные в Красную книгу, обитающие в нашем крае.

5. Русская народная праздничная одежда.

Формирование знаний у детей особенностей животного мира, о редких и исчезающих видах животных.

Рассмотреть и запомнить названия элементов русского народного костюма, его орнамента, украшений.

Принести картинки, животных, занесенных в Красную книгу

Ю. Дорофеев «Русский праздничный народный костюм». М.: Мозаика, 2012

Интернет.

Изготовление дид. игры «Кто где живет»

Куклы в костюмах русских губерний; картинки русских костюмов.

5. Январь

6. Народные праздники

Рассказать историю возникновения старинного обычая; познакомить со славлением, колядой и гаданиями

М. Забылин «Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. М.:Рус книга, 1996.

Интернет.

6.

Февраль

7. Птицы нашего края

Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса и местность.

Создать с детьми книжки – малышки об одной или нескольких птицах нашего леса.

Видео презентация «Птицы нашего края»

7.

Март 8. Семейные традиции, обычаи, обряды народов нашего края

9. Народные праздники

Увлечь детей особенностями обряда крещения, новоселья, свадьбы, поминальных обычаев.

Продолжить знакомить детей с традициями празднования Масленицы,

Вербной недели, Пасхи, Красной горки.

Консультация для родителей «Христианские праздники: что мы знаем о них» С. В. Истомин «Я познаю мир». М.: «Астрель», 2007

Интернет

М. Забылин «Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. М.:Рус книга, 1996

Иллюстрации из энциклопедии «Русский народ: традиции и обычаи»

Экскурсия в школьный музей

8.

Апрель

10. Русские народные игры

Познакомить с играми; поиграть в них; показать отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазии при помощи русской народной игры.

Помочь в создании картотеки «Русские народные игры»

С. В. Истомин «Я познаю мир». М.: «Астрель», 2007

9.

Май

11. Экскурсия по селу

Посещение площади в центре села Козловка, возложение цветов к памятнику. Составление описательного рассказа по сюжету памятника.

Помочь в организации митинга.

Разучить стихи к Дню Победы.

Используемая литература:

1. Г. И. Веденеева «Азбука родного края» Воронеж 1995

2. М. Забылин «Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. М.: Рус книга, 1996

3. С. В. Истомин «Я познаю мир». М.: «Астрель», 2007

4. Ю. Дорофеев «Русский праздничный народный костюм». М.: Мозаика, 2012

5. Журнал «Игра и дети» №5, 2005

7. Статьи из интернета.

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Экологический проект «Экология детям» Материал к районному конкурсу «ДЕТСКИЙ САД ГОДА - 2013» Тема: «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников».

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Времена года и погода
  • Лето
Автор публикации:
План работы кружка по краеведению «Юные краеведы» в подготовительной группе на 2013–2014 год
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 21:59
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....