План работы кружка «Родная старина» для детей старшего дошкольного возраста

Юля Космачёва
План работы кружка «Родная старина» для детей старшего дошкольного возраста

План работы кружка «Родная старина» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №230»

Космачёва Юлия Александровна

Рабочая программа кружка «Родная старина»

К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е. И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О. Л. Князева, Т. С. Комарова, М. Д. Маханева, А. П. Усова и др.

К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, фор мирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е. И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О. Л. Князева, Т. С. Комарова, М. Д. Маханева, А. П. Усова и др.

Цель: нравственно- патриотическое воспитание личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам русской народной культуры.

Задачи:

побуждать интерес к произведениям устного народного творчества;

приобщать детей к истокам русской национальной культуры;

способствовать развитию познавательной активности, любознательности;

способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;

показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках;

знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;

сформировать чувство национального достоинства;

способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;

разработать дидактический материал для организации и проведения занятий;

проанализировать полученные результаты.

Программа рассчитана на детей 5-6 лет Программа знакомства ребёнка с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Проводится нод один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 34 занятий. Продолжительность 25 минут (в зависимости от возраста детей).

Возрастные

группы

Продолжительность НОД

В неделю

В месяц

В год

Количество НОД

Продолжительность НОД

Количество

НОД

Продолжительность НОД

Количество

НОД

Продолжительность НОД

старшая группа

25 мин

1

25 мин

4

100мин

34

750 мин \ 12.5 ч

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Формы работы:

Двигательная: Подвижные игры, дидактические игры.

Продуктивная: изготовление продуктов детского творчества.

Коммуникативная: беседа, отгадывание загадок, речевые ситуации.

Трудовая: совместная деятельность.

Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, моделирование.

Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Планирование непосредственно образовательной деятельности, реализуемой в ходе совместной деятельности взрослого и детей,

для детей старшей группы кружка «Родная старина»

Тема

Цель

Литература

1

«Что летом родится - зимой пригодится»

Закрепить летние приметы, народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Закреплять умения отгадывать загадки о летних явлениях природы.

3

2

«Гуляй, да присматривайся»

Познакомить с первым осенним месяцем, его приметами. Закреплять знания о деревьях и их плодах Разучивание песенки-попевки: «Весенушка – осень»

3

3

«Вершки да корешки»

Познакомить со сказкой «Мужик и медведь». Закрепить знания детей о технических культурах, выращиваемых предками.

3

4

«Хлеб - всему голова»

Знакомить детей с трудом крестьянина по выращиванию хлеба в доиндустриальный период. Знакомить со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Разучивание пословиц и поговорок о хлебе

3

5

«Чудо-чудо дивное»

Знакомство с разнообразием русских народных игрушек.

6

«Октябрь пахнет капустой»

Знакомить с характерными для октября явлениями природы, народными обычаями и праздниками (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревяным корытце, тяпкой. Повторение попевки «Весенушка- осень»

2

7

«Всякому молодцу - ремесло к лицу»

Расширять знания о народных ремёслах, предметах быта.

8

«Зайчишка – трусишка»

Знакомство со сказкой «Заяц – хваста». Разучивание потешки «Зайчишка – трусишка»

3

9

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимо выручке и поддержке

3

10

«Знаешь ли ты сказки»?

Литературная викторина по сказкам «Заяц – хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый»

3

11

Гончарные мастеровые

Знакомство с гончарным промыслом. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» Закрепить название изделий из глины, орудий труда гончара

3

12

«Традиции россиян»

Знакомство с традиционными русскими праздниками.

1

13

«В гостях у тетушки Алены»

Знакомство с русской избой, традициями взаимопомощи на Руси.

1

14

«Одежда наших предков»

Знакомство с традиционным русским костюмом: сарафан, рубаха, юбка понёва.

1

15

«Узоры для русских красавиц»

Рассказ о народных орнаментах, Украшение сарафанов.

2

16

«Здравствуй, зимушка – зима!»

Закрепить знания о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

3

17

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

3

18

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Знакомство с традицией рождественских праздников и колядования. Разучивание колядки

2

19

«Хороший город Городец»

Дать знания о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек.

4

20

«Городецкая роспись»

Продолжение знакомства с Городецкой росписью. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве

4

21

«Гуляй да присматривайся»

Расширить представление о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два мороза»

3

22

«Ой ты, масленица!»

Рассказ о масленице. Пение обрядовых песен

2

23

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. Воспитание уважения к женщине.

3

24

«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок

3

25

Пасха

Знакомство с праздником Святой Пасхи

3

26

Красная горка

Знакомство с традициями пасхальной недели.

2

27

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите»

3

28

«Весна, весна, поди сюда!»

Пение закличек о весне. Словесное упражнение о весне»

3

29

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях

3

30

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц

3

31

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом»

3

32

«Голубая Гжель»

Особенности орнамента изделий по мотивам Гжели.

4

33

«Золотая Хохлома»

Расширить знания об Особенностях орнамента деревянной посуды хохломских мастеров.

4

34

«Русские игрушки»

Знакомство с особенностями богородской, филимоновской игрушки.

4

Использованная литература

1. Данилова Г. Н, Дошкольнику об истории и культуре России. М. 2004

2. Круглова Н. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры. / Дошкольное воспитание 2006 №10

3. Князева О. Л. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам народной культуры С-П. 2002.

4. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством. М. 2003

5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М. 1987.

Публикации по теме:

План работы кружка «Мир театра» в подготовительной к школе группе. План работы кружка «Мир театра» подготовлен для детей подготовительной к школе группе разработан музыкальным руководителем МДОУ «Детский.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Лексика
Автор публикации:
План работы кружка «Родная старина» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 марта 2013 в 18:25
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...