План самообразования «Роль загадки в развитии дошкольника»

Елена Матюнина
План самообразования «Роль загадки в развитии дошкольника»

Материалы по теме самообразования:

«Роль загадки в развитии дошкольника»

Воспитатель

Матюнина Елена Владимировна

2017-2018г.

Актуальность темы

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня по вопросу развитие дошкольника посредством малых фольклорных форм (загадки) в образовательной деятельности. Развитии речи,мышления,логики у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи самообразования:

1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию дошкольника с помощью загадок.

2. Разработать и подобрать загадки на развитие речи, логики, мышления для детей старшего дошкольного возраста;

3. Способствовать совершенствованию речи, расширению словарного запаса, логики,мышлению посредством загадки;

4. Повысить компетентность родителей в значимости загадок в развитии дошкольника;

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

1. Обучение детей отгадыванию загадок с помощью наблюдения,сравнения, анализа.

2. Составление загадок самими детьми, с помощью взрослых.

3. Иллюстрация отгадок.

Предполагаемый результат:

- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- стимуляция умственной активности;

- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

План работы на 2017-2018 учебный год

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957.

2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.

3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание. -1986 - №9.

4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 - №7

Работа с детьми Сентябрь Загадки об овощах и фруктах.

.Елкина Н. В. Тарабарина Т. И. «1000 загадок».- Ярославль, «Академия развития». 1997 г. Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».

Октябрь-

ноябрь Загадки леса: деревья, ягоды, грибы.

Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000. Вечер «Загадок у Лесовичка».

Декабрь «Новый год у ворот»

www.olesya-emelyanova.ru Загадки Дедушки Мороза

Январь Загадки об игрушках, сказочных героях.

«Сборник загадок для детей»

Людмила Кустурова Конкурс загадок «В гостях у «Угадайки».

Февраль Загадки о природе, природных явлениях.

Zagadka.kakras.ru Составление альбома загадок «Природа вокруг нас».

Март Придумывание загадок детьми и родителями. Коллективное оформление книги «Загадки».

Апрель Загадки о транспорте.

Shhool-work.net. Дид. игра «Отгадай загадку и нарисуй отгадку»

Май Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку». Обмен опытом с коллегами

Работа с семьёй Сентябрь Консультация для родителей «Учите детей отгадывать загадки».

Январь Папка- передвижка «Загадки из детства».

Март Придумывание загадок детьми и их родителями. Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми.

Апрель

Май Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности.

Самореализация

Май Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольника» Консультация для родителей «Роль изобразительной деятельности в развития дошкольника» В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка.

Отчёт по теме самообразования «Роль традиционных методов рисования в развитии творческой личности дошкольника» Я работаю с детьми младшей группы. Как же приобщить ребенка к творческой деятельности? Как помочь ему полюбить рисовать? Уже несколько лет.

План самообразования на пять лет «Роль экологической культуры в развитии познавательных процессов у дошкольников» Актуальность темы: Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области.

План самообразования «Роль экологической культуры в развитии познавательных процессов у дошкольников» План самообразования по теме: "Роль экологической культуры в развитии познавательных процессов у дошкольников". Марченко Эльмиры Ильдусовны.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки
  • Насекомые и пауки
  • Космос
Автор публикации:
План самообразования «Роль загадки в развитии дошкольника»
Опубликовано: 18 декабря 2017 в 17:37
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка «Волшебные фантики» — изготовление поделок из бросового...
Методическая разработка "Волшебные фантики" - изготовление поделок из бросового материала - конфетных фантиков. Часть 1 Уважаемые коллеги, дорогие...
Фотоотчёт «Букет для мамы» рисунок мятой бумагой с помощью бумажного шарика
Мы с детьми второй младшей группы решили нарисовать подарочек для любимых мамочек. Но наш подарочек должен быть необычным и интересным. Техники...
Мастер-класс для педагогов и родителей нетрадиционная техника рисования «Летний луг»
Уважаемые педагоги хочу с вами поделиться мастер - классом нетрадиционной технике рисования "Летний луг". Для получения результата мне понадобилось:...
Мастер-класс «Синий кит в технике оригами»
На волнах качаясь спит, Очень славный синий кит. Он огромного размера, В океане самый смелый. Пьет он воду, ест планктон, Потому и сильный он. ( Д....
Конспект НОД по рисованию в технике оттиска пробкой «Букет для мамы»
Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования оттиск пробкой "Букет для мамы" Цель: закрепить навыки рисования используя пробку; развивать мелкую...