Получи документы

План работы по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей среднего возраста»

Светлана Арипшева
План работы по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей среднего возраста»

Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Публикация «План работы по самообразованию по теме „Экологическое воспитание детей среднего возраста“» размещена в разделах

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть»и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе, как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Цели:

повышение педагогического уровня;

формирование положительного отношения к природе;

формирование экологических знаний у детей;

побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться её богатствами;

развитие свободного общения с детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

Задачи:

Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

Осуществление систематической работы с детьми;

Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

Актуальность темы:

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть осознанной и не противоречить основным законам природы. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать его не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе.

Выход темы:

консультации для родителей

консультация для педагогов

картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей

проведение родительского собрания "Природа глазами ребенка"

Формы и методы работы с родителями и детьми:

Родители:

сотрудничество через консультации

родительское собрание

беседы

совместное изготовление и приобретение дидактического материала

Дети

Формы

наблюдения

НОД

экскурсии

труд в природе

эксперименты и опыты

дидактические игры

Наглядные методы:

целевые прогулки;

наблюдения;

показа сказок (педагогом, детьми);

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

проведение дидактических игр;

Словесные методы:

чтение литературных произведений;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

загадывание загадок;

проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы

организация продуктивной деятельности детей;

оформление гербария растений, плодов;

изготовление с детьми наглядных пособий.

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования учёных по экологическому воспитанию дошкольников.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап - информационно-аналитический и методическая работа.

2 этап - проектировочный.

3 этап - заключительный

№ Этапы работы Содержание работы Сроки проведения Формы представления результатов работы

1 1 этап - информационно-аналитический и методическая работа

Цель: изучить проблему экологического воспитания к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности, через изучение научно – методической литературы, подготовку практического материала. Определить формы предоставления результатов работы. Анализ ситуации по выбранной проблеме. Сентябрь Консультация «Экологическое воспитание дошкольников»

Подбор методической литературы по теме ««Экологическое воспитание детей среднего возраста».

Сентябрь Список методической литературы по теме.

Составление плана работы. Октябрь Перспективный план работы.

Изучить пособие: С. Н. Теплюк «Занятия на прогулках в средней группе», на основе методического материала разработать критерии прогулок по временам года для младших дошкольников. Октябрь Консультация «Прогулка с дошкольниками».

Оформить картотеку наблюдений на прогулке.

Изучение теоретических основ экологического воспитания дошкольников, на основе методических разработок авторов : О. А. Воронкевич, С. Н. Николаева. Ноябрь Выступление «Дошкольник и экология».

Изучение вопросов организации и проведения непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Декабрь Конспекты игр – занятий по экологическому воспитанию.

Изучить формы работы и примерный перечень сказок, экологической направленности, для проведения непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Декабрь Консультация «Схема работы над сказкой».

2 2 этап - проектировочный Цель: внедрить в работу подготовленный материал, организовать работу по проведению с детьми интегрированных занятий непосредственно образовательной деятельности.

Изучить пособие А. И. Ивановой «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», и оборудовать природный уголок и уголок экспериментальной деятельности в соответствие с возрастом детей. февраль Консультация «Деятельность дошкольников в уголках природы».

Оформить картотеку по экспериментальной деятельности.

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. март – апрель Выставка игр, пособий для практической деятельности.

Организация практической деятельности по проекту. сентябрь – май

2020 – 20211 уч. год

май Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности.

Проведение открытых мероприятий для педагогов ДОУ и родителей воспитанников.

3 3 этап – заключительный (диагностика результатов работы, самоанализ деятельности).

Цель: подвести итоги проделанной работы.

Разработать карты мониторинга. в течение учебного года Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.

Оформить практический материал (конспекты, консультации, выступление, анкеты и т. д.).

Проведение родительского собрания "Природа глазами ребенка"

Название блока Период Работа с детьми Работа с родителями

«Растительный мир» Сентябрь-октябрь Рассматривание иллюстраций, альбомов.

Наблюдение за уборкой урожая.

Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали»

Рассказ по картине Левитан «Березовая роща» (описание берёзы).

Чтение художественной литературы по теме.

Загадывание загадок.

Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке».

Занятие «Способы распространения семян в природе». Разработка дидактических игр по теме.

«Животный мир» Ноябрь-декабрь Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы»

Чтение художественная и познавательная по теме,

Загадывание загадок

Оригами-животные.

Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки»

Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует» Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные».

Подготовка стендовой информации для родителей.

«Мир птиц» Январь —март Наблюдение за птицами на кормушке.

Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.

Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»;

«Зачем помогать птицам зимой»;

«Как живут наши пернатые друзья зимой»; «Пользу или вред приносят птицы?»; «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой».

Чтение художественной литературы.

Загадывание загадок.

Рассказывание по картине «Грачи прилетели».

Дидактические игры: «Где чье гнездо?», «Подбери птице клюв и ноги», «Собери картинку».

Рисование «Птицы на кормушке». Изготовление кормушек.

Разработка рекомендаций для родителей по проблеме.

Изготовление альбома «Птицы».

Выставка работ «Птицы на кормушке».

«Комнатные растения» Апрель — май Беседы о цветах:

«Кто живет на подоконнике?»

Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения».

Дидактическая игра «Живая и неживая природа».

Рисование «Комнатный цветок».

Загадывание загадок Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате».

Выставка работ.

Методическая литература

1. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург, «ДЕТСТВОПРЕСС»,2003 г.

2. О. В. Дыбина «Ребенок в мире поиска», Москва, ТЦ «Сфера» - 2005г.

3. О. В. Дыбина «Ребенок в мире поиска» (Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста, Москва, ТЦ «Сфера» - 2011г.

4. О. М. Дьяченко «Чего на свете не бывает?», Москва, «Знание», 1994 г.

5. С. Д. Ермакова Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте : Сборник научных трудов / — СПб., 1996 г.

6. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Волгоград – 2010 г.

7. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», Волгоград – 2010 г.

8. С. Н. Николаева Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М. ,1995 г.

9. С. Н. Николаева Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005 г.

10. С. Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста» : Пособие для педагогов дошкольных учреждений, Владос, 2001 г.

11. Журнал «Дошкольное воспитание» - № 8 2006 г.

12. maam.ru>detskijsad.

13. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Дом педагогики, 1998. – 56 с.

Публикации по теме:

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

Отчёт по самообразованию по теме «Экологическое воспитание дошкольников»Отчёт по самообразованию по теме «Экологическое воспитание дошкольников» В 202-2023 году я работала по методической теме: «Экологическое воспитание дошкольников». Цель: - повысить свой профессиональный уровень.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

План по самообразованию в подготовительной группе «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Возраст обучающихся : 6-7 лет Актуальность: происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей среднего возраста»
Опубликовано: 8 марта 2024 в 21:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД